28 авг. 2008 г.

Оптимизируем

В прошлой заметке была сформулирована оптимизационная проблема: надо выбрать как можно меньше гирек, чтобы иметь возможность отвесить любое целое количество килограммов от 1 до 40.

Ясно, что если взять гири 1, 2, 4, 8, 16 и 32 килограмма, то можно работать с любым весом от 1 до 63 килограммов. Но можно ли обойтись меньшим количеством гирек?

Как мы уже разбирали, надо смотреть на количество информации. Гирька может иметь одно из трёх состояний: на одной чаше весов, на другой чаше, стоит на столе. А передать нам надо число от 1 до 40.

Двумя гирьками можно закодировать 3х3=9 состояний, тремя - 3х3х3=27 состояний, четырьмя - 3х3х3х3=81 состояние. Другими словами, меньше четырёх гирек точно не хватит. Но можно ли справиться четырьмя?

Надо подумать. И сделаем мы это в следующей заметке :)

А новым подписчикам я напомню, что интересного было в июне:



Хороших выходных!

25 авг. 2008 г.

Ещё одно взвешивание

У меня продолжается отпуск, но это не мешает нам сейчас решить ещё одну задачку о взвешиваниях :)

Но сначала ответы на некоторые словесные задачки из прошлой заметки: «капр», «ошка» и «аска» (это в задаче, где есть два ответа). Остальные ответы потом.

А сейчас новая задачка:


буб \
ку - . . .
зяб /



Пока временно отойдём от игр со словами, а вернёмся к взвешиваниям.

Итак, есть чашечные весы, а необходимо с помощью нескольких гирек и этих весов отмерять целое число килограммов от 1 до 40. Какого наименьшего числа гирек для этого заведомо хватит? Решение будет в следующей заметке.

Пожалуйста, не пишите ответ в комментариях, но подсказывайте тем, кто не понял, в чём фишка этой задачи.

Для новых подписчиков блога напомню, что интересного было в мае:

Хорошей недели!

21 авг. 2008 г.

Другие игры со словами

Поздравляю всех, одолевших все пять задачек из прошлой заметки. Предлагаю часть ответов: «том», «око», «порт». И пожелаю удачи в решении оставшихся двух тем, кто ещё не освоился с этим жанром :)

Если тип задач понравился, то вот ещё несколько:
сса(....)р,

ра(.....)ка,

про(....)о
.

А теперь покажу тип задач, которые называют «общее начало» и «общее окончание». Как обычно, проще всего разобрать простой пример:

/ кет
. . - лач
\ ра



Такая запись означает, что надо найти две буквы (потому что там две точки), чтобы (..)кет, (..)лач и (..)ра были словами.

Ответ на эту задачки приведён в последней строке этой заметки, но предлагаю подумать, прежде чем его смотреть.

Игры со словами не только улучшают общую грамотность, но и очень позитивно действуют на всю голову, поэтому такие задачки очень полезно и интересно решать вместе с ребёнком.

Предлагаю ещё несколько аналогичных заданий:


. . . . - из
\ он

м \
к - . . . .
окр /

(кстати, эта задачка имеет два разные решения,
интересно их оба найти)

/ ец
. . . - ь
\ тора



Как я предупреждал, у меня продолжается отдых. А вам я желаю хороших выходных!

Обещанный ответ: «па».

18 авг. 2008 г.

Игры со словами

Прежде всего, публикую ответы прошлого конкурса. Поздравляю всех, кто справился позже победителя! Потому что это было не очень легко. И обещаю всем, что подобные конкурсы мы ещё будем проводить.

Во-вторых, хочу показать новый тип задачек. Проще всего рассказать о них на конкретном примере. Формулируются они так: му(....)ерть. А надо так заменить точки буквами (четыре точки - четыре буквы), чтобы му(....) было словом, (....)ерть было словом и само (....) тоже было словом.

Сразу уточню, что традиционно в таких играх словом считают то, что пишется с маленькой буквы (не имя собственное) и есть в словаре Ожегова :)

Полагаю, вы уже догадались, какое решение у этой словесной задачки. Но если нет, то можете посмотреть в самом низу - последней строчкой этой заметки будет ответ.

А теперь я предлагаю потренироваться ещё на нескольких задачках:

фан(...)ат

мол(...)вы

пас(....)рет

ки(....)дь

сту(....)ги


Сейчас я, скорее всего, интенсивно отдыхаю :) Вокруг только близкие люди. И никакого интернета. И вам тоже желаю только хорошего! Удачной недели!

Обещанный ответ: скат-скатерть-мускат

13 авг. 2008 г.

Есть победитель!

Почти сутки держались задачки вчерашнего конкурса. Участники присылали свои решения, но никто не мог справиться со всеми задачами сразу. Благо, упорство есть у всех, никто не отчаялся, все продолжали стараться :)

И вот сегодня я получил письмо с полным решением от Алекса из Запорожья. Ему 23 года, учился в ЗИЭИТ (Запорожском институте экономики и информационных технологий), сейчас работает программистом. Чтобы улучшить свои результаты в Google Code Jam, он решил уделить больше внимания логическим задачам. Поэтому, увидев конкурсные задачки, попробовал поучаствовать. Оказалось, что даже не имея большого опыта решения задач на разрезание, можно всех обогнать. Это упорство должно быть вознаграждено!

Алекс заслуженно получает приз от команды VerseQ - клавиатурный тренажёр (регистрационный код отправлен письмом). Удачи!

На следующей неделе будут опубликованы ответы к этому конкурсу, а пока предлагаю всем добить эти задачи (ведь многие были очень близки к победе).

А у меня начинается отпуск. Я уезжаю далеко от компьютеров и интернета :) Поэтому ближайшие недели будут только редкие заметки, которые я сформировал заранее. До скорой встречи!

12 авг. 2008 г.

Конкурс!

Как и договаривались, сегодня мы разыгрываем полезный приз от команды VerseQ - это клавиатурный тренажёр, обучающий набирать текст слепым десятипальцевым методом.

Не будем долго тянуть - вот три задачи:



Текстовая задача предполагает текстовый ответ, а разрезания удобнее всего показывать в графическом виде. Посмотрите ответы к прошлому конкурсу, чтобы увидеть, как лучше оформлять решение задач на разрезание. Проще всего поступить так: скачайте файл с условием и нарисуйте в нём свои решения.

Сегодня мы добавили новый тип задач - разрезание на четыре одинаковые части. Подобную задачу мы уже рассматривали, поэтому всё должно быть легко.

Первый, приславший решения этих задач на адрес mytribune AT yandex.ru, получает ключ от программы VerseQ. Задачи опубликованы в 14 часов по московскому времени, поэтому торопитесь.

Удачи!
---
Если ещё не видели фильм Плутовство (его ещё иногда называют «Хвост виляет собакой»), то посмотрите. Очень рекомендую!

11 авг. 2008 г.

Как учить читать

Учить читать по слогамСегодня мы разберём недавнюю задачку о взвешиваниях и поймём, как нельзя учить ребёнка читать. Кроме того, вспомним, как бесплатно получить качественный тренажёр слепого набора.

Итак, разберёмся с задачкой о взвешиваниях. Судя по комментариям, многие поняли, в чём ловушка. В самом деле, видя число 8, хочется начать делить пополам (как и в задачке о шариках). И что получается? Получается, что первым взвешиванием мы кладём четыре монеты на одну чашу весов, а четыре - на другую. Фальшивая монета окажется в более тяжёлой чаше. Во второе взвешивание делим кучку из четырёх монет пополам - какая пара монет тяжелее, та и содержит фальшивую монетку. И, проведя последнее взвешивание, из двух монет выбираем искомую. Значит, трёх взвешиваний заведомо хватает.

Но можно ли меньше? Мы же не журналисты и не политики, чтобы считать что-то истинным только за то, что мы это придумали. Как правильно сказал Sophist в комментариях к задачке, нужно смотреть на объём информации, который даёт одно взвешивание, и объём информации, который нужно выяснить. Оказывается, одно взвешивание даёт «бит с тремя состояниям» (меньше, больше или равно), а получить надо одно из восьми состояний (номер фальшивой монеты) - это выразимо двумя такими битами. Более того, как верно заметили BAleks и Aamonster, двух таких бит хватит и для девяти монет. Это означает, что теоретический минимум - два взвешивания. Мы умеем справиться с задачей за три взвешивания. И мы знаем, что меньше двух точно мало. Попробуем тогда решить задачу за два приёма.

На каждую чашу весов положим по три монеты, отложив ещё две в сторону. Если весы покажут, что вес в чашах одинаковый, значит фальшивая монета среди отложенных. А иначе - в той чаше, которая тяжелее. Таким образом, всего за одно взвешивание мы уменьшаем количество «подозреваемых» в три раза. Аналогично, вторым взвешиванием можно выбрать из трёх или двух монет одну. Что нам и было нужно. Этот тип задач хорош тем, что тренирует чёткость и скорость мысли. Единственное, что надо помнить - бывают задачи, в которых теоретическим минимум недостижим.

Теперь про чтение. Раньше детей читать учили живые люди, показывали им слоги, писали вместе с детьми «ма-ма», «па-па», «ме-ди-а-на» и «ус-ко-ри-тель» :) И, естественно, это прекрасно работало. Теперь же мы «такие занятые», что эти базовые вещи доверяем телевизору и компьютеру. Но в телевизоре давно уже нет профессионалов, а компьютерные программы пишут программисты, а не детские педагоги (конечно, и на телевидении иногда бывают мастера, но их очень редко пускают делать детские передачи, поэтому часто видишь что-то бездушное и формальное).

Поэтому со всех сторон на ребёнка сыплются разные ценные знания - например, что буква «Л» произносится как «ЭЛЬ» (это скажут и компьютер, и телевизор). И как быть бедной девочке Лене? Её имя читается, оказывается, «ЭЛЬ-ЙЕ-ЭН-А». А имя её друга в садике - «ША-У-ЭР-И-КА». Как ей это понять?

Товарищи, названия букв человеку не нужны! Потом когда-нибудь в школе ребёнка зачем-то заставят выучить эти названия. Это понять трудно, но можно - чтобы все называли буквы единообразно. Но зачем это маленькому ребёнку? Одного того, что технические средства позволяют произносить буковку, на которую ребёнок навёл мышь, мало, чтобы так дико этим пользоваться. Бедная девочка не знает, кому верить. Ей со всех сторон твердят названия букв, а не учат читать. Начинать учиться удивительному человеческому навыку - чтению - надо с того, что пригодится, а не с набора бесполезных констант, которые только путают. Нельзя подходить к этому формально, ведь мы не хотим, чтобы ребёнок считал нас странными и противоречащими себе людьми.

Напоминаю, что завтра (во вторник 12 августа) в 14 часов по Москве будет проведён конкурс с полезным призом. Для желающих научиться быстро печатать приготовлен клавиатурный тренажёр VerseQ, обучающий набирать аккордами. Программа адаптируется под тренирующегося, давая ему задания, соответствующие его особенностям (сочетаниям букв, которые особенно трудно даются). И это позволяет быстро повышать скорость печати, полностью пропуская нудные однообразные упражнения.

Приходите завтра на блог в 14 часов по Москве - будет интересно!

10 авг. 2008 г.

Недосредний класс

-Блин, случилось страшное!
-Что такое?
-Я всё больше хочу ноутбук.
-Я тоже.
-Да тебе можно хотеть, а у меня деньги есть.
(с) bash
Или мне с жизненным опытом не везёт, или это мода становится всё массовее. С одной стороны, эти люди говорят: «Вот жизнь! Совсем денег нет!» Но эти же люди имеют телевизор с диагональю больше метра, музыкальную систему с пятью огромными колонками, смартфон, КПК, ноутбук, mp3-плеер, электронный переводчик, диктофон, GPS-навигатор и ещё кучу электроники, с которой стирают пыль, только если кто-то приходит в гости. И это всё куплено в кредит, поэтому и «денег нет!» - всё уходит на погашение.

В какой момент мы поверили, что если много тратить, то станем богаче? Ладно, это риторический вопрос, это скорее зависит от воспитания и окружающих людей. В самом деле, для кого-то фраза «весь мир живёт в кредит» является достаточной, а для кого-то она похожа на столь же истинную «весь мир курит, пьёт, нюхает и колется». Кто-то хочет атрибуты жизни среднего класса, становясь временно классом недосредним, а кто-то хочет выше. Если что-то массово, то это не значит, что всем этим надо заниматься - «миллиарды мух не могут ошибаться, в дерьме что-то есть».

