В следующей заметке будет объявлен конкурс с ценным призом для желающих развиваться, подробности ниже.
А сейчас речь пойдёт о различии шкал восприятия. Мне кажется, это очень важная тема, понимание которой позволяет идти по жизни, не спотыкаясь. Проще всего это можно объяснить на следующих примерах (кому что ближе):
1. "Суровый" начальник входит в кабинет к сотруднику, привычно начиная на него кричать, что надо срочно делать то, то и то. Более того, он обращает внимание на одну очень важную задачу, которую необходимо успеть сделать за ближайшие три часа. Но сотрудник давно думает о чём-то своём, не вслушиваясь - он заранее знает, что им будут недовольны, как бы он ни старался, он знает, что "очень приоритетными" называют все задачи, которые он может делать, поэтому выполняет их в том порядке, который ему удобнее. И особо не торопится, потому что от его темпа не зависит ничего - он всё равно будет виноват. Такой начальник теряет возможность хоть как-то рулить своими подчинёнными, потому что они его давно уже не слышат. Они знают, что все противоречивые требования не выполнишь, поэтому совсем перестали напрягаться. Кто имеет отношение к армии - скорее всего, сталкивался с таким типом взаимодействия: в 19 часов даётся указание расчистить площадку от строительного мусора до 18 часов. Это принципиально невозможно, поэтому вообще никто никуда не торопится - работа длится почти неделю.
2. На скамейке сидит заплаканная девушка, ожидая встречи с молодым человеком. Он приходит, спрашивает, что же случилось, а она отвечает: "Да что ты понимаешь!". Он проявляет настойчивость, стараясь аккуратно понять суть проблемы, чтобы её решить, но не тут-то было - девушка занимает оборону, добавив слёз! Потом выясняется, что причина переживаний - встреча с подругой, которая себе купила "точно такую же блузочку". Конечно, это серьёзная беда, парень смиряется с этим... Но на следующий день он видит те же слёзы - не проходит и двух часов, как он узнаёт, что девушка забыла дома заколку. На пятый день он уже не обращает внимания на эти переживания, зная, что если час-два потерпеть, то всё само пройдёт. Но однажды причина переживаний оказывается настоящей - автоавария с участием родственника. Однако накал страстей получается прежний - максимальный. Молодой человек привычно пропускает мимо ушей все всхлипы и слова - ему уже давно всё равно, он думает, что не сможет это выносить. И он понимает, что дело не в том, что девушка очень эмоциональная (это-то его и зацепило в своё время), а в том, что она чёрно-белая - если всё идеально, то счастливо улыбается, но если хоть малейшая проблемка, то сразу становится безутешной.
3. Кстати, мы здесь не говорим о случаях полного несоответствия шкал. Например, в теме о решении автобусных билетиков я назвал три билета "очень простым", "простым" и "средним", но для кого-то мой "средний" оказался самым простым, а "очень простой" - самым трудным. Но этот пример ещё и показывает характерный сдвиг шкал - я имею большой опыт решения автобусных билетиков, поэтому очень многие задания считаю простыми, хотя их можно ещё долго классифицировать по решаемости. Таким образом, в рамках определённого диапазона я почти потерял способность что-то различать. Аналогичные эффекты проявляются почти во всех областях знания.
В следующей таблице я попробовал представить типичные шкалы людей:
Сразу оговорюсь, что это не какие-то статистические данные, а мои домыслы. И нарисовал я это исключительно с одной целью - показать яркие примеры. Шкалы у людей разные, но понимание этого, к сожалению, является большой редкостью.
Мне кажется, что если иногда вспоминать об этом, то жизнь будет идти гораздо правильнее, потому что почти исчезнут пустые конфликты. Сколько себя помню, всегда было очень легко общаться с другими людьми: в садике, в школе, в универе, с коллегами... И подозреваю, что это связано с тем, что мне всегда была видна не только своя шкала, но и шкала собеседника.
В школьном буфете типичной была фраза "колечки с орешками - полный отстой, который невозможно есть, самое лучшее - шоколадная полоска" - тот, кто в этот момент ел колечко, терялся - он не знал, что его колечко подходит оратору на 99% (а тот это называет "полным отстоем"), поэтому нет резона переживать. И из-за такой ерунды начинались глупые конфликты - росла неприязнь из мелочей.
В той же школе, характеризуя нового человека в компании, могли сказать "он путёвый парень", а потом удивляться пьяной драке с серьёзными травмами - оказывается, пригласивший его почти не знал, просто он про всех говорит "путёвый" (если человек срока за убийство не имеет, конечно). Необходимо чувствовать, что шкала у говорящего очень занижена, да ещё и недетальна - это позволило бы адекватнее понять его заявление.
В универе экзаменатор мог сказать "студент абсолютно ничего не знает" (хотя это была явная "твёрдая четвёрка", которая потом успешно добывалась на пересдаче). А ведь всего лишь надо было понимать, что этот экзаменатор тоже чёрно-белый (умеет ставить "отлично" за идеальный ответ или "неуд" за всё остальное), к нему просто не следовало попадать (а если увернуться невозможно, то нельзя из-за этого переживать).
Один коллега может говорить, что проект на грани провала (как потом выяснится, потому что запас по времени сократился с трёх недель до двух), а другой будет формулировать, что всё хорошо (хотя если вникнуть, то он успеет доделать задачу за 35-40 дней, а крайний срок - послезавтра). Надо знать их шкалы, чтобы по их словам понимать, что имеется в виду. И не будет конфликтов, не будет провалов общих дел. А будет хорошее рабочее взаимодействие.
Примеров может быть много, но полагаю, всё и так понятно. Надо помнить, что всё, что можно оценить, люди оценят по-своему. И с этим ничего нельзя сделать (невозможно заставить всех мерить своим мерилом), надо просто это хорошо знать. Так можно будет дистанцироваться от людей, глядящих на мир через очки, не совместимые с вашими. И, что гораздо важнее, так удастся приблизиться к людям с похожей шкалой радости.
А теперь об обещанном конкурсе: не так давно мы говорили о быстром и безошибочном наборе текста десятипальцевым слепым методом. Если Вы хотите получить этот навык для себя или помочь освоить десять пальцев кому-то из знакомых, то появилась интересная возможность - Вы можете бесплатно получить качественный тренажёр, поставивший руки на клавиатуру тысячам пользователей компьютера от создателя программы "Соло на клавиатуре". Для этого надо первым справиться с интеллектуальным заданием.
Следующая заметка выйдет во вторник (29 июля) в 11 часов по московскому времени. В ней будет предложен очередной яркий класс задач с интеллектуальных боёв - задачки на разрезание. Приведу характерный пример из книги "Математический винегрет" Игоря Шарыгина: надо разрезать по клеточкам на четыре одинаковые части представленную фигуру. Предлагаю справиться с задачкой до конкурса - пусть это будет разминкой.
Вообще, есть различные постановки: "разрезать на две/три/четыре одинаковых фигуры", "разрезать на две пары одинаковых фигур", "разрезать на две/три одинаковых фигуры и составить квадрат" и так далее. Задачи такого типа очень полезны для развития "неожиданного мышления", скорости перебора и интуиции. Во вторник я предложу вам решить кое-что из этого ряда, чтобы получить лицензионную версию программы Соло на клавиатуре 9-ой версии. До встречи!
26 июл. 2008 г.
Шкала радости
Темы:
психология
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Понравилась заметка? Подпишитесь на
RSS-feed или email-рассылку.
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Эту задачку я быстро решил! :D
ОтветитьУдалитьГде настоящее задание? Хочу приз!!!
Настоящее задание будет через полтора часа, как и договаривались.
ОтветитьУдалитьПриготовьтесь :)
"Соло"-то зачем?
ОтветитьУдалитьС удовольствием бы порешал задачки, а теперь сижу, корчусь от отвращения. Большей мерзости среди клавиатурных тренажеров не встречал: программа ориентирована не на обучение печати, а на то, чтобы исподволь убедить пользователя в крутизне программы (когда человек печатает вслепую, пропуская тексты мимо сознания - а ему тем временем на мозги капают). Чего стоит один начальный тест печати...
Aamonster, не ожидал такой реакции :(
ОтветитьУдалитьСвежие версии программы я не видел, а старые мне казались вполне путёвыми... Я сам поставил руки на русскую клавиатуру таким образом (английская как-то сама встала, пока программировать учился). И поэтому надеялся, что кому-то из читателей блога может быть интересно получить свежую версию тренажёра.
Давайте пока исходить из того, что это вкусовые соображения: кому-то данная программа нравится, кому-то - не близка. В любом случае, задачки приглашаю порешать - будет интересно!
Через 15 минут опубликую.
Задачки на разрезание опубликованы в новой заметке.
ОтветитьУдалитьИлья, это не вкусовые соображения, а брезгливость + неприятие давления на психику.
ОтветитьУдалитьЗадачки, может, и порешаю (если б бился за приз - скорей интересен был бы вариант "если выиграю, то Соло не будет куплено у автора организаторами игры").
А ваше одобрительное отношение к данной программе после заметок типа http://my-tribune.blogspot.com/2008/04/blog-post_12.html и http://my-tribune.blogspot.com/2008/02/blog-post_18.html несколько удивляет.
Кстати, о тренажерах: интересный (и правильный) подход в проге VerseQ: http://www.verseq.ru/support/manual
Идея в том, что запоминаются не клавиши, а "аккорды" - характерные последовательности букв, которые пальцы вбивают на автомате с очень высокой скоростью. (правда, попробовать ее так и не собрался - так и луплю свои 200-300 символов в минуту двумя пальцами).
Вроде аналогичный подход видел и в какой-то бесплатной программе.
Aamonster, спасибо за такой подробный ответ. Похоже, я и правда очень давно видел Соло, потому что не припоминаю какого-то давления. Я прочитывал из него только советы по постановке рук (всякие "весёлые тексты" пропускал, потому что времени было жалко). Возможно, если бы я вчитывался во всё, то понимал бы, о чём речь.
ОтветитьУдалитьИдея с аккордами правильная, если всё хорошо реализовано, то это должно бы хорошо помогать. Спасибо за наводку!
В защиту Соло скажу, что мне она позволила в своё время ощутимо увеличить скорость набора (правильные пальцы стали нажимать правильные кнопки, а не "как попало"). Более того, тогда я не видел других программ обучения десятипальцевому методу на русской клавиатуре.
Вероятно, бывают программы гораздо лучше (хорошо, что эта индустрия развивается). В следующий раз я буду внимательнее выбирать призы, чтобы предлагать самое лучшее :)
А мне Соло очень помогло. Я с его помощью овладела слепым набором на русской раскладке, а потом уже английская освоилась автоматически (главное - поставить руки). Теперь набирать тексты стало приятно.
ОтветитьУдалитьМне не показалось, что в Соло много "давления на мозг" - по крайней мере, оно было направлено в нужную сторону (укрепление силы воли, рациональное использование времени и т.д.) и не было таким уж навязчивым.
Хоть сопроводительный текст местами затянут, он, наверное, очень многим помог получить мотивацию на прохождение курса. А если кому не нравится - всегда ведь можно его пропустить.
Я знаю одно - эта программа работает. А остальное, имхо, уже дело вкуса.
Пусть разнообразие процветает. Скоро будет разыграна и программа VerseQ!
ОтветитьУдалитьИлья, здраствуйте! Очень понравилась Ваша статья про "Шкалоу радости". Полностью согласна с Вашим мнением. Уверена, что те же принципы работают и в других человеческих проявлениях. В общении - когда разные люди вкладывают разные смыслы в одни и те же понятия. В процессе разговора каждый говорит "из свой" позиции и при этом могут даже не заметить, что говорят-то они вообще о разном....)))
ОтветитьУдалитьВы очень точно сформулировали.
Уважаемый аноним, спасибо за тёплые слова!
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья: я с такой стороны на общение не смотрел.
ОтветитьУдалитьНапоминает интересный эффект, который наблюдаю в родной конторе. Если программист оценивает, сколько времени ему потребуется на выполнение задачи, эту оценку надо умножить на определённый коэффициент, чтобы получить реальное время выполнения. Причём у каждого программиста этот коэффициент свой: у кого-то 1.5, у кого-то 2 или даже 3, но от задачи к задаче почти не меняется. :)
А есть какие-то методы определения шкалы человека, кроме как наблюдать за действиями и собирать по нему статистику?
psi-bg, шкала ещё чуть-чуть зависит от текущего состояния души человека - но на это в жизни часто делается поправка.
ОтветитьУдалитьЧто касается определения шкал человека, то кроме опыта взаимодействия с ним, можно устраивать различные тесты. Психологи разработали массу всевозможных систем тестирования (разного качества), поэтому классифицировать людей можно всю жизнь :)
Или Вы предполагаете бесконтактный анализ шкал? Можно пообщаться с его родителями - по их свойствам что-то можно понять. Но понятно, что чем дальше от объекта, тем меньше точность определения.
А вы какие-нибудь системы тестирования использовали? Можете что-нибудь посоветовать? Желательно, конечно, чтобы человеку не приходилось при этом заполнять анкету на 4 листах. :)
ОтветитьУдалитьВ этой книжке http://store.artlebedev.ru/books/business/maister-mckenna/ читал про интересный способ деления людей на категории, но там надо с ними какое-то время работать и наблюдать, чтобы делать выводы.
psi-bg, жизнь постоянно сама проводит тестирования. Например, идёте Вы с человеком в кафе, он заказывает чай с лимоном, а ему приносят чай с кусочками сахара на блюдечке. Если относительно нормальный человек попросит принести заказанный лимон, то ненормальный распсихуется, назовёт кафе бомжатником, предложит скорее уйти, не дожидаясь, пока принесут остальные заказанные блюда. Тут, полагаю, всё со шкалами ясно :)
ОтветитьУдалитьА отдельную методику таких замеров порекомендовать не могу, так как не пользовался ими.
я бы назвал Вашу шкалу "субъективностью восприятия". И вообще понимание того что все в мире субъективно очень помогает не тратить силы и время на события, которые в итоге оказываются не значимыми, или быстрее их распознавать.
ОтветитьУдалитьМеня очень интересуют всякие шкалы и таблицы, помогающие более просто понять иногда запутанные вещи. Шкала радости напоминает Шкалу Эмоциональных Тонов и Шкалу Восприятия в саентологии.
ОтветитьУдалитьШкала Тонов:
40,0 Безмятежность существования
30,0 Постулаты
22,0 Игры
20,0 Действие
8,0 Восторг
6,0 Эстетика
4,0 Энтузиазм
3,5 Радость
3,3 Сильный интерес
3,0 Консерватизм
2,9 Умеренный интерес
2,8 Удовлетворён
2,6 Не заинтересован
2,5 Скука
2,4 Монотонность
2,0 Антагонизм
1,9 Враждебность
1,8 Боль
1,5 Гнев
1,4 Ненависть
1,3 Возмущение
1,2 Отсутствие сочувствия
1,15 Невысказанное возмущение
1,1 Скрытая враждебность
1,02 Беспокойство
1,0 Страх
0,98 Отчаяние
0,96 Ужас
0,94 Оцепенение
0,9 Сочувствие
0,8 Задабривание
0,5 Горе
0,375 Искупление
0,3 Незаслуженность
0,2 Самоуничижение
0,1 Жертва
0,07 Безнадёжность
0,05 Апатия
0,03 Бесполезность
0,01 Умирание
Нормальный человек последовательно переходит от одного тона к другому, вниз или вверх. Если определить тон человека, можно пробовать управлять им используя тон выше или ниже тона, в котором он находится.