21 июл. 2008 г.

Надо ошибаться!

Помню, когда я в возрасте пяти-шести лет начал заниматься в секции фигурного катания, была одна серьёзная проблема - страх упасть мешал нормально двигаться. За первые занятия пришлось упасть несколько десятков раз, чтобы понять, что ничего страшного в этом нет (ещё бы - рост маленький, падать не далеко). Более того, с каждым следующим падением организм отрабатывал ситуацию всё лучше: правильно группировался, прятал суставы за мышцы, что позволяло почти сразу и без проблем подняться (вероятно, помогало ещё то, что до этого я год-полтора ходил на гимнастику - но там-то были мягкие маты). И вот осознав, что на льду тоже бояться нечего, я смог нормально ездить (исчезла зажатость). То есть, чтобы перестать коряво ездить, теряя контроль каждые несколько минут, надо было убедиться, что потеря контроля не так страшна.

Поэтому, когда я вчера допустил техническую ошибку, двигаясь на велосипеде (поцарапал чуть-чуть асфальт :), то очень обрадовался. Ещё бы, я уже больше года не проверял адекватность реакций при сложном раскладе (не подтверждал свои правильные навыки для себя же). А тут опять были эти волшебные ощущения "замедленной съёмки" (важно, что никакой паники и лишних движений):
1) постепенная потеря контроля над велосипедом,
2) ясное понимание, что 200 метров дороги сзади чисты (ни одной машины), поэтому надо приземляться не быстро, а мягко,
3) медленное и аккуратное отталкивание велосипеда в сторону (удалось почти положить его, чтобы ничего не поломалось и не поцарапалось) - это позволяет спокойно сложиться, не боясь покалечиться о своего железного коня,
4) вытянул руки вперёд, чтобы кистями мягко встретить асфальт (чисто волейбольный рефлекс, который здесь шикарно сработал), чуть-чуть оттормозился руками, слегка подбросив переднюю часть тела вверх (потому что под плохим углом "заходил на посадку"),
5) ещё раз прихватил асфаль кистями (тем самым ещё сбросил скорость), продолжил скольжение по нему на груди до полной остановки.

Всё, приземление прошло успешно. Повреждения: грязная майка (всё же на ней пришлось проехаться), царапина на одном колене (не успел его спрятать), царапина на подбородке (не успел достаточно задрать голову, скользя на груди, поэтому слегка разодрал кожу).

Но пользы-то гораздо больше:
1) Убедился, что рефлексы почти всё отработали идеально (в самом деле, приземление получилось очень мягким, хотя ситуация была довольно неприятной),
2) Получил хорошую тренировку, которая сделала организм ещё разумнее (в следующий раз подбородок уже так не подставится, потому что "ему это тоже не понравилось"),
3) Хорошо проанализировал свою техническую ошибку (соответственно, уменьшил шансы следующего подобного падения) - то есть, если бы я тогда смог удержать велосипед, а не упал, то не проникся бы пониманием того, как важно было в той ситуации концентрироваться.

К чему я это говорю? К тому, что надо позволять детям делать ошибки. И чем раньше, тем лучше. В детстве мы с друзьями бегали по крышам гаражей и лазали по стройке. И поэтому я теперь имею большой опыт (на уровне мышечной памяти) выхода из разных мелких неприятностей. Чем позже такой опыт приобретается, тем это происходит болезненнее. Приведу пример: когда я учился классе в восьмом, меня попросили открыть верхнюю створку окна, чтобы наконец подышать весенним воздухом после длинной зимы. Я встал на подоконник, открыл защёлку, после чего начал медленно падать на спину, держа створку в руках. Правильные рефлексы позволили тут же развернуться в воздухе (чтобы встретить пол ногами), удобно перехватить створку (чтобы стекло не разбилось), после чего мягонько приземлиться. Конечно, надо за такое наказывать школу, в которой петли оказались не прикручены (створка держалась только на защёлке), но согласитесь, гораздо лучше выходить из таких ситуаций без травм, чем ломаться, а потом судиться.

Денис КудашевЧтобы было хорошо понятно, что я не призываю к безбашенным действиям:

Позавчера в Пензе на тренировке погиб Денис Кудашев (в возрасте 27 лет). Это мастер спорта международного класса по велогонкам на шоссе, трехкратный победитель Кубка Франции, чемпион России, член сборной страны, участник Тур де Франс. Его в этот момент вообще не должно было быть в России, но по странному стечению обстоятельств он не смог вовремя вылететь во Францию - автоавария в Пензе прервала жизнь большого спортсмена.

Вчера (на 15 этапе Тур де Франс), спускаясь с первой горы (на перевале "Col d'Agnel"), Оскар Перейро сломал плечо и бедро. Там очень крутой спуск, очень узкая дорога, крутые повороты (да ещё и невовремя пошёл дождь) - всё это обязывало профессионала перейти в аккуратный режим прохождения трассы. CYCLING 2008 Tour de France Oscar Pereiro crashУвидев это падение, все гонщики пелотона ощутимо сбросили скорость (за время этого спуска они на 5 минут отпустили отрыв из четырёх человек, проскочивший перевал до дождя! но все уже понимали, что лучше приехать живым с отставанием).

Риск есть всегда, его обязательно надо правильно оценивать. Но если никогда не позволять себе ничего опасного, то даже при небольших неприятностях (от которых невозможно застраховаться), человек не сможет справиться. И будет тот же негативный результат, только из-за ерунды.

Я не могу пожелать этого всем, потому что не всем это надо. Но если вы хотите стать более устойчивыми, надёжными и уверенными, то я желаю вам падать! И позволяйте делать это своим детям. Падайте вовремя (безопасно и с пользой для своих навыков) и не давайте себе нагрузку больше той, к которой готовы. Как говорят японцы на своих тренировках, нельзя себя жалеть, но необходимо беречь. Удачи!

13 комментариев:

  1. На роликах известная тема - что защиту покупать обязательно, именно потому, что она позволяет падать - а значит, кататься более расслабленно.
    Я вот первый год откатался без защиты, не падаю - но и задом, к примеру, ездить до сих пор не умею.

    Насчет падения с велосипеда: слышал, что у велогонщиков и иже с ними есть привычка падать вместе с велосипедом. Вроде как это позволяет избежать переломов, отделавшись травмами мягких тканей.

    ОтветитьУдалить
  2. Aamonster, да, защита - прекрасная вещь, я бы многих проблем избежал, если бы был в шлеме и наколенниках :) Ну да "крепче стану" :)

    Про падение велогонщиков есть такой мотив: серьёзные люди ездят с контактными педалями, поэтому не могут быстро покинуть падающий велосипед (выстегнуть ногу из контактной педали не очень просто, потому что она не должна расстёгиваться случайно). Кроме того, конечно, спрятать за велосипедом своё тело от жёсткого асфальта - тоже хорошая тема, если скорость высокая.

    ОтветитьУдалить
  3. Илья, из контактов ноги выдернуть как раз очень просто. Достаточно повернуть стопу (пяткой наружу).

    А если вспомнить старые телетрансляции гонок, когда контактов еще не было, а были туклипсы + велотуфли с шипами - так гонщики, бывало, из туфлей выскакивали.

    ОтветитьУдалить
  4. Aamonster, я про то, что с топталок ногу всегда быстрее снять, чем из контакта вылазить (тем паче, что дешёвые контакты не всегда срабатывают с первого раза - увы, я такое видел).
    Понятно, что жить захочешь - не из такого вылезешь :)

    ОтветитьУдалить
  5. Где-то встретил хорошую мысль, что облом в разы лучше, потому что дает урок. А победа нас делает уязвимыми..

    ОтветитьУдалить
  6. Прочитав ваше воспоминания о падения с велосипеда, вспомнил и своё недавнешнее:
    Прозевал торможение впереди едущего - отвлёкся и снял руку с *заднего* тормоза. Пришлось тормозить передним - в результате резкого торможения велосипед сделал сальто и приземлился на меня. На удивление, я почти не пострадал - получил только небольшую ссадину в районе локтя. =)

    ОтветитьУдалить
  7. Zig, задний тормоз вообще редко используется сам по себе, потому что он заметно менее эффективен, чем передний. Другой вопрос, что заблокировать задний тормоз не очень опасно, а с передним это может плохо кончиться. Хорошо, что Вы отделались всего лишь ссадиной, будьте осторожнее!

    ОтветитьУдалить
  8. Все-таки лучше падать по-борцовски, с перекатом :-)

    ОтветитьУдалить
  9. Nahtigal, да, я тоже думаю, что если бы скорость была выше, то без переката мне бы тяжело пришлось. Всё планирую это дело как следует освоить, но пока не понимаю, как это сделать.
    На волейболе скорости не те, поэтому на груди проехаться эффективнее. А где ещё тренироваться - пока не придумал.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный14.05.2010, 11:52

    В свое время занимался айкидо, поэтому когда однажды заклинило передний тормоз на веле и я улетел через руль, плавно вошел в кувырок через голову - ни осталось даже и следа. Друзья сначала подбежали, мол все нормально, потом давай вместе смеятся. Говорят такого сальто ни разу не видели.
    На удивление, даже одежда нигде не порвалась. Надо всегда руки ставить определенным образом, так что они при падении защищают голову и помогают смягчить приземление и перевести в кувырок, но тренироваться лучще на матах.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный30.04.2011, 20:40

    Тему можно расширить: ошибаться полезно не только при движении, но и в разных жизненных ситуациях. Если происходит какая-то неприятность, лучше, чтобы это был не самый плохой вариант, и тогда ее можно рассматривать как тренажер для преодоления трудностей

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний