Предлагаю новым подписчикам ознакомиться с материалами блога за первый месяц этого года. Январь был очень насыщен праздничной активностью, но это не помешало заметить некоторые моменты:
1. Заметка Внимание к деталям рассказывает о том, как несерьёзное отношение к серьёзным вещам приводит к тому, что сами эти вещи становятся несерьёзными.
2. В заметке Новости без деталей и ICQ мы продолжаем анализировать тему ответственности, глядя на свежие примеры из области информационных технологий.
3. Ода волейболу - это запись, которую хотелось сделать давно. И она развилась впоследствии ещё в пять заметок о разных гранях любительского волейбола (ссылки на них как раз собраны в «Оде»).
4. Пять паразитов - это описание пяти уровней паразитирования и понимание категории «правильный паразит».
Запись о заметках прошлых месяцев стала традиционной, поэтому перечислю предыдущие выпуски: интересное в декабре, интересное в ноябре, интересное в октябре, интересное в сентябре, интересное в августе, июле и июне, интересное в первые три месяца жизни блога.
Поздравляю вас с началом лета!
31 мая 2009 г.
Интересное в январе
29 мая 2009 г.
Банальности, ножи и шрифты
Сегодня будет три мысли:
1. Любители интеллектуальных психологических игр могут весело провести час времени в интернете (29 мая 2009 в 20.00 Москвы), потому что очередной турнир по игре Банальности пройдёт как раз сегодня вечером (подробности). Сыграйте заранее тренировочную игру, чтобы настроиться на победу :)
2. Дабы не занимать место на кухонных столах набором ножей, можно воспользоваться стеной. Всего один металлический уголок, саморез, шуруп и дрель позволяют легко прикрутить подставку на свободную часть стены. Пользоваться ножами удобно, случайно уронить подставку почти невозможно, а маленькие дети до неё просто не дотянутся, если закрепить на достаточной высоте. Я так сделал более года назад, поэтому уверенно подтверждаю - хотя бы в одной семье такое крепление ножей является удобным :)
3. Отдельные сайты предлагают читателям розовые маленькие буквы на оранжевом фоне, окружая всё это мигающими картинками. Обычно такие сайты мы с негодованием покидаем, но иногда есть необходимость внимательно ознакомиться с текстами (например, если это сайт школьных новостей, где учится сын или дочь). И тогда на помощь приходит Readability - маленький и простой скрипт, который ставится и запускается за 10 секунд (кстати, он приводит все тексты к единому виду, что позволяет повысить скорость чтения).
Работает это элементарно: один раз вы добавляете себе в «Закладки» браузера ссылку на скрипт (предварительно можно выбрать размер шрифта и ширину колонки). А потом, оказавшись на недружественной странице, нажимаете на эту закладку - весь текст со страницы тут же преобразуется в читабельный вид. Рекомендую однозначно, потому что в те редкие моменты, когда эта функция нужна, обычно нет времени для поисков хорошего решения.
Хороших выходных!
26 мая 2009 г.
Два юбилея
Сегодня два небольших юбилея:
1) два года с появления праздника День российского предпринимательства,
2) две сотни заметок в блоге «Привычка не думать» с момента его создания.
По поводу первого могу сказать только одно - поздравляю всех бизнесменов с праздником!
Теперь о двухсотой заметке блога. Хотя каждому понятно, что 200 - это не очень большое число, я могу уверенно сказать, что даже для достижения таких значений нужен стимул. А какие могут быть стимулы у человека, пишущего текст? Конечно, читатели!
О том, как появлялись читатели у этого блога я несколько раз рассказывал: это была череда из нескольких весьма случайных (в любом случае, совсем не планировавшихся) событий, которые обеспечили реакцию на заметки. И этого автору хватает, чтобы не сомневаться «надо ли это всё?»
И мне кажется, что пора возвращать долг - этой двухсотой заметкой я хочу предложить поддержку начинающему блогу. Со своей стороны я обещаю подписаться на него и внимательно читать, делясь интересными находками у себя в блоге.
Поэтому я обращаюсь к вам, уважаемые подписчики. Оставьте, пожалуйста, в комментариях к этой записи адреса молодых блогов (молодые - это примерно до 50 читателей, я думаю), которые лично у вас ассоциируются по жанру с этим блогом «Привычка не думать». И потом попробуем вместе определиться, кому из них больше нужна стартовая поддержка. Соответственно, авторы блогов тоже могут заявить себя.
Желаю вам хорошо прожить середину недели! И ещё раз поздравляю всех предпринимателей!
25 мая 2009 г.
Я не знаю
Это те слова, которые часто вызывают раздражение. Как это «не знаю»? А кто знает?
Но это те слова, которые произносятся гораздо реже, чем следует. Не принято показывать свою некомпетентность, поэтому её скрывают, давая неправильные ответы (иногда случайно бывает, что правильные, но вероятность этого события заранее неизвестна).
Например, недавно одна моя знакомая захотела завести себе кредитку Сбербанка и привязать её к бонусной программе Аэрофлота (на сайте написано, что это возможно). Придя в ближайшее отделение, она обратилась к первой же свободной сотруднице банка с просьбой проконсультировать по этому вопросу, но была направлена - «вам в эту очередь, там спросите» (как оказалось потом, сотрудница не знала ответа на вопрос, не имела понятия, кто знает, поэтому отправила в случайную сторону).
Через 15-20 минут стояния в очереди (весьма быстро), моя знакомая добралась до заветного окошка. В ответ на свой вопрос она получила: «А я тут причём? Я с этим вообще не работаю. Подождите несколько минут, в 11 часов придёт специалист по картам» (на часах было уже 11:10). Кстати, она направила предельно точно - к номинальному специалисту, поэтому здесь претензий нет.
Вскоре и правда в зале появилась женщина, которая выслушала вопрос, но твёрдо ответила, что Аэрофлот тут не при чём, а на карточках хранят не мили, а рубли (хотя следовало сразу признаться, что не владеет этим вопросом). Узнав, что бонусная карта Аэрофлота уже есть на руках, она спросила, в каком же отделении Сбербанка её выдали и зачем нужна ещё одна. Услышав, что карту прислали по почте, она очень удивилась, сказав, что Сбербанк выдаёт карты только на руки. Серией таких фраз сотрудница банка ярко показала свою некомпетентность, но это хорошо - она очень снизила доверие к своим словам, поэтому моя знакомая пошла в другое отделение этого банка (да, упорная).
В другом отделении был почти такой же цирк, все столь же твёрдо говорили, что «это невозможно» (хотя я знаю живых людей, которым Сбербанк такую услугу оказывает - им повезло, что они в удачное отделение зашли, где были знатоки этого вопроса)... Короче, на сайте Аэрофлота перечислены несколько банков, с которыми есть сотрудничество. Первые две попытки сработаться с государственной структурой не привели к успеху, поэтому моя знакомая обратилась, как она сказала, в «коммерческий банк» :) Где за 3 минуты подтвердили, что всё легко сделают, а потом ещё минут 10-15 оформляли документы.
Но заметка эта не об уровне обслуживания в больших государственных структурах. А о страхе отказаться от ответа, если вопрос уже задан. Почему позорить своё место работы нелепыми и неквалифицированными заявлениями не стыдно, а сказать «я не знаю» стыдно?
Возможно, дело не только в отвечающих, но и в спрашивающих. Если большинство задающих вопросы плохо реагируют на ответ «я не знаю» (негативная реакция вообще редко улучшает что-то), то тем самым они подталкивают «экспертов» к произнесению хоть чего-то правдоподобного...
А мне почему-то спокойнее, когда стоматолог неожиданно просит ассистента пригласить ещё пятерых своих коллег из соседних кабинетов. Пусть в данной ситуации этот специалист засомневался. Но он не стесняется такого разворота событий, потому что ему важен высокий результат, а не имитация своей опытности. Кроме того, стоматолог уверен, что мне тоже важнее результат, а не соблюдения ритуала, поэтому легко устраивает такой консилиум. Я думаю, это нетипичный случай - такое в моей жизни было всего один раз, но клиника после этого стала вызывать больше доверия, потому что её сотрудники не боятся не знать, а стремятся узнать.
Хорошей вам недели и квалифицированных людей вокруг!
23 мая 2009 г.
Три программы
Тема правильного образования вечна, она всегда будет вызывать массу споров (если бы всё было просто, то и путёвого специалиста было бы легко найти). В современном мире очень важно понимать возможности вычислительных машин (даже тем, кто не собирается идти в программирование), потому что знание компьютеров требуется почти во всех областях знаний. Недавно мы вспоминали, почему мало иметь мощный компьютер и знать язык программирования, а сегодня я хочу предложить три задачки начального уровня, которые могут увлечь ребёнка.
Вообще, на начальном этапе увлечь - это самое важное. Не столько стоит уделять внимание конкретным технологиям, которые осваивает чадо, сколько самому факту - если ребёнку интересна задача, то он осваивает что угодно в сотни раз быстрее и глубже.
Итак, задачи:
1. «Быки и коровы». Правила классические: один задумывает, например, четырёхзначное число, а другой пытается его угадать. Игра проходит так:
а) угадывающий называя свою версию (делает ход),
б) загадавший сообщает, сколько цифр из версии совпало с цифрами загаданного числа по позиции (это количество быков), а сколько совпало по значению, но не совпало по месту (количество коров).
в) если угадывающий назвал загаданное число (тест совпал с загадкой), то игра прекращается, иначе возвращаемся к пункту (а) - угадывающий пробует назвать другое число.
Поясню для тех, кто не знал этой игры. Пусть загадано число 9245, а угадывающий делает ход 1234. Тогда ему приходит следующий ответ от загадавшего: 1 бык (совпали вторые цифры по позиции) + 1 корова (так как в обоих числах есть четвёрки, но они на разных позициях). Это очень полезная информация для отгадывающего, теперь он знает, что среди цифр 1, 2, 3 и 4 ему интересны две, причём одна из них уже стоит на своём месте.
Обычно люди играют в «Быки и коровы» словами (например, пятибуквенными или шестибуквенными), но с компьютером это не так интересно (так как он может делать перебор по словарю), поэтому пусть он пока оперирует числами.
Цель в игре понятна: угадать число за минимальное количество ходов. Проверять программу тоже понятно как: попробовав загадать все возможные числа (их мало - всего 10000), набрать статистику: среднее и максимальное количество попыток на угадывание.
Хорошо, когда этой же задачкой увлекаются несколько школьников. Тогда у них развивается конкуренция: один пишет простейшего игрока, который гарантированно справляется с задачкой за 33 хода, а другой неожиданно приносит версию, которой хватает 27 ходов. Тогда первый отвечает очередным улучшением алгоритма - достигая ещё более радикального снижения среднего числа попыток и т. д. Игра интересная, в ней есть, где думать. Кстати, она приучает к тому, что полезно сначала человеческими мозгами сыграть несколько сотен партий, а уже потом садиться за клавиатуру реализовывать что-то :)
2. «Тетрис» и «Падликс» Сначала пишется обычный тетрис, который состоит из двух компонент:
а) Игровой сервер. Он хранит состояние стакана, положение текущей фигуры, набранные очки. Он же выбирает случайно следующую фигуру, когда текущая фигура коснулась дна или других элементов в стакане.
б) Игрок. На начальном этапе он просто принимает команды с клавиатуры (повернуть, сдвинуть или уронить текущую фигуру).
Когда это сделано, возникает естественный соблазн - сделать компьютерного игрока, чтобы машина играла в тетрис сама с собой. Сначала пишутся простейшие игроки, которые ставят фигуры «как попало», но постепенно удаётся создавать всё более смышлёные программы, которые уверенно разгребают последовательности из десятков тысяч фигур. Здесь, опять же, очень хорошо, когда есть единомышленники, создающие конкурирующих игроков. Можно скармливать одну последовательность фигур двум или более игрокам, наблюдая за качеством их работы (для этого обычно улучшают игровой сервер, чтобы он отображал одновременно два или три стакана, а фигуры в них отправлял одинаковые).
Уже на этом этапе есть масса интересной исследовательской деятельности, но можно пойти дальше. А что если следующая фигура в нашем тетрисе будет генерироваться не случайно, а специальным злым роботом «Падликс»? Человек, который наблюдал за работой играющего в тетрис робота, наверняка замечал, что есть последовательности фигур, с которыми тому трудно справиться. Зная это, можно делать свою программу, которая именно такие последовательности начнёт формировать (и вызывать её игровым сервером вместо генератора случайных чисел).
Здесь открываются новые просторы для улучшения основного игрока: хочется сделать так, чтобы свой игрок в тетрис, получая фигуры от своего «Падликса» набирал много очков, а вражеский игрок на этой же последовательности фигур быстро заваливал стакан. Новый виток конкуренции провоцирует разработку новых умных алгоритмов. Это весело и интересно, поэтому может длиться многими месяцами. Результат очевиден:
а) ребёнок осваивает язык программирования до такого уровня, что уже не замечает сложностей при реализации непростых алгоритмов;
б) большой опыт отладки относительно сложных приложений толкает школьника к более аккуратному программированию (чтобы быть уверенным почти во всех своих строчках, а не выискивать потом неделями ошибки);
в) десятипальцевый слепой метод осваивается сам собой (у меня примерно так было :)
Первые две программы были о математических алгоритмах, которые могут быть близки далеко не всем. А следующая подойдёт, например, филологам-полиглотам:
3. «Умный тренажёр». Классе в шестом-седьмом у меня была проблема с запоминанием неправильных английских глаголов, поэтому я написал тренажёр, который разными способами предлагал показать, какие глаголы я знаю, а какие ещё надо поучить. Важный момент - правильный подход к трате времени: если я недавно правильно отвечал на данный вопрос, то тренажёр его повторит не скоро, а если были ошибки, то вопрос по тому же глаголу будет скоро задан ещё несколько раз в различных вариациях. Здесь можно придумать много хитроумных способов проверять знания, поэтому простор для творчества огромен.
Сложностей с реализации этой задачки быть не должно, она самая простая из этих трёх. Но пользы от неё вполне достаточно:
а) появляется опыт создания приложения с удобным интерфейсом (если будет неудобно, то с этим придётся самому постоянно сталкиваться),
б) во время реализации и отладки тренажёра как-то само собой незаметно в память закладываются сотня неправильных английских глаголов, что тоже полезно :)
Данный перечень программ здесь приведён, поскольку я своими глазами видел, что их реализация может не только затянуть школьника, но и быть ему полезной для развития. А с какими хорошими обучающими примерами знакомы вы?
Хороших выходных!
20 мая 2009 г.
Невостребованная услуга
Вот говорят, что идёт какой-то кризис... А на самом деле ничего подобного в России нет :) В этом легко убедиться, если положить ламинат у себя дома, как сделал я на этой неделе (если основная деятельность связана с неподвижной работой головой, то работа руками приносит массу удовольствия).
Короткая суть: часов пять-семь суммарно я потратил на то, чтобы объехать и осмотреть все магазины, торгующие напольными покрытиями на расстоянии 30 минут езды от дома. И оказалось, что они все занимаются ерундой: отгоняют клиентов метлой, «лишь бы чтобы не продать».
Детальная суть:
1) Многие магазины функционирую до 18 часов, поэтому после работы в них не зайти - надо искать момент в середине дня,
2) Продавцы решительно не хотят разговаривать с клиентом, быстро убегая,
3) Если продавец говорящий, то он огорчает словами, что
а) «У нас машина со склада приходит каждую чётную пятницу месяца, поэтому если оплатите, то придёте забирать свой товар через 12 дней» («придёте» подчёркнуто, потому что доставки на дом у них тоже нет)
б) «А это покрытие есть вообще только на региональном складе, поезд привезёт его в начале июля»
в) «А таких плиток у нас осталось только 15 штук (2 квадратных метра), брать будете?» (очень часто, могли бы специальные стикеры наклеить на то, что почти кончилось)
И теперь вопрос: кому это нужно?
Подсказка: изучая эти магазины, я почти не видел других «потенциальных клиентов». В магазинах пусто! Потому что то, что они предлагают - безнадёжно.
Как должно быть:
1) Магазины работают как минимум с 15 до 21 часа (можно не каждый день),
2) На ценнике крупно написано, сколько метров каждого вида ламината есть прямо сейчас на собственном складе, сколько надо ждать, если хочется купить большее количество с далёкого склада,
3) На видном месте висит расписание машины, которая доставляет купленное на дом (пусть платно, но должно быть, чтобы покупателю лишний раз не ездить в магазин).
Это всё были несбыточные мечты. А четвёртый пункт - вообще утопия. Его я сформулирую после того, как расскажу о своём решении этой беды.
Итак, поняв, что рядом ничего путного нет, я поехал в небольшой соседний городок (около часа езды), где низкие цены на аренду, поэтому магазины велики и многочисленны. Оказалось, что там в первом же попавшемся крупном строительном магазине есть все те сорта напольных покрытий, что и в ранее мною посещённых вместе взятых. Более того, почти каждого сорта есть огромное количество «здесь и сейчас» (они даже удивились «Как это заказывать? Сразу забирайте»). Поэтому и зал полон покупателей. У них есть доставка два раза в неделю, но так как я приехал «не в тот день», то они вызвали мне платную машину (250 рублей за доставку - разговоров больше). Короче, оказалось, что сразу к ним ехать надо было.
А теперь главный вопрос: зачем в магазинах вокруг моего дома морочили голову про «доставку через две недели», если всё есть в другом магазине на расстоянии часа езды? Какой нормальный человек станет ждать 12 дней (а то и месяц-полтора), чтобы купить те же самые плиточки на 15-20 процентов дороже? Да, цены ниже были именно в магазине, где всё есть.
Собственно, четвёртый пункт звучит так:
4) Если покупателю нравится какое-то напольное покрытие, а его нет в достаточном количестве, то можно быстро позвонить коллегам-конкурентам, выяснить, у кого оно есть, зарезервировать, после чего принять предоплату от клиента. Всё! До посещения большого строительного магазина я был готов заплатить лишние 15-20% (потому что реальных цен не знал). Но у меня не стали брать эти деньги.
Кстати, о странных маркетинговых решениях: в большом магазине уже на кассе я узнал, что скидка по чеку будет 10% (согласитесь, не так мало). Странность здесь понятная: если я уже согласился купить, то стоит ли меня дальше уговаривать, делая скидку? Приятно, конечно. Но удивительно...
Короткое резюме: в России есть большие возможности для вытеснения неправильных магазинов. Я подозреваю, что любой житель моего района, задумав небольшой ремонт, прошёл бы по очень похожему пути. Потому что времени мало, дел много, ездить куда-то далеко не хочется. Проще переплатить, но не париться. Магазин, который позволит это клиенту, сразу станет народным любимцем.
14 мая 2009 г.
Загнать себя в угол!
А интересно ведь понаблюдать, как кто-то смог выйти из очень сложной ситуации. Когда кажется, что шансов почти совсем не осталось, но вдруг откуда-то берутся силы, воля, умения, везения, что трудно поверить, что с такими талантами можно было попасть в столь затруднительное положение.
Интересную в этом смысле игру вчера показали женские волейбольные команды Динамо-Москва и Заречье-Одинцово (рекомендую найти и скачать всем любителям волейбола). Поясню, что игра эта была очень важной для обеих команд, так как сейчас завершается чемпионат России (идёт финальная серия игр за первое место). Победа Динамо в этом матче означала бы победу Динамо в чемпионате. А победа Заречья привела бы к продолжению финальной серии.
Предыдущие два матча волейболистки Динамо выигрывали без видимых сложностей (3:0), на эту игру тоже вышли в очень боевом настроении. Но в первом сете столкнулись с серьёзным сопротивлением: Заречье выиграло 27:25. Далее всё выглядело так, как будто Одинцовская команда расслабилась (ещё бы, смогли выиграть сет после шести поражений подряд), поэтому Динамо взяло второй и третий сеты этого матча. И в этот момент, когда уже нельзя было отступать (поражение в очередном сете для Заречья означал бы поражение в серии), команда вдруг заиграла (да, психология в волейболе очень важна). Героиня игры - Татьяна Кошелева, которая начала абсолютно надёжно и хладнокровно забивать все мячи, что ей предлагала разыгрывающая. После этого проснулась вся команда: началась более активная игра в защите, качественная доводка, надёжные действия блокирующих... Динамо дрогнуло первый раз - и проиграло четвёртый сет (счёт стал 2:2). За небольшой перерыв московская команда не успела осознать изменений, поэтому решающий пятый сет Заречье выиграло с тем же спокойствием. Результат: определение финалиста чемпионата России состоится 16 мая.
Складывается впечатление, что если создать себе тяжёлые условия, то откроются резервы, которые решат все проблемы. Многие студенты откладывают освоение сложного материала до последних ночей перед сессией, потому что «слишком сложно, чтобы сейчас это понять»...
Однако надо помнить, что иногда, загоняя себя в угол, можно просто усложнить свою ситуацию, но не получить решения проблем. Свежий пример - разработка игры «Duke Nukem Forever» компанией «3D Realms». Все же помнят революционную игру «Duke Nukem 3D», которая содержала массу элементов, опережающих время? Так вот, короткая история звучит так: в апреле 1997 3D Realms объявила о начале разработки ещё более революционного «Duke Nukem Forever». Через год игра выпущена не была, но разработчики заявили о переходе на новый (еще более крутой) движок. Ещё через три года «3D Realms» выпустила двухминутный ролик, чтобы доказать, что игра существует и скоро будет закончена (и это тоже было зря, так как потом вскрылось, что он смонтирован вручную, а не был записью настоящей игры). В 2002 году были наняты новые программисты, началась разработка очередного движка. Выпуск игры назначили на конец 2003 года, потом на конец 2004, потом на начало 2005. В конце 2004 года произошёл очередной (уже пятый!) переход на новый движок. Неделю назад (6 мая 2009 года) компания «3D Realms» перестала существовать.
Не надо увлекаться перфекционизмом! И не надо загонять себя в угол (и создавать другие странные ограничения), даже если возникает иррациональное желание воспользоваться этим «приёмом». Удачи вам!
13 мая 2009 г.
Совершенно очевидно
В день очередной победы нашей сборной в чемпионате мира мы коснулись слегка темы хоккея, но всегда есть, что добавить.
Утром 11 мая на улице все улыбались, размахивали флагами, делились переживаниями от прошедшей игры. Кто-то, конечно, не выспался из-за того, что народ вокруг бурно отмечал, но большинство всё же выражало радость. Интересно на улице услышать великодушные разговоры о том, что «канадцы тоже неплохо играли», «достойный соперник попался, всегда бы так» и так далее.
Вдруг раздаётся очередная серия автомобильных гудков - слышно, что машин много, сигналят громко и разнообразно. Мамаша с коляской не выдерживает, начинает отчаянно кричать всем и никому: «Когда же вы уже угомонитесь?! Сколько можно праздновать?! У меня ребёнок сейчас проснётся!»
Через 10 секунд из-за угла появляется похоронная процессия: чёрный катафалк и множество машин за ним. Да, так принято. И звучит это всё неотличимо от сигналов группы машин болельщиков.
Мы здесь не спорим о том, имеют ли люди право шуметь ночью, выводя из себя многих своих соседей, стоило ли мамаше краснеть за свои слова (ясно же, что никто её не осудит за эмоциональность в реакциях). Речь о том, что когда мы напряжены/возмущены/уязвлены/..., то теряем чуть-чуть критичности. Кажется очевидным, что источник громких автомобильных сигналов - это празднующая молодёжь. Но если забыть о контексте, то можно вспомнить, что бывают и другие ситуации, которые выглядят похоже. Усталость, обида или гнев запросто могут лишать нас трезвости в оценках, надо про это помнить.
Хорошей недели и новых побед!
11 мая 2009 г.
Вело-кайф
Для людей почти не бывает универсальных рецептов, потому что человеческие существа сложны и разнообразны. Кого-то в детстве пороли, а он считает, что благодаря этому достиг всего, чего достиг. А кому-то всё позволяли, не тронув и пальцем, а он тоже крайне доволен своей судьбой. Результат ясен: эти люди могут иметь противоположные убеждения о воспитании детей (на основании своего небольшого опыта, а не каких-то там теоретизирований в заумных книжках). Реальность же такова, что на ребёнка действует очень много факторов. Часто хочется выделить какой-то один в качестве ключевого, но следует отдавать себе отчёт в том, что это может быть случайно и неосмысленно (данное предложение касается не только воспитания, но и любого другого сложного процесса).
Поэтому отлично понимая, что далеко не факт, что у всех голова имеет такие же особенности, я расскажу о своём способе «глубокого отдыха» - это езда на велосипеде по красивым местам.
Понимание у меня такое: при далёкой поездке происходит существенная смена ритма жизни, основных задач мозга, картинки перед глазами, распределения нагрузки по мышцам, разговоров людей вокруг и так далее. Поэтому на несколько дней с планеты исчезает привычный человек, а появляется другой, который только выглядит похоже. Этот другой человек монотонно крутит педали, любуется природой, думает другими извилинами (потому что мозг в таком режиме работает иначе). И это хорошо, потому что «основной» человек в это время отдыхает.
Проще всего заметить изменение работы головы на следующем примере: так как жизнь моя плотно связана с математикой, то обдумывать различные задачи получается постоянно. Можно сказать, что это вирус, который захватил мозг - голова иногда даже «сама» решает задачи во сне, утром остаётся только радоваться тому, что всё запомнил. Более того, когда я гуляю, то часто «отключаюсь» от окружающего мира - мозг переходит к решению задачи. Другими словами, я чётко помню, как вышел из дома, хорошо помню, как пришёл в гости, а дорогу между этими точками «прошёл на автопилоте» - голова решала очередную проблему. Постоянно жить в таком режиме утомительно, но контролировать это не так уж и легко. А в далёких поездках на велосипеде привычный ритм проходит! «Математическая часть» головы не решается брать управление на себя, так как всё вокруг очень непривычно. Результат у этого отличный - усталые извилины могут отдохнуть несколько дней.
Если я правильно понимаю, то некоторые очень хорошо зарабатывающие люди ради этого по выходным уезжают на дачу. Причём, они едут не лежать в гамаке, а рвать сорняки! Это позволяет им сбросить на время напряжение с некоторых отделов головы, полностью поменяв деятельность своего тела и мозга, став другим человеком на время.
Недавно мы воспевали волейбол, но одно другому не мешает: если чувствуете, что «устали от всего», то регистрируйтесь на велосипедном форуме своего города, присоединяйтесь к интересным «покатушкам», скорее всего, это не только поможет сберечь и укрепить здоровье, но и даст новых сил голове, позволит мыслить быстрее, свежее, неожиданнее, точнее и оптимистичнее. Научиться ездить на велосипеде легко, поэтому никаких отговорок быть не может :) Удачи!
Расскажу один забавный бытовой эпизод из последней поездки: зашёл я в каком-то маленьком городке/селе в магазинчик, чтобы купить воды. Спрашиваю: «сколько за ту полторашку отдать?», получаю ответ «двадцать» (привычная цена за бутылку). И тут я вижу на прилавке хлеб (сразу вспоминается баночка паштета в рюкзаке, выделяется слюна :), поэтому говорю «и булку хлеба, пожалуйста». «Двадцать семь» - было мне ответом. Дороговатый у них хлеб, ну да мелочи это всё... Протягиваю полтинник, ожидая, что получу три рубля сдачи. Как многие уже догадались, сдачи было двадцать три рубля. Потому что булка хлеба в таких магазинчиках стоит семь рублей, а названное число 27 - это сумма цен воды и хлеба! Вспомним, что в крупном городе отдать «двадцатку» за булку хлеба - это норма. Лучше один раз увидеть это, чем много раз слышать о борьбе со спекулянтами. Отмечу, что после поездок всегда есть масса очень разнородных воспоминаний-ощущений, которые крайне трудно выразить. Поэтому гораздо интереснее самому за ними ездить, чем читать чужие :)
Часто говорят, что надо хорошо и много работать. Но не стоит забывать об отдыхе. Хоккеисты регулярно проводят смены, чтобы на льду были самые свежие из сильнейших. Чем наши головы хуже? Проводите с пользой длинные и короткие выходные, временно меняйте тип деятельности, набирайтесь сил, чтобы ещё больше радоваться своим новым успехам! Удачи!
P.S. Кстати, поделитесь пожалуйста, как ещё вы снимаете напряжение, если не велосипедом?
9 мая 2009 г.
Необходимо, но не достаточно
Часто бывает, что от хорошей идеи до реализации проходят считанные минуты, а решение столь красиво, изящно и эффективно, что сразу начинает приносить пользу. Увы, обычно это бывает в маленьких группах людей. А чаще всего - в группе из одного человека.
Что же мешает большой группе выбрать лучший выход из ситуации? Понятно, почему найти наилучшее решение необходимо, чтобы его реализовать. Но почему этого не всегда достаточно?
Причин, как обычно, масса:
1. Не все участники группы имеют те цели, которые декларируют. Даже в очень сплочённом коллективе могут быть мелкие недопонимания в таких вопросах. А если вспомнить, что количество связей (а значит, сложностей) между участниками связано квадратично с количеством самих участников, то в больших группах простых взаимодействий ждать не приходится.
2. Не всем участникам группы понятно и очевидно то, что говорит нашедший наилучшее решение. Но люди далеко не всегда об этом сообщают. Поэтому «бракуют» решение за то, что не поняли его, а не за его недостатки. Из-за этого решение, являющееся простым в формулировании, но не очень хорошее для всех, может быть понятно и принято большинством. А наилучшее (но чуть более сложное) проигнорируют, не вникнув. И даже не скажут об этом!
3. Часто бывает, что люди не спорят с каким-то аргументом, но не соглашаются с ним. Поэтому, если в обосновании решения используется ссылка на этот аргумент, то они начинают считать всё решение безнадёжным. А делают это молча, потому что уверены, что спорить о данном конкретном аргументе бесполезно. Ведь часто речь идёт не о понятных фактах, а о жизненном опыте: «успеем за три часа всё это сделать или не успеем?» Одни уверены, что успеем, другие не хотят спорить, но уверены, что это невозможно, поэтому срывают весь процесс.
4. У участников группы есть масса проблем и без данной конкретной задачи. Если физически времени мало, а задач много, то они живут в режиме «появилось время - делай следующее из приоритетного». Поэтому формально они могут согласиться с предложенным решением, но реализовывать его не станут, пока «руки не дойдут». И это можно понять - в критической ситуации делать надо то, что «надо делать срочно» (и не всегда самым эффективным путём), а не то, о чём давно (20 минут назад?) договорились.
5. Кроме того, есть ещё следующие психологические особенности: сама личность автора идеи может быть для многих ассоциирована с неудачами, личные амбиции противников предложенного плана могут требовать от них решительных действий (предложить свой план, чтобы «возглавить самому, а не подчиняться»). В самом деле, если автор идеи уже проявлял себя ранее не очень эффективно, то за одно это его идею могут проигнорировать. А если есть сильные участники, для которых подчинение является непривычным, то они охотнее протолкнут свою плохую идею, лишь бы избежать выполнения чужого плана.
Эту классификацию, конечно, нельзя называть полной. Но из неё можно сделать выводы, которые могли бы помочь в будущем (дополнения приветствуются):
Во-первых, следует учитывать то, что слова людей могут расходиться с их думами и делами (пункты с первого по четвёртый). Поэтому рано радоваться, даже получив от всех согласие, надо ещё тщательно проконтролировать реализацию.
Во-вторых, стоит поработать над краткой и очевидной формой подачи решения, чтобы уменьшить проблемы от непонимания и недоверия (пункты второй и пятый). Если решение очевидно хорошее, то споры из-за лидерских вопросов могут не возникнуть вообще.
В-третьих, в решение задачи лучше вовлекать как можно меньше людей, чтобы минимизировать эффекты от их занятости и форс-мажоров (четвёртый пункт). Чем меньше людей, тем проще со всеми поговорить, выяснить, что им не ясно, дабы исправить это.
В-четвёртых, если имеют место проблемы последнего пункта, то имеет смысл аккуратно озвучить свою идею наиболее уверенным в себе участникам группы один на один. Тогда они смогут потом называть наилучшее решение своим планом. Так можно убить обоих зайцев: они не будут спорить, предлагая свои идеи, а с ними не будут спорить, потому что они являются лидерами группы.
В-пятых, раз проблема сложная, то автор идеи запросто может заблуждаться по поводу высоких качеств своего решения. К этому надо быть готовым.
Желаю вам хороших идей и успешных их реализаций! Кстати, рекомендую ещё по теме подборку статей Макса Крайнова о работе и жизни в офисе.
И всех поздравляю с праздником Победы! Всем удачи, хороших людей вокруг и открытия очередного дыхания!
5 мая 2009 г.
Постановка: Идея=решение проблемы
Вспомним старый жанр заметок: комплект «постановка вопроса»+«разбор аргументов». Сегодня мы будем анализировать процесс принятия решения группой людей (вообще, тема ответственного выбора мне всегда интересна).
Итак, у многих есть такое представление, что решить проблему наилучшим способом очень легко: если хорошо понимаешь суть проблемы, знаешь все обстоятельства, то можно придумать наилучший возможный выход, после чего сообщить его окружающим людям. Тогда всем будет очевидно, что придуманный вариант является самым удачным. И значит, все начнут воплощать предложенную идею в жизнь.
Очевидно ведь, что все участники группы нацелены на самый правильный и удачный выход из положения (потому что мы в правильном коллективе, где полно умных людей). Поэтому если явно показать, если строго аргументировать, что лучше предложенного решения ничего быть не может, то справиться с проблемой - это уже «дело техники». Ясно же, что проблема будет решена сама, потому что все примутся реализовывать хороший план.
Почему есть сомнения, что не всё так просто? Существует как минимум два ответа:
1) Наша уверенность, что найденное решение является наилучшим, может быть ошибочной или её могут сделать ошибочной, если чуть-чуть отвернуться в ответственный момент.
2) Наше объяснение, оказавшись недостаточно убедительным или чётким, может оттолкнуть группу не только от идеи (наилучшей идеи!), но и от похожих задумок, хоть и не таких хороших (именно из-за сходства с уже «испорченной» плохими пояснениями мыслью).
А какие ещё причины провала наилучшего решения в группе заинтересованных людей вы знаете?
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний