11 июл. 2008 г.

Кратчайший путь?

Сначала разберёмся со вчерашней игрушкой - как многие догадались, речь шла о центробежных эффектах. Кстати, я недавно видел в книжном магазине переиздание Перельмана, что, несомненно, хорошо - новое поколение получает дополнительные шансы чувствовать физику. Ведь в нынешнем мире что-то правильно понимать крайне трудно - телевизоры-то везде стоят. Недавно наш российский казах снял фильм в Голливуде, в котором можно стрелять из-за угла, если правильно потрясти пистолетом перед выстрелом... В одной из сцен даже удалось запустить пулю по окружности! К сожалению, в фильме нет сюжета - только спецэффекты и брызги крови - а хотелось хоть какую-то идею. До этого были Человек-Утюг и Индиана Джонс - вроде бы про наше время, только про "альтернативную физику" :)

Ну да вернёмся к настоящей физике :) Если резко крутануть головоломку, положив её на стол, то "неведомая сила" растащит штыри в разные стороны, освободив детали друг от друга. Решение быстрое и изящное. Немножко потренировавшись, можно делать это у себя за спиной - зажав игрушку пальцами одной руки, резко провернуть второй. Рекомендую эту конструкцию делать самостоятельно (надо деревяшек, 4 толстых гвоздя и клей), но и в продаже такая головоломка встречается иногда.

Теперь к движению по кратчайшей дороге. Недавно мы запустили тренажёр грамотности тся/ться, получили интересные отклики (спасибо всем приславшим замечания и предложения!). Мы стараемся сделать этот проект как можно лучше, поэтому анализируем высказывания о нём на различных форумах. И оказалось, что почти везде есть люди, которые пишут "тренажёр не нужен, потому что правило очень простое". Казалось бы, мы открытым текстом написали, что проблема не в том, что люди не могут запомнить правило (что там запоминать?), а в том, что надо научиться его вовремя применять. Но они упорно говорят "запомните 2 вопроса, что тут сложного?".

Тонкость тут в том, что не всегда решение, которое описывается меньшим количеством слов, является лучшим. В одной книге по педагогике я читал про эксперимент, который невольно провёл молодой учитель математики. Дело было так: в программе было выделено 12 уроков на освоение школьниками квадратных уравнений, но он не понимал, зачем надо так много. И решил справиться за два урока. Прежде всего он написал на доске "ax2+bx+c=0", формулу дискриминанта и корней. После этого предложил детям решать различные уравнения по предложенной схеме у доски (естественно, помогая решить первые примеры). И всё получалось! Весь первый урок дети успешно справлялись с квадратными уравнениями, хотя ещё недавно ничего о них не знали.

На этом уроке присутствовал опытный преподаватель (молодой попросил его оценить удивительную эффективность своей работы). На перемене молодой учитель подошёл к опытному, чтобы получить похвалу за "новаторство". Ведь за один урок удалось достичь того, на что программа выделила целых 12 занятий! И тогда профессионал предложил провести контрольную, чтобы убедиться, что получены твёрдые знания.

Задания были примерно такие (если у Вас не видны формулы, перейдите на страницу блога):
1. ax+bx2+c=0 (просто переставлены слагаемые, но дети не заметили),
2. a+bx+c=0 (простое линейное уравнение),
3. ax2+bx2+cx2=0 (простейшее уравнение),
4. a+bx+c+dx=0 (опять простое линейное уравнение),
...

Вместо a, b, c и d стояли конкретные числа, но натренированные дети надёжно выделяли среди них коэффициенты квадратного уравнения (с уравнением под номером 4 тоже легко справились - просто не стали никуда привлекать коэффициент d), вычисляли дискриминант, находили корни.

Мы видим простые уравнения, которые можно было решить в их возрасте (а часть из них дети умели решать до этого урока!). Но дети путались, не находили связи между тем, что знали до этого урока (тем, чему их учил прежний учитель), и новыми "волшебными знаниями". Тогда стало ясно, что для исправления ситуации надо провести большую разъяснительную работу - разобраться с получившейся кашей в головах. После чего нужны положенные 12 уроков, чтобы понять, как выделять квадрат, какая природа у параболы и так далее.

Это я к тому, что научить даже простой вещи не так легко, как иногда кажется. Иногда для усвоения короткого материала надо прочитать или выслушать много слов и пройти занятия на тренажёре. А иногда достаточно одного озарения - увидеть простое правило если есть мягкий знак в вопросе о возвратном глаголе, то "ться", иначе - "тся". Люди разные, восприятие у всех своё.

8 комментариев:

  1. черт, прочитал ответ к задаче до условия :(

    ОтветитьУдалить
  2. Жалко :( В следующий раз сделаю большие заметные красные буквы "РЕШЕНИЕ НИЖЕ", чтобы случайно не прочесть было... Qizz, спасибо, что обратили внмание на эту проблему.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, я бы не сказал, что в [i][b]Wanted[/b][/i] совсем уж нет смысла. Комикс не читал, но что-то мне подсказывает, что одна мысль фильма (а может и комикса) касается "власти" и соблазнов, которая она в себе несёт: так легко сойти с пути власти на путь могущества.

    Вторая мысль вполне может быть такой: познай себя, пойми, чего ты хочешь от жизни, и живи, как хочешь ты.

    А вообще, искать смысл в [i]комиксовом экшене[/i] по меньшей мере странно. :) Если идёшь в кинотеатр на [i]триллер[/i], будет странным увидеть там [i]мелодраму[/i]. ;)

    P.S. Загадка, действительно, простая. :) Раньше не встречал, но решение нашлось менее, чем за 5 секунд.

    ОтветитьУдалить
  4. Orange, спасибо за отзыв.

    Про отсутствие смысла в Wanted: да, про власть и понимание, чего хочешь - эти мысли есть. Но это сейчас везде есть. Взять того же Хенкока - тоже немерено мощи, тоже не понятно, что с этим делать. И какая-то хлипкая определённость в завершении фильма... Только Хенкок хотя бы местами смешной (пусть и редко).

    А вообще, тут скорее дело в ожиданиях: от нашего режиссёра я ждал чего-то лучше, а вышло как обычно - поэтому разочарование.
    А от их Хенкока я ждал отстоя, а вышло тоже как обычно (спасибо, что хоть крови разлили меньше, чем в "Особо опасен" - там с этим натурализмом, на мой вкус, очень перебарщивают). Поэтому особого негатива к нему не испытываю. Но смотреть тоже не рекомендую :) Ну да это всё индивидуальное восприятие.

    P.S. тэги здесь ставятся не в квадратных скобках, а как обычно в html :)

    ОтветитьУдалить
  5. у вас опечатка, надо "слагаемые".

    ОтветитьУдалить
  6. Orie, спасибо за найденную опечатку и поддержку тся/ться тренажёра!

    ОтветитьУдалить
  7. Илья Весенний комментирует...

    Жалко :( В следующий раз сделаю большие заметные красные буквы "РЕШЕНИЕ НИЖЕ", чтобы случайно не прочесть было... Qizz, спасибо, что обратили внмание на эту проблему.
    11.07.08 13:38
    _________________________

    Может не актуально уже (я начал читать блог с начала его создания), но что бы в следующих статьях не было видно решения задач опубликованных в более ранних статьях такие решения можно засовывать в спойлеры.
    Что-то типа:
    Сначала разберёмся со вчерашней игрушкой - "Спойлер"

    Кто-то кто не читал задание пойдёт читать вначале, потом подумает и потянется за решением, кто-то любопытный сразу откроет, и возможно таких будет большинство, но всё таки будут и те, кто не столкнётся с решением раньше задачи.

    ОтветитьУдалить
  8. Олег, этот движок не поддерживает сокрытие части текста "из коробки". А надстройки, позволяющие это, не в полной мере корректны (бывают проблемы с rss). Иногда я выкручиваюсь, ставя ссылку на картинку с решением (т.е. не вставляю картинку в заметку, а ссылаюсь на неё). Тогда случайно увидеть решение становится не так уж и просто.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний