15 июн. 2011 г.

Конкуренция и ЕГЭ

Сейчас мы не будем говорить, какая система лучше, а какая хуже, как надо было делать, а как нельзя делать никогда. Почему? Да потому что это слишком большие вопросы, чтобы в короткой заметке можно было хоть чуть-чуть продвинуться вперёд. Но двигаться-то надо, поэтому сегодняшняя тема – устранение конкуренции при проведении единого государственного экзамена.

Итак, кто традиционно был заинтересован в качественном проведении отбора?

1. Сильные ученики (логика простая: если я решил все задачки, а мой сосед – все, кроме одной, то я не стану ему подсказывать, потому что он конкурирует со мной за места в этом вузе). И это работало – списывать друг другу давали слабые ребята (пришедшие попытать удачу). А вот те, кто на самом деле боролись за максимальные баллы, старались контролировать, чтобы их решения никому не ушли, чтобы никто не пользовался сотовой связью и так далее. Это работало, потому что «все всех видят». Если в одной аудитории двести человек пишут экзамен, а каждый понимает, что только пятьдесят из них будут зачислены, то совсем иначе относятся к списывающим.

2. Работники высшего учебного заведения тоже стараются провести как можно более адекватный отбор, потому что им потом учить этих школьников. Если набрать слабых студентов, то они сначала будут плохо сдавать сессии, выматывая всем нервы, а через несколько лет не сдадут государственные экзамены (что университету жизнь не улучшит). Поэтому был резон выгонять из аудитории за телефон, за передачу шпаргалок и так далее. И поэтому сильные вузы брали мало «платников», стараясь набрать как можно больше способных школьников.

Были ли ещё силы, стремящиеся сделать проведения экзаменов адекватным? Похоже, что нет. Все остальные старались помочь «своим деткам»: родители искали возможность дать взятку, учителя до последнего тянули ребёнка на медаль, чтобы увеличить его шансы на поступление и так далее.

Что поменялось с переходом на ЕГЭ?

Вторая группа (сотрудники университетов) исключена из борьбы, так как всё проходит без них. Конечно, некоторые преподаватели из вузов участвуют в составлении заданий ЕГЭ. Но их вклад в качество отбора в свой конкретный вуз стал на порядки меньше.

И со школьниками вышло аналогично – теперь уже в аудитории с ними сидят не претенденты на их места в конкретном вузе, а вполне обычные ребята, которые планируют учиться дальше в самых разных высших учебных заведениях. Дух конкуренции ушёл, уже нет причины не подсказать, нет повода жаловаться, если кто-то пользуется телефонами. А так как учителя, контролирующие порядок в аудиториях, заинтересованы в высоких баллах для школ своего района (их же самих потом оценивают по этим баллам), то они и не мешают школьникам звонить, пользоваться интернетом, помогать друг другу и так далее.

Получается, что осталась всего одна группа людей, которым важно качественное проведение ЕГЭ – это сильные школьники. Они долго и усердно готовятся, стараются написать экзамены на максимальные баллы, но если вдруг делают ошибку по невнимательности, то их тут же со свистом обгоняют слабые ребята, которым прислали верные ответы из интернета. Конечно, у них есть возможность написать жалобу по форме проведения экзамена в их аудитории. Но решатся ли они на это? Если в кабинете было 15 школьников, из которых 14 бессовестно сидели в интернете со своих телефонов, то кого потом побьют, если станет известно о жалобе?

И каждая такая известная история, в которой сильный школьник не попал в вуз, а его слабые товарищи легко в него поступили, отталкивает следующее поколение от целенаправленной учёбы. В самом деле, некоторые ребята могут подумать, что незачем тратить силу на образование, если всё потом решится не умом, а предприимчивостью.

На этом мы закончим с грубыми и грустными словами. Повторюсь: я не говорю, что старая система была идеальна, что новую нельзя сделать лучше, что я знаю, как сейчас надо действовать. Но я хочу обратить внимание на этот момент – конкуренция ушла, поэтому сейчас почти все силы направлены на завышение результатов единого государственного экзамена:
- школы хотят, чтобы их ученики набрали как можно более высокие баллы,
- ученики хотят высоких баллов,
- районные отделы образования хотят высоких баллов,
- министерство образования хочет высоких баллов.

А ведь надо сделать так, чтобы все они хотели не только высокие баллы, но и хорошее образование...

Почему эта заметка появилась именно сейчас? Потому что, похоже, произошло несколько утечек вариантов до экзамена, да и во время отбора многие школьники легко пользовались доступом в интернет. Подробности:
- Выступление Дмитрия Гущина в эфире пятого канала,
- Статья Десятки тысяч выпускников списали ЕГЭ по подсказкам из Интернета (с тем же Дмитрием Гущиным – одним из составителей вариантов ЕГЭ и, на мой взгляд, весьма квалифицированным человеком),
- Статья «Площадка «В Контакте» стала платформой для списывания ЕГЭ», написанная главным куратором группы «САМОподготовка к ЕГЭ» Славой Борисовым, опубликованная на сайте «Учительской газеты».

Возможно, не всё здесь правда. Возможно, где-то преувеличено, а где-то не в полной мере отражено то, что есть. Но это всё хорошо укладывается в теорию выше – ощутимая конкуренция на этом экзамене отсутствует, поэтому все (кроме считанных процентов «ботанов») заинтересованы в списывании, подсказках и утечках вариантов. А если почти все силы направлены в одну сторону, то вполне понятно, куда систему понесёт.

Я понимаю, что есть ещё группы людей, которым тоже нужны высококлассные специалисты. Но пока что бизнес не может влиять на систему образования, а может только недоумевать, почему студенты четвёртого курса не знают школьную программу за шестой класс.

Впрочем, есть, конечно, и хорошие индикаторы. Но наличие хорошего не отменяет наличия плохого. Поэтому необходимо много работать для устранения известных проблем.

Другие заметки о ЕГЭ:
- ЕГЭ – универсальное мерило,
- ЕГЭ 2008,
- ЕГЭ 2009.

16 комментариев:

  1. Во что это может вылиться, можно посмотреть по образовательной системе США. Там ВСЕ участники процесса образования гонятся за повышением успеваемости и кладут большой привет на собственно знания. Подробно об этом написано в книге Айрата Димиева "Классная Америка". Это иммигрант из России, который преподавал там в старшей школе.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный15.06.2011, 11:11

    Человек, пишущий

    "Как это не прискорбно, но должен констатировать, что студенты четвертого курса в массе своей не способны грамотно писать по-русски"

    имеет право возмущаться, да.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный14.03.2012, 8:03

      Спасибо за критику. Уже исправил.
      Филюрин

      Удалить
  3. Илья, здравствуйте)

    Нда, логично представлено. Только Оценку надо было всегда на экзамене, начальникам тоже показатели нужны были всегда... Вопрос, думаю, в другом. Образование совершается на конкретных уроках, у реальных Людей. А система - у нее всегда было и будет что-нибудь неладно.

    Кстати. Много всяких экзаменов сдавала: выпускные и вступительные, в малых и больших аудиториях. Но ни разу не видела такого проявления конкуренции, чтоб закладывали других. Да и списывать нередко давали, даже проверяли друг у друга не знакомые до экзамена люди. Наивные?

    ОтветитьУдалить
  4. Григорий, да, я видел этот текст.

    Уважаемый аноним, раскройте мысль.

    Ольга Воронина, на вступительном экзамене у сотрудников вуза не было резона позволять списывать, так как вузу не надо отчитываться за хорошую успеваемость школьников. Это является проблемой школы, поэтому школа и занимается завышением баллов.

    Вы правы, школьники не часто ярко проявляют эту конкуренцию (особенно, если конкурс не очень высокий). Но иногда вполне позволяли себе не передать шпаргалку от одного человека к другому, не ответить на вопрос соседа, пожаловаться на разговоры по мобильному телефону.

    В любом случае, это не дети должны обеспечивать чистоту процедуры отбора, а взрослые вокруг них. И если взрослые не заинтересованы в том, чтобы «победили сильнейшие», то детям очень тяжело с этим бороться.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный15.06.2011, 13:34

    Раскрою мысль анонима: правильно было бы написать "как это ни прискорбно".

    Добавлю немного от себя: учусь в вузе (могу добавить, что в неплохом). И при поступлении, и при обучении достаточно людей, которые списывают, не понимая ни слова, при прочтении даже ударения неправильно расставляют. Считанные единицы людей, которым интересно учиться (или неинтерес аргументирован).
    Основная масса собирается работать по специальности :)

    С уважением, Алексей.

    ОтветитьУдалить
  6. Алексей, да понятно, что это у Александра опечатка. Пусть даже это будет не случайная опечатка, а ошибка из-за недостаточной грамотности. Но почему ему нельзя недоумевать, как студенты четвёртого курса могут не справляться с заданиями для шестого класса?

    (Чтобы абсурдность была совсем понятна: этот аноним наверняка в своей жизни хоть в одном слове сделал ошибку, верно? И как тогда он смеет указывать на чужие ошибки?)

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный15.06.2011, 14:45

    По поводу списываний журналисты все не в теме. Активисты анонимного форума 2ch.so заддосили "мобильный сервис", а также на следующих экзаменах специально подсказывали неправильно и т.д. Позже они отправляли в обрнадзор фотографии кимов, где виден уникальный номер. То есть не только сильные ученики заинтересованы в объективности.

    ОтветитьУдалить
  8. Если министерство заинтересовано в адекватности оценки, то можно специально дезу сливать :) И быть морально готовым провести ещё один тур ЕГЭ для того поколения, на ком дезу обкатывали впервые - а то показатели рухнут.

    А вообще я не видел и в вузах заинтересованность в даче знаний. Они, похоже, вообще никому не нужны, кроме работодателей. Весь персонал вуза, кого я видел вблизи, тупо отсиживают свою работу за [небольшие] деньги, осваивают гранты болтологическими исследованиями. Ещё видел, как люди искренне изобретают и тестируют новые педагогические технологии (в педвузе дело было), но эффект был только с их слов.

    Будущее аттестации уже наступило - профессиональные сертификаты, например, у программистов котируются уже сегодня выше диплома.

    Некоторые работодатели вообще не испытывают потребность в бумажках и готовы вести отбор только по самостоятельной оценке.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте. Честно говоря, не очень осведомлен о ЕГЭ, но судя по российским новостям, уровень его организации хромает по сравнению с ЗНО(я из Украины), хотя, бесспорно, у нас тоже есть весёлые вещи вроде учитывания среднего балла аттестата. Так ли это?

    ОтветитьУдалить
  10. У нас в Беларуси в году так 2002-2003 тоже было введено централизованное тестирование, что-то вроде вашего ЕГЭ. Так вот, не знаю как теперь, но в те годы всё было очень строго. Экзамены проводились на базе университетов, где всё контролировали то-ли университские преподователи, то-ли люди из мин.образования, но школа тут не была никаким боком. Также за любую подсказку, разговорчик, списывание или наличие при себе мобильного телефона (их тогда особо не было, особенно у школьников, поэтому все личные вещи сдавали на стол в углу аудитории) — за всё это сразу выгоняли и всё, в этом году ты уже не поступишь.

    В общем довольно серьезно это было организовано тогда. Другое дело, содержание самих тестов могло быть порой спорным... Но это уже другая песня.

    ОтветитьУдалить
  11. Очень интересная заметка!
    Я всегда была двумя руками за ЕГЭ, очень радовалась, когда узнала, что буду его сдавать в рамках эксперимента! Поступила в вуз, о котором мечтала, но в который побоялась бы поступать по традиционному экзамену.
    Всегда спорю с теми, кто критикует ЕГЭ, но насчет заинтересованности подмечено очень точно!

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный16.06.2011, 13:05

    Прочитал про четвертый курс - повеселило. С другой стороны я сам формулу корней квадратного уравнения не вспомнил, но ради интереса вывел минут за 5. Опять же часто один корень можно угадать или просто построить ф-ю и второы тогда вычисляется просто.

    А что касается подсказок на экзаменах, то я сам всегда помогал, когда мог - один раз даже поплатился четверкой по вышке (ошибся где-то в арифметике), но к красному диплому никогда не стремился, поэтому осознание что я только что написал два варианта на 4 за себя и одногрупницу мне было достаточно.
    Еще писал олимпиаду по терверу для подруги на второе место по универу чтобы ей автоматом поставили. Причем сам сам знал только комбинаторику + справочник Бронштейна/Семендяева был, а большую часть семестра мы пиво пить ходили. Но это конечно потому что в экономическом вузе математика не та.

    ОтветитьУдалить
  13. Bohdan Rybak,
    в России не аттестат влияет на результат ЕГЭ, а ЕГЭ может влиять на оценки в аттестате.

    vicnaum, это грамотный ход!
    Если ЕГЭ проводить в вузах, то, возможно, процедура будет строже к хитрецам. Лишь бы по уму всё было.

    Маша,
    наверняка это не моя идея. Лет пять-семь назад уже были разговоры о том, что если из процесса оценки школьников исключить заинтересованных в качестве результата, то только наивные люди станут ждать адекватных оценок.

    Уважаемый аноним,
    безусловно есть такие альтруисты, которым интересно пропихнуть своих знакомых в места, до которых они сами бы не смогли допрыгнуть.

    ОтветитьУдалить
  14. с появлением платников вузам тоже стало выгодно набрать абы кого, лишь бы человек был платежеспособен. Вузы (не все, разумеется) превратились из учебных заведений в предприятия по продаже дипломов в рассрочку. Так что конкуренция была убита гораздо раньше.

    Но с тем что нормальным вузам стало сложнее отобрать способных, согласен, правда вузы выкручиваются вводя дополнительные экзамены.

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный18.06.2011, 19:55

    Да это давно уже так - никому нет дела до честности экзамена, кроме фанатов "этого дела".
    Вот прошлогодняя статья о ЕГЭ по-дагестански - http://www.chernovik.net/news/392/REPUBLIC/2010/06/05/10500 - там даже не позволили наблюдателям жалобу составить о нарушениях.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний