20 янв. 2013 г.

Говорящая ручка Знаток от Бахметьева?

Найден мальчик, воспитанный холодильником. Он всегда сидит в своей комнате
в темноте, но если открыть дверь, то он сразу включает свет.
Найден мальчик, воспитанный микроволновкой. Он всегда знает точное время.
Найден мальчик, воспитанный телевизором. Там смотреть вообще нечего.

Добрый день.

Это нормально, что взрослые люди не помнят, как давным-давно с ними возились бабушки и дедушки, многократно выполняя одни и те же простые действия. Но совершенно ненормально, что сейчас этот взрослый человек верит, что китайские игрушки на батарейках и ролики на Youtube обучающие DVD смогут заменить живое общение.

Начнём с цитаты из давней заметки:
«Раньше детей читать учили живые люди, показывали им слоги, писали вместе с детьми «ма-ма», «па-па», «ме-ди-а-на» и «ус-ко-ри-тель» :) И, естественно, это прекрасно работало. Теперь же мы «такие занятые», что эти базовые вещи доверяем телевизору и компьютеру. Но в телевизоре давно уже нет профессионалов, а компьютерные программы пишут программисты, а не детские педагоги (конечно, и на телевидении иногда бывают мастера, но их очень редко пускают делать детские передачи, поэтому часто видишь что-то бездушное и формальное).

Поэтому со всех сторон на ребёнка сыплются разные ценные знания - например, что буква «Л» произносится как «ЭЛЬ» (это скажут и компьютер, и телевизор). И как быть бедной девочке Лене? Её имя читается, оказывается, «ЭЛЬ-ЙЕ-ЭН-А». А имя её друга в садике - «ША-У-ЭР-И-КА». Как ей это понять?
»

Иногда родители недоумевают, почему десятилетний ребёнок круглыми днями смотрит мультики, «а не развивает себя». Да потому что «уже нет интереса»! В юном возрасте интересно общаться с родителями и другими людьми, поэтому ребёнок осваивает и названия животных, и цвета, и имена, и буквы, и ноты, и цикл Кребса (если родители проявляют к этому интерес). А уже потом, имея эту базу, он сможет освоить всё остальное, если почувствует интерес (только успевай предлагать!). А ощутить интерес гораздо проще, когда есть уже большой опыт освоения нового. Если же ребёнка посадить перед телевизором или игровой приставкой, то он будет смотреть или играть, привыкая скучать. Почему он будет скучать? Потому что ему интересно общаться с людьми, а приходится смотреть на цветное мелькание, созданное именно для ограничение этого общения (ребёнку трудно оторваться от телевизора, потому что он ещё этого не умеет). Он бы и рад показывать родителям, как мышка помогает всей семье вытягивать репку, но вынужден смотреть очередной мультфильм про мелькающего робота.

Кстати, по поводу телевизора: помните телепередачу «Пока все дома» с Тимуром Кизяковым и Андреем Бахметьевым? Давным-давно я спешил утром к телевизору, чтобы посмотреть её часть «Оч.умелые ручки», так как сделать что-то своими руками из пластиковых бутылок и пластиковых же упаковок от шоколадных яиц «Киндер Сюрприз» было очень интересно. Оказывается, этой передаче уже более 20 лет, а пару лет назад Андрей Бахметьев перестал работать в этом проекте, занявшись чем-то своим.

Несколько раз я слышал или читал о его говорящих ручках, помогающих обучать детей алфавиту, устному счёту, разным языкам и географии. В интернете легко найти видеоролики, демонстрирующие возможности устройства (например, у Каганова забавно написано). Идея устройства мне показалась очень интересной, но роликов с детьми, показывающими искренний энтузиазм и интерес я найти не смог. Такое ощущение, что на всех рекламных роликах дети выполняют задачу именно демонстрации возможностей ручки, а не играют.

Короче, как-то я не верю, что ребёнок станет в это хорошо играть... Поэтому у меня вопрос к людям, дети или внуки которых имеют такое устройство: оно вообще имеет смысл?

Ну и последняя на сегодня ссылка — фрагмент ролика «География для самых маленьких» Роберта Саакянца. Я очень люблю мультики этого режиссёра и мультипликатора, а самого его очень уважаю (даже странно, что его труды не вошли в «Три детских логики»). И понимаю, что ляпы бывают везде. Но данный пример как раз демонстрирует проблему силы телевизора. Не только взрослые, но и дети верят в показанное по телевизору, поэтому их потом будет очень трудно переубедить. В живом общении возможен спор, а при монологе телевизора ребёнок просто впитывает.

Поясню: если я говорю ребёнку, что на иллюстрации к сказке изображены два ёжика, то он может сказать «не», показывая на конкретный листочек в углу страницы. Приглядевшись, я замечу, что под листиком видны чьи-то маленькие лапки. Понимаете? Ребёнок заметил мелкую деталь, поэтому не стал соглашаться с папой, а указал на его заблуждение. Это же прекрасно! А как быть с DVD и обучающими игрушками? Как с ними спорить?

Итого:
- Я вовсе не противник развивающих фильмов, игрушек и т.д. Но я уверен, что взрослые должны принимать участие во всех этих играх, что общение и совместная игра гораздо важнее времени, которое взрослые могут выиграть «уткнув ребёнка в телевизор или компьютер»;
- Если у вас есть ручка «Знаток», то поделитесь, пожалуйста, опытом. Идея и реализация мне кажутся удачными, но в то же время я сомневаюсь, что это всё нравится детям.

Хорошего дня!

13 комментариев:

  1. Эээ! Что там в мультике детям рассказывают в моменте про времена года? Основная причина смены времен года - вовсе не овальность орбиты (она почти круговая), а наклон земной оси: летом она обращена северным полушарием к Солнцу, зимой южным.

    Более того, Земля ближе всего к солнцу, когда в северном полушарии зима. За счет этого зима немного смягчается.

    Возможно, про наклон оси объяснить ребенку сложнее, но это не повод давать упрощенные знания, которые его могут только запутать в дальнейшем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, я так понимаю это и есть ляп, который вы имели ввиду, Илья. Тогда извиняюсь.

      Удалить
    2. В советской книжке "О чём рассказал телескоп", которую я читал, точно помню, до школы, приводился красивый контрпример. "Если бы летом Солнце было ближе, то оно выглядело бы больше. А этого не происходит. Значит, причина в другом".

      Удалить
    3. Да, речь именно об этом ляпе. Я думаю, в подобных обучающих роликах есть и другие неточности, но ссылку на эту мне прислали добрые люди. Было бы хорошо, если бы сценарий ролика прочитали ещё несколько грамотных специалистов - тогда диск бы стал лучше. Но уже, к сожалению, поздно.

      Alexey Izvalov, это возражение я не понимаю. Может, оно и впрямь выглядит больше, просто нам это трудно оценить глазами. Например, мне кажется, что рано утром и поздно вечером солнце выглядит более крупным, чем днём. Раз я не могу нормально сравнивать размеры в течение дня, то как их сравнивать в течение года?

      Удалить
    4. Анонимный28.01.2013, 07:52

      Другая причина, преломление между вакуумом и атмосферой.

      Удалить
    5. Анонимный28.01.2013, 07:54

      > Другая причина, преломление между вакуумом и атмосферой.

      Естественно, этот текст я адресовал Весеннему, но не допёр, что ответ на ответ не сделаешь.

      Удалить
    6. mercury13-kiev,
      об этом и речь - есть много факторов, затрудняющих оценку размеров тел на небе, поэтому странно опираться на аргумент о том, что размер почти не меняется.

      Удалить
  2. Анонимный20.01.2013, 17:17

    Только что об этом на zadolba.li написали: http://zadolba.li/story/10257.

    ОтветитьУдалить
  3. У меня дети "Фиксиков" смотрят, а потом мы с ними подробно разбираем то, о чём там показывают. Всем рекомендую.
    Я бы своим детям, будь они даже младше, чем есть, говорящую авторучку брать не стал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за совет!
      Я тоже думаю, что обязательно надо обсуждать после просмотра (или даже в перерывах - просто паузу вовремя нажимать).

      Удалить
  4. Анонимный21.01.2013, 23:16

    "компьютерные программы пишут программисты" - это очень однобокая точка зрения ) Программисты всего лишь исполнители - если для них идеологию программы продумывает опытный педагог и психолог, то она окажется полезной, если молодой студент - то вредной.
    Автоматизированные обучающие технологии постепенно взрослеют - они избавляются от ошибок ("не два ежика, а три"), ориентируются на разную степень развития ребенка, его усидчивость и способность к усвоению информации, и конечно, всё это в виде интересной игры. Пока это всё преимущественно на английском, но и до нас когда-нибудь доедет.
    Так что, я однозначно против телевизора (нет обратной связи), но верю, что компьютеры будут хорошим подспорьем для развития моих детей )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я говорю о своём опыте. Да, наверное, где-то бывают обучающие программы, разработанные детскими психологами и опытными педагогами. Но мне попадались поделки в стиле "тут же просто всё, сейчас быстренько сделаем, надо только регулятор громкости музыки вывести в максимум и спрятать, чтобы она громко орала".

      Удалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний