31 янв. 2017 г.

Научите не экономить бумагу!

Добрый день!

Дорогие учителя математики, научить школьников решать задачи — дело сложное, но нужное. И совершенно естественно, что концентрация в этом вопросе у нас именно на развитии способности исследовать задачу, выбирать из нескольких способов решения наиболее надёжного (чтобы было меньше шансов ошибиться), проверять качество своего решения и так далее.

Поэтому отбивать желание учиться, навязывая какие-то строгие правила оформления, совершенно нет желания. «Пусть запишут как умеют, но решат задачу» — понятная позиция. В самом деле, нет никакого смысла хорошо оформить отсутствие решения. Гораздо лучше плохо оформить его наличие.

Но, пожалуйста, научите школьников, участвующих в олимпиадах, начинать решение задачи с верхнего левого угла разворота тетради! Начинать же решать с нижнего правого угла разворота (чтобы записать пару-тройку строчек, а затем перевернуть лист — это всё же форма проявления неуважения к проверяющему. А сделать чертёж в нижнем правом углу разворота тетради, а само решение записать на следующем развороте — это уже издевательство!

Я понимаю, что школьники не специально делают, как хуже. Поэтому важно объяснить им, что размещая чертёж на одной стороне листа, а текст решения на другой, они мешают и себе (ведь им и самим сложнее не ошибаться в обозначениях, когда они не видят своего чертежа). Другой аспект, который важно понимать, состоит в следующем: проверяющий олимпиаду должен разобраться, где именно ученик ошибся. Зачем? Чтобы вместо 0 баллов за отсутствие решения задачи поставить 1-2 балла за правильные ходы. А для этого надо постараться так оформить своё решение, чтобы эти ходы были видны.

Школьники, не экономьте считанные сантиметры бумаги — начните решать задачу со следующего разворота!

Ссылки по теме:
- Как решать геометрическую задачку?
- Как решать алгебраическую задачку?
- Как обдумывать задачку?
- Как решать задачу по физике?

Хорошей недели!

4 комментария:

  1. Писать сейчас не учат от слова «совсем». Накорябял пару строчек — молодец! Создал сложноподчинённое предложение — так не всякий сможет! Сформулировал абзац текста — гений!!! А как всё это выглядит на странице не имеет никакаго значения. Буковки же есть, вот и читайте их, раз шибко грамотные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, к счастью, путёвые школьники всё же есть. Но Вы правы, что навыки внятного изложения своих мыслей стоит активно прививать всем, кому возможно.

      Удалить
  2. Я могу ошибаться, но если оставить внизу листа пустое место, то проверяющий может пропустить решенную задачу. Они тоже люди, могут устать, не заметить, торопиться и пр.

    Со стороны школьника нужно предпринимать какие-то действия, чтобы дать понять, что там еще есть другие задачи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Jean, Вы правы, такого рода ошибки при проверке бывают. Но всё же ущерб от них обычно невелик: найти проверяющих олимпиаду, которые не пропускают решённые задачки в тетрадях, гораздо проще, чем тех, кто готов выискивать дельные мысли школьника, когда тот даже не постарался помочь в этом.

      На апелляциях постоянно с этим сталкиваемся: школьник обнаруживает у себя ошибку в обозначениях, которую он сам не заметил во время олимпиады, так как ему приходилось листать туда-сюда. А всё почему? Потому что он сам разместил чертёж на одной стороне, а записывает решение на другой.

      Лучше помочь себе хорошо оформить решение, разместив всё на одном развороте. А если вдруг проверяющие не заметят решения, то это легко исправится на апелляции (но такие казусы бывают очень редко, т.к. тетради при проверке обычно смотрят несколько раз).

      Удалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний