Добрый день.
Кончается очередной учебный год, школьники интенсивно готовятся к ЕГЭ, а преподаватели многих ВУЗов с ужасом ожидают нового набора. Неужели новые выпускники будут ещё слабее прошлогодних?.. Сегодня мы рассмотрим ещё одну статью о современном образовании (расширим коллекцию). Кстати, преподаватели сильных ВУЗов рады, потому что у них серьёзный конкурс, так как ЕГЭ позволяет путёвым школьникам дорваться до лучших университетов. Увы, так везёт не всем, потому что от системы всеобщего среднего образования мы благополучно перешли к всеобщему высшему. Количество выпускников школ сравнялось с количеством мест в ВУЗах, поэтому поступят все. А учиться будут только те, кто этого хочет. Плохо ли это?
Я ничего не понимаю в рекламе, поэтому достаточно давно выбрал блог практика, который интересно пишет, чтобы хоть приблизительно видеть ситуацию. И две недели назад он (Александр Филюрин) как раз написал о своём опыте преподавания на пятом курсе одного ВУЗа. На мой взгляд, весьма содержательно. Ниже идут цитаты из статьи.
«Нам есть чем гордиться, страна незаметно для себя перешла к всеобщему высшему образованию! Бесчисленные «гуманитарные» вузы с метастазами филиалов отчаянно борются за деньги абитуриентов.
Разумеется, ни о каком конкурсе при поступлении и речи быть не может. На платные места принимают всех, у кого есть чем заплатить. И, приняв, тащат уже до конца, до диплома, несмотря на сопротивление. Знакомая, преподающая историю, жаловалась, что в их институт на факультет менеджмента приняли мальчика из далекой Средней Азии, который совсем, абсолютно не говорит по-русски. [сокращено] Прошел семестр, принять экзамен у мальчика невозможно, он ведь по-русски не понимает, а отчислять начальство запрещает.»
Далее переходим от массовости образования к его качеству:
«Теперь в России, как и в Америке, студенты ежегодно платят за обучение. Всё как у людей. Но, в отличие от Америки, у нас не сложилась система «покупки» выпускников вузов. Высшая школа не имеет независимой внешней оценки со стороны главного потребителя ее продукта — работодателя. И во многом поэтому вся система быстро деградировала, превратившись в заурядную торговлю дипломами государственного образца. То, что сделка закрывается в течение пяти лет, не меняет ее сути. Заботливые родители аккуратно платят деньги за своих чад, оборотистые ректоры бодро штампуют дипломы, «дипломированные специалисты» дружными рядами выходят на рынок труда, где на них с брезгливым удивлением смотрят эйчары (менеджеры по персоналу, кадровики) коммерческих и государственных организаций.»
Следующий вопрос раскрывает важную часть качества образования - перечень изучаемых вопросов. Чему надо учить?
«Какими навыками должен обладать рекламный менеджер, чтобы быть востребованным на рынке труда? Сразу скажу, этот человек совсем не обязан быть продвинутым креативщиком, но он должен знать понемногу обо всем в рекламе, простые задачи должен уметь решать самостоятельно, а для сложных — нанимать квалифицированных исполнителей. [сокращено] Разумеется, он должен понимать технологию его производства, научиться выстраивать отношения с творческими работниками и уметь объяснить неспециалисту — клиенту или своему начальнику — почему разумнее принять то или иное решение.
Итак, попытаюсь составить список навыков, которыми должен обладать рядовой рекламный менеджер (так и хочется сказать «рядовой рекламной службы»):
1. Знать в целом теорию маркетинга и уметь употреблять весь набор маркетинговых и рекламных терминов: целевая группа, УТП, 4P, GRP, CPP, CPT и так далее и тому подобное. Достигается прочтением Котлера и еще пары-тройки книжек.
2. Уметь разработать план и бюджет стандартной рекламной кампании для B2B и B2C рынка.
3. Уметь сформировать медиаплан.
[всего 18 пунктов]»
Ну а теперь смотрим на то, что могут студенты после четырёх лет обучения:
«Набор навыков, перечисленный в предыдущем разделе, всегда казался мне самоочевидным и, впервые получив группу пятикурсников, я собирался лишь повторить с ними давно известный материал. Одним из домашних заданий было заполнение брифа по предоставленному шаблону, продукт можно было выбрать самостоятельно. Половина студентов, как обычно, домашнее задания не выполнила, а те, кто выполнил, продемонстрировали весьма смутное понимание задачи. Каково же было мое удивление, когда я узнал от них, что за предыдущие четыре года обучения они заполняли бриф от силы раза два! Да, это именно так, к пятому курсу они не умели делать эту абсолютно рутинную и обязательную для рекламного менеджера процедуру. [сокращено] В общем, я был возмущен до глубины души и затребовал на кафедре типовую программу курса Разработка и технология производства рекламного продукта.
Все оказалось очень просто. В этом курсе нет ни слова про бриф.»
И про остальную грамотность:
«Про бриф я рассказал здесь только для примера. Дальнейшая работа со студентами показала, что к пятому курсу они не владеют и третью обязательных навыков из приведенного мною списка. Не умеют составлять сметы, не представляют, как делается ролик, не знают, как презентовать эскизы и еще множество НЕ, НЕ и НЕ. В конце концов, они не умеют грамотно писать. Спрашивается, чему их учили четыре года и что это за программы обучения, игнорирующие базовые навыки?!
Чтобы на пятом курсе студентка не писала «фае кинотеатра», поставьте в программу курс практического русского языка и научите ее писать и проверять написанное. Поставьте диктанты по русскому языку на каждый семестр. Вы ведь рекламистов обучаете и пиарщиков? Значит, учите писать!»
И последнее - про преподавателей:
«Как уже говорилось, рекламное образование в России появилось стараниями преподавателей вузов, далеких от рекламной практики. По сути дела первые преподаватели рекламы являлись начетниками. Они изучали переведенные книги или сами переводили англоязычную литературу, по этим книгам преподавали, а самые плодовитые еще и свои учебники выпускали. В этом нет ничего зазорного, начинать с сугубого начетничества — это естественный путь для любой образовательной отрасли, появившейся на пустом месте.
Заметка на полях.
Начетник — Начетчик, схоласт, талмудист. Человек, много читающий, но знакомый со всем поверхностно, механически и некритически усваивающий прочитанное.
[сокращено]
В то же время, среди преподавателей других вузов я вижу уже второе поколение начетников. Они выучились у первых начетников и теперь беспомощно обучают тому, о чем сами имеют весьма смутное представление.»
На мой взгляд, в этой очень короткой статье автор не только чётко указал на важные проблемы современного образования, не только поделился своими соображениями по их решению, но и рассказал о первых результатах. Я думаю, данную статью можно рекомендовать как людям, собирающимся получать образование для работы в рекламе, так и любому выпускнику школы.
Хорошего вам дня!
28 апр. 2010 г.
О всеобщем высшем образовании
Темы:
маркетинг,
образование
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Понравилась заметка? Подпишитесь на
RSS-feed или email-рассылку.
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:
Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.
С уважением,
Илья Весенний
Да нету зачем об этом всем говорить. Все видно и так!
ОтветитьУдалитьНичего кругом нет, ни-че-го
Говорить надо, чтобы хоть что-то появилось. Обозначить прблему - большая часть решения.
ОтветитьУдалитьмоё образовани 1)бесплатное
ОтветитьУдалить2)техническое
у нас проблемы другие явно)
на технических специальностях проблем еще больше...
ОтветитьУдалитьПроблема, как всегда, в людях. В студентах, которые не желают учиться, а получают корочки. В преподавателях, которые ставят оценки, не соответствующие знаниям.
ОтветитьУдалитьЧто вы хотели сказать этим? Что образование в России и СНГ сгнило? да это и так ясно. Я считаю что причина в том что большинству наплевать на качество образования, преподаватели получают зарплату и бесплатную рабочую силу в виде студентов(в безплатных ВУЗ'ах), студенты получают корочки и все участники образовательного процесса довольны.
ОтветитьУдалитьПроблема правильно обозначена - ребята учаться не совсем понимая зачем.
ОтветитьУдалитьВ моем случаи, я понимаю зачем я учусь, но преподаватели очень часто дают материал, который устарел уже в 80х-90х годах, или если материал свежий, большая его часть надергана из сайтов, находящихся на первых стройках поисковых систем.
ОтветитьУдалитьОщущение, что сегодняшняя система образования борется за выживание, и почти каждый ее участник стремится сохранить все как есть. И что все реформы, меняющие скорее форму, а не содержание, направлены именно на сохранение и усугубление того, что есть.
ОтветитьУдалитьВозможно, не хватает здравого шапкозакидательства со стороны рядовых преподавателей и студентов.
> Кстати, преподаватели сильных ВУЗов рады, потому что у них серьёзный конкурс...
ОтветитьУдалитьИ правильно, что рады. Сейчас идут в институты дети начала девяностых. Какая тогда рождаемость была? Вот-вот! Так что то, что хоть где-то конкурс есть уже хорошо.
> Бесчисленные «гуманитарные» вузы с метастазами филиалов отчаянно борются за деньги абитуриентов. Разумеется, ни о каком конкурсе при поступлении и речи быть не может. На платные места принимают всех, у кого есть чем заплатить
То что «гуманитарные» в кавычках - это очень точно подмечено. Как известно у нас «гуманитарным складом ума обычно называют отсутствие математического».
Я сам обучался в техническом ВУЗе. Впрочем, в наш год с конкурсом проблем не было. У нас были на специальности коммерческие места. Большинство из них, кто и не думал учиться, благополучно вылетело на первой-второй сессии. Зато одного из успешно обучающихся «платников» немного позже перевели на бесплатное обучение.
> но преподаватели очень часто дают материал, который устарел уже в 80х-90х годахЧасто встречаю такие высказывания по отношению к преподавания программирования. На вроде: «На первом курсе нас обучали писать на Бэйсике(Паскале/Си). Кому он сейчас нужен?!»
На самом деле эти языки очень даже хороши для освоения базовых алгоритмов. Именно такая база необходима для программиста. Потом, на старших курсах, конечно, не плохо ознакомиться с современными технологиями, средами разработками, фреймворками и т.п. Но в общем-то, если у вас будет хороший фундамент, то любую новую среду и язык вы сможете освоить и сами.
А вот если вам не дадут базовых знаний, не научат строить алгоритмы, а только натаскают в нескольких средах решать типовые задачи, то лучшее, что из вас выйдет - это «стандартный программист» (http://habrahabr.ru/blogs/development/92303/).
Думаю и для других специальностей ситуация не сильно другая.
P.S. Кстати на первом курсе мы изучали алгоритмы не только на основе базе Паскаля, но и на машинах Тьюринга и Поста, что имеет ещё меньше практического выхода, но для развития алгоритмического мышления просто замечательно.
Изредка можно встретить нечто подобное и в игровой форме: http://gamin.ru/2010/04/13/manufactoria
> курсе нас обучали писать на Бэйсике(Паскале/Си). Кому он сейчас нужен?!»
ОтветитьУдалитьНа самом деле эти языки очень даже хороши для освоения базовых алгоритмов. Именно такая база необходима для программиста. Потом, на старших курсах, конечно, не плохо ознакомиться с современными технологиями, средами разработками, фреймворками и т.п. Но в общем-то, если у вас будет хороший фундамент, то любую новую среду и язык вы сможете освоить и сами.
К третьему курсу студент-программист должен знать азы своей профессии, чтобы писать диплом, а не "покупать"/"лажать" его, ведь правда? Для этого он должен знать основные языки (русский, C/C++ и языки своей предметной области --- в совершенстве; английский, Lisp и Prolog/Datalog --- хотя бы иметь представление), и он должен уже получить курс технологии программирования (семестра четыре минимум). Этого нет даже близко. Знание Бэйсика/Паскаля ему не поможет никак, тем более что языки эти появились не от хорошей жизни и в современных условиях никаких "педагогических" преимуществ не имеют.
Автору процитированной статьи прежде, чем критиковать студентов за безграмотность, следовало бы разобраться с тем, кто такие талмудисты и кто такие схоласты. Для специалиста по рекламе понимать значения используемых слов иногда бывает полезно :)
ОтветитьУдалитьПоверхностная статья.
ОтветитьУдалитьПроблемы и так видны, обсуждали их уже все, кому не лень.
А делать что? Вот тут у автора список идей, которые он сам воплотит не может, и никто другой этого делать тоже не будет.
В общем, ещё один крик работодателя "о наболевшем".
Ну да, как-то так (с).
ОтветитьУдалитьЯ считаю приведенную Вами статью "правильной и нужной" - то, что проблемы "уже всем видны" еще не означает, что "все" (интересно, а кто эти все, которые всегда все знают лучше любого автора? И почему они сами ничего не пишут?) могу четко сформулировать, в чем именно проблема заключается.
Статья Филюрина интересна именно определенностью. "Система образования развалена" - это не утверждение, а треп. Здесь же - демонстрация, какая проблема существует - что "высшее" образование не является профессиональным.
Лично мне же больше интересна реакция комментаторов. Поразительно, как красиво они иллюстрируют ту самую проблему, которую отрицают - поверхностное, эмоционально-оценочное суждение вместо анализа текста говорит о, в первую очередь, непрофессиональном подходе.
И - да, это абсолютно обычная, нормальная интернет-реакция - иллюстрация обесценивания гуманитарных навыков.
backstreetjoy, спасибо, что так коротко и ясно сформулировали ответ комментаторам, уставшим от "однотипных" и "поверхностных" статей о важном.
ОтветитьУдалитьВ последние 3-4 года в своем институте я наблюдаю интересную тенденцию - год от года абитуриенты все глупее и глупее, их знания после школы практически равны нулю, лишь очень немногие поступают сюда действительно учиться. Но самым большим потрясением был для меня набор 2010 года - у меня нет слов, это просто ужасно. Такое ощущение, что все девушки первокурсницы это (прошу прощения) ш..хи-а.коголички, они даже не знают, что такое книга!!! И на фоне всего этого приходится жить, чувствуешь себя просто каким-то чудом невымершим динозавром, честное слово
ОтветитьУдалить