7 июн. 2008 г.

Что общего у софта, котлет и книг

Итак, сформулируем, чем же так неудобны театры. А тем, что если спектакль не понравился, то время для его просмотра и деньги за билет уже не вернуть. В случае неудовлетворённости качеством постановки можно об этом рассказать друзьям (чтобы они не ходили), поделиться с читателями своего блога (пусть и они избегут этой ошибки), отметиться во всех отзывах в интернете. И вот приходит человек на очередной форум, чтобы оставить очередную злую рецензию на спектакль, но видит, что там есть и позитивные отзывы. Понятно, что у разных людей разный вкус. Поэтому его негативные слова для кого-то значат столь же мало, сколько позитивные слова такого же незнакомого человека. И мы приходим к тому, что в театре мы покупаем непроверенную вещь - это может быть совсем не то, чего мы хотели (хотя афиша обещает, что будет здорово). И никакой закон о защите прав потребителей здесь не поможет.

Это как пересолённая котлета в столовой - на ценнике не написано, что её пересолили, об этом узнаёшь, только начав есть. Такой едой можно решить проблему голода (как и не очень хорошим спектаклем можно частично справиться с нехваткой новых впечатлений). Но это совсем не то, что нам надо. Ведь хотелось вкусную котлету и хороший спектакль.

Книги ещё хуже - иногда уходит очень много времени, чтобы понять, что книга "не та". И дело тут не в цене бумажного издания, а в безвозвратно потерянных времени и силах. А время всегда было самым дорогим ресурсом. Аналогично с фильмами - они отнимают меньше времени, но больше денег (книгу можно начать читать в книжном магазине, чтобы отбраковать явный брак, а с кино так не получится).

Недавно Давыдов писал о разбазаривании денег через софт - в этом деле имеет место тот же самый эффект. На днях я был на конференции, где выступали представители крупных предприятий, рассказывая о сложностях и результатах внедрения электронных систем. И там прозвучала следующая информация, которой я склонен верить: когда специалисты одного завода обнаруживали ошибки в комплексе 1С 8, то техническая поддержка 1С их информацию просто игнорировала (даже не обещая исправить!). За программу были отданы большие деньги, много времени было потрачено на внедрение и обучение сотрудников. Ещё много времени и сил было потрачено, чтобы выявить и исправить ошибки в документах, разобраться, на каком этапе они возникают. И когда стало ясно, что именно эта система программ работает с серьёзными ошибками (в нужных заводу модулях), то с этим ничего было нельзя сделать. Оказалось, что она не может решить те задачи, для которых её покупали (и которые обещали менеджеры 1С при продаже!), потому что она неправильно работает, а не потому, что этой функциональности нет. Ощущаете разницу? Работает неправильно и не работает, потому что не реализовано - это разное для продавца программы, но одинаковое для покупателя. И аналогичных примеров хватает. В такой ситуации заводу приходится покупать пакет программ от другого производителя, заново внедрять, переучивать сотрудников и так далее. И только лишь надеяться, что всё будет хорошо.

И ведь та же логика со всем остальным. В книге страницы есть, обложка есть, что вам ещё не нравится? Котлеты содержат мясо и политы соусом, здорово утоляют голод, а солёное кому-то даже приятнее, ешьте! Спектакль длился целых 2 часа, актёры стараются, а вы недовольны, что же вы так? В программе реализовано очень много функций, пользуйтесь другими, раз эти вам не нравятся.

Есть иллюзия, что с проблемами культурных товаров могут справиться социальные сервисы (например, Имхонет) - сначала собрать мнение человека о том, что ему нравится и не нравится из уже посмотренного и прочитанного, чтобы найти людей со схожим вкусом, а потом - показать, что тем людям понравилось. Но я не видел подобной системы, подсказавшей что-то путное. Подозреваю, что это связано с накрутками голосов (очень большой информационный шум мешает понять, есть ли люди со схожим вкусом), маленьким количество людей-участников и не очень продуманной логикой (как будто не проводили исследований, а просто поставили первую попавшуюся формулу). Возможно, я зря ругаю нынешние реализации таких систем, потому что мало времени им уделил. И надеюсь, что через несколько лет появятся новые или разовьются старые, чтобы можно было увидеть несколько тысяч людей, оценивающих культурные события, как и я.

Выходит, покупая холодильник или машину, я защищён - если есть брак, то всё бесплатно починят и поменяют. Но с кино, софтом, книгами, театром и так далее всё пока на совести продавца и производителя. А им пока не до проблем клиентов :)

Ну и закончим со вчерашней загадкой для 5 класса: Катя - катит, Тоня - тонет, Женя - женится, Слава - славит, значит, Лена - ленится.

10 комментариев:

  1. А вам она так нужна эта защита от культуры?)) Вкусы у всех свои и никто вам не скажет - это тебе понравится, а другое даже не открывай.

    ОтветитьУдалить
  2. Entar, почему же "даже не открывай"? Мне хочется, чтобы содержание соответствовало описанию. Если обещают, что будет круто, а выходит плохо, то я хочу обратно своё время и деньги. Время мне никто не вернёт, но хотя бы деньги были бы не лишними. Я понимаю, что это пока утопия, но ситуация-то серьёзная:
    - когда из трёх книг нравится одна, то другие две можно потерпать (передарить кому-нибудь),
    - если из двадцати книг нравится одна, то перестаёшь покупать книги.
    И это касается кино, театра и любого другого искусства.

    И аналогично это касается софта, еды :) И ещё много чего. Чьи реальные качества могут сильно несоответствовать моим потребностям. Я бы назвал это обманом покупателя: если еда пересолённая, то об этом надо предупреждать на ценнике, если софт глючный, об этом должно быть крупно написано в лицензии, если спектакль играют пьяные актёры, это должно быть в программке (речь о приезжих коллективах из столицы).

    ОтветитьУдалить
  3. про "если софт глючный, об этом должно быть крупно написано в лицензии" - об этом открыто написано в лицензии. читаем лицензии все таки, а не поем аки акыны.

    ОтветитьУдалить
  4. Дмитрий, Ваша позиция по софту понятна. Если бы в приведённом выше примере с заводом была юридическая возможность надавить на 1С, чтобы они исправили найденные заказчиком ошибки, то, конечно, это было бы сделано. Это означает, что договор продавцом был составлен грамотно. И вполне понятно, почему продавец заранее защищается от возможных будущих требований клиента.

    Но тут притензии другие: когда 1С проводил внедрение своей системы на этом предприятии, то завод не был предупрежден, что нужная им функциональность не будет работать. Не "вообще у нас иногда бывают ошибки, мы их может быть будем исправлять, если захотим" (как пишут в лицензиях), а "то, за что вы платите сейчас несколько чемоданов денег, вам не поможет, потому что нужные вам функции не доведены до ума". Ощущаете разницу?

    Формально всё чисто. И, увы, очень массово. Но я бы согласился с тем, что такие продавцы - камень на шее бизнеса. Они сами ничего не производят, отнимая денежные ресурсы у промышленности.

    ОтветитьУдалить
  5. 1. Имхонет - работает, и работает классно. Он довольно точно предсказывает мне, и его получилось под меня настроить.

    2. Имхонет при этом основан на идеях Долгина. А идеи там очень и очень могучие. Если коротко - в качестве оценок должны выступать не баллы, а совершенно реальные деньги. Пи этом будут решены сразу многие проблемы.

    а. Накрутки перестанут быть выгодными.
    б. Появится возможность существовать за счёт *пользователей* сервиса, а не рекламодателей или производителей культурных ценностей. А ведь кто платит - тот и заказывает музыку.
    в. Сами оценки станут куда более объективными.

    Очень-очень рекомендую найти и вдумчиво прочесть "Экономику символического обмена" Долгина. Ссылка точно была у меня в ЖЖ, а я её взял в ЖЖ Кости Кнопа.

    ОтветитьУдалить
  6. Евгений, спасибо за совет, поищу эту книгу. Возможно, мне ещё не удалось добиться позитивного результата, потому что я недостаточно времени вложил в этот сервис. В любом случае, я рад, что есть люди, у которых всё получается с такими рекомендательными сервисами :)
    Чем успешнее будут такие проекты, тем больше людей перестанут терять своё время на некачественный культурный продукт.

    ОтветитьУдалить
  7. Про книги - это же самое простое. Прочитать в интернете до покупки. Почитать в гостях. Спросить у консультанта.
    почему-то я ни в одной купленной за последний год книге не разочаровался. (Покупаю по две-три в месяц)
    Про 1С. Есть такая сторона деятельности называется консалтинг, тогда риски перекладываются на другую голову. По сути нанимается контора, которая по необходимым функциям подберёт нужную программу и организует её работу. А можно конечно и доверится продавцам одной программы и плеваться.

    ОтветитьУдалить
  8. Александр, со старыми книгами всё понятно - они есть и в сети, и у знакомых. И про них есть множество мнений в интернете.

    Но с новыми книгами всё очень туго: есть только рекламные рецензии (а "человеческих" мнений в интернете не найти), а самих книг сначала нигде нет (ни в сети, ни у знакомых), а потом про них уже всё понятно (потому что уже купил). Тут становится очень важна выдержка :)

    С идеей консалтинга отчасти согласен. Но живых приеров, когда бы это было так же радужно, как хочется, ещё не видел :(

    ОтветитьУдалить
  9. >Если обещают, что будет круто, а выходит плохо

    "Плохо" - субъективная оценка. В соседних заметках в негативном ключе упоминался "Принц Каспиан" из-за наличия любовной линии. При этом Вы книгу читали и Вам, видимо, известны причины невозможности такой линии. В то время как я, например, книгу не читал и к этому моменту отнёсся нейтрально.
    В ту же, имхо, область: хорош ли программный продукт "Уху", если он покрывает Ваши потребности? Вроде бы да. А если добавить информацию о том, что потребный именно Вам функционал полностью реализует продукт "Ого", но за вдесятеро меньшие деньги? "Уху" уже не так хорош?

    ОтветитьУдалить
  10. Michael L, конечно, всё субъективно.
    Если есть два программных продукта, которые полностью решают мои проблемы, то лучше тот из них, который дешевле.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний