26 мая 2018 г.

Минус на минус даёт плюс: зелёная энергетика и криптовалюты

Добрый день!

Обычно объединение двух проблем не приводит к тому, что разгрести их становится проще. Конечно, бывают и исключения, предполагающие лёгкую оптимизацию. Например, если вам за пять минут успели испачкать правый рукав кофты, а потом ещё и левый, то это «удобнее», чем получение тех же двух проблем с интервалом в неделю, поскольку вместо двух незапланированных стирок можно будет обойтись одной.

Но обычно мы всё же не любим получать негатив, особенно, если речь идёт о разноплановых неприятностях, нападающих на нас с нескольких сторон. Тем интереснее обнаружить возможность для объединения двух бед в одну радость.

В комментариях к заметке о глобальной пользе криптовалют кто-то добавил ссылку на статью с оценкой потребления электричества этой молодой индустрией. О корректности методики можно спорить (кстати, приведённая оценка вам кажется правдоподобной?), конечно, но обсудить будущее это нам не помешает. Итак, в той статьей утверждается, что человечество сейчас тратит полпроцента всемирных мощностей электростанций на майнинг криптовалют).

Давайте теперь представим на секундочку, что эти 0.5% всей электроэнергии на поддержание криптовалют — это не безумие, а совершенно нужные человечеству расходы, причём им ещё предстоит вырасти во много раз. Ниже мы будем опираться на это допущение, поэтому важно решить, что по этому пункту мы не спорим.

Вторая проблема — зелёная энергетика плохо сочетается с устоявшимся стилем расходования энергии. Очень кратко:
- Производство зелёного электричества неравномерно: солнечные панели не работают ночью, а днём непредсказуемо зависят от облачности, при этом их мощность на порядок отличается зимой и летом; ветряки не работают при слабом или слишком сильном ветре; приливные электростанции дают 4 цикла в сутки, а остальное время энергию не производят и т.д.).
- Запасать энергию крайне трудно (хороших аккумуляторов пока не изобрели, а плохие дороги и вредны).
- Подстроить потребление электричества под его производство сложно (можно научить умные стиральные машинки работать в то время, когда есть избыток энергии, но нельзя отложить зимнюю стирку на лето). Практически никакая фабрика не готова работать в прерывистом режиме (подул ветер или солнце показалось из-за тучи — запустили конвейер).

Вот и получается, что сложный график производства зелёного электричества (непредсказуемые скачки внутри суток и предсказуемые внутри года) не совпадает с не менее сложным графиком его потребления (включая такую мелочь: после окончания трансляции важного для многих болельщиков соревнования резко растёт потребление электричества чайниками и микроволновками).

На всякий случай поясню, что мне нравится та грань «зелёной энергетики», которая предполагает снижение выбросов в атмосферу, снижение добычи нефти, газа, угля и т.д. Но мне не нравятся манипуляции, приводящие к загрязнению окружающей среды, что, к сожалению, часто происходит вокруг «зелёной энергетики» (подробнее обсуждали уже).

Что же делать? И тут нам на помощь могут явиться криптовалюты. Если вдруг так окажется, что они на самом деле нужны человечеству, если в самом деле по объективным причинам нам придётся тратить заметную долю производимого электричества на поддержание их работы, то именно майнинг-фермы могли бы стать тем самым потребителем, который подстраивается под производство зелёной энергии.

В самом деле, майнинг-ферма отличается от конвейера на заводе тем, что легко может остановиться на любом этапе работы, а потом столь же легко возобновить вычисления. Майнинг-ферма может функционировать без тысяч сотрудников, поэтому внезапное сокращение производства электроэнергии из-за пасмурной и безветренной погоды не приведёт к тому, что всех надо отправить домой.

Мы же спокойно относимся к тому, что цена, например, овощей зависит от сезона. Поэтому привыкнем и к тому, что стоимость транзакций будет хорошей лишь четыре раза в сутки (если живём рядом с приливной электростанцией) или к тому, что зимой транзакции дорогие, а летом дешёвые (если у нас много солнечных панелей).

Какие здесь проблемы? По всей видимости, главная сложность — простой оборудования. Если майнинг-ферма работает не всё время, то вложения её владельца в покупку железа окупаются медленнее, чем могли бы. С другой стороны, станки далеко не на всех фабриках работают 24 часа в сутки, поэтому можно представить, что паузы в работе майнинг-ферм тоже будут экономически оправданы.

А какие удачные объединения двух разных проблем в одно решение вы можете вспомнить? Когда минус на минус даёт плюс?

Хороших выходных!

13 мая 2018 г.

Сбербанк, МТС и ОСАГО

Добрый день!

1) Раз в несколько месяцев мне звонили из Сбербанка с вопросом, не хочу ли я взять потребительский кредит. Я вежливо благодарил за предложение, оператор вежливо спрашивал, когда перезвонить в следующий раз, на что я отвечал, что в феврале 2020 года будет как раз. Через пару месяцев звонок повторялся, что немножко раздражало. Поэтому я решился на эксперимент — сказал, что заинтересован в кредите.

Дело не в том, что я категорически против кредитов (напротив, иногда этот механизм оказывается вполне удачным), хоть я и решил проблему кредитных карт нескольким людям (пока всё идёт гладко — люди, как следует осознавшие, во что вляпались, теперь действуют дисциплинированно и аккуратно).

Что же было дальше? Оператор Сбербанка пообещал, что со мною свяжется персональный менеджер. И вот уже полгода они мне не звонят! Представляете? Стоило согласиться взять кредит, как они потеряли ко мне интерес. Я понимаю, что «после» не значит «вследствие», но у меня нет возможности повторить эксперимент. Если вам тоже регулярно звонят из Сбербанка, пробовали ли вы согласиться на их предложение? Будет забавно, если это сработало не только у меня.

2) Успешно завершился другой эксперимент, в котором надо было расторгнуть договор с МТС по причине невозможности оказания услуг. Выяснилось следующее:
- Горячая линия мало что может, но готова внимательно слушать и давать общие рекомендации («идите в офис»).
- «Горячая линия для блогеров» пишет совершенно разумные вещи — ровно то, что я считал естественным. Благодаря подтверждениям от них я был настойчивее в офисах МТС. Они молодцы, хоть каждый раз и отвечает новый человек (представляю, сколько лишнего времени они тратят на каждый ответ, ведь приходится перечитать хотя бы по диагонали всю переписку, которую до них вели другие сотрудники).
- В офисах же самое главное — найти сотрудника, имеющего достаточные полномочия и не слишком потухший взгляд. Сотрудникам офисов не позавидуешь, ведь к ним всё время приходят с разными неприятностями, при этом не всегда готовы ясно сформулировать проблему или выслушать её решение, но готовы на них орать и оскорблять.

В моём случае было так: сначала я выбрал из нескольких офисов тот, в котором сотрудник понимает мою ситуацию и не говорит «звоните на горячую линию, помогут только там». Как раз на этом этапе пригодились ответы «горячей линии для блогеров», поскольку они подкрепили мою уверенность в том, что решение должно существовать. А потом ещё за несколько визитов в этот офис мы с сотрудником общими усилиями за пару итераций смогли сформировать пакет документов для закрытия договора (работающему со мною сотруднику пришлось несколько раз звонить старшим, видимо, в Москву, чтобы всё-таки найти способ правильно оформить все заявления). Сразу документы не прошли все внутренние фильтры (через пару дней пришёл отказ), но потом всё удалось.

Почему так медленно и сложно? Потому что ситуация редкая, устоявшейся процедуры пока нет. Я искренне благодарен сотрудникам МТС за терпение и понимание. Чистого времени у меня на это ушло около 3 часов, доплатить пришлось около 500 рублей. С одной стороны, время жалко, но с другой стороны, теперь вопрос с закрытием договора решён, что несомненно радует.

3) И последняя на сегодня тема — страхование автомобильных рисков. Так совпало, что статья «Без ОСАГО ездят 3 млн водителей» мне попалась одновременно с рассказами двух друзей о том, что страховые компании отказываются их страховать.



Странно, что крупные издания пишут о том, что водители перестали оформлять обязательную страховку из-за роста её стоимости (и всячески нагнетают на тему безответственного поведения таких автовладельцев), но не делают акцента на том, что многим в страховке злобно отказывают по странным поводам: «у машины руль справа, мы такие не страхуем», «у машины слишком мало лошадиных сил, мы такие не страхуем», «это редкая модель, мы такие не страхуем» и так далее. При этом все предыдущие годы (3 и 7, соответственно) с оформление страховки на эти автомобили не было никаких проблем. А тут вдруг пошли отказы, причём от всех страховых компаний разом.

Казалось бы, в нынешний век нет необходимости идти в офис, всё можно оформить через интернет. Но и здесь есть надёжный заслон в виде капчи, которую невозможно пройти. Для меня очевидно, что если я за два часа не могу пройти капчу с нескольких разных устройств и операционных систем, то дело не в том, что я бот, а капча должна пропускать только людей. Видимо, дело всё же в том, что сервер настроен отвергать любой мой ответ. Почему? Возможно, перед администратором поставлена задача не позволить людям оформить электронную страховку.

Тут же вспомнился рассказал коллеги, который полгода назад смог оформить электронный полис ОСАГО только ночью, потому что днём сервера страховой компании постоянно разрывали соединение, из-за чего приходилось заново вводить имя, пароль, а потом начинать заполнение формы с самого начала. Такое ощущение, что страховые компании не готовы работать по одинаковым для всех тарифам ОСАГО, но и с рынка уходить тоже не хотят (если я верно понял, прибыльную услугу КАСКО оказывать может только компания, присутствующая на рынке ОСАГО). Вот и хитрят они, чтобы поменьше народу смогло у них получить полис ОСАГО.

Звучит странно, выдумывать объяснения можно долго. Но если дело в этом, то предложение поднять штрафы за езду без ОСАГО не очень конструктивное. А вот если ввести штрафы за отказ страховать, то что-то может улучшиться. Если знаете, что поменялось за последние годы, пожалуйста, поделитесь.

И хорошего всем начала новой недели!

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний