13 авг. 2009 г.

Инфляция печатного слова

Как только человек сталкивается первый раз с несоответствием слов и реальности, у него начинается естественный поиск критериев:
- этим людям лучше не верить, я их уже ловил на лжи,
- статьям в этом издании лучше не верить, тут уже писали бред,
- к этому банку лучше не подходить, они уже обманывали,
и так далее.

А первый раз нас обманули, наверное, родители. Была какая-нибудь ерунда - или спешили куда-то, или нельзя было то, чего хотелось - поэтому пришлось приврать, чтобы достичь нужного локального результата. Мы не поняли тогда, почему нельзя съесть это или почему надо перестать играть в то, но выполнили в тот момент необходимое. И этой наивностью пользовались все вокруг, вытравляя её из маленькой личности.

И мы начали разбираться всё лучше, где на нас воздействуют, а где открыто делятся информацией. При этом ясно, что если все будут говорить правдиво, то и верить словам все будут гораздо больше, чем сейчас (кстати, об этом парадоксе заключённых только что Каганов высказался - пусть не очень точно с позиции математика, но достаточно сочно). В самом деле, старание при воздействии словами, интенсивность и яркость соответствующих действий становятся всё сильнее, потому что доверие к словам падает ниже и ниже.

Теперь мы понимаем, что фраза «Заплати один раз - живи год без забот» означает, что весь год забот будет много. И гораздо дешевле платить не один раз в самом начале, а на каждой итерации - тогда можно хоть как-то мотивировать исполнителей стараться, а не напоминать им про подписанный в январе контракт, неуверенно грозя судом. Если мы видим на упаковке надпись «Шампунь на основе мыльного корня», то надо проверить состав нанесённый на эту же бутылку - никакого мыльного корня там нет (возможно, некоторые шампуни с таким названием содержат мыльный корень в составе, но я могу уверенно утверждать, что не все). Недавно я рассказывал про впечатление о свежевыжатом соке - алюминиевая баночка с таким названием и сроком хранения 6 месяцев легко может развеять все сомнения о значении слова.

Почему это не может прекратиться само? Потому что все вокруг играют по этим правилам: обманул - заработал на этом, обманул сильнее - заработал ещё больше. Пока маленький и гордый честный бизнес делает качественную вещь, десятки опытных жуликов создают барахло, навешивают на него правильную наклейку (которая сейчас у населения ассоциируется с качеством), а продают чуть ниже себестоимости настоящего качественного товара. Поэтому нормальный производитель даже не сможет конкурировать с мошенниками эффективными предпринимателями. А производители низкокачественного товара с эффектной этикеткой имеют свою сверхприбыль, поскольку их цена не соответствует их работе с большим запасом.

Но всё ли так плохо? Нет, не всё. Системы быстрого распространения огромного количества информации принесли нам много негативного - спам, навязанные сервисы, рекламные сообщения, ориентированные персонально на нас. Но эти же технологии дали нам возможность поинтересоваться у сотен тысяч живых людей, какие схемы неожиданного вытягивания денег используют в таком-то банке, что надо обязательно проверять до движения к кассе, покупая такое-то конкретное наименование товара, имеет ли смысл обращаться за данной услугой к кому-то или проще и качественнее всё сделать самому.

Другими словами, имея желание и силы, можно избежать многих проблем - надо ориентироваться не только на слова того, кому выгодны ваши действия, но и на опыт живых людей. Увы, тогда приходится тратить время. А если экономить время, то придётся тратить больше денег за меньший сервис. Ну а чтобы заработать эти дополнительные деньги, опять же, придётся тратить время (подробнее).

Поэтому смотрите внимательнее на обменные курсы :) Грустно видеть, как человек, несколько месяцев копивший на покупку своей мечты, приобретает её в ближайшем к дому магазине по существенно более высокой цене, чем мог бы, если бы потратил часок на дорогу до другого магазина. Он переплачивает столько, сколько зарабатывает за неделю, но экономит один час на поездку за более выгодной покупкой! Дело тут не в том, что я считаю чужие деньги, а в том, что большое количество таких людей, которым неважно, какова суть происходящего, поощряют распространение дальнейшей неэффективности (в данном случае, он поощряет не магазин, предлагающий наилучшую цену, а торговую сеть, которая натыкала много магазинов по всему городу, поэтому к ним ближе идти почти из любой точки). Я не против больших торговых сетей, но мне печально, что сужается мой выбор - постепенно исчезает то, что нравится мне, а распространяется то, что нравится большинству.

Поэтому я за поддержку настоящего, за популяризацию искреннего. Если где-то умные люди делают хорошее дело, то стоит их поддержать. И если кто-то готов научиться отличать надпись от сути, то лучше ему помочь - пусть таких людей будет больше.

Успехов вам!

4 комментария:

  1. Эх, Илья, как же близко все, что Вы говорите... Я столько раз расстраивался из-за подобной неэффективности. А уж про маркетинговый обман и говорить не хочется. И такое впечатление, что это в основном у нас в стране. Либо это совковая идеология, либо такими мы всегда были.

    ОтветитьУдалить
  2. Это вопрос очень мутный - стоит ли "ехать часок" до другого магазина.

    С одной стороны, измерять потраченное время в доходах за соответствующее к-во часов - оно вроде и верно. С другой стороны, можно сделать нечто, что будет приносить доход долго-долго... И сколько стоит такой час?!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный14.08.2009, 10:08

    Если написано "0 процентов переплаты", то жди большую комиссию, дополнительные сборы, специальные доплаты и взнос за саму услугу кредитования! :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Trailmaster, вопрос не такой уж мутный, потому что уже известно, что человек несколько месяцев еженедельно откладывал фиксированную сумму на покупку товара, о котором мечтал. А потом, будучи ослеплённым желанием скорее достичь желаемого (или просто поленившись), переплатил за один час примерно такую же сумму.
    Здесь не было альтернативы "инвестировать этот час в будущее".

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний