12 окт. 2010 г.

Доктора наук в преподавании

В этой заметке будут жизненные примеры, потому что после размышлений о том, как детям проще уснуть в долгой дороге, всё ещё остались вопросы о разнице между «идея кажется правильной и работающей» и «идея работает».

Вопрос звучит так: «Если здравый смысл подсказывает, что надо делать так-то, то необходимо скорее перейти к действиям, потому что жизнь коротка, а всё успеть обдумать невозможно, разве не так?»

В такой формулировке есть смысл: простые и некритичные вопросы, которые касаются одного человека, вполне можно себе позволить решать быстро и не очень правильно. Более того, сложные и критичные вопросы иногда тоже приходится решать быстро (потому что физически нет возможности всё взвесить).

Человечество уже так развилось, что многие проблемы не являются критичными для сохранения жизни и здоровья, а влияют только на комфорт и душевное состояние. Опять же, если речь идёт о своём личном комфорте, то можно делать какие угодно глупости. Но надо крепко задумываться в ситуации, когда решение одного человека или группы людей существенно меняет жизнь многих.

Теперь примеры, чтобы как-то объяснить эти очевидные высказывания:

Глава 1.

Если кандидаты и доктора наук совмещают научную деятельность с преподавательской, то часто это даёт хорошие результаты. Например, квалифицированный математик может не просто освоить со студентами азы математического анализа или высшей алгебры, но и показать им интересные грани своей любимой темы, зажечь в них интерес к науке, что увеличивает интенсивность обучения не в разы, а на порядки. Конечно, это цепляет не всех студентов, а сильнейших, но именно они потом двигают отечественную науку к новым достижениям.

Понимая это, государство делает логичный шаг - старается заманить кандидатов и докторов наук в преподавание, введя заметную доплату для преподавателей с учёной степенью. Вроде бы всё хорошо?

Глава 2.

Преподаватели, получающие смешную зарплату в 2-3 тысячи рублей, обращаются к людям, имеющим учёную степень со следующей просьбой: «Давай оформим тебя в школу/вуз, а учить детей буду я. Тебе всё равно, а я смогу выжить». Поскольку надбавки для учёных существенно увеличивают зарплату, то преподаватели без степени получают возможность кормить свою семью. И редкий человек откажет в такой небольшой услуге, так ведь?

Понимая это, государство делает логичный шаг - усиливает контроль за соответствием фактического преподавателя записанному в бумагах. Естественно, таким образом ограничивается «разбазаривание» фонда на доплаты учёным. Вроде бы всё хорошо?

Глава 3.

Доктор наук, который уже 20 лет преподаёт в вузе, периодически находя себе там талантливых студентов, часто летает на конференции. Это нормально - он сильный действующий учёный, поэтому у него всегда много поездок. Но вот незадача: после ужесточения правил замещать его может тоже только доктор наук. А где такого взять?

Не часто так бывает, что рядом есть доктор наук, который только и ждёт, когда его позовут на одну-две недели заменить уехавшего коллегу. Обычно это решалось легко - самый путёвый аспирант нашего доктора наук приходил в вуз, чтобы провести занятия со студентами. Но смена правил так усложнила эту частую процедуру, что учебному заведению проще отказаться от услуг доктора наук, чем продолжать с ним сотрудничать.

Кстати, сами учёные от этого особо не пострадают - если им не дают преподавать, то они дальше продвинутся в научной деятельности. Только вот возникает вопрос: кто вырастит следующее поколение великих исследователей, понимающих культуру и специфику научной деятельности?.. Впрочем, это несущественный вопрос, если на всех этапах «всё было сделано правильно».

Итого.

Такая многоходовочка не приводит в учебные заведения новых учёных, но вытесняет тех, кто и так любил работать со студентами.

Кстати, это и есть сложность большой системы: каждый отдельный шаг будет правильным и логичным, а их сумма может приводить к совершенно неожиданному результату.

Помните, мы недавно рассматривали усовершенствование сбора статистики в одном федеральном ведомстве? Там тоже была сложная система, корректно работающая на каждом уровне...

А разрешаются такие ситуации очень просто - надо тщательнее думать, если решение влияет на большое количество людей. Мы в этом блоге стараемся не касаться политики, поэтому не будем вспоминать свежее достижение - принятие поправок в четвертую часть Гражданского кодекса, разрешающих копирование объектов, охраняемых авторским правом, «по необходимости». Хорошо, что Правовое управление Думы имеет возражения (по мнению управления, такая формулировка делает текст правовой нормы неопределенным, и, как следствие этого, неконституционным). Плохо, что это не остановило Думу и Совет федерации, которые быстренько одобрили этот текст. Есть подозрение, что они не боятся привносить ошибки в законы, потому что там их уже и так очень много. А раз так, то можно не терять время на изучение новых принимаемых текстов.

Гм, чего это я?
Короче, полагаю, теперь всё должно быть совсем ясно: есть долгоиграющие решения, которые влияют на многих людей. А есть локальные задачи, на которых можно экономить ресурс головного мозга, потому что даже неправильное решение не принесёт заметного ущерба. И надо различать эти ситуации.

Хорошего дня!

10 комментариев:

  1. Представьте. Вы пришли на Лучано Паваротти, заплатили штуку баксов за билет, а вместо него, вы видите на сцене рабиновича, напевающего мотив...

    если студент-контрактник платит за образование, то надеется, что читать лекцию ему будет не такой же вчерашний студент-контрактник с зашкаливающим чувством собственной важности.

    К сожалению, если у преподавателя много конференций, то такие гипертрофированные формы тоже встречаются довольно часто. Поэтому да, это не нормально, когда сначала преподаватель ставит вместо себя марионеток, а потом студентов в деканате отчитывают за непосещения.

    Поэтому - сумма трех ваших глав дает совершенно правильный, позитивный, результат. Не правильно это, когда "на подмену" ставят непрофессионалов. И тем более не правильно, когда это - тенденция.

    переносите пару на другое время - делов-то.

    ОтветитьУдалить
  2. chabapok, Ваша позиция понятна. Именно о ней и речь: на каждом этапе всё делается правильно и справедливо. Но результат печален: учёный, каждая минута общения которого со студентами давала им очень много, перестаёт с ними работать. Если лишать студентов возможности учиться у действующих учёных - это позитивный результат, то Вы правы.

    ОтветитьУдалить
  3. > на каждом этапе всё делается правильно и справедливо

    То есть платить преподавателю без учёный степени «смешную зарплату в 2-3 тысячи рублей» вы считаете правильным и справедливым? Может ошибка именно тут?

    ОтветитьУдалить
  4. LisandreL,
    верно! Но мы же понимаем, что государство состоит из множества ведомств, каждое из которых занимается своими делами.

    Одни платят учителям 2-3 тысячи рублей в месяц (почему-то в это никто не верит, так как в новостях рассказывают о преподавательских зарплатах в 15-20 тысяч рублей... а я таких учителей лично знаю). А другие выделили фонд для поддержки учёных, желающих преподавать. И именно вторые стараются сохранить фонд от разворовывания (потому что поднять зарплаты учителям не могут - это не их компетенция).

    ОтветитьУдалить
  5. > это не их компетенция

    Костюм Райкина актуален и поныне - каждый отвечает за свою пуговицу, а костюм в итоге кривой и косой.

    ОтветитьУдалить
  6. Да, этот монолог более чем актуален.

    ОтветитьУдалить
  7. Закончил писать о своих впечатлениях об очередной прочитанной книге "Бесконечность - нескончаемое путешествие" Хаима Шапира. Там вас ждёт 5 задачек-головоломок и 5 примеров с решениями.

    P.S. Насколько я могу судить, возражений против таких постов нет.

    ОтветитьУдалить
  8. Можно сделать еще один вывод из этого примера: Если гос-во начинает через-чур регулировать какую-то область деятельности, люди просто перестают этим заниматься.

    ОтветитьУдалить
  9. alexsmail, спасибо за интересный обзор.

    kmmbvnr, ага, есть такой момент.

    ОтветитьУдалить
  10. в истории с профессором можно:
    1. "доплату для преподавателей с учёной степенью" выплачивать только за дни фактического преподавания ученым, а не его заместителем
    2. обучающихся предупредить о том, что профессор часть курса прочитает сам, а часть прочитают аспиранты, в договоре учащегося прописать минимум %, который прочитает профессор лично (+ форсмажор само-собой)

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний