Недавно я почти случайно оказался на распродаже очень уценённых книг. Чтобы было понятно - около одного доллара за килограмм :) В этой заметке я расскажу, какой путь проделывает книга от полки магазина, где она аккуратно поставлена на самое лучшее для неё место, до здоровенной коробки, куда её свалили со многими другими несчастными кладезями знаний. Заодно я предложу классификацию покупателей на разных этапах.
Итак, как это всё работает? Если книга долго стоит на полке магазина, не вызывая практического интереса у покупателей, то она начинает приносить магазину убыток. В самом деле, место занимает, внимание клиентов притягивает, но продаж не обеспечивает - это значит, что она тратит время покупателей на себя, забирая его у других книг.
Раз товар не может быть продан за полную цену, то идёт он в магазин уценённых книг - крупные книжные сети обычно имеют свой магазин (иногда договор с мелким магазинчиком), где они выставляют те же книги, но за меньшие деньги. Кроме того, в этот же магазин попадают слегка повреждённые экземпляры (загнуты уголки нескольких страниц, обложка поцарапана или неправильно приклеена и так далее), от чего большим сетям не уберечься.
Кто и какие книги здесь покупает? Как я понимаю, присутствуют две явные категории:
- Дефективчики от авторов, печатающих по три книги в месяц. Дамы, ценящие свои усилия на работе, часто предпочитают взять одноразовую книжку (которую прочитают за 1-2 дня, а потом передарят кому-нибудь из коллег) за 30-40 рублей, а не за 150 в книжном магазине в первые недели продаж. Действительно, надо всего лишь выждать месяц - массовый интерес к «новому роману самой такой-то» угаснет (да и выйдет ещё куча новых «шедевров»), что автоматически вытолкнет его в уценённые товары.
- Не очень необходимые, но хорошие книги по вкусной цене. Например, работаете вы над своим английским, а тут как раз попались в книжном магазине «Хроники Нарнии» в оригинале (кстати, все части занимают 760 страниц, что ощутимо больше перевода, который достался мне в детстве - где-то сказочку подсократили). И вдруг ощущаем, что отдать за них $15 - приемлемо, а $60 (магазинная цена) - явный перебор, ведь можно с экрана читать, распечатать на принтере или воспользоваться электронной читалкой. Редкому человеку такая книга была нужна за полную цену, но за разумные деньги вполне можно взять.
- Остальные (буду благодарен за расширение).
И вот лежат эти книги, занимая полки уже мелкого магазинчика, в котором и потолки ниже, и продавцов меньше (клиентов это не смущает, ведь они пришли сюда осознанно), но их всё равно не покупают. А место они опять же занимают! Тогда им иногда снижают цену, чтобы убедиться, что они никому не нужны. И уже после этого отправляют на свалку распродажу.
Реализуется это примерно так - на стене магазинчика печатается маленькими буковками: «В субботу с 19 до 21 часа в этих стенах будет проходить распродажа». И к субботе эту новость знает уже весь район (только люди, имеющие определённые книжные планы).
Кто эти люди? Вот их примерный список:
- Желающие купить хороших подарков родственникам и знакомым на их ближайшие праздники. Не очень нужные в жизни книги («200 рецептов коктейлей на все случаи жизни», «Полная энциклопедия немецкого пива», неизвестные художественные книги неизвестных авторов и т.д.), которые никто не хотел покупать по 500 рублей, замечательно находят новых хозяев (вообще-то, дарителей), когда дешевеют до 50-80 рублей. Увы, такие порывы не всегда радуют получателя: он видит большую блестящую книгу, явно дорогую, про которую заранее понятно, что он её не будет читать. Это подарок из вежливости: обозначить уважение и не ударить в грязь лицом, предъявив всем дорогой символ.
- Маньяки, имеющие иллюзию, что им «всё может пригодиться». Отчасти такие мысли являются результатом трудной жизни, часто - специфическое воспитание. Они скупают многие книги за смешную цену и складывают их дома высокими стопками, получая от этого редкое удовольствие. Увы, большая часть их книг никогда не будет открыта (в этом легко убедиться, найдя у них странички, не отделённые от соседних).
- Желающие удовлетворить свои невнятные потребности за разумные деньги. Бывает, что человек не знает, чего хочет: толстенную энциклопедию «Все замки Европы» или не менее пухлую и содержательную «Экскурсия по Египту» или «Деревянные строения Тверской области». Такие книги очень интересно читать, ведь на каждой странице подробнейшая и крайне интересная информация, да ещё и отличные фотографии. Но купить их в магазине может не каждый: полторы-две тысячи рублей за качественное издание - слишком много (проще в интернете найти интересующие сведения). Другое дело, если эти книги начинают отдавать по 100-200 рублей. Входя в магазин, такой человек не знает, чего хочет. Просто он хочет качественную книгу, чтобы удовлетворить свой голод, свой дефицит интересного времени, но при этом не ощущать дискомфорта от своего транжирства (знаете же это ощущение «за такие деньги это мне невкусно»?).
- Остальные (опять же, приглашаю вас дополнить этот список типичных покупателей).
После такого просеивания остаются «абсолютные ошибки отдела планирования и закупок» - книги, которые никому не нужны даже даром. Магазины анализируют особенности книг, провалившихся так низко, чтобы уменьшить их долю в будущем. Но если зайти в любой книжный магазин, то легко обнаружить, что успехов в этом у них мало: нужных книг нет, а все полки заняты «не тем». Результат очевиден - люди чаще стараются найти книгу в интернете.
На этой неделе у меня есть планы поделиться мыслями о тенденциях в образовании. Позитивного будет мало, готовьтесь.
Хорошей недели!
23 нояб. 2008 г.
Очень уценённые книги
Темы:
маркетинг,
психология
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Понравилась заметка? Подпишитесь на
RSS-feed или email-рассылку.
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Хотелось бы расширить круг книг и покупателей.
ОтветитьУдалитьНекоторые люди ищут на таких распродажах действительно что-нибудь стоящее, но неожиданное. Что-то типа возможности испытать удачу, отыскав в куче списанных книг попавшую туда незаслуженно.:)