30 сент. 2010 г.

Дети в машине

Хочешь, чтобы что-то было сделано?
Тогда сделай это сам, найми специалиста
или запрети это делать детям.

Народная мудрость

Добрый день.

Сегодня мы чуть-чуть отвлечёмся от серии задачек с кубами, чтобы посмотреть на настоящие жизненные задачи и их неожиданные решения. Приходилось ли вам ехать куда-то далеко в автомобиле или междугороднем автобусе с детьми? Речь о маленьких детях, которые могли бы прекрасно спать всю дорогу, но вместо этого они постоянно будят друг друга, тем самым сбивая себе режим и очень утомляясь. Что можно сделать, чтобы дети легче уснули в такой ситуации?

На примере решения этой жизненной задачи мы хотим понять следующее достаточно банальное и общее утверждение:
Если идея кажется правильной и работающей, то она может не только не сработать, но и всё испортить. Более того, хорошо сработать может то, что кажется совершенно неправильным и неразумным.

Другими словами, надо ориентироваться не только на первое ощущение «это должно сработать», но и прорабатывать у себя в голове реализацию запланированного сценария. До многого можно догадаться, если не торопиться махать рукой «да должно всё получиться».

Родители могут придумать такую игру: пообещать детям, что тот, кто первый уснёт, получит приз. Вроде бы разумная стратегия? Но мы-то уже предупреждены в предыдущем абзаце, что не всё «вроде бы разумное» работает. К чему приведёт такая игра?

Правильно, к тому, что дети будут намеренно будить друг друга, чтобы не дать братику или сестрёнке выиграть приз. Другая проблема этой игры - как только один уснул, остальным становится скучно - им уже неинтересно играть, потому что приз они упустили. Поэтому опять начинается шум/гам, от которого уснувший просыпается, начинает плакать и так далее. Другими словами, опять все дети очень устают.

Удивительно, но срабатывает прямо противоположная игра: приз достанется тому, кто будет бодрствовать, когда все остальные уснут. Что делают дети, чтобы выиграть? Они ведут себя как можно тише, чтобы остальным было проще уснуть. А как вести себя совсем тихо? Умнее всего - притвориться спящим. Соответственно, все детишки удобно располагаются, закрывают глазки, предвкушая получение приза, когда все остальные заснут. Но в тихой машине усталым детишкам трудно сохранять бодрость, поэтому все они незаметно для себя погружаются в сон :)

Только есть тут один важный момент: эта игра учит детей решать свои задачи индивидуально, а не объединяет братьев и сестёр против внешней проблемы. С одной стороны, если не часто, то это не фатально. Но надо следить, чтобы в жизни семьи было не слишком много таких разделяющих факторов.

Кстати, вопрос: а знаете ли вы какую-нибудь объединяющую детей игру, решающую исходную задачу об отдыхе малышей в поездке?

Ладно, скоро у нас будет следующая задачка о кубах, но, судя по комментариям, надо дать ещё время предыдущей (напомню, что задача состоит в покрытии поверхности куба шестью квадратами, а тонкость в том, что не все эти квадраты должны иметь одинаковый размер). Успехов в делах и решении этой задачки :)

Хорошего дня!

10 комментариев:

  1. Нехорошо так о детях, но всё же такое решение задачи сразу напоминает «Дилемму заключённого», т.е. дети не хотят сами засыпать, пусть лучше заснёт другой, и в итоге засыпают все.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный01.10.2010, 11:05

    Укладывать детей в дороге спать - дело безнадежное, если только нет необходимости рано по приезду их поднимать. Ребенок в пути все равно не выспится, будет нервным и мрачным - так лучше провести время с толком.

    Укладывать спать с мотивом "чтобы родителям не мешали" - вообще дело неправильное.

    Потому что никогда нельзя заставлять человека спать или есть не по его потребности. Человек - не лошадь, его легко можно заставить пить, но вот как потом научить его пить, когда ему хочется, и как научить не пить, когда можно не пить?!

    А спать надо в покое.

    Словесных игр много, подбирать надо по возрасту.

    0. Города - давайте не будем? Это жутко занудно, и родители отваливают в тоску уже на второй Анапе.


    1. "Баржа" - грузим на баржу любые предметы заданного типа. Например, только оружие на букву "к". Или - только вещественные улики из романов Агаты Кристи. Или - только фрукты. Игра хороша тем, что легко войти в цикл, усложняя, довольно интересно получается. Простой принцип можно как угодно подгонять под аудиторию.

    2. "Контакт" - посложнее. Ведущий загадывает слово, говорит первую букву. Остальные игроки должны вынудить его сказать следующие буквы - они загадывают слова на ту же букву, описывая их так, что бы ведущий не разгадал. Если кто-то из игроков думает, что понял, он говорит "контакт". Считаем до 10, водящий должен быстро выдать ответ в форме "нет, это не (отгадка) или открыть следующую букву.

    Например:
    Водящий - буква "А".

    Игрок 1 - это круглая еда?
    Игрок 2 - Контакт!

    Ведущий - нет, это не арбуз.

    Игрок 1 - это древнегреческое название символьной последовательности?
    Игрок 2 - контакт!

    Ведущий - .эээ...

    Игроки 1 и 2 - Алфавит!

    Ведущий - вторая буква "м". Разгадываем дальше, "ам".

    3. "Научная конференция по вопросу" - объявляем предмет конференции. Любой. Лучше не имеющий отношения к учебе, неформальный. Например, настольные игры. Или водопроводные краны. Или мосты. В течении 5 минут (для старших больше) каждый участник рассказывает все, что он знает по предмету. Потом еще 5 минут ему задают уточняющие вопросы. В конце подбиваем итоги - признаем, что нового извлекли из при обмене информацией.

    Как ни смешно, довольно увлекательно. Идеальная штука для разновозрастных детей - играли на 4-х детей от 6 до 11 лет, например. Хороша тем, что с какого-то момента не требует участия родителей - дети увлекаются. В этот момент родители могут читерски "забыть" про регламент ;) Детей хватает на 1,5-2 часа, старшие вообще могут уйти в свободное плавание и поддерживать разумную беседу долгое время.

    4. "Лучше не так!" - упорядоченные фантазии. Например, представляем себе, что нам нужно отправить ракету на Марс. Каждый из игроков делает два шага в строительстве. Каждые следующий игрок заменяет последний сделанный шаг своим.

    Игрок 1: - ракету будем выплавлять в в подземном заводе с замкнутым циклом, так менее вредно для экологии. Это раз. А в качестве топлива возьмем воду, это два.

    Игрок 2: - лучше не воду, а яблочный сок! Он вкуснее. Это раз. И возьмем с собой моего мишку! Это два.

    Игрок 3: - лучше возьмем весь ящик игрушек. Это раз. И воздух в сжиженном виде - так экономиться объем.

    Разумеется, не все действия будут продвигать к цели, но так смешнее. Разновозрастная группа тоже вполне допустима.

    ОтветитьУдалить
  3. Словесных игр много, подбирать надо по возрасту.

    0. Города - давайте не будем? Это жутко занудно, и родители отваливают в тоску уже на второй Анапе.


    1. "Баржа" - грузим на баржу любые предметы заданного типа. Например, только оружие на букву "к". Или - только вещественные улики из романов Агаты Кристи. Или - только фрукты. Игра хороша тем, что легко войти в цикл, усложняя, довольно интересно получается. Простой принцип можно как угодно подгонять под аудиторию.

    2. "Контакт" - посложнее. Ведущий загадывает слово, говорит первую букву. Остальные игроки должны вынудить его сказать следующие буквы - они загадывают слова на ту же букву, описывая их так, что бы ведущий не разгадал. Если кто-то из игроков думает, что понял, он говорит "контакт". Считаем до 10, водящий должен быстро выдать ответ в форме "нет, это не (отгадка) или открыть следующую букву.

    Например:
    Водящий - буква "А".

    Игрок 1 - это круглая еда?
    Игрок 2 - Контакт!

    Ведущий - нет, это не арбуз.

    Игрок 1 - это древнегреческое название символьной последовательности?
    Игрок 2 - контакт!

    Ведущий - .эээ...

    Игроки 1 и 2 - Алфавит!

    Ведущий - вторая буква "м". Разгадываем дальше, "ам".

    ОтветитьУдалить
  4. 3. "Научная конференция по вопросу" - объявляем предмет конференции. Любой. Лучше не имеющий отношения к учебе, неформальный. Например, настольные игры. Или водопроводные краны. Или мосты. В течении 5 минут (для старших больше) каждый участник рассказывает все, что он знает по предмету. Потом еще 5 минут ему задают уточняющие вопросы. В конце подбиваем итоги - признаем, что нового извлекли из при обмене информацией.

    Как ни смешно, довольно увлекательно. Идеальная штука для разновозрастных детей - играли на 4-х детей от 6 до 11 лет, например. Хороша тем, что с какого-то момента не требует участия родителей - дети увлекаются. В этот момент родители могут читерски "забыть" про регламент ;) Детей хватает на 1,5-2 часа, старшие вообще могут уйти в свободное плавание и поддерживать разумную беседу долгое время.

    ОтветитьУдалить
  5. 4. "Лучше не так!" - упорядоченные фантазии. Например, представляем себе, что нам нужно отправить ракету на Марс. Каждый из игроков делает два шага в строительстве. Каждые следующий игрок заменяет последний сделанный шаг своим.

    Игрок 1: - ракету будем выплавлять в в подземном заводе с замкнутым циклом, так менее вредно для экологии. Это раз. А в качестве топлива возьмем воду, это два.

    Игрок 2: - лучше не воду, а яблочный сок! Он вкуснее. Это раз. И возьмем с собой моего мишку! Это два.

    Игрок 3: - лучше возьмем весь ящик игрушек. Это раз. И воздух в сжиженном виде - так экономиться объем.

    Разумеется, не все действия будут продвигать к цели, но так смешнее. Разновозрастная группа тоже вполне допустима.

    ОтветитьУдалить
  6. И последнее. Не стоит заставлять детей спать только по тому, что так они меньше мешают родителям. Потому что человек - не лошадь, его можно заставить пить, когда он не хочет.

    Но потом очень сложно приучить чувствовать свои настоящие потребности, пить, когда хочешь, и, что важнее, не пить, когда можно не пить.

    Спать лучше в покое, а в дроге - ехать, смотреть на мир, фотографировать (пусть из 50 снимков сквозь стекло сколько нибудь удачным будет 1 - его бы не было, не будь 49 остальных), общаться. На самом деле, на общение у современного человека отпущено слишком мало времени, чтобы его терять.

    ОтветитьУдалить
  7. > а знаете ли вы какую-нибудь объединяющую детей игру, решающую исходную задачу об отдыхе малышей в поездке?

    А какая собственно задача? Просто я считал, что задача усыпить детей, а тут предлагают варианты явно не для этого.

    ОтветитьУдалить
  8. LisandreL, задача была именно в усыплении, потому что если дети в долгой дороге бодрствуют, то они очень утомляются. А усталые дети начинают плакать, из-за чего устают ещё сильнее (и не дают отдыхать друг другу, что тоже плохо). Другими словами, надо в первой фазе пути сделать что-то, чтобы детки уснули - тогда вся дорога пройдёт для них хорошо. Если же упустить момент, то им потом уже будет очень трудно заснуть.

    backstreetjoy, спасибо за подборку игр и идей!

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный06.10.2010, 8:43

    нужно не дать выспаться перед поездкой, если ребенок днем обычно спит в одно и то же время, то начало поездки нужно планировать приблизительно в это время или разбудить пораньше обычного, у нас обычно через полчаса засыпает, ну и еще это зависит от возраста.

    ОтветитьУдалить
  10. Если пытается уложить детей спать не водитель, то можно самому попытаться уснуть и попросить детей вести себя потише. А если кроме водителя и детей в машине никого, то можно уложить спать какую-нибудь игрушку - очень даже может сработать.
    Можно еще слушать дождь и подобные внешние звуки, можно давать загадки, требующие обдумывания "про себя", можно считать проезжающие навстречу машины (Ваня считает зеленые, Маня красные - а потом сравним каких больше. Или узнаем каких машин первее насчитается 100 штук)...
    Но лично мне больше нравятся советы backstreetjoy, подобные игры - не пустая трата времени, и уснуть не помешают, если ребенок устал.
    Мне мама обычно давала задачки на перевод км/ч в м\с.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний