29 июл. 2012 г.

Всё ради пробок

Добрый день.

Как известно, автомобильные пробки — это очень выгодно. Нет, людям, конечно, в пробках приходится туго: они тратят время, вдыхая бензиновые ароматы, подолгу оставаясь в неподвижно позе. Но бизнесу пробки нужны, ведь благодаря пробкам:

  • нефтяники больше зарабатывают на добыче и переработке нефти;
  • медики обслуживают больше людей (с проблемами от неподвижного сидения, плохого питания и вдыхания чего попало);
  • фармацевты продают больше средств для нормализации обмена веществ и т.д.;
  • телекоммуникационные компании предоставляют больше услуг связи, так как большинство старается распорядиться временем в пробке «с пользой» (хоть пообщаться с другими людьми, стоящими в пробках в это время);
  • производители электроники тоже обеспечены заказами на автомобильные телевизоры и прочие развлечения (чем без пробок почти никто бы и не подумал пользоваться);
  • продавцы загородных домиков и туристических путёвок легче заманивают отдыхом «вдали от городских пробок»;
  • кафе, рестораны и производители полуфабрикатов имеют больше клиентов благодаря пробкам, так как у многих просто не остаётся времени на нормальное приготовление пищи дома;

и так далее. Список можно продолжать бесконечно. В современной экономике успех многих предприятий построен на том, что у людей очень мало времени. Именно человеку, который всё время спешит, проще дорого продать то, что ему вообще не требуется. Именно у загнанного человека нет времени, чтобы подумать, из-за чего же у него нет времени.

Да, всё верно, иногда и автомобилисты создают пробки своими руками. Но это скорее редкий случай, чем правило. Большая часть проблем, конечно, появилась на свет не случайно, они были тщательно спланированы. Судите сами, раз бизнесу выгода пробок очевидна, а влияет он на принятие государственных решений очень серьёзно, то в России многое постепенно меняется в сторону организации пробок на ровном месте. Вот лишь некоторые иллюстрации:

  • из года в год качество дорог становится всё выше, поэтому всё больше людей задумывается о покупке автомобиля;
  • бензин как был всегда дешёвым, так и продолжает привлекать неокрепшие умы низкими затратами на владение автомобилем;
  • недавнее упрощение процедуры техосмотра сняло ещё один барьер: если раньше пешеходы боялись гипотетических сложностей с ежегодными стояниями в очередях, то сейчас исправный автомобиль получает талон техосмотра за считанные 10-20 минут;
  • предсказуемость и удобство общественного транспорта заставляют желать лучшего, а постоянные летние перепалки «мне дует, закройте люк» — «мне жарко, откройте люк» кого угодно толкнут к мысли о своей машине;
  • оформление купли-продажи автомобиля превратилось из безумия с заниманием очереди в 3 часа ночи без возможности отлучиться до 17 часов, когда очередь наконец-то подойдёт (с обязательной потерей целого рабочего дня), в простую и комфортную процедуру. Теперь инспекторы стали работать и в удобное время в выходные дни, что позволяет не брать отгул, не терять десятки часов на пустые нервы, а легко и просто получить номера или снять автомобиль с учёта;
  • введение обязательного автострахования тоже упростило жизнь: раньше многие отказывались от мысли о приобретении автомобиля, так как боялись «поцарапать чужую машину», а теперь этот страх ушёл — все проблемы будут решены силами юристов страховой компании, а неумелому водителю просто придётся чуть больше платить ей в следующие годы;
  • систематическая борьба с пьянством за рулём дала свои плоды: раньше многие боялись ездить на автомобиле, потому что «в любой момент какой-нибудь алкаш в лоб прилетит», сейчас же этих опасений стало гораздо меньше;
  • развитие кредитования (для облегчения покупки) и открытие автомобильных производств в России (с целью снижения цен) ещё сильнее тянут сомневающихся в сторону приобретения своего железного коня.

И этот список тоже можно продолжать долго. К счастью, не везде так. Где-то районные инспекции работают медленно, искусственно организуя очереди, где-то дорожники оставляют ямы на дорогах, да ещё и знаки развешивают как попало, где-то усилиями местных властей удаётся хоть чуть-чуть поднять цены на топливо. Но общая тенденция однозначна — бизнес заставляет государство усиленно пересаживать граждан на автомобили, что неминуемо приводит к росту пробок.

К сожалению, мы неудачно учимся у стран, которые давно уже идут по этому пути. Мы давно уже копируем западную систему образования, здравоохранения, а теперь ещё и тащим западную систему усиления пробок, хотя американцы, европейцы и японцы давно уже осознали, что им надо что-то срочно менять. Просто зайдите на любой поиск по картинкам (например, http://images.google.com/), чтобы увидеть безумие, которое творится в так называемых образцовых городах — наберите запросы «traffic jam new york», «traffic jam london», «traffic jam tokyo» или любой другой «цивилизованный» город.

Теперь вы знаете, зачем людям поднимают зарплату, почему внезапно начали строить транспортную развязку или мост, с какой целью проводили переаттестацию в ГИБДД, для чего упрощают владение автомобилем, зачем финансируют автокредитование и так далее. Это всё делают, чтобы людям легче было решиться на покупку машины. Перешлите ссылку на эту статью (http://my-tribune.blogspot.com/2012/07/blog-post_29.html) своим знакомым, которые планируют купить автомобиль! Удержите их от поддержки беспринципных бизнесменов, наживающихся на пробках!

Хорошего начала рабочей недели!

32 комментария:

  1. Илья, вы и вправду считаете, что упрощение жизни автомобилистам по перечисленным вами пунктам — плохо? Ведь есть другие способы заставить человека перестать пользоваться машиной:
    — полностью платные парковки в центре города
    — большие штрафы за неправильно оставленый автомобиль
    — неизбежность этих штрафов, ведь сейчас гаишникам на это наплевать
    — развитие общественного транспорта и велоинфраструктуры на вырученные со штрафов деньги

    Цивилизованная часть Европы давно пошла по такому пути и сейчас там реально перемещаться вообще без машины.

    Кстати, вы читали недавнюю статью Макса Каца на схожую тему?
    http://maxkatz.livejournal.com/88115.html
    Он там показывает, почему без репрессивных мер нельзя решить транспортную проблему. Но это не значит, что нужно заваливать автовладельцев бюрократическими процедурами, поднимать цены на бензин и не бороться с пьянством :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гм, уже два человека советуют узнать мнение Макса Каца... Что же, я прочитал. Мне кажется, что какое-то дополнительное давление на автовладельцев необходимо, иначе они купят машин больше, чем площадь всех имеющихся дорог. За ними невозможно угнаться, потому что расходы на улучшение транспортной сети гораздо выше (по моему ощущению), чем расходы на покупку машин, способных эту сеть мгновенно заблокировать в пробках.

      Естественно, я не считаю, что это давление должно быть невменяемым (искусственные очереди и т.д.). Но как минимум экономически давить стоит. Личный автомобиль должен обходиться дорого. И, конечно, парковки в центре должны быть платными (никого же не удивляют платные парковки в аэропортах и на ЖД вокзалах), а общественный транспорт должен быть удобным и быстрым. В тёплой части России мне кажется полезной сеть бесплатных охраняемых вело-парковок. Идей у всех масса, естественно :)

      Удалить
    2. Фразу «личный автомобиль должен обходиться дорого» стоит раскрыть подробнее:
      если личный автомобиль мешает другим людям, то его владелец должен ощущать что-то кроме лучей ненависти (например, заметные штрафы, эвакуацию автомобиля, лишение водительских прав).

      У нас не будет общественного транспорта, который успевает ходить по расписанию, если специальная полоса для автобусов постоянно заполнена припаркованными автомобилями. Поэтому следует интенсивно приучать водителей ставить машину не рядом с офисом, а в нескольких сотнях метров (или приезжать на автобусе от ближайшей парковки). И наивно требовать мгновенно построить подземные парковки под каждым офисным зданием в центре города, так как это почти невозможно (т.к. безумно дорого). Если парковочных мест рядом с местом работы нет, то надо менять работу или транспорт, но никак не блокировать движение автобусов и троллейбусов.

      Аналогично с парковками у домов: во многих районах строители 30-50 лет назад не подозревали, что количество автомобилей вырастет так существенно, поэтому парковочных мест очень мало. Но это не значит, что можно парковаться на газонах, прогревать свои автомобили под окнами соседей и так далее. Покупая машину, человек прекрасно знает, что рядом с его домом её уже негде ставить. Если он не готов менять место жительства ради владения автомобилем, если не готов платить ближайшей парковке (и тратить время на дорогу до неё), то должен платить штрафы за стоянку на газоне.

      Аккуратный контроль за правильностью парковки приведёт к тому, что владение автомобилем станет дороже для тех автомобилистов, у кого нет своего гаража рядом с домом и парковочного места рядом с офисом. Люди не любят платить штрафы, поэтому большая часть денег пойдёт к организациям, строящим и обслуживающим парковки (сейчас нередко платная парковка в центре города стоит пустой, потому что "нет дураков платить, если можно поставить машину на тротуар"). Через некоторое время платных парковочных мест станет больше, конкуренция в этой области увеличит сервис и так далее.

      Удалить
    3. Ну и, естественно, особенной жёсткости здесь не надо. Например, нет смысла забирать эвакуатором автомобиль, если хозяин рядом (т.е. надо обязать эвакуаторщиков звонить по номеру, оставленному под стеклом автомобиля, после чего вручать прибежавшему водителю кватинцию на выплату существенного штрафа и позволять ему самостоятельно уехать; это позволит одной машине, занимающейся эвакуацией, расчистить большую площадь дороги за единицу времени).

      Второй момент: не надо сразу выписывать штрафы за парковку на газоне всему двору. Это вызывает большую ненависть и неконструктивно. Вообще, резкие движения - опасные движения. Надо действовать постепенно: на протяжении нескольких недель регулярно под стеклоотчистителем оставлять официальную бумагу "С 1 сентября 2012 вместо этой безобидной листовки вы будете получать штраф ... рублей за парковку на этом месте, а пока мы вас просто предупреждаем, чтобы вы успели найти место для правильной парковки".

      Да, это звучит как злобствование против автолюбителей (хоть я и сам владею машиной). Но нам надо постепенно приходить к цивилизованному соблюдению правил (сейчас состояние очень запущено, причём рост количества автомобилей усугубляет ситуацию).

      Если бы в западных странах начали массово парковаться на автобусных полосах, то там автобусы бы тоже не приходили по расписанию. Поэтому там следят за этим порядком. Если бы машины спокойно оставляли на тротуарах, то дорожные службы бы тоже не старались чистить тротуары от снега и льда, а также не стали бы делать пандусы для инвалидов (какие пандусы, если даже пешеходы не могут пользоваться тротуарами из-за обилия машин?).

      Кроме того, если человек ежедневно нарушает правила (бросает машину на газоне/тротуаре, всегда чуть-чуть превышает скорость), то он привыкает к этому. Совершение каждого следующего по тяжести нарушения закона ему даётся всё проще: вот он уже пересекает двойную сплошную для обгона, потому что "уверен, что встречка пуста", вот он уезжает с места ДТП, надеясь, что никто не увидел, как он поцарапал чужую машину, вот он избивает пешехода, когда тот слишком медленно шёл по тротуару, мешая припарковаться... Не надо делать ненормальное привычным. Надо постепенно привыкать соблюдать закон, хоть это и непросто.

      Удалить
  2. у меня вопрос к автору, а у Вас есть автомобиль ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, есть. Одна из причин написания этой заметки - почти мгновенное прохождение техосмотра на прошлой неделе (а в прошлые разы было значительно больше возни). Кроме того, дорожники вокруг исправили много проблем с качеством дорог, поставили светофоры на ставших сложными для проезжания нерегулируемых перекрёстках и так далее.

      Удалить
  3. Да, кстати, а можно ещё и строительством новых дорог пробки увеличивать! Для этого достаточно строить их так, чтобы они параллелили не участки с пробками, а относительно свободные!

    ОтветитьУдалить
  4. Азат Аюпов29.07.2012, 23:53

    А почему вы думаете, что это специально так делается, а не само получается, из-за недосмотра?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так можно про любое направленное движение сказать :)

      Удалить
  5. Лучше было поменять имя линка, как минимум это должна гипер-ссылка, при наборе заметки справа под "Post settings", если Permalink, выберете там custom и можете поменять линк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за совет, ссылку сделал. А название менять уже поздно (да и мало на что это влияет, мне кажется).

      Удалить
  6. Лекция Максима Каца о дизайне городов. Вторую половину ролика не смотрите.
    http://www.youtube.com/watch?v=DUo5DwdHRDM&feature=player_embedded

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный30.07.2012, 7:48

    Государство захватили автомобилисты. Если у тебя нет машины - ты не человек. Права пешеходов вообще никого не волнуют и власти их совершенно открыто игнорируют. В Нижнем Новгороде, стоящем на реке Волге, по мосту можно проехать только на автотранспорте или поезде. Пешком или на велосипеде запрещено. Потому что мост - стратегический объект. Правда, машина взрывчатки опаснее пешехода, но если бы власти запретили проезд личного транспорта, начался бы бунт. А пешеходы... Да перебьются, это же люди второго сорта. Пускай машину покупают, тогда и поговорим...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Об этом и речь: бизнес заставил государство создать максимальный комфорт автомобилистам, чтобы те создавали пробки. Таким нехитрым способом беспринципные предприниматели наживаются на пробках.
      Нельзя забывать, что кроме прямой прибыли от пробок есть ещё немало косвенной от роста количества автомобилей (выигрывают их продавцы, мастерские по ремонту, автомойки, стоянки и так далее).

      Удалить
  8. Анонимный30.07.2012, 7:55

    Илья, у Вас извините проблемы с причинно-следственными связями. Нет, я понимаю, что Вы стебаетесь. Но и в юморе тоже логика нужна. Алогичный юмор на мой взгляд не смешной.

    Если серьезно то проблемы пробок - неизбежное зло с которым необходимо будет столкнуться каждому мегаполису - порождены изначальными "ошибками" проектирования городов, когда о таких будущих проблемах ведать не ведали.

    Сейчас в ОАЭ идет попытка построения города с нуля, экологически чистого, без транспортных проблем, в котором будет жить приятно. Весь транспорт упрятан под землю. Возможно будущее за такими городами.

    ОтветитьУдалить
  9. Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью (с)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вдруг они по глупости пробки специально делают.

      Удалить
  10. Анонимный30.07.2012, 12:09

    А еще многотонные медиафайлы государство подстегивает в сеть выкладывать специально чтобы каналы у провайдеров забивались. Ведь это какой бизнес можно на рекламе сделать пока пользователь долго загрузки ждет и рекламный ролик смотрит.

    А еще ...

    Вы не чувствуете маразматичность подхода к ситуации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только не государство подстёгивает, а бизнес вынуждает государство подстёгивать! Разница есть :)

      > Вы не чувствуете маразматичность подхода к ситуации?
      Вы хотите сказать, что ухудшения ситуации с пробами не связано с увеличением числа автомобилей? Или что рост числа машин не связан с тем, что владеть машиной становится всё проще? ;)

      Удалить
  11. По-моему, подход должен быть таким:
    - общественный транспорт - дёшево, фиксированные маршруты, фиксированное (с минимальным отклонением) время поездки;
    - личный автомобиль - дорого, комфортнее, любой маршрут, время поездки зависит от маршрута/времени.

    Сейчас получается так что либо общественный транспорт стоит в пробках вместе с автомобилями (наземный), либо там душно/холодно/тесно (метро, особенно в час пик).

    Поэтому если выбирать между тем стоять в пробке в своей машине или в автобусе понятное дело лучше доплатить и выбрать комфорт.

    Собственно, чтобы достигнуть желаемого нужно сделать так чтобы общественный транспорт ходил надёжно и по расписанию. А это уже вполне в силах ГИБДД - проследить чтобы им все уступали, чтобы по полосам для движения маршрутного транспорта никто не ездил и, тем более, не останавливался на них.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно! Без нормального общественного транспорта у людей нет причины пересаживаться с автомобилей. Но если бы личные автомобили в центрах крупных городов обходились очень дорого, то люди бы добились улучшения общественного транспорта (кстати, многие проблемы с общественным транспортом решились бы "сами", если бы личных автомобилей в центрах стало меньше).

      Удалить
  12. Пробки это не проблема. Для большинства пробки это внешние факторы, почти в такой же мере как то что небо голубое. Цвет может не нравиться, но делать с этим никто ничего не хочет.
    Те немногочисленные люди для которых пробки выглядят как проблемы их быстро и кардинально решают. Смена места жительства или работы, смена времени дня для езды, требования к соответствующим службам для исправления явных пробко-генерирующих проблем. переход на альтернативный транспорт, продуктивное использование времени в пробке.

    И проблема с пробками как и проблема с правилами дорожного движения серьезно измениться через 5-15 лет когда значительную часть автопарка составят самоуправляемые автомобили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. > Те немногочисленные люди для которых пробки выглядят как проблемы их быстро и кардинально решают

      Вы говорите сейчас про меньшинство. Большинство же свои проблемы не решает, а живёт с ними, продолжая мучаться и жаловаться.

      Удалить
  13. > через 5-15 лет когда значительную часть автопарка составят самоуправляемые автомобили
    Вы очень оптимистичны.

    ОтветитьУдалить
  14. Такое ощущение что автомобиль скоро у каждого будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный03.08.2012, 13:29

      И у каждого он будет минимум 5-местным... Красота...
      Видел плакат: "Когда ты едешь один, с тобой едет Гитлер!"

      Удалить
  15. Кстати, лёгкое получение прав без достаточного обучения - тоже отличный способ повышать количество пробок. Ибо неопытный водитель сильно повышает аварийность на дорогах. Причём не обязательно свою :) Как результат - ещё больше пробок.

    Ага.

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный10.09.2012, 21:43

    Автор дурак или у него просто такой юмор? Очень похоже на рассуждения огрызков от КПРФ - те ведь тоже помешены на рассуждениях о разных заговорах. Как-то не убедительно это всё звучит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, то автор дурак. Впрочем, тэг юмор у этой заметки тоже есть.

      Удалить
  17. Анонимный05.10.2012, 19:09

    Для себя нашел выход в том, что работаю с 13 до 22 и 4 раза в неделю, притом один из них в выходной. Притом половину времени на авто, а половину на общественном транспорте. Вполне неплохо получается. Пробки - неизбежное зло для крупных городов. Хочешь ездить без пробок - езжай в небольшой город, живи в частном доме, езди на пикапе.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний