22 окт. 2008 г.

Простые вещи

Сегодня говорим простыми словами о простых вещах. Речь о таких вещах, которые однозначно лучше своих аналогов. Более того, технологии производства простых вещей и их аналогов почти совпадают. Но как бы не был очевиден выбор, в массовом производстве почему-то часто побеждают именно обычные конструкции, а не специально продуманные.

Вот, например, светофор на не очень загруженном перекрёстке регулярно пополнял ленту ДТП. После нескольких совсем диких случаев (речь о столкновении машин с людьми) городские власти решили взяться за проблему - поменяли обычный светофор на трёхрежимный. Я не знаю, как он называется правильно, но отличается он от большинства светофоров тем, что в его работе есть фаза, во время которой на оба направления горит красный сигнал. Это позволяет тем, кто начал переход на зелёный сигнал (который вот-вот кончится, но кто бы об этом заранее знал?), закончить пересечение дороги до того, как на свой зелёный ломанутся водители перпендикулярного направления.

На загруженных дорогах такое, естественно, не пройдёт - там физически нет времени, чтобы удерживать оба направления от движения. Но там и сосредоточенность водителей больше. А на периферийных перекрёстках полная расслабленность и отключение сознания: увидел зелёный - давит на «газ». И совсем не ожидает увидеть людей впереди... которые просто не успели закончить переход дороги, начав двигаться на зелёный. Можно сколько угодно призывать водителей быть внимательными, а потом глядеть на очередные сводки ДТП. А можно сделать им жизнь проще, установив более удобные светофоры на перекрёстках (не дожидаясь «сигнала» в виде горы трупов с одного неудобного пересечения дорог). И это спасло бы много жизней. А ведь цена таких светофоров такая же, как и у обычных (поскольку отличаются они только электронной начинкой, которая сейчас стоит гораздо меньше, чем работы по установке светофора).

Другой пример - электроплиты. Есть давно известная проблема: иногда люди включают что-то греться на плите, а сами уходят в другую комнату... и забывают о своих кухонных делах. Хорошо, если такие хозяева не уйдут куда-нибудь из дому, бывает ведь и такое. Казалось бы, проблема старая, решается сосредоточенностью и табличкой «А плиту ты выключил?», прибитой к входной двери изнутри. Но ведь не помогает это!

А помогает другое - плиты с таймерами. То есть, нельзя просто так включить что-то греться, а можно включить на ограниченный срок (максимум - пара часов). Даже если человек забудет про готовку, плита отключится сама. Особенно хорошо, если повар ставит разумное время (чаще всего так и делают), а не максимальное возможное - тогда плита отключится через 30-50 минут, чего не хватит для полного выкипания кастрюли. Плюсы очевидны - меньше пожаров и испорченной техники и посуды. Минусов всего два, но они несущественны:
1) пользователю надо каждый раз думать, на какое время заводить таймер,
2) плита будет чуть-чуть дороже обычной (согласитесь, таймер стоит крайне мало, поэтому это явная мелочь).

Другими словами, можно каким-то способом (например, небольшим целевым снижением налога) подбодрить продажи плит с таймером, без включения которого невозможно использовать нагревательные элементы. И это позволило бы сократить количество пожаров в стране (если я правильно знаю, в Европе почти везде используются плиты с таймером, а в России это, к сожалению, большая редкость).

И таких простых вещей много. В июне мы говорили о том, что большую часть мелких проблем можно решить малым количеством мелких же усилий, а это уже освободит руки, чтобы справляться с большими проблемами (которых мало, но они и требуют заметных стараний). Глупо сосредотачиваться только на подстилании себе соломки «как бы чего не вышло», но закрываться от массовых мелких глупостей, которые отнимают массу сил - это очень правильная затея. Кстати, об этой заметке: Яндекс исправил ошибку, о которой там идёт речь - всё не зря :) Может, у Лебедева начали пользоваться валидаторами какими-нибудь...

И в этой же заметке я хочу порекомендовать ещё две статьи:

- Почему в книжных магазинах не продают книги? - понятный ответ на вопрос, терзающий последние годы.

- О тех, кто считает себя эгоистом - коротко и очень содержательно. Мне кажется, стоит прочитать.

Хорошего дня!

12 комментариев:

  1. Анонимный22.10.2008, 11:38

    В Европе во всех общежитиях и гостиницах печки с таймером, потому что закон обязывает!

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемый аноним, интересно, если это правда...
    Я не смог найти пока подтверждения, поэтому пока подозреваю, что законодательные ограничения есть только в некоторых странах.

    ОтветитьУдалить
  3. Во Франции в общаге плита была с таймером, причем максимум там был минут так 15-20. У меня дома (не в общаге :) плита без таймера (и я ее таки забывал пару раз выключать после снимания с нее готового блюда, правда, не во время выхода из дома. правда, там другая система защиты - если давать плите долго греться без ничего, через какое-то время что-то начнет стекать на землю и сработает УЗО). Но вообще идея хорошая. Правда, считаю, что максимум лучше ставить до получаса. Иначе начинающий повар (чтоб не думать) просто отработает себе рефлекс "выкрутить на максимум", и смысла у нововведения поубавится. А в случае длительной готовки раз в 20 минут крутнуть таймер еще раз несложно. Заодно выработает небесполезную привычку находиться во время готовки на кухне или хотя бы не упускать кухню из поля внимания.

    ОтветитьУдалить
  4. Сергей, это логично - общеге даром не нужны проблемы с испорченными нагревательными элементами и банальным перерасходом электроэнергии, даже если с жильцов потом удастся стрясти компенсацию.

    ОтветитьУдалить
  5. Кстати да, в гостиницах электричество включено в стоимость номера, им это банально выгодно :) А дома ты сам платишь, вот и делай что хочешь.

    ОтветитьУдалить
  6. В одной гостинице в Испании я вообще видел недавно мегафишку: войдя в номер, нужно карточку-ключ от двери вставить в специальное устройство, и только после этого в номере появляется электричество как таковое :) т.е. в отсутствие постояльцев номер оказывается начисто обесточенным.

    ОтветитьУдалить
  7. Sergei, точно, я тоже вспомнил такое, когда вы сказали. И тоже вроде в Испании. Вряд ли это была та же гостиница, конечно :) Так что, может, в испанских гостиницах такая фишка просто почему-то популярна.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный24.10.2008, 10:22

    Я бы не сказал, что это прям "мегафишка" :) Идея, не спорю, правильная, но она не новая и давным-давно используемая.

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемый аноним, в этом и дело! Вещь простая, но очень часто, принимая решение, как именно делать, люди выбирают худший вариант. И это при том, что он имеет ту же цену (или неощутимо дешевле правильного варианта).

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный25.10.2008, 13:34

    Насчет светофоров - есть проблема. Водители очень быстро привыкают ориентироваться по перпендикулярному =)

    P.S. Что-то сочетание blogger+opera+openId переглючило... не подписаться.

    // aamonster

    ОтветитьУдалить
  11. "В Европе во всех общежитиях и гостиницах печки с таймером, потому что закон обязывает!" - в Европе нет единого закона про это, в каждой стране свои положения.

    "В одной гостинице в Испании я вообще видел недавно мегафишку: войдя в номер, нужно карточку-ключ от двери вставить в специальное устройство, и только после этого в номере появляется электричество как таковое :)" - не только в Испании, но и во Франции, Португалии и т.д. В Европе существует целая сеть недорогих отелей для автопутешественников, где часто даже персонала не видно. Приезжаешь поздно вечером, на входе в отель кредитной картой оплачиваешь номер, получаешь ключ-карту, либо просто код, заходишь внутрь - и вуаля! Электроприборы включаются, вода из кранов льётся.
    В случае проблем (поломанный телевизор, украденное полотенце) сумма ущерба просто снимается с вашей Визы. Об этом предупреждает надпись внизу.

    Да, чуть не забыл. Это щастье стоит ок. 30 евро за ночь.

    ОтветитьУдалить
  12. a13x4ndr, спасибо за уточнения!

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний