Эта заметка посвящена разбору школьной задачи про максимум суммы двух квадратов и анализу причин, по которым её решение иногда длится часами. Если вы ещё не брались за эту задачку для 8-классников, то настоятельно рекомендую до чтения этого поста её порешать.
Неправильное решение этой задачи, приводящее к опубликованному неправильному ответу очень короткое (и наверняка вы сейчас узнаете эти строки):
x2+y2=(x+y)2-2xy=(a-1)2-2(a2-7a+14)=-a2+12a-27 - парабола ветвями вниз.
Значит, максимум функции находится в точке a=6. И получив этот ответ, мы приходим в состояние, когда непонятно, что же делать дальше (я получил массу отзывов вроде "если 6 - не решение, то курица - рыба" и даже ещё разнообразнее). Однако 6 не удовлетворяет условию задачи, а это особенно выводит из себя, потому что понять причину иногда крайне трудно. Ведь всё сделали правильно, преобразования элементарные, ошибки нигде нету. И только когда в очередной раз перечитываем условие ("Действительные числа x, y, a таковы..."), замечаем слово "действительные". На самом видном месте :) Но 6 - действительное число. Проверяем x и y - и вот оно! Не существует действительных корней x и y при a=6. Мы были так увлечены поиском максимума суммы квадратов, что найдя его, забыли проверить существование самих x и y.
Дальше всё просто:
Находим область определения: подставим y=a-1-x во второе равенство и получим
x(a-1-x)=a2-7a+14. А значит, -x2+(a-1)x+(-a2+7a-14)=0. Это - квадратное уравнение.
Для существования его действительных решений необходима и достаточна неотрицательность дискриминанта: D=(a-1)2 + 4(-a2+7a-14) >=0, то есть -3a2+26a-55 >= 0.
Корни соответствующего квадратного уравнения 11/3 и 5, а ветви параболы направлены вниз, значит, нам подходят только a с отрезка [11/3, 5]. Поскольку на этом отрезке сумма квадратов x и y возрастает (мы уже знаем, что x2+y2=-a2+12a-27), то правильным ответом на эту задачу будет a=5.
Эта задача взята из вступительного варианта 1968-го года на физический факультет Ленинградского государственного университета (хотя, может, она ещё где-нибудь раньше появлялась). По решению ясно видно, что по силам она любому, умеющему решать квадратные уравнения и способному вспомнить вопрос, когда только что легко нашёл ответ.
Смысл этого упражнения с числами был вот в чём: когда мы что-то сами придумали, сообразили, посчитали, почувствовали или даже начали делать, то мы всеми силами стараемся убедить себя в своей же правоте (чужое решение мы бы рассматривали более критично, но своё, чисто подсознательно, нам кажется правильным и родным). Мы так устроены. И заставить себя сомневаться в своих рассуждениях очень трудно. Вы ощутили ломку, когда решали эту задачу? Была мысль, что 6 - правильный ответ, а я по ошибке написал обратное?
Я не говорю, что надо всегда и во всём сомневаться. Идея в том, что когда глаза горят, когда кажется, что вот-вот всё сделаешь, вот-вот всё получится, то полезно услышать скептический вопрос соседа "а точно все три числа действительные?" А вершина мастерства - задать этот вопрос вовремя самому себе.
Имеет ли это отношение к жизни? Да, имеет. Когда вы подписываете договор, то кажется, что все пункты понятны и логичны, что вы защищены со всех сторон, а подводных камней нет. Но глаза открываются только при возникновении сложностей. А должны бы открываться до подписания.
Если кто-то вам с горящими глазами доказывает свою правоту, говорит, что абсолютно уверен, что всё чисто продумал, предложите ему эту задачу. Просто чтобы убедиться, что ваш собеседник умеет проверять себя.
22 февр. 2008 г.
Черная магия и её разоблачение
Темы:
математика,
психология
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Понравилась заметка? Подпишитесь на
RSS-feed или email-рассылку.
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Красивейшая задача. Мне вот сейчас обидно, что в заметке было сказано, что "будут ловить". Мне-то ясно, что ловить больше негде, и потому я не остановился, получив 6, а проверил действительность x, y. И вот сейчас не знаю - а попался бы я или нет, если бы меня НЕ предупредили?
ОтветитьУдалитьХочется верить, что нет. Но уверен я не буду никогда...
http://users.livejournal.com/_bigbrother_/
Н-да... Эта задачка бы не получила такого распространения (более 1400 обращений к странице с задачей за неделю), если бы не было сказано о том, что в ней есть изюминка.
ОтветитьУдалитьНо я решил периодически публиковать такого сорта задачи, поэтому Вы сможете себя ещё проверить. Увы, заранее зная, что Вас ловят.
Так что, ждите, скоро будет новая задачка с ловушкой :)
-----BEGIN PGP SIGNED MESSAGE-----
ОтветитьУдалитьHash: RIPEMD160
Впрочем, одна моя знакомая совершенно спокойно и совершенно
верно решила эту задачу и не поняла, где ловушка.
Просто начала с области допустимых значений параметра.
http://users.livejournal.com/_bigbrother_/
P.S. Я решил такие комментарии подписывать. OpenID у меня упорно
не работает - анонимные буду подписывать обязательно.
-----BEGIN PGP SIGNATURE-----
Version: GnuPG v1.4.7 (MingW32) - GPGshell v3.52
iQEVAwUBR8VoYZy0H+9Wi2ktAQPO1Af/agppFw+VqTRbs3l14BQUnFvUhdJqcIvG
ztDozWy9TbK0PdhIkSFPDJaxP5Qzsehc8DhrW0P/FU28mI+fz4sckzHsms2pTII1
MBEseN7UPtBo57P/3rdM6I/LSPs4jYn/g+BCdYh5XpoM8x35X97SKiuqxrvPhFpJ
NJU8F+PxELLCM4BfJAWZ0GjMeUU/P8z1RllYrS7jEsqYdz1tMEs/OFmUyMeoWCqV
jox70lhnedIozdNxwFMPYsY/cDA4Nkjmjg3VJVenUa2OskuvqC2wZ3+h/N2il3sn
a4cbUt4JV9+oUyThcMJYlHmnDF35ng2hSuhaGr9UaY1xs+Ry/PZDxA==
=KXs9
-----END PGP SIGNATURE-----
Великолепная задача...
ОтветитьУдалитьНо тут хочу сказать огромное спасибо моей учительнице математики, которая в 9 ом классе благополучно поставила мне "2" за самостоятельную по теме "Теорема Виетта" и потом заставила меня самому найти ошибку. Она тогда здорово пошутила над всеми лучшими математиками нашего класса дав им индивидуально каждому только по 1 задаче - с таким подвохом. Я ещё тогда думал: "Чёта всё легко...подозрительно".
Но лень не дала дальше развивать мысль. Сдав работу через 10 минут после её начала, я решил ещё несколько задач одноклассникам...
кстати условие было: сумма квадратов корней = 2
кэффициент A=1 , B = 10 найти C.
Пользуясь случаем, передаю привет своей школьной учительнице Алевтине Алексеевне, которая учила нас всегда в начале проверять границы допустимых решений :)
ОтветитьУдалитьПеред поступлением на мех-мат занимался месяц с репетитором (не смотря на спецкласс по математике). Если бы специально не натаскивали на такие подвохи, сам бы наверняка их не замечал бы. Вот и тут, 15 лет спустя, забыл про всё на свете. Даже дискриминант сам не смог вспомнить, как считатеся, потому что программистами дискриминанты не используются :) Даже про производную для нахождения экстремумов не был уверен, пока с гуглом не посоветовался.
ОтветитьУдалитьDp, Вам повезло с учительницей, поздравляю!
ОтветитьУдалитьУважаемый аноним, программисты разные бывают :) Если разрабатывать и реализовывать математические алгоритмы, то пользоваться приходится не только дискриминантами, но и всем безумным многообразием последних десятилетий. Поздравляю Вас с тем, что всё вспомнили, пока решали :)
Илья, я что-то не понял, почему при a=6 не может быть действительных x и y? Странно, вроде недавно экзамены писал, готовился, а не помню.
ОтветитьУдалитьmaximalsit-zzz, подставьте a=6 в исходные уравнения. Теперь попробуйте найти x и y :)
ОтветитьУдалитьСкорее всего, Вы столкнётесь с отрицательным дискриминантом.
У меня были подозрения, но что-то не решился проверить. =)
ОтветитьУдалитьА я наоборот вообще не смог решить задачу, сначала начал искать какие значения может принять а, дошел до -x^2+x(a-1)=a^2-7a+14 и заступорился, не зная что делать дальше. Избавился от а, тоже ничего не получил... В общем в школе задачи с параметром вообще не решали, только в 11 когда к ЭГЭ готовились коснулись немного. В шоке от того что почти забыл как решаются квадратные уравнения и строются их графики, хотя школу закончил в 2006 году. А в университете что-то совсем расслабился, перестав учиться.
ОтветитьУдалитьhttp://www.wolframalpha.com/input/?i=xy%3Da2-7a%2B14%2Cx%2By%3Da-1
ОтветитьУдалитьНда, у меня тоже получилось 6. Пожалуй я правильно сделал, что бросил аспирантуру по теоретической физике.
ОтветитьУдалитьДействительные числа же включают в себя иррациональные.
ОтветитьУдалитьДа, включают. А с чем связан этот вопрос?
УдалитьДля любого, кто слышал, что такое условный экстремум - задача как 2 пальца об асфальт.
ОтветитьУдалитьА я тупо не помнил, какие числа действительные =)
ОтветитьУдалитьПодумал, что подвох в том, что решение где-то в отрицательных числах закопано.
Но решать не пробовал.