20 июл. 2009 г.

Ещё чуть-чуть бы

Это те слова, которые произносятся перед тем, как трос рвётся, балка ломается, двигатель взрывается, направляющая изгибается, управление любым транспортным средством теряется и так далее. А почему?

Потому что большинство людей не понимает в достаточной мере, что процессы делятся на обратимые и необратимые. Если этот конкретный подъёмник выдерживает 300 килограммов по паспорту, а однажды им поднимали 400 килограммов, то это вовсе не значит, что 450 он легко осилит!

Как только появляется азарт «надо, чтобы получилось», то про риски от неудачного опыта все легко забывают. Если бы мысль о потенциальных убытках возникла, то может кто-то бы и сообразил, что предметы не могут тренироваться.

Это человеку можно давать всё более и более трудные задачи, наблюдая, как он становится всё профессиональнее, как его мастерство растёт с каждым разом. Тут тоже, конечно, не стоит перебарщивать. И тоже есть «верхняя граница». Но сложная задача для человека - это не сложная задача для механизма.

Когда устройство получает нагрузку выше запланированной, то оно может справиться с задачей, но при этом тихонько деформироваться критическим образом. И в следующий раз всё может внезапно рухнуть уже от вполне нормальной нагрузки. Оно нам надо?

Кстати, люди тоже не с любым увеличением сложности задачи готовы мириться. Если задача состоит в том, что надо терпеть возрастающую эмоциональную нагрузку, то в какой-то момент тоже может «накипеть». Увы, это не все понимают до самого взрыва.

Определение «на пальцах» простого математического понятия непрерывность состоит в следующем: если один параметр менять чуть-чуть, то и другие будут меняться незначительно. И по какому-то нелепому стечению обстоятельство кажется, что многие процессы в мире обладают этим свойством, поэтому подчиняются этому закону.

Вот мы увеличиваем по чуть-чуть обороты двигателя, достигая всё большей скорости. Мы очень осторожны, потому что идёт дождь. Но добавляем-то скорость постепенно! Что может случиться, если ускориться ещё на 5 километров в час? Мы же так уже 20 раз делали за последний час! Тонкость в том, что если по одной оси у нас отложено время, а по другой количество живых людей в автомобиле, то надеяться на непрерывность такой функции очень наивно. Она будет ступенчатой (хорошо, если константой). Невозможно сбросить скорость, заметив, что машина «чуть-чуть потеряла управление и улетела кувыркаться в кювет» - она это сделает не чуть-чуть, а сразу.

Конечно, невозможно научиться, не делая ошибок. Превышать нагрузки и допускать неточности необходимо. Но надо обязательно оценивать обратимость своих действий, чтобы у близких людей не было повода расстраиваться из-за таких ошибок.

Будьте осторожны!

5 комментариев:

  1. Да уж, золотое правило - "Предметы не могут тренироваться". А вообще, это всё русское "А, прокатит и так!". :) В Европе например никто не нацепит на трос грузоподъемностью 300 кг груз в 400 или даже 320 кг. Другой менталитет.... Я так думаю.

    ОтветитьУдалить
  2. >В Европе например никто не нацепит на трос грузоподъемностью 300 кг груз в 400 или даже 320 кг.

    Ерунда. Там просто пишут мегаподробные инструкции, и пинками заставляют всех им следовать. Плюс - полторы сотни лет всеобщего среднего образования. У нас, тупо, не хватает людей с высшим образованием, чтобы всем всёподробно объяснять, и людей со средним, которые могли бы объяснения адекватно понять.

    ОтветитьУдалить
  3. Когда тебе что-то надоедает делать и ты говоришь, что больше не можешь, тебя начинают уламывают сделать ещё чуть-чуть. А то, что ты уже всё, дошёл до ручки, и больше никак не можешь, как аргумент не воспринимают и продолжают уламывать.

    Отсюда мораль - надо говорить что больше не можешь когда есть ещё силы немного поделать .Если всё таки уломают на чуть-чуть,то ты будешь в порядке, и ещё тебе должны услугу останутся.

    ОтветитьУдалить
  4. Suphair, этот подход хорош, если с людьми неискренние отношения. Близких людей так обманывать не станешь, но и они не будут пытаться выдавить из человека больше, чем возможно.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличное наблюдение! Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний