5 апр. 2010 г.

Статьи об образовании

Математика и преподавание математики – это как
чёрное и кислое. И чем раньше мы это поймём,
тем лучше станем преподавать.
И.А. Кушнир

Полтора года назад мы начинали говорить о статье «Плач математика» Пола Локхарда. А на прошлой неделе её перевод стал очень популярен в русском сегменте интернета (около пяти раз мне в комментарии присылали ссылку), поэтому предлагаю вернуться к теме квалифицированного взгляда на образование. Кстати, если вы ещё не прочитали эту короткую статью Пола Локхарда, то, полагаю, это стоит сделать, чтобы лучше понимать, куда можно загнать образование. Но на этом рано останавливаться, так как статья «Плач математика» рассказывает нам об американском образовании, а вокруг есть масса всего другого. Поэтому ниже собраны ссылки на качественные статьи, развивающие эту тему.

Важный и естественный момент в разговоре о математическом образовании - логичность. Если уж математики взялись спорить о том, как правильнее показывать красоту своей любимой науки, то они постараются остаться в рамках чётких аргументов, почти не поддаваясь эмоциям. Большие мастера этого дела очень сжато и чётко изложили своё мнение и его обоснование (кстати, к их статьям мы уже обращались: и к Шарыгину, и к Арнольду). Если вы интересуетесь вопросами образования, если хотите взглянуть глазами опытных людей (знающих особенности образования в России, США, Франции и других странах) на настоящие проблемы в этой области, то рекомендую следующие две ссылки:
- Статьи Шарыгина И.Ф. (можно начать с «В чём провинились математики?», например),
- Статьи В.И. Арнольда (опять же, можно начать с «Нужна ли в школе математика?»).

Это всё было скорее про математику, чем про школу вообще. Поэтому любителям блога «Кляксы в классном журнале» (который вела директор школы, но, увы, давно перестала обновлять), а также всем, кто хочет лучше понимать, где учатся или будут учиться его дети, могу порекомендовать другую интересную подборку статей «Будни директора школы».

Кстати, недавно мы вспоминали о важности начальной школы, но ведь есть ещё и масса важной работы с более старшим возрастом. Для интересующихся темой взросления есть специальная подборка статей Владимира Ланцберга (рекомендую прочитать хотя бы «Любите детей долго и нудно»). Это совсем другой, но тоже очень важный для понимания взгляд.

Получилось достаточно много ссылок, на их анализ может уйти не так уж мало времени. Но плюс тут тоже есть: это отобранные тексты, написанные мастерами своего дела, которые много думали о гранях сложнейшей проблемы. Я к тому, что здесь есть во что вникать, если, конечно, хочется лучше понимать, почему в образовании нельзя «рубить с плеча», принимая «эффективные и очевидно правильные решения».

А какие содержательные тексты об образовании знаете вы?

15 комментариев:

  1. А.Шень, "О "математической строгости" и школьном курсе математики."
    http://www.lif.univ-mrs.fr/~ashen/rigor.pdf

    ОтветитьУдалить
  2. На мой взгляд, проблема в том, что у молодого поколения сейчас совершенно нет времени, чтобы изучать то, что дается в вузах.
    Рынок диктует свои, совершенно другие условия. Если ты хочешь хорошо зарабатывать, и быть неплохим специалистом, забудь 90% того, чему тебя учили, и учись заново. Те, кто понимает это раньше других, бросают учиться, сдают все на тройки. А сами в это время познают предметы, необходимые для конкретной работы. Иначе придется это делать после окончания вуза, сидя на шее у родителей.

    Опять же, на мой личный взгляд, образование должно идти рука об руку с производством и бизнесом. Тогда молодежь будет учиться с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен с предыдущим комментатором, продукт, поставляемый ВУЗами в большинстве не востребован. У меня на эту тему тоже были размышления и дискуссии. Вот ссылки.

    http://www.justsoblogger.com/2008/08/vybor-professii-i-vysshee-obrazovanie.html

    http://www.justsoblogger.com/2010/03/vs.html

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный06.04.2010, 13:16

    http://metaver.ru/declaration/
    и дальше по сайту

    ОтветитьУдалить
  5. Фриц Моисеевич Морген - Школьный F.A.Q. 2009
    http://fritzmorgen.livejournal.com/235089.html

    ОтветитьУдалить
  6. Буквально вчера узнал, как теперь обстоят дела с олимпиадами по математике.
    Прежде всего в прошлом году отменили окружной (бывший зональный) этап. То есть для 8-го класса олимпиада теперь заканчивалась на уровне области.
    В этом году минобр пошло ещё дальше. Теперь от региона можно послать только 1 участника (не 1 от параллели, а всего 1 - как выбирать между победителями 9, 10 и 11-ого класса разъяснений не даётся). Грустно, если честно.

    Ну и статья на закуску, чтобы стало ещё грустнее: http://lex-kravetski.livejournal.com/287575.html

    ОтветитьУдалить
  7. LisandreL, потуги экономить на олимпиадах в прошлом году меня тоже изрядно злили. И было стойкое ощущение, что в следующем году лучше не станет. Жаль, что оно подтвердилось :(


    Что касается закона с невинным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», то его, как я помню, не удалось принять так быстро, как было заявлено ранее.

    Второе чтение, запланированное на 19 марта, не состоялось. Если я правильно помню, то его перенесли на сегодняшний день. Надеюсь, что и в этот раз будет признано, что закон надо как минимум дорабатывать (за прошедшие три недели было невозможно его исправить), а не принимать в таком виде.

    ОтветитьУдалить
  8. Самое интересное в этой экономии на олимпиадах, то, что раньше хотя бы можно было отвезти детей за «свой» счёт.
    То есть деньги как правило выделялись только на победителя. Однако бывает, что в параллели 2 сильных ученика и неплохо бы было свозить на тогда ещё зональный этап обоих, что бы «пороха понюхали». Тогда минобр могло написать второе направление без финансирования и можно было найти мецената, который и спроспонсировал эту поездку.
    В последнии 2 года это запрещено по эгидой борьбы с коррупцией.

    ОтветитьУдалить
  9. Да, проблема коррупции в этом месте очевидна.
    Если призёров олимпиад можно автоматически зачислять в ВУЗы, то за этот статус будут пытаться брать деньги :(

    ОтветитьУдалить
  10. Илья, надеюсь это был сарказм.

    ОтветитьУдалить
  11. Думаю, что сегодня в образовании (для тех кто хочет) не столько "что учить", сколько "что не учить".

    ОтветитьУдалить
  12. LisandreL, я не совсем понял, где должен был быть сарказм.
    Мне категорически не нравится ограничение доступа сильных ребят к олимпиадам. И мне же категорически не нравится протаскивание в призёры слабых участников. Некоторые пытаются выдать первое за попытку решения проблемы второго, хотя выглядит это как тупая экономия копеек.

    ОтветитьУдалить
  13. Сарказм? В том, что «проблема коррупции в этом месте очевидна».
    Как вы сами заметили, что отвезти умного ребёнка на олимпиаду (пусть он и не показал самый высокий результат на областной олимпиаде) - это одно, а подтасовать результаты Всероссийской олимпиады для того, что бы пропихнуть кого-то в ВУЗ - это совсем другое.
    Ну не верю я, что Агаханов, Подлипский, Емельянов, Дольников… могут пойти на такое.
    (Ну и даже если отбросить веру в чистое, доброе, светлое и неподкупное, то подтасовка ЕГЭ должно стоить на порядок меньше, чем олимпиады.)

    ОтветитьУдалить
  14. LisandreL, я говорил про районный-городской уровень. Сейчас, как я понимаю, стало обычным "назначение" призёра. И чиновники легко позволяют себе назвать победителем не того, кто набрал максимум баллов. Во Всероссийской олимпиаде я как раз уверен (впрочем, для поступления в ВУЗ не так уж и обязательно столь высоко забираться). Я просто сомневаюсь, что на Всероссийскую олимпиаду приехали сильнейшие школьники из регионов.

    Типична следующая ситуация: каждый район города предоставляет список своих лучших школьников и их баллов на районной олимпиаде. А на городском уровне выбирают того, у кого максимальный балл. Вроде бы всё нормально, но проблема в том, что всё делают чиновники, которым нет дела до справедливости и прочих глупостей. Поэтому "районы" не стесняются ставить высокие баллы слабым школьникам. Иногда бывает, что на олимпиаде, где максимальный балл, например, 75, школьнику записывают 90 баллов. Естественно, этого школьника и называют сильнейшим в городе (хотя он неприлично отставаёт от победителей из других районов). Короче, коррупционная составляющая в этих вопросах есть, как я вижу. И есть она по той причине, что вопросами назначений победителей и другими важными задачами заведуют люди, которые не болеют олимпиадами, а всего лишь стараются достичь чего-то для себя лично.

    ОтветитьУдалить
  15. Может и так.
    Но порезали-то переход с областной на всероссийскую олимпиаду, а вовсе не районную.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний