28 февр. 2010 г.

Интересное в июле

Добрый день!

Традиционно предлагаю новым читателям ознакомиться с некоторыми материалами из архива блога - за июль прошлого года. В тот месяц мы говорили о различных технических тонкостях:

1. В заметке «Поддерживать связь» речь шла о том, как легко можно серьёзно переплатить за роуминг в своей стране. Даже если в рекламе постоянно говорят, что цены едины во всех областях, необходимо помнить, что это так, пока общение производится в сети своего оператора. А из неё иногда очень легко выскочить.

2. Ещё в июле мы вспомнили об обратимости и о том, что предметы не умеют тренироваться. Человеку можно постепенно повышать нагрузку (естественно, помня о массе тонкостей), а бездушной железяке - нельзя. Дело в том, что из-за превышения допустимого усилия может произойти опасная деформация, которая не позволит в будущем надёжно работать даже с нормальными нагрузками. И на эти грабли, увы, очень многие наступают.

3. А в заметке «Красотою мир спасётся» мы рассматривали следующую проблему: иногда люди делают что-то для красоты/приметы, забывая о смысле/эффективности. И поскольку это излишество было сделано «из-за душевного порыва», то его как-то не рассматривают, пытаясь понять, почему всё сломалось. В заметке приводится пример программы на Си, которая из-за любви к прекрасному странно работает. А понять эту странность я предлагаю вам :)

4. И последнее, но важное - в записи «Пешеходов беречь нельзя пропускать» описана серьёзная проблема, усилившаяся из-за повышения штрафов за помеху пешеходу на пешеходном переходе. Расскажите сценарии из этой заметки своим взрослым родственникам и знакомым детям, потому что они часто страдают из-за этой простой ошибки. Пешеход, имеющий водительские права, скорее всего, не спровоцирует такие ДТП, потому что знает, как много умников на дорогах. Но дети и бабушки с дедушками этих тонкостей не понимают, поэтому очень обидно подставляются. И именно поэтому им надо несколько раз всё объяснить.

Хорошего дня!

Запись о заметках прошлых месяцев стала традиционной, поэтому перечислю предыдущие выпуски: интересное в июне, интересное в мае, интересное в апреле, марте, в феврале, январе 2009 года, декабре, ноябре, октябре, сентябре, августе, июле и июне, интересное в первые три месяца жизни блога.

26 февр. 2010 г.

Избирательная память и Олимпиада

С интервалом в несколько дней мне довелось услышать две очень похожих истории, но от разных людей - весёлого и грустного. Думаю, вы легко поймёте по цитатам, кто где:

Тропинка с развилкой1. Вот всегда, идёшь по тропинке, а впереди медленно бредёт широкая тётка, которую никак не обогнать. И вот уже через несколько метров развилка, а тётка эта непременно повернёт туда же, куда мне надо! И приходится идти за ней, пока дорога хоть чуть-чуть расширится...

2. У меня часто очень удачно получается - если я быстро иду по дорожке, а впереди движется человек, то как только я его догоняю, сразу же оказывается, что скоро тропинка раздвоится! Более того, мне даже протискиваться никак не приходится, потому что идущий впереди сворачивает в ту сторону, куда мне как раз не надо. Поэтому я почти всегда бегу, практически не снижая скорости :)

И что характерно, оба рассказчика перемещаются по одной и той же дороге и примерно в одинаковое время. Это я к тому, что им обоим должны были доставаться оба расклада.

Про соотношение шкал у разных людей мы говорили год назад, а сейчас речь идёт о механизме запоминания. Многие люди так устроены, что почти автоматически забывают плохое: им некомфортно жить с воспоминанием о какой-то неприятности, поэтому она «сама собой» улетучивается. Например, многие не могут вспомнить, как тяжело болели всякими ОРЗ в прошлую и позапрошлую зимы. Если их спросить, то они искренне ответят, что всё вроде было нормально. Потому что они уже не помнят всех тех мучений.

А кому-то наоборот нравится, когда его жалеют, когда можно рассказывать, какой он бедный несчастный, а мир к нему несправедлив. И тогда всё получается наоборот: человек забывает все удачные моменты, но цепко держит в памяти гадости. Он их коллекционирует и анализирует, чтобы поделиться с каждым, кто развесил уши. Мне несколько раз приходилось общаться с мамашами, которые радостно рассказывали, какой у них бездарный и тупой сын, как они с ним мучаются, чтобы хоть как-то устроить в жизни, а он даже «спасибо» не скажет (кстати, если ему это часто говорить, то и впрямь не поблагодарит).

Сейчас половина интернета радостно ругает наших спортсменов, потому что те выступили хуже, чем кто-то там ожидал. Почему это так модно? Почему забыты недавние потрясающие победы? Вот только что же были достижения! Странно рассчитывать, что наши всё время будут выигрывать, поэтому надо быть готовыми и к поражениям. Надо уметь проигрывать.

Я не психолог, но отношусь к ругани в адрес спортсменов следующим образом: очень похоже, что у недовольных развиты комплексы, не позволяющие им находить хорошее в жизни. Они демонстрируют, что могут быть счастливыми, только если будут воспевать разруху и упадок, только признавая, что проживают безнадёжную жизнь в плохой стране. Если так, то конструктивной беседы с ними не получится. А для высоких результатов конструктив необходим. Представьте, как себя чувствуют спортсмены, которым не будут рады, даже если они отдадут все свои силы! Только из-за того, что их конкуренты окажутся чуть быстрее или удачливее, их будут поливать грязью и предлагать выслать из страны?! Чтобы вкалывать, отдавая своё здоровье, необходима постоянная поддержка болельщиков, а не грязь.

Хорошего вам дня!

23 февр. 2010 г.

Три задачки

Добрый праздничный день!

Сегодня в нашей рубрике «Три чего-нибудь» будут три задачки: две со ссылками на ответы, а одна - без, но зато все на сообразительность :)

Начнём с простой физической задачки, которую недавно напомнил fdo (осторожно, по ссылке можно случайно прочитать ответ!):

Вступительные экзамены. Стало быть, лето. Жара. На небе ни облачка, солнце светит прямо в окно экзаменационной аудитории. На подоконнике стоит графин с водой. Обычный, граненый. Абитуриент заходит в аудиторию, его просят подойти к окну и потрогать графин. Будущий физик трогает его и ощущает, что сторона, обращенная внутрь аудитории, теплее, чем обращенная к окну. Экзаменаторы просят объяснить наблюдаемое явление. Собственно, в этом и состоит вопрос.

Эту историю часто пересказывают выпускники ВУЗов разных городов, уверенно называя имена экзаменаторов, номера аудиторий и прочие уточняющие моменты. Короче, каждый старается приобщиться к старинной легенде. Но от этого она не становится менее забавной :)

Следующая задача совсем не про физику. Её предложил alexsmail:
Если известно, что
   2 + 3 = 10
   7 + 2 = 63
   6 + 5 = 66
   8 + 4 = 96,
тогда
   9 + 7 = ?


По ссылке выше предложен способ проверить правильность своего ответа (ввести свою версию в форму). Эта задачка тоже очень простая, но следующая является настоящей логической проблемой.

Итак, опять fdo поделился интересной формулировкой (и опять будьте осторожны с этой ссылкой, чтобы случайно не прочитать ответ):

На некотором острове местные жители делятся на правдолюбов и лжецов. Они вежливые люди и всегда отвечают на вопросы чужеземцев, ну, естественно, если могут ответить. Но при этом правдолюбы всегда отвечают правду, а лжецы всегда лгут. И вот представьте себе: Вы попадаете на этот остров. Вы встречаете аборигена. Как, задав ему один вопрос, требующий ответа «Да» или «Нет», выяснить, сколько у него детей?

Прелесть задачки в том, что сначала кажется, что невозможно получить так много информации, задав всего один вопрос. У меня несколько дней ушло на эту задачу, но оно того стоит!

Как обычно, прошу для статистики поделиться в комментариях своим видением этих задач. Примерный вид пусть будет, например, таким:

1. Нам такое ещё в детском саду рассказывали,
2. Решил быстрее, чем читал условие,
3. Пока думаю :)


Хорошего дня!

18 февр. 2010 г.

Волейбол - это обмен радостью

А вы видели, как перед волейбольным матчем (да, мы продолжаем оду волейболу) игроки двух соперничающих команд стоят небольшой группой и весело что-то обсуждают? Иногда так даже бывает в перерыве между партиями. Обычно это игроки, которые хорошо друг друга знают, потому что ранее играли в одном клубе. Важно здесь то, что они через несколько минут будут биться изо всех сил за победу в партии, но вообще-то очень хорошо друг к другу относятся.

Сергей Баранов - диагональный игрокИ это очень существенный момент. Во многих других видах спорта соперники почти ненавидят друг друга (соответственно, болельщики тоже желают игрокам вражеской команды всяческих мелких и крупных неприятностей). Но в волейболе часто бывает совершенно наоборот: дух волейбола призывает радоваться за соперника, если у него хорошо получился очередной момент. Естественно, после этой радости должен последовать достойный ответ команды, которая проиграла очко, чтобы уже порадоваться за себя. Поэтому команды после матча искренне благодарят друг друга за удовольствие от интересной игры.

Для меня одним из символов такой красивой игры является Сергей Баранов. Кроме того, что этот 208-сантиметровый диагональщик показывал потрясающие результаты (забавный момент: он не успел побыть мастером спорта, потому что из перворазрядников сразу перешёл в мастера спорта международного класса), он не умел унывать. Даже если в команде начинался какой-то разлад, какой-то спад настроя, потеря куража, то он играл в полную силу, тем самым оживляя свою команду. Очень ярко это было видно на Олимпийских играх 2004-го года. Я не спорю, Пабло Меана, Вадим Хамутцких, Алексей Вербов, Жиба и многие другие талантливые игроки тоже умеют завести команду (психология в волейболе очень важна). Но сколько я видел Сергея Баранова, он никогда не выражал сомнений в возможности победить. Неважно, какой счёт на табло, он играл как на тренировке — предельно сконцентрированно, не позволяя себе переживать из-за прошлых ошибок.

Приведу другой пример тёплого и радостного взаимодействия. Однажды мне повезло наблюдать следующий момент в разминке Александра Богомолова и Алексея Вербова перед важной игрой:
  • Делалось стандартное упражнение в паре: первый игрок выполнял удар во второго, после чего тот принимал мяч, стараясь довести его на первого, который давал пас второму. В этот момент игроки сразу менялись ролями — теперь бил второй.
  • В один из разов после удара нашего потрясающего либеро Алексея Вербова, наш центральный Александр Богомолов не очень хорошо обработал мяч, поэтому тот полетел в трибуны, располагавшиеся рядом.
  • Зрители не растерялись (в первых рядах, естественно, сидят люди, любящие волейбол), поэтому постарались дать пас Алексею.
  • Алексей тоже не растерялся, поэтому с этой достаточно удобной передачи опять атаковал Александра, который на этот раз хорошо довёл мяч обратно на Вербова.
  • Алексей дал пас, Александр ударил, и тут наш либеро, широко улыбаясь, специально доводит мяч на того же самого зрителя на трибуне. Тот, конечно же, не растерялся и в этот раз, успешно выполнив передачу на Богомолова.

Так они ещё некоторое время поиграли со зрителями, вызывая радостные улыбки и весёлый смех болельщиков и других игроков обеих команд. Важно, что люди пришли не за «победой любой ценой», а за красивым волейболом и человеческой игрой.

Олимпиада 2010Где-то в середине января я опять увидел, как Сергея Баранова выпустили в основном составе на достаточно ответственной игре. Дело в том, что последние лет пять его почти не было видно из-за серии неприятных травм. Иногда он выходил на замены, чтобы усилить блок, но сильнее его не загружали, потому что процесс восстановления после травм и операций должен проходить правильно, чтобы хоть когда-то закончиться. И вот Сергей снова в строю!

Несмотря на то, что мне неприятен такой высокий спорт, потому что многих людей он травмирует на всю жизнь, в этом возвращении неунывающего и собранного Сергея Баранова мне хочется видеть сигнал к началу широкого и массового движения от спорта ради инвалидности к спорту ради здоровья. Картинка сверху показывает, что именно должны пропагандировать Олимпийские игры — пользу и здоровье. Не «обогнать всех-всех», а выступить предельно хорошо. Это разное!

Завершая эту заметку, хочу порекомендовать русскоязычный сайт с говорящим названием 18x9.com (да, это размер волейбольной площадки). Его автор старается структурировать интересные и полезные тексты о волейболе, многие разделы сайта уже неплохо насыщены материалами. Судя по активности автора (он спросил у меня разрешение на перепубликации заметок из оды волейболу), он будет рад конструктивной критике и советам по развитию ресурса. Надеюсь, вы тоже найдёте там интересные материалы :)

Желаю вам хорошего окончания недели!
Играйте в волейбол!

16 февр. 2010 г.

Пластиковые окна с форточкой

Если продавцы окон не могут толком ответить, какие эффекты даст форточка в пластиковом окошке, но есть ощущение, что традиционное окно не очень удобно... Если на местных форумах никто не делится опытом заказа окон с форточкой, а в духоте жить совсем не хочется... Если «обычное» пластиковое окно, установленное на кухне, уже показывает себя плохо (зимой есть два состояния: или душно, или холодно), то приходится ставить эксперимент на себе.

Форточка в пластиковом окнеЭта заметка может быть интересна людям, у которых зимой температура за окном гуляет от -20 до -40. Итак, при закрытых окнах зимой вам душно, а в режиме зимнего проветривания (когда створка открыта совсем чуть-чуть) комната быстро выстужается. При этом портятся и люди, и цветочки на подоконнике. Что делать? Избежать замораживания легко - держать окна закрытыми. Но тогда духота накрывает за считанные десятки минут. Днём ещё можно каждые полчаса открывать окошко на несколько минут, но ночью это невозможно.

Кто-то скажет, что мойка воздуха должна полностью решать эту проблему. Но задача, с которой она прекрасно справляется, совсем другая. Мойка воздуха убирает пыль и увлажняет воздух, но не может насытить комнату кислородом.

Поэтому я решил осенью поставить себе окна с форточками (у которых есть три открытых состояния: полностью открытое, летнее проветривание и зимнее проветривание). Ни один консультант не смог сказать, что из этого выйдет. Да и без особой инициативы они на это смотрели... На мои вопросы о том, а как вообще нормальные люди решают проблему духоты, все консультанты отвечали что-то о том, что человек ко всему привыкнуть может. Странно это было, но решить задачу очень хотелось.

Короче, выбрал я контору, мастеров которой особенно хвалили за качество работы на местных форумах, объяснил им задачу, после чего ни разу не пожалел о сделанном выборе. Да, пришлось за каждое окно заплатить на несколько тысяч рублей больше (за форточки), но эффект получился в точности тот, который я ожидал.

Рассказываю, как это работает: когда мы открываем обычную оконную створку в режим зимнего проветривания, то получаем очень длинную щель - около трёх метров. Умножаем эту длину на среднюю ширину (около двух миллиметров) - получаем дырку около 6 см2. Оказывается, это достаточно много, чтобы в тридцатиградусный мороз очень быстро остудить комнату.

С форточкой же не только длина и площадь отверстия уменьшается в 2-3 раза, но и существенно меняются токи воздуха из-за удачного расположения - ветерок идёт не по полу, а по потолку комнаты. Опыт эксплуатации такой конструкции этой зимой показал, что даже если на улице 35 градусов мороза, то вполне можно спать, оставив форточку с зимним проветриванием (с узенькой щелью сверху). Да, когда становилось холоднее, то приходилось жить в духоте, периодически открывая форточку на несколько минут (как это было бы с обычным окном всё время). Но настоящие морозы бывают не очень часто. А всё остальное время можно было чувствовать себя человеком, дыша нормальным воздухом. Естественно, если на улице всего 10-20 градусов, то кроме форточки я открываю и обычную створку - так ещё лучше :)

Короче, я по поводу таких окон с форточками испытываю сплошные восторги, поэтому смело рекомендую устанавливать эту конструкцию, если вы тоже не можете жить в душном воздухе.

А как вы справляетесь с духотой в тёплых комнатах и морозами в проветриваемых?

Хорошей вам недели!

12 февр. 2010 г.

Остров Беззеркалья - два продолжения

Многие теоремы формулируются следующим образом: если выполнены такие-то условия, то будет такое-то следствие. В моём ВУЗе частенько используют следующее не очень строгое выражение - «придумать контрпримеры к теореме». Со стороны это выглядит так же странно, как присваивание в Си-подобных языках для человека, не знакомого с их синтаксисом:
x = 2*2;
x = 5;

Типичное возражение, которое я много раз слышал от таких людей: «Если на первой строчке сказано, что x равно дважды два, то утверждение во второй строке является не только ложным, но и некорректным» (а оно, оказывается, и корректно, и истинно). Просто в Си-подобных языках обычное математическое равенство записывается удвоенным знаком «равно»: «if (x==5) ...».

Аналогичное соглашение о смыслах используем и мы: отлично зная, что такое контрпример для опровержения, термином «контрпример к теореме» мы обычно называем такое построение, которое удовлетворяет всем условиям теоремы, кроме одного, но для которого не верно следствие этой теоремы. Другими словами, сочиняя контрпримеры к теоремам, мы убеждаемся, что все их условия являются необходимыми. Это полезное упражнение, позволяющее лучше понять суть теоремы.

Похожее действие позволяет лучше понять многие задачки. Если мы не можем решить задачу со всеми её условиями, то давайте попробуем убрать или поменять некоторые из них. Конечно, если мы решим или не решим другую задачу, то экзаменатор это не оценит. А вот если, воспользовавшись модифицированным условием, мы поймём что-то важное, то это уже вполне может направить нас к решению исходной задачи. Очень многие задачи были решены именно путём «качания условия», поэтому имеет смысл иногда им пользоваться.

Давайте для примера рассмотрим две задачки, являющихся продолжением задачи о голубоглазых островитянах. По ссылке приведено условие, которое обязательно надо знать, чтобы понять, о чём следующие задачки:

Задача 1
Министр МСЧ России Сергей Кужугетович Шойгу узнал о чрезвычайной ситуации - об отъезде с острова Беззеркалья не очень внимательного и слишком разговорчивого туриста. Сергей Шойгу человек быстрый, умный и решительный, поэтому сразу понимает, что без его вмешательства через несколько месяцев все островитяне уплывут на пароме, как им предписывает поступить в такой ситуации религия. Поэтому он отправляется на остров.

Вопрос: что он может сделать, чтобы спасти (хотя бы некоторых) островитян от отъезда с острова?

Скорее всего, люди, решившие исходную задачу, уже всё придумали. Но иногда так бывает, что вроде бы есть иллюзия, что всё ясно, а какой-то важной детали нету. И тут на помощь приходит наш метод «качания условия задачи»: если первая задача у вас никак не решается, то предлагаю сначала вникнуть во вторую.

Задача 2
Учёные островитяне не сидели сложа руки за 5 лет до упомянутого приезда туриста на остров Беззеркалья: они смогли откопать древнюю пещеру, на стене которой было высечено предсказание от людей, живших здесь много веков назад.

Надпись гласила: «Через 5 лет после прочтения вами этой надписи посетит этот остров один болтливый тип. И скажет он вам, что среди вас есть хотя бы один голубоглазый.»

Островитяне посмотрели друг на друга, поняли, что утверждение болтуна будет истинным, подумали как следует и...

Вопрос: что было дальше?

Хороших вам выходных!

8 февр. 2010 г.

Смотреть вперёд?

Сегодня я кратко перескажу историю о советском миллионере, который не просто плыл по течению, но и смотрел в разные стороны. Тонкость в том, что он не скрывал богатство, а совершенно открыто держал на сберкнижках свои миллионы. А власть его поощряла, а не преследовала.

И это не какие-то теоретические задачки про сферического сказочного Кащея, а вполне практически применимые знания. Конечно, для такого сценария нужно немалое везение. Но скольких мы знаем людей, которые были не готовы к бесценным подаркам судьбы?!

Герою истории повезло родиться в 1927 году, поэтому восемнадцатилетие его настигло в победном 1945-ом. Толком повоевать он не успел, но в Германию попал, где у него была возможность добыть чуть-чуть трофеев. Естественно, рядовой не мог отправлять домой эшелоны с ценными вещами, но мог внимательно смотреть, что происходит вокруг. И заметил он, что многие его хозяйственные однополчане тащат домой швейные машинки, аккордеоны и патефоны. Что разумно делать в этой ситуации?

Многие на этот вопрос отвечают, что от швейной машинки пользы больше, а другие, что патефон сам играет, а аккордеон ещё осваивать надо. Но ответьте себе честно на вопрос, что надо привезти домой в двух своих руках, чтобы стать миллионером?

Подумали?

Тогда продолжаем: в родное село герой истории вернулся, сгибаясь под тяжестью двух чемоданов с патефонными иглами. Дальше, я полагаю, все уже поняли: через некоторое время владельцы патефонов были готовы отдавать по 5 рублей за продление жизни своего любимого трофея. Так он купил дом, завел хозяйство и помог родне.

Но не может же всё быть хорошо, верно? Родное правительство готовило очередную конфискационную денежную реформу. Советская промышленность постепенно наладила выпуск патефонных игл, а райотдел милиции стал как-то косо смотреть на его нехитрый бизнес.

Многим людям удавалось разбогатеть, случайно поймав удачу, но сколько из них удержались от разорения? Не таков оказался наш герой. Он изучил ситуацию (а может, она ему была очевидна) и понял, что практически единственная сфера, в которой советская власть разрешает хозяйствовать самостоятельно — это пчеловодство. Пасечникам по каким-то неведомым причинам почти официально разрешалось быть богатыми.

И вот он направил все свои ресурсы на покупку пчелиных семей и изготовление оборудования. Отмечу, что без начального капитала было невозможно стать пасечником, потому что одна пчелиная семья стоила немереных денег, а требовалось их несколько десятков, если не сотен. Но сбережения у него были.

Стал он вполне легально богатеть: много работал сам и помогала семья, но миллионного состояния ещё не достиг. Советская власть была им довольна, периодически награждала почетными грамотами и, как передовика производства, посылала в Москву на различные конференции по пчеловодству. А он и не отказывался: ездил, изучал прогрессивный опыт и охотно слушал лекции умных профессоров из сельскохозяйственных институтов. На одной из таких лекций наш знатный пасечник услышал, что с запада на восток распространяется страшная напасть — пчелиный клещ (Varroa jacobsoni Oud — это такой гнусный пчелиный паразит, который живет на пчеле, но довольно быстро её убивает). Внутри улья пчелы между собой тесно общаются, поэтому очень быстро поражается вся семья. Более того, когда зараженная пчела садится на очередной цветок, то клещ может переползти на растение, а с него уже на здоровую пчелу из другого улья. Зимой пчелы спят, поэтому зараза эта движется сплошным фронтом на восток со скоростью 500 километров за лето.

Все окрестные конкуренты стали грустно ждать своей суровой участи, но наш герой начал интенсивно готовиться к приходу клеща. Он рассчитал, что пчелиный клещ придет в его район через три сезона, поэтому стал работать с удвоенной силой. Что он начала делать?

Все доступные ему силы и средства богатый пасечник бросил на увеличение количества пчелиных семей и, соответственно, ульев. Разумеется, подконтрольной ему территории для кормления столь большого количества семей не хватало. Чтобы пчёлы не голодали, их пришлось подкармливать, пожертвовав для этого сбором меда и потеряв в доходах.

В ту самую весну, когда пчелиный мор должен был прийти в его район, наш пасечник собрал все свои ульи и перевез их далеко-далеко вглубь тайги на заблаговременно подготовленную площадку. Он надежно изолировал своих пчел от остальных ульев. Правда и ему пришлось провести полгода в безлюдной глуши. Но на следующий год, когда опасность миновала, наш герой со всем своим выводком вернулся на старое место, а к нему в гости потянулись зажиточные пасечники, готовые заплатить любые деньги за здоровые пчелиные семьи. Вот тогда-то он и стал мультимиллионером.

Этот рассказ опубликовал у себя на блоге Александр Филюрин, который услышал его от человека, работавшего в 1980-ом году в стройотряде недалеко от тех мест.

Можно читать книжки о том, как стать миллионером, а можно им стать, считая вперёд на несколько шагов и будучи готовым воспользоваться подарком судьбы. Читать проще, а стать сложнее ;)

Хорошей недели!

Второй год!

Опять очень быстро промчались 12 месяцев.

Что нового с прошлого дня рождения? Многое:
  • написано 125 новых заметок и получены тысячи интереснейших комментариев
  • преодолён психологический рубеж в 3000 подписчиков
  • мы вошли в две сотни самых популярных блогов по версии Яндекса
Какие планы?
  • Проводить больше интеллектуальных конкурсов (требует дополнительного времени, но обязательно будет!)
  • Чаще рассматривать интересные физические, биологические и психологические эффекты (последний год я «зациклился» на математике, хотя вокруг так много интересного)
  • Писать короче, но понятнее (это направление, над которым я работаю последнее время)
Когда-то блог «Привычка не думать» был совсем маленьким. Для развития ему была необходима поддержка. И она всегда поступала! Сейчас блог гораздо больше, но это означает, что требуется больше сил (конечно, это не просто так, ведь удовольствия тоже больше). Я боюсь, что не смогу перечислить всех, кто помогал блогу последнее время, потому что очень многие вложились. Но основных участников необходимо вспомнить.

Итак, благодарности (в порядке, обратном хронологическому):
  • Спасибо Артемию Лебедеву за поддержку -тся/-ться тренажёра и создателю сайта tsya.ru! Кстати, тут всё достаточно забавно получилось, поэтому я позволил себе вольную интерпретацию событий на юморном блоге.
  • Алекс Экслер своевременно обратил внимание на сложности в новом терминале Шереметьево (насколько я знаю, острая фаза там уже давно прошла, поэтому можно спокойнее летать),
  • Отдельно благодарю ZakharS за невероятную поддержку! Его запись на Хабре очень сильно повлияла на блог. Всем бы таких подписчиков! И спасибо всему хабрасообществу за тёплый приём :)
  • Спасибо двум серьёзным авторам серьёзных блогов: Максу Крайнову и Алексею Глазкову! Постоянная поддержка в течение двух лет - это очень важно.
  • Спасибо всем авторам блогов и читателям, оставившим тёплые комментарии, порекомендовавшим блог друзьям или написавшим мне доброе письмо! Это очень приятно и важно! :)
Хочу отдельно поблагодарить читателей, активно подключавшихся к дискуссиям в комментариях. Я не всегда успеваю отвечать на вопросы, поэтому здорово, что люди, уже разобравшиеся в задачке или объяснении, готовы помочь тем, кто чуть-чуть не понял. Спасибо вам за быстрые и точные реакции!

Второй год блога Привычка не думатьИ напоследок покажу интересный график взаимоотношения полов (другую статистику можно посмотреть в одной из прошлых заметок). Как видите, доля мужского населения была резко поднята хабровчанами и читателями Экслера, но женская сборная постепенно восстанавливает свои позиции :)

Хорошей вам недели!

5 февр. 2010 г.

В чём мастерство учителя?

Задача учителя состоит не в том, чтобы вслух прочитать ребёнку учебник. И не в том, чтобы переписывать формулировки из учебника на доску. И уже точно не в том, чтобы отмечать в журнале присутствие школьника или студента на занятиях. С этим всем прекрасно может справиться компьютер с проектором, камерой и колонками, верно? А в чём же состоит преподавательское мастерство?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие существуют способы освоить новое знание:

1) Узнать формулировку проблемы -> Хорошо постараться справиться с ней -> Найти решение.

2) Узнать формулировку проблемы -> Постараться с ней справиться -> Не найти решение -> Получить подсказку -> Найти решение.

3) Узнать формулировку проблемы -> Хорошо постараться её одолеть -> Не найти решение -> Услышать или прочитать разбор решения.

4) Узнать формулировку проблемы -> Услышать или прочитать решение.

5) Услышать или прочитать описание метода, решающего некоторый класс проблем.

Сторонники кратчайших путей будут агитировать за последний пункт, забывая, что часто это не работает. Многие школьники, готовясь к экзамену, идут предпоследним путём - прочитывают условие задачи, а потом сразу же открывают «решебник», чтобы узнать верный к ней подход (да, «потому что нет времени думать, читать надо»). Это очень наивно - навыки не закрепляются, понимания не возникает...

В неплохих школах практикуется третий подход - дети некоторое время стараются справиться с проблемой, но им это почти никогда не удаётся. И тогда они как губки впитывают верное решение. Гораздо легче понять правильный подход, если только что сам бился с несколькими неправильными! Школьники, которые не стараются решить задачу сами, не могут оценить прелестей услышанного верного решения. Для них оно «обычное». И только ребята, уставшие от разложенных всюду грабель, качественно воспринимают слова того, кто показывает хорошую тропинку.

Гораздо лучше получается, если ученика вовремя легонько подталкивают в нужную сторону. Только необходимо убедиться, что он без этого не может решить задачу сам. В противном случае, он будет иметь иллюзии, что «и так всё может, поэтому особо напрягаться не надо». А это мешающее ощущение при обучении. Важно ставить школьника в тупик, чтобы он почувствовал тяжесть ситуации. А потом показывать направление к элегантному выходу - тогда это хорошо запомнится. И в следующий раз, столкнувшись со сложной проблемой, школьник попробует несколько известных ему направлений. Если всё правильно сделано, то он найдёт решение сам - и прочувствует это ещё глубже, потому что сам справился, без подсказок.

Логичное продолжение: истинный мастер преподавания так хорошо понимает ученика, что даёт ему задачи в правильном порядке. Смысл в том, что каждая следующая проблема сложнее предыдущей, поэтому надо стараться изо всех сил, чтобы справиться с ней. Но не слишком сложна, поэтому её можно одолеть своими силами. Иногда ученик и учитель обсуждают несколько недавно решённых задач, чтобы обнаружить общую особенность - это позволяет сформулировать некоторые правила/подходы для решения целого класса проблем.

Формально, получается тот же результат, что и при движении по пятому пути. Но реальность ставит всё на свои места: ученик, прослушавший только лекции, не способен решать задачи (если их сложность хоть чуть-чуть отличается от минимальной)... А тот, кто практически своими силами сформулировал все нужные правила, не только может справляться с любыми проблемами (да он себя как рыба в воде чувствует), но и готов расширить созданную теорию. И такой ученик сможет перерасти учителя, потому что научится двигаться самостоятельно.

Крайне необходимо взаимное доверие:
- ученик должен твёрдо знать, что если ему досталась эта конкретная задачка, значит процесс её решения будет ему очень полезен, и он её может решить (другими словами, должен решить),
- учитель должен быть уверен, что если ученик кивает, что ему понятно объяснение, то оно на самом деле понятно, а если ученик не может решить задачу, то он уже перепробовал всё, что только мог придумать, а не «просто устал».

Настоящих мастеров преподавания очень мало. Но если школьнику повезло увидеть такого учителя, то вся его жизнь может перевернуться: наконец-то придёт понимание, «чем все тут в школе/ВУЗе занимаются-то». Это приводит к колоссальному внутреннему росту! Наивно надеяться, что по всем предметам будут замечательные учителя, так никогда не бывает. Очень хорошо, если настоящий мастер зайдёт хоть пару раз на замену заболевшего преподавателя. Повезло, если хотя бы один предмет у ребёнка ведёт настоящий Учитель. Это немного, но этого хватает тем, кто готов воспринимать.

А всё неадекватное представление о хороших учителях, экспортируемое отечественными и зарубежными кинокомпаниями, включающее в себя обязательную завлекуху в виде различных игр, разучивания стишков про атомы, подготовки мигающих презентаций, проведения неосмысленных, но весёлых опытов, танцев левого и правого полушарий мозга и так далее - всё это хорошо для детского сада (и нет разницы, ясли это или пятый класс). Если ребёнок ещё неспособен долго концентрироваться на одной мысли, то надо петь и танцевать, чтобы он запомнил названия дней недели. Это не работа учителя старших классов, а работа воспитателя. Она тоже очень нужна и сложна, но не надо смешивать!

Хороших вам выходных!

2 февр. 2010 г.

Закон и порядок

«Ваши юристы слишком буквально трактуют закон»


Сегодня наша тема - это взаимоотношения теоретического закона, более чем реального порядка его выполнения и физических ограничений.

Сначала пример из жизни:

В одном федеральном ведомстве несколько лет назад было принято следующее решение - следует собирать порцию важных данных за текущий месяц по всем подконтрольным организациям к 15 числу следующего месяца. Нормальное и логичное желание - за две недели после окончания отчётного периода уже можно все данные спокойно собрать, чтобы переслать куда надо, верно?

Дальше в игру включается региональное подразделение ведомства, получившее это указание. Региональные чиновники справедливо рассудили, что чтобы отправить данные до 15-го числа, необходимо получить их с подконтрольных городских подразделений хотя бы 8-го числа. А потом за недельку обработать полученные результаты - как раз к 15-му числу можно будет надёжно отослать всё «наверх».

Городская организация, получившая от областной указание прислать все данные до 8-го числа, сразу готовит внутренние распоряжение для районного подразделения: «Собирать и отправлять такие-то данные за текущий месяц о подконтрольных предприятиях до 1-го числа следующего месяца».

Что делает районная контора? Им необходимо до 1-го числа месяца отправить документы наверх. Поэтому они требуют с директоров предприятий обеспечить подготовку отчётов за текущий месяц до 28-го числа месяца.

Поэтому данное указание распространяется ещё ниже - на начальников участков. С них руководство предприятия требует все данные о нынешнем месяце до 25-го числа этого месяца. Три дня с 25-го по 28-ое число руководство предприятия оставило на собирание необходимой информации в один документ, чтобы отправить «в район».

Легко заметить, что такая вполне логичная на каждом этапе схема (чуть-чуть увеличить запас, передать указание вниз) приводит к странному учёту. Начальники участков, готовя отчёт за январь, возьмут данные с 1-го по 25-ое число (так как 25-го надо отправить документы начальству). А на следующий месяц, готовя отчёт за февраль, учтут только период с 1-го по 25-ое число, как того требуют внутренние распоряжения. И это приведёт к тому, что в сводную федеральную информационную систему попадут не все данные, а только данные за первые 25 дней каждого месяца. Идиотизм, скажете вы? Но так бывает :(

Потом это приводит к неожиданному казусу: из телевизионных новостей большой начальник узнаёт, что на таком-то предприятии, за которое он отвечает, в прошлом месяце произошла авария, унёсшая столько-то жизней. И в этот момент он начинает недоумевать, почему же в показанной ему общей таблице были только данные о небольшом количестве травм на производстве, но совсем не было смертей. Сначала он грешит на больную фантазию непрофессиональных журналистов, очерняющих его ведомство... Но через несколько недель разбирательство показывает всю описанную выше прозрачную схему, не позволяющую нормально вести учёт. Выясняется, что долгое время в головном офисе руководство имело очень приблизительную картину, хотя вся эта инициатива по сбору данных была изначально задумана для улучшения контроля над ситуацией на предприятиях.

Именно благодаря той аварии и внимательности большого начальника проблема была поймана и решена. Этот противоречащий разуму бардак, о котором начальники участков безуспешно несколько лет говорили своему непосредственному начальству, был разрушен. Почти всем в описанной цепочке не было важно, какого рода данные они передают - люди просто выполняли должностную инструкцию. И только самые маленькие начальники в цепочке чувствовали, что подготовка таких документов - пустой труд. Кому нужные данные, которым нельзя доверять?!

Другой забавный случай был с получением кредита в банке. Не так много есть ситуаций, когда следует брать кредит, но данная выходит за все рамки. Мой знакомый (для определённости назовём его Андрей) неожиданно узнал, что с ним начал судиться один небольшой региональный банк. Причина - невозврат кредита. Казалось бы, какие проблемы? Если брал, то верни. Но в этом и состоит сложность - Андрей никогда не брал кредит в этом банке.

Интересно, что паспорт он не терял, в данный банк вообще не заходил, но почему-то задолжал... На суде представитель банка заявил, что он лично принял заявление на выдачу кредита от Андрея, проверил его паспорт, после чего выдал сумму, о чём есть соответствующие бумаги. В самом деле, на документах были подписи и печати, всё как надо.

Как выкручиваться из этой ситуации? У банка уже было на руках заключение графологической экспертизы о соответствии подписи, поэтому отпираться было нелегко. Но по счастливой случайности удалось вспомнить, что в тот день, когда Андрей якобы получил кредит, он был в далёком городе на свадьбе друга. Другими словами, имеет смысл получить документы от авиакомпании, подтверждающие факт его перелёта туда и обратно. Да ещё можно легко добыть свидетельства нескольких десятков человек, гостивших на празднике, что Андрей весь день был среди них. Были и видеозаписи, и тысячи фотографий. Получается, что всё необходимое есть.

Вроде бы всё ясно, да? Но судебные слушания длились два года! Назначались повторные графологические экспертизы, чтобы доказать, что документ о получении Андреем денег не является поддельным. Но как он может быть настоящим, если в тот день подсудимый был за тысячи километров от места заключения договора? Оказывается, это не имеет значения! Законы физики не обязывают что-то менять в установленной процедуре, а банк будет писать апелляции и жалобы, затягивать процесс, приглашать новых экспертов и свидетелей, сколько это будет возможно. Интерес банка понятен - ему никак нельзя признать, что его сотрудники украли деньги, повесив долг на случайного человека... Но зачем это затягивание судебной системе? (хоть мы и понимаем, что она привыкла медленно работать)

В обоих случаях всё кончилось хорошо, но глупость ситуаций зашкаливала на протяжении лет! В первом случае большое федеральное начальство не могло получить адекватных данных о подконтрольных предприятиях, а во втором - человек два года мотался по судам, потому что кто-то где-то сделал ксерокопию его паспорта, а потом грамотно её применил. И от выплаты немалого кредита его спасло только то, что он вовремя улетел на свадьбу к друзьям.

Интересно, что если смотреть только на часть системы, то всё выглядит правильным и логичным - почти все конкретные локальные указания не особо противоречат общей разумности. А вот их комбинация приводит к тому, что теряются тысячи часов времени на бесполезное, но очень напряжённое действие.

А какие хитрые комбинации разумных правил знаете вы? Особенно интересуют ситуации, в которых каждый участник действует совершенно правильно, а все вместе они творят странное безумие. Заранее благодарю за личный опыт!

P.S.
В историях выше я несколько исказил детали, но сохранил суть. Связано это с тем, что я не хочу явно указывать на конкретных людей и конкретные организации. Прошу отнестись к этому с пониманием.