Но как начать жить нормально? Я видел людей, которые шли на дорогие тренинги, чтобы перестать бездарно просаживать свои нынешние и будущие деньги. И некоторым это помогает. Как я понимаю, сказывается тот факт, что за знания о том, что надо тратить меньше на ерунду, заплачена большая сумма, поэтому человек этим знанием пользуется. Но это помогает далеко не всем. Если же мы говорим про семью, в которой на финансовые вопросы могут быть очень разные взгляды, то становится ещё сложнее.

Решить проблему можно двумя способами: решить её самому или подсмотреть решение у того, кто уже справился. Макс Крайнов, активно продвигающий «метод четырёх конвертов», потому что этот подход работает, завёл блог MoneyPlan. Сейчас я вижу, что on-line сервис Четыре Конверта доведён до такого уровня, что им надо начинать пользоваться уже вчера, поэтому и рекомендую. Плюс сервиса в том, что его делал не абстрактный теоретик, а человек, который живёт в этом мире, видя все его проблемы. Поэтому система получилась идеальной для того, кто планирует жить долгую и счастливую жизнь. В Четырёх Конвертах легко зарегистрироваться и начать работать, а времени она каждый день отнимет меньше, чем чистка зубов. А ведь финансовое спокойствие столь же важно, как победа над кариесом.

И именно для людей, который волнуют проблемы личностного и жизненного роста создана новая социальная сеть Сможем.ру. Возможно, вас тоже интересует обсуждение бизнеса и проблем мотивации, инвестиции и фондового рынка, психологии и соционики, тайм-менеджмента и личной эффективности. Если так, то подробности написаны на странице об открытии сети.

И об образовании - текст старый (более полугода прошло), но актуальный: Хороший урожай столетних деревьев объясняют мудростью назначенного год назад начальника, приказавшего их срубить. Очень коротко, очень ёмко. И очень рекомендую прочитать.

---
Этот блог не о политике, поэтому, как бы не были сильны эмоции, мы сдержимся. Потому что мы хорошо понимаем, что если мы играем по правилам, а наш соперник пользуется правилами лишь иногда (когда это ему выгодно), то он в заведомо более выгодной ситуации. И нам надо быть самыми внимательными и сосредоточенными, чтобы свести его преимущество к минимуму. Даже если видно, что очень многое идёт очень плохо, необходимо находить лучшее решение в каждый миг. И я восхищаюсь людьми, которые с холодной головой стараются выбирать наилучшее действие даже в таком диком раскладе. Пусть у них хватит сил, знаний, умений и опыта.

8 авг. 2008 г.

Полгода блогу - юбилей 08.08.08

Сегодня три темы: юбилей блога, новый конкурс и пятничный юмор.

Вот и исполнилось «Привычке не думать» 6 месяцев:
  • 100 заметок написано, приобретён опыт - возникло понимание, куда двигаться,
  • сотни комментариев получены - много интересных позитивных мыслей,
  • 300 подписчиков (вышло ровно так, как и планировал: +50 читателей каждый месяц). Читатели - это самое главное! Многогранные люди, интересные идеи.
  • мы вошли в первые пять тысяч блогов по версии Яндекса и в первые триста тысяч по версии Technorati - мелочь, а приятно,
  • максимальная посещаемость блога - 1829 человек в сутки (это тся/ться тренажёр удачно попал на Хабр и Dirty), а средняя - уверенно больше сотни. Будем дальше расти.
Эта заметка - фотография события, слепок сегодняшнего момента для истории. Ещё через полгода будет «настоящий» юбилей. Пока же я напомню новым читателям, что три месяца назад была предпринята попытка собрать коллекцию самых удачных заметок блога, надеюсь, вам она будет интересна. Напишите, пожалуйста, что из последних материалов Вы лично включили бы «Лучшие заметки второго квартала», это было бы очень интересно. Спасибо вам за поддержку, благодаря вам блог дышит и развивается!

Неожиданно удивил сегодня Гугл - уже часов 10 не отображается главная страница блога (пишет «Internal Server Error»), хотя остальные страницы доступны. Судя по сообщениям на форумах, такая проблема есть у многих (видимо, Матрица Гугл что-то меняет), поэтому пока ждём восстановления работоспособности. Не пугайтесь этой ошибки, а пользуйтесь RSS или ссылкой на сегодняшнее сообщение - с него можно попасть куда угодно из календаря в правом столбце.

И хорошая новость: на следующей неделе у нас будет очередной конкурс с полезным призом. На этот раз всем желающим развивать себя предоставляется возможность выиграть клавиатурный тренажёр VerseQ. Напомню, что недавно уже был подобный конкурс, поэтому есть, где посмотреть стиль задач. Но обещаю, что будут новые интересные жанры, так что готовьтесь к решению задачек в 14.00 по Москве 12 августа.

И возродим традицию весёлых пятничных постов, процитировав здесь высказывание одного из посетителей форума о кино. Когда зашёл разговор о бездуховности голливудских фильмов, был предложен следующий сюжет:

Джейсон сидел в воронке из-под русской ракеты, большинство его сослуживцев, с которыми он был в одном взводе, погибло от русских пуль, либо сдались в плен... или... они покончили с собой. Джейсон уже сам подумывал о суициде последние шесть часов. Эти чудовищные звуки просто сводили его с ума.

Как их правительство могло упустить, что у русских есть такое сильное оружие?! Эти звуки... они просто выворачивали ему мозги, мысли путались, приходил древний животный страх. Черт! Вот опять начинается!

Над полем высоко в небе на огромном атмосферно-космическом корабле возник голографический экран. На экране какое-то странное существо на двух лапках что-то кричало на русском языке... «Лошаааааааадкааааа!» «Медвежоооооноооок!»

Джейсон больше не мог терпеть, он бросил свою М-18 и кинулся к оборонительному передвижному дзоту русских! «Ну давайте, русские свиньи, убейте меня! Убейте меня поскорее, я больше не могу!» Джей рыдал и колотил по бронированной двери дзота - «убейте меня, прошу!»

- И что им так этот мультик не нравится? - поинтересовался Петруха.
- Пиндосы! Что с них взять? - Ответил Илья Сергеевич, наш взводный.
- И куда этого деть? Камеры и так переполнены!
- Давай в сорок седьмую, там еще место осталось. Да, и это, включи им там Чебурашку на голопроэкторе, чтоб не скучно было. Что мы, звери какие, что ли?

Хороших выходных! Удачи!

7 авг. 2008 г.

Логика - это не искусство убеждать

Начну с того, что укажу неверный ответ на вчерашнюю задачку о взвешиваниях. Дело в том, что традиционные мысли, возникающие при такой постановке, обычно наталкивают на неверный ответ (он виден по данной ссылке - не пишу ответ в явном виде, чтобы не портить удовольствие от решения тем, кто пока не хочет глядеть на подсказки). И этот эффект очень похож на уже описанное явление - розовые очки при виде наукоподобного рассуждения.

Правильное решение пока не рассказываю, потому что знание неправильного ответа может быть достаточным фактором, чтобы дойти до решения самостоятельно :)

А теперь о причинах вчерашней заметки о необходимости троек в школе. На днях я участвовал в собеседовании школьников, что всегда даёт новую информацию о текущем состоянии нашего образования. Это собеседование не обязательное, чтобы на него попасть, надо сделать специальные усилия, поэтому там почти нет «случайных детей» (я про то, что это одни из сильнейших ребят в своих школах). Ничего особенно нового не произошло:

1. Как обычно, с каждым годом падает геометрическая культура (родители, дома на видном месте должны стаять книжки Перельмана и Гарднера! это даст ребёнку шанс проявить интерес к математике). У учителей сейчас почти нет времени на геометрию (надо к ЕГЭ готовить), поэтому стоит добывать эти знания самостоятельно, ведь мозг, проникнувшийся в раннем возрасте геометрическим пониманием, потом сможет освоить почти что угодно.

2. Сильные ребята всё больше волнуются: совсем разучились контролировать эмоции - очень переживают из-за рядового собеседования, цепенеют от элементарных вопросов (приходится очень долго с ними говорить, чтобы они перестали нервничать и начали показывать свой настоящий уровень). Надо получать опыт неправильных ответов, привыкать делать ошибки, чтобы не бояться их.

3. А слабые школьники наоборот - проявляют спокойствие спящих тапочек (а чего им волноваться - они привыкли к неприятностям), но только решить ничего не могут. Более того, они показывают удивительную наивность, повторяя своё неправильное решение несколько раз (постепенно увеличивая громкость ответа).

Тонкость в том, что многие уже не могут отличить правильное решение от неправильного - вроде бы что-то быстро-быстро говорили, произносили слова «следовательно», «потому что», «из-за чего», писали всякие формулки на бумажке, а злодей-экзаменатор говорит «где доказательство?» И проблема не в том, что их не старались понять (как раз наоборот!), а в том, что у них вообще отсутствует внятное предствление о логике. Они считают её чем-то магическим - если слова в правильном порядке поставить, то заклинание сработает, но понять смысл этих слов никому не под силу, нечего и пытаться.

В письменных работах аналогичная каша: если в задаче надо доказать, что четырёхугольник является квадратом, то в типичной тетради написано: «Предположим, что ABCD - квадрат, тогда AB=BC=CD=DA, все углы по 90 градусов, из чего следует... бла-бла-бла (2-3 страницы мусора, состоящего из переписывания очевидного)... бла-бла-бла... следовательно ABCD - квадрат, что и требовалось доказать». По формальным признакам (наукоподобный текст, разбиение на пункты, оформление условие-дано-решение-ЧТД) - это доказательство. Но мы ведь его читаем, а не проглядываем, поэтому не можем зачесть. А дети возмущены: «Я всё решил, а мне поставили 4 балла из 30 возможных!» Увы, очень многие не знают, что такое доказательство, искренне считая, что их тетради неправильно проверили.

И мне кажется, большую роль здесь играет телевидение - что-то очень странное называется логичным во всех этих «шоу», где одни убеждают других, приводя какие-то нелепые аргументы, где принято «ловить» оппонента, выдернув его фразу из контекста, где принято задавать вопрос, а потом не позволять на него ответить, постоянно перебивая... Если ребёнок в этом безобразии растёт, то неудивительно, что он не понимает, где логика, а где «кто громче скажет». Кстати, дикая манера ведущих разных передач говорить «рост рынка на этой неделе составил следующую цифру - ...» привела к тому, что многие дети не знают, чем цифры отличаются от чисел (это не шутка! ребята в десятом классе путают эти два понятия, равно как и простые числа с натуральными). Казалось бы, мелочь, но когда таких мелочей накапливается много, то возникает культурный барьер, который очень тяжко преодолевать.

Есть, конечно, путёвые ребята, поэтому позитивные впечатления от таких мероприятий остаются. И чтобы их было больше (хороших впечатлений и смышлёных ребят), стоит вкладываться в развитие правильных представлений о логике и научной деятельности.

Да, если ещё не видели экзистенциальную комедию «Взломщики сердец» (I Heart Huckabees), то рекомендую обратить на неё внимание - она является очередным подтверждением того, что Дастин Хоффман где попало не снимается.

6 авг. 2008 г.

Крепче станем

Если вас наказали ни за что, то радуйтесь!
Ведь вы ни в чём не виноваты :)
(с) народная мудрость


Чашечные весы
В последнем абзаце этой заметки будет предложена задачка о взвешиваниях. А сейчас предлагаю ответ на вопрос о нужности плохих оценок в школьных дневниках.

Если ребёнку за первый год обучения в школе не поставили оценку ниже четвёрки, то, скорее всего, если он когда-то заслужит тройку или двойку, учителю будет крайне трудно её поставить. Я видел, как вполне взрослые школьники начинали плакать, не понимая, что происходит - они просто не ожидают, что такое может случиться. Мы сегодня не касаемся проблемы справедливого выставления оценок, поскольку это невозможно. В самом деле, троечники из крепкого физико-математического колледжа - это те же отличники из средней школы (обратное не верно). А говорим о правильном отношении к своим и чужим неприятностям.

Пока ребёнок маленький, он может научиться чему-то, сделав маленкую ошибку. Чем старше он становится, тем более серьёзную ошибку надо совершить, чтобы освоиться в мире. Если за ребёнка всё решали в течение первых 10 лет его жизни, а потом вдруг отпустили в свободное плавание, то ему будет крайне трудно, но он справится. Если же контролировать все действия до 18 лет (а то и до выпуска из университета!), то, получив долгожданную свободу, человек оказывается в сложнейшей ситуации: огромный выбор и никакого опыта.

Надо делать глупости, надо набивать шишки, надо падать, необходимо иногда иметь иллюзию, что всё понимаешь, обязательно надо копировать действия других, не понимая, а потом из-за этого краснеть. И ещё много всего другого. Если же ребёнка оградить от этого в первые годы (когда последствия ошибок маленькие), то потом
1) он будет бояться ошибиться вообще (потому что раньше не имел провалов),
2) он будет бояться ошибиться слишком болезненно для себя (чем взрослее становишься, тем более серьёзные ошибки можешь делать).

Вот классическая история на эту тему. Один из топ-менеджеров IBM совершил ошибку, которая привела к убытку в размере около десяти миллионов долларов. Осознав, что наделал, он написал заявление об уходе по собственному желанию. Но владелец компании ответил: «Я вложил в твоё обучение 10 миллионов, а ты хочешь уйти?» Пришлось отрабатывать :)

И хорошо, что компания могла себе позволить такое дорогостоящее обучение сотрудника. Но было бы лучше, если бы он допустил аналогичную ошибку на несколько лет раньше (когда имел меньше полномочий) - тогда тот же результат был бы достигнут с меньшими затратами.

Лучше в возрасте 2-5 лет несколько раз споткнуться дома о высокий порог, но потом всю жизнь смотреть под ноги, чем иметь дома идеально ровный пол. Потому что высокие пороги есть в других местах. Надо смотреть внимательно, чтобы дети не покалечились (это все понимают), но нельзя их изолировать от проблем.

Представьте себя менеджером по кадрам. Представили? Теперь представьте перед собой человека 25 лет, который тихо плачет, сидя на стуле. У него вроде бы не произошло никакой трагедии. Просто его не взяли на работу в эту организацию. Для него получение этой работы прямо сейчас не является критичным, потому что деньги от родителей есть. А причина слёз элементарная - он никогда не получал негативной оценки. В детстве его все любили и считали самым лучшим, в школе ставили только пятёрки (золотая медаль), называли надеждой школы, в институте тоже - только пятёрки (красный диплом). И ребёнок многие из этих похвал честно заслужил, усердно стараясь (мы промолчим о том, что на некоторых экзаменах ему хотели влепить четвёрку, но не вышло - парень начинал трястись и плакать, а преподавателю было проще поднять оценку на балл, чем смотреть на этот позор). И привык к иллюзии, что если всё делать правильно, то и оценят высоко.

А теперь, подготовив идеальное резюме, он получает отказ после собеседования. Это вполне нормально, потому что компании виднее, кто в ней лучше будет работать. Но это совершенно ненормально для «тепличного ребёнка» - это первая беда в его жизни. А нормальный ребёнок должен был иметь уже огромный опыт отказов, быть готовым к жизненной несправедливости, смотреть на окружающий мир, весело улыбаясь, потому что он и не такое уже повидал.

А главное, нормальный ребёнок получал неприятности, соответствующие его мощи. В детстве набрал мелких синяков, становясь опытнее с каждой минутой, а теперь готов к серьёзным ударам. А если так, то за него уже можно не беспокоиться.

Теперь обещанная задачка: есть 8 одинаковых монет, одна из которых фальшивая (тяжелее настоящей), есть чашечные весы. Определите наименьшее количество взвешиваний, которого заведомо хватит, чтобы указать на фальшивую монету. Пожалуйста, не пишите решение в комментариях в явном виде. Но напишите, если уверены, что решили правильно :)

5 авг. 2008 г.

Математические задачки

Волк, коза и капустаПрежде всего, показываю ответ к задачке на разрезание, опубликованной в позапрошлой заметке. Заметьте, что формулировка могла быть «разрезать на 3 одинаковых части» или «разрезать на 5 одинаковых частей», что не увеличивает сложности разрезания (но путает/пугает решающего).

Судя по комментариям, интересные математические задачи многим украшают рабочие будни. А раз так, то в этой заметке я напомню о том, что уже было опубликовано в этом блоге за последние 6 месяцев (как быстро время бежит!), полагаю, новым читателям это будет интересно:
1. Знаете ли вы школьную математику? - в статье предлагается простая алгебраическая задача. Оказывается, обмануть себя очень легко даже в элементарной задачке. Наверное, именно по этой причине многие показали формулировку этой задачи своим друзьям (поймался сам - помоги товарищу), в первый же день после публикации на эту страницу пришло более 600 человек (и этот рекорд долго не удавалось побить).
2. Когда высокие технологии мешают? - простая задача о хрупких шариках, надёжно выявляющая олимпиадников. Объяснение этого эффекта приведено в следующей заметке (там же предложена простая лингвистическая задача). Другая логическая задачка - о Кощее учит не опускать руки, а искать варианты.
3. Далее начинается тема автобусных билетиков. Это отдельный жанр, который удобно начинать с трамвайных билетиков, потому что они проще. Дальше я предложил более интересные автобусные билетики - их не так легко решить. И потом были чуть проще, чтобы было легче понять принцип.
4. После этого был разбор интересного парадокса из теории вероятности - парадокса Монти Холла. Это один из тех характерных случаев, когда интуиция нас подводит.
5. И совсем недавно были задачки на разрезание - отдельный жанр, измеряющий и тренирующий интуицию, упорство и память.

Мы и дальше будем иногда вспоминать математические задачки с подвохом. Я планирую периодически показывать новые жанры, но возвраты к старым тоже будут.
Хорошей вам недели!

1 авг. 2008 г.

Солнечное затмение

Вот и начался новый месяц, предстоит масса нового и интересного.

В первый же день произойдёт одно из крайне редких событий (действительно, ближайшие 50 лет ни в России, ни в СНГ такого не повторится) - полное солнечное затмение. В этот раз повезло Западной Сибири - жителям довольно широкой полосы от Ямала до Алтая удастся присутствовать при редком и красивом явлении. Многие из них смогут более двух минут любоваться дивной игрой гигантских небесных объектов. Европейской части России и остальной Сибири тоже дадут приобщиться к научному празднику - полутень луны будет видно и у них.

Здесь важно помнить всего одну вещь - повредить глаза в начале жизни гораздо глупее, чем в серьёзном возрасте. В городах, которым повезло быть гостями на редком астономическом шоу, сейчас на каждом углу продаются «очки для солнечного затмения». Это такая картонка с прорезями (к которой я претензий не имею), в которых вставлено что-то тёмное или блестящее. Что это за тонкий материал? Продавец уверенно ответит, что это «совершенно безопасно и специально для солнечного затмения». Но офтальмологи утверждают, что надёжно защитить глаз от ожога может каска электросварщика, а в непонятных тонких плёночках они очень сомневаются.

Более того, тёмные очки порой дают обратный эффект: зрачок, получая мало видимого света (потому что надеты очки), расширяется - это приводит к ещё более серьёзному ожогу невидимым излучением, которое дешёвыми средствами не остановишь. Но и заранее было известно, что солнцезащитные очки не предназначены для защиты от прямых солнечных лучей (вот такая игра слов) - они защищают от отражённого света.

«Народные изобретения» (старые дискеты, компакт-диски, засвеченная фотоплёнка, закопчённые стёкла) дают тот же эффект - иллюзия безопасности подставляет незащищённый организм под серьёзную травму на всю жизнь. А есть ведь товарищи, которые утверждают, что от одного взгляда ничего плохого не будет, даже если ничем не защищать глаза. Как они это могут знать? Наш глаз большую часть времени находится в условиях нормального солнца, поэтому эволюция не могла нас специально подготовить к лёгкому переносу очень ярких лучей.

Конечно, не всё так плохо. Человек создан очень надёжным и самовосстанавливающимся, поэтому большинству традиционно везёт. Но если один смог посмотреть на очень яркую точку, не потеряв зрение, то это не значит, что всем остальным это можно. Помните, что люди разные, поэтому успешный опыт одних нельзя сразу переносить на себя. Повреждаемость глаза зависит от многих факторов! Чуть подробнее об этом можно прочитать, например, на странице, посвящённой безопасности при наблюдении затмения на Сибирском сайте об этом событии.

В любом случае, будьте осторожнее. Если вдруг решите смотреть на затмение через что-то сомнительное, то пользуйтесь одним глазом (который меньше жалко). Качество картинки от этого не упадёт (объект далёкий, поэтому для наблюдения оба глаза не обязательны), а запас на будущее останется, если вдруг что случится.

Ответ на вчерашнюю задачку о разрезании на две равные фигуры не даю, потому что мало времени прошло. В следующий раз с ней разберёмся.

Хороших выходных!