Добрый день.
Сегодня опять про детей, но на этот раз поговорим про начальную школу. Вопрос в следующем: «Почему занятия в начальной школе начинаются так рано?»
Я не про ранний возраст, а про раннее время. Можно легко понять, почему раньше приходилось вести бедных первоклассников «в холодный ночной космос» — детей было много, а школ мало, поэтому иногда учились даже не в две, а в три смены (тут всем приходилось смиряться с необходимостью ходить в не самое удобное время).
Но что сейчас мешает перенести занятия начальной школы на 10-11 часов утра?
Это может быть полезно по следующим причинам:
- многие дети с огромным трудом просыпаются в 7 часов, но гораздо легче в 8-9 часов, поэтому на первых уроках они не только «спят», но ещё и раздражены, что мешает любви к учёбе;
- подъём в неудобное для организма время приводит к тому, что ребёнок остаётся без завтрака (не из-за того, что не понимает, что завтракать надо, а потому что не может в себя «впихуть» еду — «желудок ещё спит»);
- утром традиционно час пик, пробки, все спешат, такси на всех не хватает и т.д., поэтому кажется разумным сдвинуть хотя бы всех родителей первоклассников на 1-2 часа (кстати, это снизило бы и количество болезней, получаемых детьми в тесноте утреннего общественного транспорта).
Какие тут могут быть возражения? Я вижу только следующее — во многих семьях родители рано уходят на работу, поэтому должны «сдать» ребёнка в школу тоже рано. Но на это есть и понятный ответ: когда через 3-4 часа у детей заканчиваются занятия, то они остаются в группе продлённого дня, верно? А раз так, то ничего не мешает расширить время работы этой группы на более ранее время.
Моя мечта звучит так:
- если ребёнок любит рано просыпаться или родители не могут приводить его в школу к 10, а должны к 8, то он с самого утра занимается в группе продлённого дня (для него ничего особо не поменяется, потому что он и так после занятий оставался в этой же группе),
- а если ребёнок, как это бывает со многими школьниками, «приходит в себя» только часам к 10 (что вполне нормально для молодого организма, который живёт не по выдуманным часовым поясам, а ориентируется на ближайшую к нам звезду), а родители имеют возможность приводить его в школу к началу первого урока (т.е. к 10 часам), то он начинает хорошо учиться, раздражимость уходит, настроение и аппетит повышаются.
С одной стороны, я понимаю, что если невозможно, например, убедить владельцев автомобилей отключить бесполезное кваканье, то подвинуть руководство школ к изменению расписания начальной школы и расширению времени работы группы продлённого дня ещё тяжелее. Но с другой стороны, мне кажется, что подобное изменение было бы полезно очень многим, а сложностей почти никому бы не принесло. А раз так, то вполне можно попробовать добиться этой небольшой свободы хотя бы в некоторых школах, где родителям такое изменение было бы особенно удобно.
Вы согласны, что эта идея имеет право на жизнь? Или уже нашли аргументы против? Поделитесь, пожалуйста!
Если вам интересен этот вопрос, то, пожалуйста, разместите ссылку на заметку в Twitter, Google+, Facebook или Вконтакте. Спасибо!
Хорошего дня!
29 мар. 2013 г.
Как помочь "совам"?
27 мар. 2013 г.
О различии ради различия
Добрый день.
Во-первых, спасибо добрым людям, имеющим время и вкус, чтобы пополнять коллекцию хороших пирожков на юмористическом блоге! Конечно, в этих пирожках далеко не всё смешно, но так исторически сложилось, что коллекция растёт именно там. Этот жанр, предполагающий заключение яркой мысли в краткую и игрушечную форму, мне интересен, поэтому приглашаю всех интересующихся этой темой поделиться своими любимыми пирожками.
Во-вторых, давайте попробуем разобраться, что именно пропагандируется в заметке о важности понимания того, что все люди разные. Неужели в ней можно увидеть призывы к однополой любви? Но раз уж про это возникли наезды вопросы, то давайте я расскажу, какие моменты считаю тут важными:
1) Похоже, существует природный механизм, увеличивающий долю гомосексуалистов в популяции при росте стресса (от тесноты/голода/...). Вполне разумно ожидать, что и у людей проявляется этот эффект, который вроде бы достаточно надёжно удалось обнаружить у существ с меньшей продолжительностью жизни (а это необходимо для проведения эксперимента за разумное время). Я не готов спорить об устройстве этого, но подозреваю, что данный механизм возник именно с целью уменьшения популяции. Думаю, природе оказалось «проще» допустить такую особенность, чем снизить основной инстинкт продолжения рода.
2) В то же время, обилие возможностей вокруг каждого человека часто приводит к обратному эффекту: вместо того, чтобы начать реализовывать себя, радуясь огромным перспективам в чудесном современном мире, дети погружаются в первую попавшуюся высокотехнологичную ерунду. На мой взгляд, это эффект ранней встречи со слишком мощными технологиями (если младенцу начать давать водку, то он не сможет от неё отказаться до самой смерти, а вот взрослый человек (если ему позволить сперва сформироваться) имеет все возможности осознанно избегать алкоголя). Из-за этого многие дети перестают к чему-то стремиться (нет смысла стараться — родители новую игрушку купят, она ещё лучше будет). Я понимаю, что это очень однобокий взгляд (нежелание многих детей стараться, отсутствие у них мечты и так далее — это сложный эффект, в котором, конечно, виноваты не смартфоны и видеоигры), но хочется высказаться кратко, поэтому приходится жертвовать аккуратностью.
Так как у детей тяга хоть как-то отличаться от остальных никуда не девается, а что-то интересное делать они уже не умеют, то приходится впитывать из окружающего информационного фона другие способы проявить себя:
- «а я всегда стригусь налысо»,
- «а я не хочу айфон»,
- «а я зимой хожу в тонких кедах, а летом в берцах»,
- «а я уже восемь раз прочитала "Сто лет одиночества"»,
- «а я гомосексуалист»,
- ...
Всё это и многое другое я слышал от детей разных возрастов. Что-то из этого проходило, что-то оставалось, а что-то усиливалось. И я думаю, что почти всегда подобные высказывания и действия были связаны с желанием выделиться. Ребёнок хочет внимания, но не получает его, поэтому он должен что-то сделать. Несколько месяцев назад Стивен Кинг выпустил эссе «Guns» (кстати, рекомендую прочитать), в котором рассказывает о разных непростых случаях (например, о ребёнке, который пришёл в школу с оружием, чтобы наконец-то обратить на себя внимание). С детьми надо разговаривать, а не утыкать их в телевизор/компьютер/планшет. Они не столько хотят говорить об ориентации, сколько хотят общаться.
Именно по этой причине я с большой настороженностью отношусь к законам против пропаганды гомосексуализма и прочим информационным поводам, которые подчёркивают, что назвать себя гомосексуалистом — это прекрасный способ оторвать маму от одноклассников хоть как-то пообщаться с родными. Понятно, что авторы закона «хотят, как лучше». Но в то же время понятно, что закон о нулевом уровне алкоголя может привести к тому, что трезвые люди начнут позволять себе выпивать (т.к. нет разницы, трезвый человек или пьяный — у него всё равно в крови есть алкоголь), а выпивающие окончательно перестанут себя ограничивать. И бурное обсуждение законов против пропаганды может оказаться гораздо большей пропагандой, чем те явления, с которыми авторы закона хотели бороться.
Если вам важна эта тема, то, пожалуйста, поделитесь ссылкой на заметку в Twitter, Google+, Facebook или Вконтакте. Спасибо!
Хорошего дня!
18 мар. 2013 г.
Как понять, что люди разные?
Добрый день.
Во-первых, поздравляю всех любителей волейбола с 1 и 3 местами наших команд в «Финале четырёх» Лиги чемпионов Европы! Помните, мы сомневались, хорошо ли это, что Зенит всех побеждает? Понятно, что «Зениту» должно быть обидно, так как казалось, он научился стабильно выигрывать у «Локомотива» (в субботнем полуфинале новосибирцам удалось прервать серию из 10 поражений), но очень радостно, что отечественный волейбол крепнет, новые команды находят в себе силы показывать не только красивую и интересную игру, но и привозить европейский турнир почти в середину России (игры проходили в Омске).
А во-вторых, у меня к вам есть один вопрос. Постарайтесь, пожалуйста, вспомнить, как вы осознали, что все люди разные (т.е. отличаются от вас). Как это получилось? На мой взгляд, одним из важнейших знаний является знание о том, что это нормально, если другой человек имеет другое мнение/привычки/представления и чём-то. Он не плохой, если отличается, а другой. Вообще говоря, он не лучше и не хуже, а другой.
Насколько я понимаю, маленькие дети не догадываются, что другой человек может чувствовать, например, боль. Они вообще не знают, что вокруг них такие же люди, как и они сами (в каком-то смысле, они находятся в видеоигре, где значимы только их личные ощущения, а все остальные персонажи просто нарисованы). Но потом в какой-то момент это проходит — начинается период «ладно, все вокруг люди, но надо постараться сделать их такими же, как я, потому что я лучше всех». И вот следующий шажок (осознать, что у каждого человека свои особенности) делают далеко не все. Многие привычно измеряют всех по себе, чтобы оценить адекватность, поэтому обижаются на людей с другим воспитанием, с отличающимся кругозором, другими физическими возможностями и так далее. Конструктивного в таких обидах и недопониманиях мало.
А вот как вам удалось понять, что бывают разные типы людей? Кто-то быстро справляется с простыми проблемами, но не может сосредоточиться на длинной, кто-то заботится о комфорте окружающих больше, чем о себе, кто-то терпеть не может громких звуков, а другой легко проходит за день 50 километров с рюкзаком, не понимая, почему другие «ноют». Это хорошо, что люди разные (в противном случае, мы бы уже давно вымерли). Но как люди приходят к этому пониманию? Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями в комментариях! Какие книги/фильмы на вас повлияли? Какие события произошли?
Хорошей недели!
6 мар. 2013 г.
Компьютерные игры для детей
Добрый день.
Беспощадный интернет не бережёт времени людей! На этот раз коварный монстр заставил проходить чудесную японскую игру Jelly. Почему-то раньше она мне не попадалась, хотя качественными головоломками я давно интересуюсь. Игра эта хороша, поскольку:
- элементарно устроена (правила очень просты),
- сложно проходится (уровни хорошо спланированы).
Если вам было интересно понять, почему нельзя доверять результатам вычисления в Excel, или нравился Sokoban, то рекомендую зайти и на страницу web-версии игры Jelly (она невероятно мало весит). Исходную версию игры от автора я не пробовал (она доступна только для Windows), но так как web-версия мне очень понравилась, то я её и рекомендую. Правила простые:
- нажимайте правой и левой кнопкой мыши на цветные блоки, чтобы сдвинуть их вправо или влево,
- два блока одного цвета, оказавшись рядом, объединятся в один (кроме чёрных),
- цель игры — сделать количество блоков равным количеству цветов.
Хоть я и прошёл пока всего 14 уровней из 40, но эту игру однозначно включаю в список игр, которые стоит предложить школьникам для изучения.
А в комментариях к этой заметке я предлагаю собрать коллекцию названий игр, которые вы относите в эту категорию. Небольшой список от меня:
- Light-bot и Light-bot 2 — для понимания азов алгоритмов,
- Snakes (от Gamos) — для развития навыка по созданию алгоритмов,
- Descent (от Parallax Software) — для хорошей 3d-памяти (это из него взята картинка к этой заметке),
- Traveler IQ Challenge — для хорошей памяти и английского языка (и общего развития),
- Supaplex — для памяти и слаженности действий разных частей тела,
- Sokoban и Jelly — для тренировки упорства и интуиции.
А какие игры вы считаете почти обязательными для изучения? Что вам принесло пользу? А что просто очень понравилось?
Если вам интересен этот вопрос, то, пожалуйста, поделитесь ссылкой на заметку в Twitter, Google+, Facebook или Вконтакте. Спасибо!
Хорошего дня!
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний