20 мар. 2008 г.

7x-x=7

Правильное название этой заметки должно было быть "грозит ли процветание нашему образованию?"

Сколько угодно есть статей со смыслом "я спросил школьника, где Канада, а он показал на Австралию, хотя в нашем поколении все географию знали". И это всё, конечно, не очень хорошо. Но такие примеры "худших" знаний ни о чём не говорят. Точнее, говорят о том, что удалось найти очередного слабого школьника, после чего написать слёзную статью "как всё ужасно". Такие примеры показательны, но не являются каким-то приговором, потому что наличие очень слабых - это не самое страшное для массовых систем.

Есть обратные ситуации: например, наши школьники заняли 1 место на 48-ой Международной математической олимпиаде в 2007 году. Наши школьники обошли команду Китая (которая традиционно везде доминировала - у них население на порядок больше нашего, поэтому есть из кого выбрать) и команду Америки (тоже имеющую большие возможности по покупке талантливой молодёжи). Кстати, кто-нибудь слышал эту новость по радио или ТВ? На самом деле, это очень большое достижение! Но оно тоже не говорит о нашем образовании почти ничего. Наличие в России десятка очень сильных олимпиадников (даже сотен), способных бороться на международном уровне с сильнейшими соперниками, никак не характеризует всё образование. Потому что существование очень сильных - это не гарантия высокого уровня всей системы.

Эта заметка о недавнем собеседовании большой группы девятиклассников. Я обычно вижу школьников в последние два года обучения (10 и 11 класс), соответственно, могу судить о изменении уровня всей предшествующей школы. Причём исторически сложилось, что на эти собеседования попадают ребята, которые "чего-то хотят". То есть им (их родителям) мало простой средней школы - они хотят в более специализированную, более качественную и т.д. Обычно в такой выборке бывает несколько призёров/участников городских/областных олимпиад, любителей порешать сборники олимпиадных задач, короче, интересных школьников. Но в последние годы уровень таких "отборных" детей неуклонно падал.

Я уже писал об олимпиадниках, не знающих числа Пи. Похоже, ситуация ещё грустнее: большая группа школьников (которые сами пришли на это собеседование, их никто не заставлял) в процессе решения задачи провели преобразование 7x-x=7 ("иксы сократились"!). Другие задачи они решали не лучше. Например, нынешние школьники считают, что треугольники бывают трёх типов: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные. Причина понятна - готовясь к ЕГЭ, они сталкиваются только с такими треугольниками. Когда я дал обычную задачу про треугольник вообще, то они стали решать её, как будто треугольник равнобедренный (то есть очень сузили условие).

Конечно, есть "звёзды", которые решают, как "нормальные дети" (как 5 лет назад решали школьники такого же возраста). Но тогда знать алгебру и геометрию было абсолютно нормально. А не решить просто уравнение с модулями было странно - если уж пришёл на собеседование, то значит, что-то умеешь. А сейчас школьники, которые считают, что 7x-x=7, не удивляют, а умеющие правильно раскрывать модули вообще выделяются из общей массы.

Читая в ЖЖ ФДО, что "учительница математики, преподававшая в матклассе(!), утверждала, что правильный семиугольник не существует, так как 360 на 7 не делится", а также про "преподавателя сельской школы, которая учит, что дроби складываются по правилу "отдельно складываем числитель и отдельно знаменатель", потому что "детям так понятнее", я в это верю, потому что вижу этих детей. Они есть, с каждым годом их всё больше.

И печально это именно из-за того, что эти дети - далеко не самые слабые в своём поколении. Это ребята, которые учились в неплохих школах (лучших в районе), тянулись вверх (участвовали в олимпиадах), читали книжки, старались. Но их уже учат так плохо, что руки опускаются. Безусловно, есть очень хорошие учителя. Но их уже не хватает, чтобы помогать проявиться достаточному количеству школьников. Кроме того, их опыт очень редко передаётся (новые учителя редко учатся у опытных мастеров, а талантливые люди реже идут в педагогику).

Короче, я не согласен с падением высокого уровня нашего образования. Если вы знаете хоть какую-то зацепку, хоть один аргумент, что всё наладится, то, пожалуйста, напишите его в комментарии. Потому что рядом с такой деструктивной заметкой обязательно должны быть пояснения, что "автор излишне драматизирует", "не всё так плохо" и "вон там-то уже налаживается".

25 комментариев:

  1. Короче, я не согласен с падением высокого уровня нашего образования. - как-то фраза не вяжется с остальным текстом.
    Мне тоже кажется, что уровень образования падает. Но с другой стороны и преподаваемых предметов стало больше, то есть возрос поток информации из разных областей знаний.
    И может быть не совсем в тему, но всё же, где в жизни может пригодится знание того, что 7x-x не равно 7?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный01.03.2012, 00:00

      За тысячелетия человечество не нашло лучшего способа развить мозг кроме занятий математикой и физикой. В жизни возможно не нужна алгебра, да и геометрия элементарная тоже. Но важно, что потом человек лучше работает с информацией. Иными словами, если вам не нужен развитый мозг, то математика не для Вас.

      Удалить
  2. Анонимный20.03.2008, 16:48

    Когда я написал про потреблятство, мне сказали: "все не так плохо", "ты спекулируешь на чувствах". Думаю, эти люди просто не представляют себе, кто составляет бОльшую часть нашего 142-миллионного общества, зацикливаясь на собственной сфере объемом в несколько сотен тысяч синих и белых воротничков.

    Думаю, ты прав, Илья. К сожалению, прав.

    ОтветитьУдалить
  3. Alexey, спасибо за вопрос про востребованность умения считать 7x-x. Вы предвосхитили следующие статьи, поэтому здесь я Вам отвечу коротко:
    - в школе не надо учить читать, потому что есть радио и телевизор,
    - не надо учить считать, потому что есть калькуляторы,
    - не надо учить писать, потому что человеку писать не обязательно (достаточно уметь ставить роспись или хотя бы крестик в документах),
    - не надо учить географию и историю, потому что всё можно спросить в интернете.
    Может показаться, что я утрирую - это намеренно. Мысль в том, что школьное образование даёт не только какие-то навыки, но и попутно развивает другие способности. Например, навык обучаться дальше. Почти все квалифицированные люди когда-то получили базовое образование в школе, а потом его расширили - и это бы не вышло, если бы у них не было навыков учиться).
    Большая часть знаний из школы им не пригодилась. Но развитый мозг уже мог воспринимать то, что им надо - так и получились специалисты.
    Избавившись от "ненужного" в школе, мы получим людей, которые не могут научиться "своему делу". То есть всё население будет заниматься неквалифицированным трудом. Хорошо это или плохо?

    Фраза о том, что я не согласен с падением уровня образования, имела следующий смысл: я против этого, мне это не нравится.

    ОтветитьУдалить
  4. Алексей, я наблюдаю это падение уже давно. Но каждый год были видны позитивные моменты, что давало надежду. Фактически, я сейчас ищу такие подвижки - где-то что-то, может, произошло путное...

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный20.03.2008, 18:56

    Иллюстрация к уровню образования. У нас география была до 2004 года. А о том что океанов пять с ~2000 года узнал лишь где-то декабре 2007 года(пятый океан -- Южный).
    Хотя в современных учебниках по географии вроде южный океан появился.

    ОтветитьУдалить
  6. Илья, мне кажется Вы уж чересчур утрируете. Образование должно быть многоплановым и развивать другие способности, но мне кажется вместо того, чтобы учить всех детей брать интегралы, их можно было бы научить чему-нибудь более полезному - основам юриспруденции, например (вот этих знаний зачастую в жизни и не хватает).

    ОтветитьУдалить
  7. Redy, спасибо за мысль. Я только не очень понял, какие интегралы? Если дети не знают, в каком порядке выполняются действия умножения и вычитания, то интегралы им уже не светят.
    Мне казалось, многоплановость нужна, когда есть элементарные основы. А не имея простейших логических навыков (развиваемых и на математике), юриспруденцию ребёнок осилит на уровне "где-то что-то слышал, но не смогу применить никогда, потому что очень сложно". Разве не так?

    ОтветитьУдалить
  8. Илья, тут не совсем согласен, хотя логика конечно верная. Уверен, есть много людей, слабо представляющих что значит 7x-x, но прекрасно разбирающихся в юриспруденции (там по-моему логика несколько иная).
    Пример про интегралы я привёл как условный аналог задачи 7x-x (знание решения которой лично мне кажется настолько же полезным, как и знание того, как брать интегралы).
    А вообще, спасибо за блог, очень интересно читать :)

    ОтветитьУдалить
  9. Хороший пост. Я где-то у американцев читал, что они уделяют много внимания проблемам образования в динамике, т.е. изучают старшие классы, потом этих же людей через 5 лет, через 10 лет. Они пытаются понять, почему отличники могут стать средними специалистами, а троечники вырастают в директоров компаний. Тут и возникает вопрос про соотношение "сколько надо теории вложить", а где важнее применение полученных, хоть и минимальных, знаний. Имея обширный запас теории, человек может быть младшим технологом за 200 баксов в месяц, а другой, с минимум теоретических знаний прогрессирует в главного инженера - то ли за счет лучшего применения имеющихся знаний, а может за счет постоянного саморазвития, т.е. жизнь показала, что учителя ему в принципе не нужны.

    ОтветитьУдалить
  10. Может все таки показать решение? :)

    7x - x = 7
    x * ( 7 - 1 ) = 7
    x = 7 / ( 7 - 1 ) = 7/6
    А вообще, в 97 году сидел в приемной коммисии на мат. фак. в родном городе. После первого письменного экзамена по математики (при шестибальной системе: 2,6,7,8,9,10) положительных оценок оказалось 7 из 110. На 25 мест. В срочном порядке перепроверили решения и были выставлены оценки: 3, 4, 5, ..

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный08.04.2008, 17:46

    surger:
    имелось в виду, насколько я понимаю, что вместо
    7x - x = 6x
    писали
    7x - x = 7

    :)

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный16.10.2009, 20:00

    И может быть не совсем в тему, но всё же, где в жизни может пригодится знание того, что 7x-x не равно 7?
    Я был Вам должен 7 тысяч рублей, но на прошлой неделе тысячу рублей уже вернул. Сколько я остался должен? 7 рублей?

    Если 7 рублей да умножить на отданную тысячу, получится ровно 7 тысяч. Всё сходится :)

    ОтветитьУдалить
  13. alexzzzzz, но должно быть 6 (раз одну уже вернули), а не 7 тысяч :)

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный18.12.2009, 02:08

    честно говоря мне не кажется что образование падает.по моему это все слова прошлого поколения про то "как раньше все было хорошо", примеров когда прошлое поколение неоправдано ругает новое можно привести много.

    Посомотрите на всесоюзные олимпиады 50\60-х годов это задачи школьного уровня со звездочкой ну или муниципальной олимпиады.
    это говорит о том что уровень олимпиадников-отличников-ЕГЭшников (5-15% от общего числа) поднялся.
    а остальные как не знали ФизМат так и не знают сейчас.

    я ни разу не видел чтоб ктото хвалил современное образование так что у меня складывается ощущегие что просто модно его ругать стало

    п.с. мне 15 так что сравнивать то что было раньше с тем что сейчас не могу совсем.

    ОтветитьУдалить
  15. > мне 15

    > честно говоря мне не кажется что образование падает.по моему это все слова прошлого поколения

    Без обид, но грамотность сообщения чудесно сочетается с его смыслом. :)

    ОтветитьУдалить
  16. denis_russkih, я ждал такого ответа на реплику анонима :)
    Но это критика формы, а не содержания.

    В его словах есть рациональное зерно - многие ругают современные тенденции в образовании не за дело, а потому что так принято. Но, как говорится, "если у Вас нет паранойи, то это вовсе не значит, что за Вами не следят". Мне многое не нравится в последних двух десятилетиях нашей образовательной системы. Конечно, и до 1990-го года были свои очень яркие проблемы, но создание новых бед поверх старых - странный ход :(

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный01.02.2010, 14:45

    Замечательная статья, прочитала с большим интересом. Я думаю, что вопросы вроде:

    И может быть не совсем в тему, но всё же, где в жизни может пригодится знание того, что 7^x-x не равно 7?

    имели бы место, если бы Илья говорил о школьниках в общем. Каждому действительно свое, способности у всех разные. Но ведь конкретно в этом примере речь идет об олимпиадниках, ребятах, которые учат математику, а не юриспруденцию, и ходят на олимпиады по математике, а не по русскому языку.

    В общем, одна надежда на родителей будущего поколения, что родители сами будут восполнять пробелы образования у своих детей...

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный07.02.2010, 22:16

    Я сейчас прохожу методическую практику в школе.
    Наблюдаю за уроками химии девятого и десятого класса.
    Вначале я была в ужасе от учительницы. Старая, оочень эээ уродливая *с ней очень сложно говорить и сложно на неё смотреть*, она постоянно на них кричала *правда, было за что*, постоянно оговаривалась, и у меня сложилось мнение, что если она когда-то и была хорошим учителем. то эти времена прошли уже давным-давно.

    Ан нет. Оказалось, что её ученик выиграл международную олимпиаду по химии *вроде в 2009ом году*, также много-много её учеников - были *и есть* постоянные участники олимпиад. У неё куча-куча степеней и званий. В том же 2009ом её Матвиенко вручила какую-то крутую награду.

    Да и сейчас, после уроков, она бесплатно занимается с двумя школьниками, которые поедут на олимпиаду.. и обязательно на ней что-нибудь займут. потому что она - отличный учитель.

    Вот парадокс. Учительский талант в ней "умирает", когда она видит неуправляемую толпу трудных детей, у которых нет никакого уважения к учителям да и вообще ко взрослым.

    ОтветитьУдалить
  19. Думаю, все понимают, что это не парадокс.
    Хорошему учителю неинтересно "успокаивать" детей и "прививать интерес" к предмету. Хороший учитель должен работать с теми, кто ему доверяет, кто искренне хочет учиться. С остальными должны работать воспитатели.

    ОтветитьУдалить
  20. Лично я уже давно перестал переживать за систему образования России. Прочел однажды у своего научрука в жж фразу: "Какую оценку Вы хотите за экзамен? 5? Держите свою 5! Чем больше таких специалистов, тем дороже мои услуги."
    Чем меньше детей и студентов понимают, что их жизнь, материальное благополучие и прочее-прочее-прочее зависит от их мозгов, тем дороже Вы, тем дороже я.
    P.S. Фраза принадлежит не научруку, она просто в его жж напечатана была=)

    ОтветитьУдалить
  21. Максим, это понятная мысль.
    Но я смотрю не только с позиции своего личного эгоизма, но и с точки зрения успеха своей страны.

    Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня были квалифицированные и умные люди, а не неграмотные разгильдяи. Кстати, конкурировать с мастерами интереснее, чем с неучами :)

    ОтветитьУдалить
  22. Конкурировать действительно интереснее с мастерами, а не со знакомствами...
    А по поводу успеха страны, мне кажется, что важно не то, сколько людей в ней образованы (я уж не про специалистов говорю, просто про образованных), а то сколько талантов у ее руля.

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный02.03.2012, 02:10

    Максим,
    цитата Вашего научрука весьма расхожая фраза, призванная мотивировать студентов. Эта логика может быть разумна, когда имеет место высокая конкуренция специалистов. В действительности, сейчас огромный дефицит компетентных людей.

    Обратная аргументация. Вот железный занавес рухнул, и исчезло отечественное машиностроение (например). Почему? Вся отрасль оказалась неконкурентоспособной. Так что иногда разумнее действовать в интересах своей "гильдии".

    Андрей.

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный18.02.2016, 15:42

    Вечный вопрос: где в жизни может пригодится знание того, что 7x-x не равно 7?
    Но почему-то учат, точнее учили, и тогда уровень был выше. Я окончил прикладную математику, а до того получил компьютерную специальность. А сейчас считаю, что маловато преподают (преподавали) рисования - возможно моё возрастное.
    ИМХО, знать что делать с 7x-x необходимо, ибо это ступенька дальше. Нужно ли человеку идти дальше - ему решать самомоу, но не зная эту базу он и решать не может идити ли ему дальше.

    Пример из моей юности: одна отличница после вступительного экзамена* летом 1997 года недоумевала как же найти площадь квадрата если дано лишь то, что длина его стороны равна а. А я тогда не знал как подписать на схеме транзистора имена его ножек (база-коллектор-эмиттер) - не учили этого в школе, слова я знал и где "база" тоже, но вот коллектор мог спутать с эмиттером.

    * - это был особенный формальный экзамен для отличников выпускников 9-х классов, их брали вне конкурса, но ключевой преподватель устроил им (нам) такой экзамен видимо для себя, примерно так же как Илья.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний