30 окт. 2008 г.

Тренажёр глазомера

Сперва закончим со вчерашней задачкой о взаимодействии пользователя и специалиста. Я планировал опубликовать ответ в пятницу, но верные мысли появились в комментариях так быстро, что остаётся только восхищаться вашим опытом и способностью понимать, уважаемые читатели! Как многие догадались, слова «пароль не подходит к архиву» надо было читать как «архив успешно распакован, но файл .djv не запускается». И решилось это дело простой установкой любой читалки djv-файлов. С этим легко разобраться, если имеешь прямой доступ к компьютеру пользователя, но если общение проходит исключительно по электронной почте раз в несколько суток, а большая часть ответов не соответствует вопросам, то исправление этой беды может занять ощутимое время.

А сейчас я предлагаю вернуться к теме саморазвития. Предлагаю измерить свой глазомер, после чего попробовать улучшить полученный результат. У меня вышло так: первые три раза я систематически уменьшал своё отклонение от идеальных ответов, не прикладывая особых усилий. Потом (при ошибке около 2.0-2.5) я упёрся в «потолок» - отыгрывать каждую следующую одну десятую становилось всё сложнее. Моё мнение о подобных тренажёрах такое: это очень быстрое и интересное развитие навыка, поэтому можно выделить на него минут 10-15, чтобы «помассировать мозг». Единственный вопрос - полезность, ведь этот навык непонятно когда пригождается, если смотреть на вещи строго. Но я подозреваю, что он поможет в развитии других способностей, поэтому рекомендую потратить чуть-чуть времени на улучшение своих результатов. Мне такая активность в перерыве между работой приносит расслабление, а прогресс в таблице рекордов доказывает, что навык усиливается. Кроме того, эта игрушка вынуждает сконцентрироваться какую-то небольшую часть мозга, дав отдых другим его областям (как и географический тренажёр, способный быстро переключить нагрузку, что приносит расслабление большей части головы).

29 окт. 2008 г.

Быть понятным

Взаимодействие состоит из двух важных компонент: быть понятным и быть понимающим. Почти все книги, обучающие нас добиваться успехов (хоть в общении, хоть в семейной жизни, хоть в бизнесе, хоть ещё в чём угодно), содержат указания на то, как развить в себе эти два свойства.

Приведу короткий пример, чтобы было сразу ясно, о чём идёт речь. Почти любой человек, понимающий в компьютерах, сталкивался со словами знакомых «у меня компьютер совсем не включается». И в большинстве случаев это означало, что у пользователя не загружается Windows или даже загружается, но не удаётся найти ярлык, позволяющий запустить нужную программу. Сразу видно, что компьютерные специалисты очень развили в себе способность понимать такие вопросы (и уже не удивляются), хотя часто пользователи вообще не стараются сформулировать свою проблему понятно.

Другая иллюстрация этого эффекта развивалась с переменным успехом последний месяц. Дело было так: одна моя знакомая нуждалась в старой советской книге, которую с середины прошлого века никто не переиздавал (забавно, что по некоторым темам именно старые советские книги содержат подробную информацию, а в новых зачастую можно найти только «воду» вокруг интересующего вопроса). Поскольку в букинистических магазинах нужного издания не было, она решила довольствовать отсканированным вариантом, который по счастливой случайности можно было купить на одном из сайтов в сети. Покупка проходила в два этапа: моя знакомая сначала скачала запароленный архив, а потом оплатила книгу, получив по электронной почте пароль от архива. Это всё она сделала сама, но дальше начались проблемы, формулирующиеся как «пароль не подходит» и «архив не распаковывается». Чтобы как-то разобраться с этим, она отправляла письма магазину, продавшему ей книгу с паролем, но те лишь подтвердили ей, что пароль правильный.

Данная заметка продолжает недавнее обсуждение проблем понимания и формулирования, начатое на более бытовом уровне. Эта же тема узкая, поэтому сразу предупрежу, что не у всех есть необходимые знания, чтобы справиться с предложенной задачкой. Но всё же я приглашаю вас угадать, в чём была проблема моей знакомой на самом деле. В пятницу я опубликую ответ (который сам недавно осознал :), а пока приглашаю в комментарии со своими версиями.

27 окт. 2008 г.

Эй, пацан, телефон есть?

Как часто, делая что-то, мы даже не догадываемся, что видят окружающие!
Тут очень важно не переборщить - нельзя думать только о мнении других людей, надо и себя помнить. Но полностью забываться - однозначный перебор. Ведь если вы хотите подать одну мысль, а все читают другую, то непонятым окажетесь именно вы.

Приведу свежую иллюстрацию на эту тему. Подхожу я к своему дому на днях, а у подъезда караулит мужик какой-то. Когда я собрался доставать ключи, чтобы открыть дверь подъезда, он неожиданно обратился: «Эй, пацан, телефон есть?» Я сразу прикинул, что за спиной у меня никто не стоит, мужик этот один и не особо крепкий, поэтому решил, что можно и поговорить. В самом деле, если он собирался телефон у первого попавшегося отобрать или какое-нибудь мошенничество планировал, то пусть лучше от меня получит, чем следующего прохожего ждать будет.

- Зачем?
- Дай, телефон!
- Зачем?
- Мне позвонить надо, дай телефон.
- Куда?
- Я сам наберу номер, дай телефон.

(его настойчивость начала утомлять, поэтому я достал ключи (кстати, внешнюю связку ключей) и начал открывать дверь, чтобы уйти)

- Ладно, номер 8-ххх-xxx-xxxx.
- И что сказать?
- Я сам скажу!

(не люблю давать свои вещи незнакомым людям, поэтому делаю шаг в подъезд)

- Скажи, что Андрей заколебался уже ждать Игоря у подъезда.

(может же, если захочет)

Мне было это легко, поэтому я позвонил по названному телефону, тем самым решив проблему этого человека. А суть в том, что он не понимал, что своими словами и делами он напоминает придурка, отбирающего телефоны, или мелкого мошенника. Помните об этой истории, если не получается добиться простой вещи от кого-то, ведь такое непонимание достаточно распространено. Постарайтесь представить, как выглядят ваши слова с точки зрения второй стороны - возможно, они не только могут быть поняты двояко, но и «ошибочное» их понимание более вероятно. В таком случае, по крайней мере, будет ясно, из-за чего переговоры идут так странно.

Хорошей недели!

24 окт. 2008 г.

Как плодятся слухи

Последние дни у всех стало совсем много знакомых, хороший друг которых знает сотрудника такого-то банка, который предупредил, что всё вот-вот может рухнуть. Прямо неделя паники какая-то началась (да и в прошлые недели такие голоса были слышны, но не столь часто).

А давайте честно поймём, кому может быть выгодно подталкивать народ к досрочному забиранию своих денег из банков? Ведь распускание таких слухов приводит к тому, что самые напряжённые люди расторгнут договор с банком, фактически, отказавшись от накопленных процентов (а то ещё и штрафы за досрочное расторжение могут быть предусмотрены в договоре). А если вспомнить, что банки и так много денег потеряли на кризисе (из-за падения цен на многие их активы), а проценты по вкладам своим клиентам платить обязаны, то гипотеза напрашивается сама собой: банкам выгодно, чтобы часть людей забрала свои деньги, отказавшись от прибыли. Таким макаром банки могут уменьшить объём обязательств (фактически, убытков).

Проблема скорее в том, что очень многие люди не имеют достаточного образования, чтобы понять информацию, которая кидается на них со всех сторон. В самом деле, если прижать такого паникёра к тёплой стенке и попытаться добиться ответа на вопрос, почему ему станет плохо из-за того, что индекс РТС уменьшился (конечно, речь о человеке, который не купил акции на пике), то он не сможет объяснить. Он будет повторять, что падение индексов - это удар по экономике, что это «подталкивает стагфляцию и всё такое», но не сможет объяснить. Потому что не понимает. Но он может бегать и кричать «сейчас всё лопнет!», может цитировать самые страшные заголовки жёлтых газет, может скупать доллары в обменниках по 40 рублей (обменники на этом, видимо, нехило поднялись).

К сожалению, очень маленькая часть страны сейчас имеет достаточное образование, чтобы понять смысл информации, заливающей со всех направлений. Информация поступает так быстро, что люди тонут так и не успев научиться плавать.

Хороших выходных.

22 окт. 2008 г.

Простые вещи

Сегодня говорим простыми словами о простых вещах. Речь о таких вещах, которые однозначно лучше своих аналогов. Более того, технологии производства простых вещей и их аналогов почти совпадают. Но как бы не был очевиден выбор, в массовом производстве почему-то часто побеждают именно обычные конструкции, а не специально продуманные.

Вот, например, светофор на не очень загруженном перекрёстке регулярно пополнял ленту ДТП. После нескольких совсем диких случаев (речь о столкновении машин с людьми) городские власти решили взяться за проблему - поменяли обычный светофор на трёхрежимный. Я не знаю, как он называется правильно, но отличается он от большинства светофоров тем, что в его работе есть фаза, во время которой на оба направления горит красный сигнал. Это позволяет тем, кто начал переход на зелёный сигнал (который вот-вот кончится, но кто бы об этом заранее знал?), закончить пересечение дороги до того, как на свой зелёный ломанутся водители перпендикулярного направления.

На загруженных дорогах такое, естественно, не пройдёт - там физически нет времени, чтобы удерживать оба направления от движения. Но там и сосредоточенность водителей больше. А на периферийных перекрёстках полная расслабленность и отключение сознания: увидел зелёный - давит на «газ». И совсем не ожидает увидеть людей впереди... которые просто не успели закончить переход дороги, начав двигаться на зелёный. Можно сколько угодно призывать водителей быть внимательными, а потом глядеть на очередные сводки ДТП. А можно сделать им жизнь проще, установив более удобные светофоры на перекрёстках (не дожидаясь «сигнала» в виде горы трупов с одного неудобного пересечения дорог). И это спасло бы много жизней. А ведь цена таких светофоров такая же, как и у обычных (поскольку отличаются они только электронной начинкой, которая сейчас стоит гораздо меньше, чем работы по установке светофора).

Другой пример - электроплиты. Есть давно известная проблема: иногда люди включают что-то греться на плите, а сами уходят в другую комнату... и забывают о своих кухонных делах. Хорошо, если такие хозяева не уйдут куда-нибудь из дому, бывает ведь и такое. Казалось бы, проблема старая, решается сосредоточенностью и табличкой «А плиту ты выключил?», прибитой к входной двери изнутри. Но ведь не помогает это!

А помогает другое - плиты с таймерами. То есть, нельзя просто так включить что-то греться, а можно включить на ограниченный срок (максимум - пара часов). Даже если человек забудет про готовку, плита отключится сама. Особенно хорошо, если повар ставит разумное время (чаще всего так и делают), а не максимальное возможное - тогда плита отключится через 30-50 минут, чего не хватит для полного выкипания кастрюли. Плюсы очевидны - меньше пожаров и испорченной техники и посуды. Минусов всего два, но они несущественны:
1) пользователю надо каждый раз думать, на какое время заводить таймер,
2) плита будет чуть-чуть дороже обычной (согласитесь, таймер стоит крайне мало, поэтому это явная мелочь).

Другими словами, можно каким-то способом (например, небольшим целевым снижением налога) подбодрить продажи плит с таймером, без включения которого невозможно использовать нагревательные элементы. И это позволило бы сократить количество пожаров в стране (если я правильно знаю, в Европе почти везде используются плиты с таймером, а в России это, к сожалению, большая редкость).

И таких простых вещей много. В июне мы говорили о том, что большую часть мелких проблем можно решить малым количеством мелких же усилий, а это уже освободит руки, чтобы справляться с большими проблемами (которых мало, но они и требуют заметных стараний). Глупо сосредотачиваться только на подстилании себе соломки «как бы чего не вышло», но закрываться от массовых мелких глупостей, которые отнимают массу сил - это очень правильная затея. Кстати, об этой заметке: Яндекс исправил ошибку, о которой там идёт речь - всё не зря :) Может, у Лебедева начали пользоваться валидаторами какими-нибудь...

И в этой же заметке я хочу порекомендовать ещё две статьи:

- Почему в книжных магазинах не продают книги? - понятный ответ на вопрос, терзающий последние годы.

- О тех, кто считает себя эгоистом - коротко и очень содержательно. Мне кажется, стоит прочитать.

Хорошего дня!

20 окт. 2008 г.

Услугу оказать, нельзя отказать!

Сегодня рассмотрим тип бизнесов, которые вынуждены оказывать свои услуги бесплатно. И умудряются получать с этого странно дела прибыль.

Итак, все привыкли к тому, что если для оказания дорогостоящей услуги малому количеству людей приходится хорошо вложиться, то это нормально (пример - покупка маленьких клочков земли у группы удачливых дачников перед строительством гольф-клуба).

Но бывает наоборот: услуга дешёвая, но чтобы её оказать всем желающим (которых много), приходится поработать с несколькими людьми. Самая простая иллюстрация - установка железной двери на подъезд. Обычно жильцы всего нескольких квартир говорят, что им не нужна новая дверь с домофоном. И тогда компания-установщик принимает решение оказать этим отказавшимся квартирам «бесплатную» услугу (за счёт жильцов других квартир).

Это не такая редкая ситуация, как кажется. Например, два раза в год ко мне в квартиру стучится хмурый человек, представляющийся сотрудником компании, обеспечивающей кабельное телевидение в моём доме. Он спрашивает, отключить ли мне дополнительные 50 каналов, которые были доступны мне в течение тестового периода, или оставить как есть (и заключить со мной договор на оказание услуги). Я телевизор практически не смотрю, поэтому честно говорю, что можно отключать. Но, естественно, никто ничего отключать не собирался. Потому что ради нескольких людей, которым кабельное телевидение не нужно, тянуть отдельный провод с маленьким количеством каналов не очень выгодно. Я бы сказал, это вообще не выгодно - покупать оборудование, провода, оплачивать работу, подключать, тестировать, чтобы убедиться, что всё работает. Ясно, что им проще оставить как есть, продлив «тестовый период» ещё на 6 месяцев. Лучше они потом ещё раз предложат мне подключиться к платным каналам.

Эту ситуацию надо хорошо понимать обоим сторонам:
- Бизнесу не надо переживать, что услуга оказана бесплатно. Иногда люди странным образом изводятся от этого, называя мир несправедливым, периодически порываясь вообще разорвать контракт со всеми, лишь бы отдельным товарищам не досталось что-то бесплатно. Но это чистый непрофессионализм! Надо помнить о приоритетах - бизнес должен смотреть на прибыль, а не переживать детские эмоции.
- Клиенты тоже должны понимать, что если им что-то не нужно, то и не надо за это платить. Даже если им это дают бесплатно, то не стоит испытывать чувство вины и прочих глупостей. Захотел - купил, не захотел, но получил - не страшно. Помните, что если бизнес что-то делает, то это ему выгодно (или он скоро исчезнет).

Желаю вам хорошей недели!

17 окт. 2008 г.

Как стать миллионером?

После недавней темы экономического кризиса улыбнёмся, ведь пятница успешно пришла, обозначив перспективы двух замечательных выходных дней. А сегодня будет мысль об ошибках в прогнозах.

Но сначала ответ на ответы об извечном вопросе миллионов. Последние десятилетия мировая общественность завалена преимущественно американскими книгами «Как стать кем-нибудь?» или «Как достичь чего-нибудь?». Обычно эти талмуды посвящены успешности и богатству, что как раз естественно - проще всего с людей снять деньги, пообещав им ещё больше денег.

Итак, как пишутся такие книги?

А очень просто: опрашиваем большую группу таких людей, которые уже стали теми, про кого пишем (добились того самого успеха, о котором планируется трактат), выясняя:
- что они обычно ели на завтрак,
- была ли у них тройка по географии,
- какого цвета были обои в их детской,
и так далее.
После этого собирается толстенный труд, содержащий перечисленные статистические сведения. Ещё могут быть отдельные комментарии опрошенных о том, что им кажется самым важным в их жизни, что по их мнению подтолкнуло их к успеху, что они порекомендуют делать всем, кто желает преуспеть.

Понятно, что затея довольно пустая, ведь не проводится подсчёт людей, которые действовали таким же образом, как опрошенные, но успеха не достигли - а это могло бы быть очень интересно. Обычно такой анализ проделать очень трудно (надо опрашивать очень много людей, не достигших успеха). Но можно легко увидеть, как такие авторы облажались, если их прогнозы сделанны в прошлом.

Есть, например, автор Джим Коллинз, который в соавторстве с разными людьми ваял подобные книги и разъезжал по планете с семинарами «как строить бизнес». В том же труде «Построенные навечно» («Build To Last»), авторы (кроме Коллинза там был ещё один пророк Джерри Поррас) анализировали пару десятков компаний, которые
1) уже существуют на рынке долго (более полувека с запасом),
2) показывают прибыльность ощутимо выше рынка (средние показатели за время существования).

Казалось бы, хорошие критерии для отбора и анализа (авторы книг «Как стать миллионером» тоже выбрали миллионеров для опросов). Можно поразбираться, что же эти компании делали такого хорошего, чтобы делать так же, как и они (и преуспеть). Кстати, это авторы как раз это проделали, предложив 6 волшебных правил (и нормально на этом заработали, проводя дорогие семинары по всему миру).

Но книга была издана в 1994 году, а уже в 2004 можно было увидеть, что половина из проанализированных компаний растёт медленнее рынка! Это выглядело, как будто найденные волшебные правила не работают.

Мы с вами понимаем, что если бы авторы выбирали бизнесы по этим же критериям за меньший период, то подходящих компаний было бы больше. Просто со временем происходит фильтрация - часть ранее успешных компаний начинает замедлятся (убедиться в этом легко: из списка компаний 1957 года S&P500 до 1997 года дожили только 74 - это значит, что большинство крупных бизнесов не может продержаться даже 40 лет). И это вполне нормально. Конечно, если не делать лишних выводов на основании свойств тех счастливчиков, которые хороши именно сейчас. Для подобных прогнозов жизнь сама доказывает их несостоятельность, ведь они сделаны на основании неполного анализа.

Такие книги напоминают результаты опроса «как выиграть в лотерею», проведённого среди выигравших, например, более миллиона. Можно узнать что-то забавное, но это не поможет выиграть в лотерею самому.

Ирония судьбы состоит в том, что в подобные книги иногда попадают полезные сведения: «чтобы выиграть в лотерею я купил лотерейный билет» или «начав как следует думать и прикладывать усилия, я смог основать бизнес, принёсший мне первый миллион».

Увы, несмотря на всё это, многие надеются, что кто-то им покажет волшебный список правил, который сразу сделает их успешными и счастливыми.

Хороших выходных!

15 окт. 2008 г.

Понятно о кризисе

Все накрылось медным тазом.
Но покуда тлеет разум
Ощущения конца
Все же нету до конца.

(c) Игорь Иртеньев


Предлагаю короткий взгляд на то, о чём все говорят, но мало кто понимает. Сейчас многие заголовки газет содержат красивое сравнение «пожар кризиса», поэтому расскажу одну старую историю, в которой это сравнение имеет особый смысл.

Пожар в Йеллоустоунском заповедникеВ Йеллоустоунском заповеднике была организована очень хорошая пожарная бригада. Создателям было очевидно, что все пожары опасны для природы, поэтому с ними боролись как могли (а тогда многое могли). Сделали три пожарные вышки, постоянно дежурили профессиональные пожарные и добровольцы и так далее. Ежегодно удавалось потушить несколько десятков пожаров на территории парка.

И продолжалась эта идиллия до лета 1988 года. За десятилетия систематического тушения всех пожаров скопилось много сухой древесины... (речь о той куче веток, которая должна была быть уничтожена мелкими пожарами) Ясно, что когда она загорелась как следует, то потушить это было невозможно всеми силами страны (тем более, лето выдалось очень сухим).

Пожары в парке прекратились только осенью - когда пошли дожди, всё потухло само. В то лето были огромные потери: самый страшный день (20 августа) привёл к выгоранию 610 квадратных километров леса (!), пытаясь остановить пламя, погибли несколько пожарных, ущерб от пожара превысил 120 миллионов долларов (в 1988 году это была более заметная сумма, чем сейчас). За всё лето пожары уничтожили более трети заповедника (до сих пор можно видеть их следы).

Полагаю, аналогия ясна. Если у нас сформировано огромное количество институтов, которые не дают выгорать неэффективному бизнесу, поддерживают кучу паразитических систем, висящих на шее у реального сектора, то рано или поздно это всё сгорит. Какой бы благородной не казалась идея о поддержании всех и вся, есть в ней и понятная опасность. Если «сухой древесины» будет слишком много, то и крепкие деревья, стоящие по пояс в таком валежнике (а то и скрытые с макушкой) не смогут выстоять, а спасти их будет очень трудно - температура горения и скорость распространения огня в сухой древесине очень высоки, а «пожарных» на всех физически не может хватить (да и воды не хватит).

С тех пор в Йеллоустоунском заповеднике пожарные не только не тушат естественные пожары (тушат только начавшиеся по неосторожности туристов или опасные для строений), но даже иногда проводят плановые поджоги, чтобы избежать проблем в будущем. Иногда нужны такие серьёзные потрясения, чтобы все поняли, что хватит пытаться останавливать все негативные тенденции. Между массивами деревьев должны быть просеки, чтобы пожар не мог распространиться на весь лес.

Теперь совсем по делу: предсказывать экономические события - крайне странное занятие. Ведь если много участников рынка узнают что-то о будущем, то все они хором начинают использовать полученную информацию, что приведёт к изменению этого самого будущего (если хочется запутаться в этой мысли, то можно подробнее почитать о теоремах Такенса, Доу, Гафурова и другие материалы вокруг таких имён).

Другими словами, предсказание может сбыться при одном условии - если о нём никто не знает. А если знают многие, то оно не сбудется, а знающие о нём проиграют (потому что будут действовать в соответствии с ним). Но причина поражения не будет всем очевидна, поскольку абсолютно разные объяснения одного события могут выглядеть совершенно правдоподобно. Когда крупные игроки видят, что большинство до чего-то догадалось, то они начинают играть на рынке с учётом этого - то есть, самые «умные деньги» играются хотя бы на одну ступеньку сильнее большинства, что позволяет им ощутимо быстрее расти. Это я к вопросу о доверии словам аналитиков (и, само собой, вообще всем словам, в том числе написанным в этой заметке).

Теперь давайте ответим на вопрос, почему Баффет сейчас вложил столько средств в покупку американских компаний. Что он такое понял про экономику ближайших месяцев, что сделал этот шаг?

Нам повезло жить в удивительное время, когда много людей разом осознало масштаб необоснованности своей самоуверенности (кстати, это может быть самым позитивным результатом кризиса). Желаю вам достаточного количества мудрости и сил, чтобы прожить эту эпоху, глядя на всё вокруг с интересом, а не с отвращением!

14 окт. 2008 г.

Решение задачи о взвешиваниях

В августе мы решали задачку о взвешиваниях (если помните, надо было найти минимальное количество гирек, чтобы отмерить любой целый вес от 1 до 40 килограммов чашечными весами). Тогда я подробно рассказал оценку минимума, но очень коротко прошёлся по построению примера, его реализующего. Месяц назад в комментарии к той заметки был задан вопрос, как найти такое решение, не проводя большого перебора. Увы, я тогда не смог сразу ответить (помешало большое количество других дел), поэтому отвечаю сейчас.

Когда мы поняли, что одна гирька x килограммов позволяет нам отвесить -x, 0 и x килограммов, то сразу же пробуем понять, что это значит для гирьки массой 1 килограмм.

Оказывается, если у нас есть гирька в один килограмм, то мы можем отвесить -1, 0 и 1 килограмм - это три веса «подряд». Теперь, если мы добавим ещё одну гирьку массы x, то мы сможем измерять не только вес x, но и x-1 и x+1 (то есть, гирька в один килограмм увеличивает «наш обзор» в три раза). Само собой, ещё мы сможем измерить -x-1, -x, -x+1, -1, 0, 1. В такой ситуации вполне естественным ходом было бы попробовать взять гирьку весом 3 килограмма (чтобы не было разрывов между этими тремя покрытыми интервалами).

Смотрите сами, мы покрываем так сразу девять весов подряд:
-3-1, -3, -3+1,
-1, 0, 1,
3-1, 3, 3+1.

Далее, раз мы уже покрыли 9 весов подряд, хочется добавить гирьку 9 килограммов, чтобы «сдвинуть» этот ряд дальше (но не создать разрыв). Легко видеть, что это позволяет покрыть все веса от -9-3-1=-13 до 9+3+1=13 - 27 весов. Когда мы возьмём гирьку 27 килограммов, то увидим, что можем измерить всё от -40 до 40 килограммов. Хоть отрицательные веса нам не интересны, с задачей мы успешно справились:
- доказали, что меньше четырёх гирек для выражения любого целого веса от 1 до 40 килограммов не хватит,
- предъявили такой минимальный набор из четырёх гирек.

Есть одна тонкость: это решение удалось построить так легко, потому что был правильно угадан вес самой лёгкой гирьки (1 килограмм). В некоторых задачах такое предположение не позволяет получить хороший пример, поэтому приходится пробовать с другими весами (2, 3...). Задачи такого типа часто решаются интуицией, а её можно развить только победив несколько десятков задачек. Успехов вам в этом!

13 окт. 2008 г.

Прививка

Как защитить ребёнка от жуликов, очень убедительно ему рассказывающих, что он вот-вот выиграет много-много, если ещё попробует?

Да тем же самым способом, которым некоторые спасают свой организм от традиционных зимних инфекций - сделать прививку (не будем в этой теме заводить дискуссию о правильности прививок от мелких болезней, которые можно перенести самостоятельно).

Одна моя знакомая лет 20 назад приехала к своей маленькой племяннице (ребёнку было где-то 4 года). Сначала они встретились у общих друзей, чтобы хорошо пообщаться. Маленькая девочка уже любила играть в карты, поэтому радостно прицепилась к новому человеку с предложением сыграть.

Сначала гостья несколько раз специально проиграла какие-то копейки, чтобы ребёнок мог купить конфетки, когда захочет. Но девочка не унималась - почувствовав, что всё время выигрывает, она просила сыграть ещё и ещё, предлагая увеличить ставки.

И тут моя знакомая поняла, что это лучший момент для прививки. Быстро отыграв все деньги обратно (просто перестав поддаваться), она стала требовать продолжения игры. Девочка не знала, что предложить (своих денег у неё больше не было), поэтому её «добрая тётя» сказала, что можно сыграть на юбку. Девочка очень надеялась отыграть часть денег, поэтому согласилась.

До дому четырёхлетнему ребёнку надо было идти пешком минут 10 без юбки... Страшного в этом вроде бы ничего не было, да и людей на улице не много. Но девочка хорошо прочувствовала, как она теряет способность адекватно мыслить, погрузившись в игру. Почему я в этом уверен? Да потому что эта девочка, когда видит свою тётю, говорит ей спасибо за «ту игру». Она, оказывается, до сих пор хорошо помнит все те свои переживания, а главное - те свои изменения.

Конечно, не для всех детей такое жёсткое воздействие будет хорошим решением. Но мысль состоит в том, что лучше учиться на мелочах в тепличных условиях, чем получать во взрослой жизни по полной программе.

Однажды вполне взрослый школьник (лет 9-10) воспользовался сотовым телефоном зазевавшейся матери, чтобы позвонить в телевизионный лохотрон (в них обычно дают простое задание, например, вычислить количество букв в слове «лох», но, судя по телевизионному эфиру, «почему-то» никто не звонит, чтобы выиграть сто-тысяч-миллионов). Когда он позвонил, надеясь бодро сказать «три», автоответчик ему объяснил, что «все операторы заняты, поэтому послушайте музыку», потом «мы вас вот-вот выпустим в эфир, одну секундочку, послушайте ещё музыку», но потом связь неожиданно прервалась. А за услуги связи со счёта было списано две тысячи рублей (очевидно, если организаторы таких шоу не будут брать больших сумм с доверчивых игроков, то они просто не смогут выкупать так много эфира в хорошее время).

Итоги:
- ребёнок нарушил запрет (когда он ранее просил разрешения позвонить, родители ему объясняли, что выиграть там невозможно, а вот денег такой звонок будет стоить очень серьёзных),
- семья потеряла 2000 рублей,
- поэтому ребёнок был наказан на эту же самую сумму.

Другими словами, ему ещё несколько месяцев не покупали всякие «нужные» вещи вроде шоколадок и мороженого, билетов в кинотеатр и так далее, просто списывая долг (фактически, не давая ребёнку почти ничего из ненеобходимого). Жестоко? Да, для каких-то детей это слишком тяжело. Но в данном случае родители были уверены, что всё будет нормально. И этот школьник всё понял, поэтому с тех пор не верит во все остальные халявы. Как видите, прививка опять сработала.

Очень важно понимать, где та грань, через которую нельзя переступать, помогая понять мир данному конкретному ребёнку. Если быть слишком жёстким, то прививка приведёт к болезни. Но если детский мир никогда не омрачался неудачами, то только наивный человек будет надеяться на мудрость повзрослевшего человека.

Детям надо падать, чтобы потом уверенно ходить в зрелости.

7 окт. 2008 г.

Второй раз

Бывает деятельность, детали которой невозможно изучить заранее. Можно многое прочитать, наслушаться рассказов опытных людей, поглядеть мастеров за работой, но всё это не позволит получить полного понимания. Примеров такой деятельности много: преподавание в школе и воспитание детей, ведение переговоров и подбор кадров, спортивные и интеллектуальные состязания....

Рано или поздно, придётся сделать первый шаг - попробовать себя в новой деятельности первый раз. Это очень интересно и немного страшно, поскольку отчётливо ощущаешь, как приходится экстренно разбираться в каждой ситуции «на лету», как постоянно рискуешь, делая новые для себя вещи. И главная польза от этого - получение опыта. Ещё многократно будут совершаться ошибки, но каждый раз они будут всё сложнее и незаметнее.

Для меня раньше самым сложным было следующее: справиться с таким «новым делом» второй раз. Первый раз точно знаешь об отсутствии своего опыта, поэтому и не ожидаешь, что всё пойдёт как по маслу. На второй же раз уже что-то понимаешь: какие ошибки были ранее, чего было сделано зря, а чего не хватило. И возникает иллюзия, что если всё делать как в первый раз, но исправить уже понятые недочёты, то станет лучше. Если бы речь шла о простых вещах, то так бы оно и было, но эта заметка о сложных случаях.

Оказывается, второй раз всё складывается совсем иначе - события развиваются по абсолютно новому сценарию, которого просто не ожидал. Поэтому совершать старые ошибки не удастся даже при всём желании, а вот наделать незнакомых новых - запросто. Надо настроиться, что во второй раз тоже может всё сложиться не совсем идеально (на то оно и сложное дело, что его невозможно полностью освоить - тем более, за один раз). Надо понимать, что это совершенно нормально, что всё идёт не так, как ждал. Надо быть крепче.

Когда выпускаешь свой первый класс, то думаешь, что в следующий раз всё будет лучше - но так не всегда получается. Более того, даже у очень опытных педагогов бывают сложности.

Когда второй раз в жизни выходишь на площадку в каком-либо чемпионате, то надеешься сыграть лучше, чем в первый раз (ещё бы, многое успел осознать), но и это удаётся не всегда. Вроде бы опыта добавилось, но соперник предложил новую манеру игры, что расшатало и без того сильные эмоции. И у сильнейших игроков иногда бывают детские ошибки на важных играх.

Рождение второго ребёнка, как я понимаю (пока такого опыта не имею) - это вовсе не повторение сценария с первым. Всё может быть очень неожиданно: совсем другие проблемы, другие болезни, другое развитие... Иметь опыт с первым ребёнком полезно, но вопросов со вторым может быть не меньше.

И продолжать этот ряд можно долго: второе место работы, покупка второй машины, написание второй книги... Самое главное - понимать, что сложное дело невозможно изучить полностью, поэтому не надо:
1) надеяться, что опыт первого раза очень поможет во второй раз,
2) думать, что раз всё легко прошло однажды, то и всегда так будет,
3) переживать из-за неудачи (если она последует).

Пусть у вас всё будет хорошо в простых и сложных делах!

6 окт. 2008 г.

C днём учителя!

Здравствуйте!

Радуга - вид с Эйфелевой башниЯ вернулся из дивного места, но сейчас не имею сил и времени рассказывать подробнее. Хочу извиниться перед всеми, кому на этой неделе не ответил в комментариях или на почту - совсем не было такой возможности (я говорил, что меня не будет). В ближайшие дни разберусь с этим.

В воскресенье мы вспоминали учителей, которые сделали для нас что-то особенное, смогли так нас поменять, что мы остались довольны. Такое тонкое воздействие - это искусство, которое нельзя так просто получить из рук в руки, ведь даже если очень системно работать, то может просто «не сложиться».

Поэтому я предлагаю поздравить
1) всех гениальных учителей и
2) всех тех, кто стремиться стать ими, понимая, что это сложнейшее дело, успеха в котором достигнут лишь единицы - понимают, но стремятся изо всех сил.

Пусть им чаще везёт!

2 окт. 2008 г.

Интересное в июле

Предлагаю новым подписчикам ознакомиться с июльскими материалами блога:



Если всё идёт хорошо, то скоро вернусь :)
Хорошего вам окончания недели и выходных!