Добрый день!
1) Обычно разработчикам интерфейса трудно понять, какие могут быть затруднения у пользователя, ведь для них самих-то всё очевидно. А если человек прямо озвучивает проблему, то разработчики не могут понять, как клиент может быть таким тупым настолько вне контекста. С этим сталкивался каждый, а Илья Бирман обнаружил интересный пример на сайте Аэрофлота.
Оказалось, что нет возможности уверенно заполнять некоторые формы на русском языке, если рядом не стоит консультант Аэрофлота. А вот если переключиться на английский язык, то многое встанет на свои места. Например, как вы понимаете «Информация об адресе пребывания»? Речь о месте, где в настоящее время пребывает заполняющий анкету? Или о месте, куда он направляется? В английской же версии сказано так: «Information on the address you will be staying at». Конечно, можно до многого догадаться или позвонить на горячую линию. Но зачем вообще такие сложности создавать?
А забавно в этом то, что Аэрофлот — русская авиакомпания. Но в ней не нашёлся человек, способный нормально сформулировать по-русски (во всяком случае, по-английски вышло куда яснее). Впрочем, дело, конечно, не в языке, а в том, что авторы текстов форм не особо умеют мысленно поставить себя на место неквалифицированного клиента, при этом обратную связь в виде вопросов и возмущений клиентов им тоже не направляют.
2) Помните, я недавно рассказывал, как РЕСО отбивается от клиентов, желающих оформить ОСАГО? Они разработали несколько трюков, например, смс-коды со смесью русских и английских букв, капчи, которые невозможно распознать и так далее. Оказалось, что в этой компании левая рука не знает, что делает правая. В частности, мне пришло письмо с напоминанием, что срок действия полиса ОСАГО скоро истечёт, поэтому его надо продлить.
Засомневался я, но на всякий случай решил провести эксперимент на людях — прошёл по ссылке «продлить полис». Ссылка эта ведёт в самое логово нутро системы РЕСО, после перехода по ней остаётся только ввести номер техосмотра и нажать «Далее». Что дальше? На телефон приходит смс с «проверочным кодом» (13 символов, включая буквы двух алфавитов, цифры и спецсимволы), а на экране высвечивается непроходимая капча.
В комментариях подсказали, что в Photoshop есть инструмент, повышающий контрастность похожих цветов, что должно облегчить «взлом» капчи. Но я всё же продолжаю считать, что если человек не может за час пройти капчу, то это всё же искусственный барьер, защищающий РЕСО от клиентов. Есть гипотеза, что ОСАГО-подразделение компании может быть убыточно, но без него невозможно зарабатывать на прибыльном КАСКО.
А главный вопрос в этой ситуации состоит в том, зачем они клиентам рассылают письма с напоминаниями о необходимости продлить полис у них же? Ссылка-то в напоминании на их огороженный от клиентов сайт ведёт.
3) Возможно, пользователям кредитных карт будет интересно дополнение к заметке о хитростях банков, толкающих аккуратных клиентов к штрафам, которое мне как-то даже в голову не пришло. Суть в следующем: если до окончания льготного периода осталось мало дней, то лучше не вносить деньги через банкоматы банков-партнёров, потому что там сумма может зависнуть на неделю.
Цитата из комментария: «Работает это так -- человек вносит средства на свою кредитку не через банкомат выпустившего её банка, а через банкомат банка-партнёра. Это удобно, хорошо и бесплатно, но есть одно "но" -- тратить деньги с кредитки можно сразу, а вот погашение ими происходит с задержкой в несколько дней или даже неделю. Так люди и вылетают совершенно для себя неожиданно из льготного периода. Иногда это можно оспорить, написав жалобу и приложив копии чеков о внесении средств в правильную дату. Но лучше запомнить такое правило -- если осталось лишь несколько дней до крайнего срока внесения средств, то вносить их нужно только через банкомат выпустившего карту банка.»
Если вспомните ещё о какой-то из заботливо разложенных грабель, пожалуйста, пишите.
Хороших выходных!
28 июл. 2018 г.
Английский понятнее русского, опять РЕСО и коварные банки-партнёры
12 июл. 2018 г.
ОСАГО + РЕСО = ненависть
Добрый день!
Преодолеть можно практически всё, а ситуации бывают разные. Вполне может быть, что технические решения, реализованные на серверах reso.ru, являются наименьшим возможным злом в той ситуации. Но немного почитав комментарии в сети, я пришёл к выводу, что тысячи водителей уже потратили огромное время на преодоление искусно созданных препятствий, а тысячи ещё потратят. Возможно, это даже соответствует закону, но как же это неэффективно!
Итак, к делу: недавно мы с вами уже вспоминали обязательную страховку ОСАГО. Суть проблемы в том, что тарифы страховым компаниям устанавливает государство, а сами эти компании предпочли бы работать по другим тарифам.
Казалось бы, всё просто: не нравятся единые для всех тарифы — иди делать что-то другое. Но им же хочется заработать на выгодных клиентах, не теряя на менее выгодных. Вот и городят препятствия.
Какого рода сложности могут быть при оформлении ОСАГО через интернет? Приведу свой список:
1. Автоматическое стирание данных, если не было активности пользователя 3 минуты. Стоит отвернуться от компьютера, как вместо частично заполненной формы нас встретит страница входа в систему. Ну что же, заново вводим имя, пароль, а потом и проверочный код из смс, после чего вновь заполняем форму быстро-быстро.
2. Проверочные коды с кириллицей и защита от вставки из буфера обмена. Вот представьте, ввели вы данные своего автомобиля, указали номер своего паспорта, водительских прав и т.д., а тут вас ещё просят ввести код из смс. Взгянув в телефон, обнаруживаете такое:
Неприятно, но ввести можно, да? Можно и потерпеть ради мифической безопасности?
Я тоже так думал первые минут 20. Ладно, отличать маленькую английскую букву «l» от большой английской же буквы «I» во многих шрифтах легко, но ведь есть ещё специальный символ «|». И вот когда я стал внимательно смотреть на коды символов (спасибо, FAR), то выяснилось, что эти добрые разработчики РЕСО используют не только латинские буквы, но ещё и кириллицу.
При этом переслать сообщение с телефона в компьютер, чтобы потом вставить код в форму, не так уж просто (средствами Javascript заблокирована вставка), поэтому всё это надо набирать ручками или использовать какой-нибудь AutoIt. Как вам защита «от роботов»?
3. Но это ещё не всё, потому что есть капча:
Теоретически можно много раз нажимать кнопку «Обновить», пока цвет всех восьми символов не станет отличаться от фона, на котором они расположены, а сами символы не окажутся достаточно далеко от границы фоновых кружочков. Обычно за 20-30 обновлений можно поймать что-то более-менее читаемое (в чём уверен хотя бы на треть), но времени это отнимает много. Если интересно, другие примеры кодов из пунктов 2 и 3 можно посмотреть здесь.
4. Для полноты ощущений РЕСО отключило индикацию, какой из двух кодов введён неверно. Да, всё верно, пользователю не сообщают, где он допустил ошибку: в разгадывании капчи (пункт 3) или при вводе кода из смс (пункт 2). Полгода назад в сети появилась инструкция (увы, больше не работает), в которой был указан способ выяснить, в каком из кодов ошибка. К сожалению, специалисты РЕСО оперативно закрыли эту вопиющую «дыру».
А теперь давайте спросим себя, зачем нужен этот этап проверки с введением двух кодов? В самом начале для входа в свой личный кабинет пользователь уже ввёл имя, пароль и цифровой код из смс. И этого хватило, чтобы показать ему данные о прошлом полисе. Но вот если клиент пытается пролонгировать полис или оформить новый, то начинается цирк (пункты 2, 3 и 4).
Мне кажется довольно естественным объяснение, что по мнению компании стоимость полиса для данного клиента оказалась слишком низкой, из-за чего клиента надо удержать от оформления. И вот тогда включается «защита». Интересно, что год назад в этом же РЕСО я мгновенно оформил полис через интернет, чему был очень рад (потому и хотел у них пролонгировать). Возможно, именно этим вызвана моя сегодняшняя досада.
Несколько лет назад компанию Росгосстрах уже лишали лицензии (см. 1 и 2), после чего они исправили часть нарушений, чтобы вернуться на рынок. Но, насколько я знаю, проблема не решена. Штрафы для страховщиков слишком маленькие, чтобы компании перестали дурить клиентов. Все обсуждают, как повысить штрафы для автомобилистов за езду без полиса, но я мало слышу про наказание страховых компаний, которые нарушают закон.
Стоит ли обсуждать эту тему и писать по этому поводу в Спортлото? Видимо, наказать РЕСО не так просто, потому что доказать чрезвычайную сложность прохождения капчи практически невозможно. Но что-то в более разумную сторону меняется: не так давно в смс-кодах кроме русских и английских букв, цифр и специальных символов были ещё и буквы с умлаутами, а также всякие солнышки и квадрадики, которые ввести неподготовленному человеку ещё сложнее (см. комментарии за август 2017 здесь). Видимо, в компании решили, что это слишком явно выдаёт их нежелание страховать.
У службы поддержки РЕСО есть заготовленный ответ: «В целях предотвращения несанкционированного доступа к данным личного кабинета страхователя и их использования в целях несанкционированного заключения договора с использованием автоматических информационных систем, на этапе сохранения заявления необходимо подтвердить, что оформление полиса производится не роботом. Признаков неработоспособности сайта не выявлено, все работает корректно.»
К счастью, у меня тоже нашёлся ответ — в другой страховой компании (входит в десятку крупнейших) за 15 минут мне удалось оформить такой же полис Е-ОСАГО. С одной стороны, проблема на год решена, но как-то неприятно всё равно. А какой у вас опыт?
Хорошего окончания недели!
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний