Сегодня рассмотрим тип бизнесов, которые вынуждены оказывать свои услуги бесплатно. И умудряются получать с этого странно дела прибыль.
Итак, все привыкли к тому, что если для оказания дорогостоящей услуги малому количеству людей приходится хорошо вложиться, то это нормально (пример - покупка маленьких клочков земли у группы удачливых дачников перед строительством гольф-клуба).
Но бывает наоборот: услуга дешёвая, но чтобы её оказать всем желающим (которых много), приходится поработать с несколькими людьми. Самая простая иллюстрация - установка железной двери на подъезд. Обычно жильцы всего нескольких квартир говорят, что им не нужна новая дверь с домофоном. И тогда компания-установщик принимает решение оказать этим отказавшимся квартирам «бесплатную» услугу (за счёт жильцов других квартир).
Это не такая редкая ситуация, как кажется. Например, два раза в год ко мне в квартиру стучится хмурый человек, представляющийся сотрудником компании, обеспечивающей кабельное телевидение в моём доме. Он спрашивает, отключить ли мне дополнительные 50 каналов, которые были доступны мне в течение тестового периода, или оставить как есть (и заключить со мной договор на оказание услуги). Я телевизор практически не смотрю, поэтому честно говорю, что можно отключать. Но, естественно, никто ничего отключать не собирался. Потому что ради нескольких людей, которым кабельное телевидение не нужно, тянуть отдельный провод с маленьким количеством каналов не очень выгодно. Я бы сказал, это вообще не выгодно - покупать оборудование, провода, оплачивать работу, подключать, тестировать, чтобы убедиться, что всё работает. Ясно, что им проще оставить как есть, продлив «тестовый период» ещё на 6 месяцев. Лучше они потом ещё раз предложат мне подключиться к платным каналам.
Эту ситуацию надо хорошо понимать обоим сторонам:
- Бизнесу не надо переживать, что услуга оказана бесплатно. Иногда люди странным образом изводятся от этого, называя мир несправедливым, периодически порываясь вообще разорвать контракт со всеми, лишь бы отдельным товарищам не досталось что-то бесплатно. Но это чистый непрофессионализм! Надо помнить о приоритетах - бизнес должен смотреть на прибыль, а не переживать детские эмоции.
- Клиенты тоже должны понимать, что если им что-то не нужно, то и не надо за это платить. Даже если им это дают бесплатно, то не стоит испытывать чувство вины и прочих глупостей. Захотел - купил, не захотел, но получил - не страшно. Помните, что если бизнес что-то делает, то это ему выгодно (или он скоро исчезнет).
Желаю вам хорошей недели!
Посмотрим на ситуацию не от бизнеса или потребителя материальной услуги (например, железная дверь в общем подъезде), а от "поставщика образовательных услуг", которые и учреждения, и "физические лица" всё чаще предоставляют за плату. Где в названии комментируемого материала (спасибо автору блога за актуальную задачку) ставить запятую тому преподавателю, который взаимодействует с учащимися через Сеть? Если главная мотивация его действий - денежная, то "услугу оказать нельзя, отказать". Но,"отказывая" в образовательной услуге, преподаватель "уходит с рынка", иными словами - подпиливает сук, на котором сидит :)
ОтветитьУдалитьПеревод производства информации (науки, образования) на рыночные рельсы, подобно розничной торговле ширпотребом, поставил базу долгосрочного социокультурного развития в такие невыгодные труженикам этой сферы условия, что за десятилетие "дикого рынка" мы получили то, что имеем.
Сегодня осознание пагубности рыночной конъюнктуры в производстве и распространении знаний приводит ряд авторов и организаций к принципу открытости информации ("услугу оказать, нельзя отказать"). Но потребитель нового поколения уже не ценит то, что предоставляется бесплатно. Где выход?
Vann, Вы затронули сразу несколько вопросов, но на часть из них сами же и ответили.
ОтветитьУдалитьПрежде всего, "производство информации" - это не преподавательская деятельность. Преподаватель, который действительно нужен человеку - внимателен и опытен. И его задача - указать ученику на кратчайший путь, чтобы тот справился со своими проблемами (то есть, преподаватель даёт индивидуальные советы, основанные на постоянном анализе конкретного ученика). Всё остальное - не преподавание, а передача информации. Дело тоже нужное, но совсем другое. Но здесь мы поднимаем другую тему.
Что касается ответа на вопрос, где ставить запятую, то у меня такое грубое видение:
у хороших преподавателей длинная очередь желающих учиться и консультироваться. И у них не стоит проблема отказать данному конкретному ученику или обучить его, потому что всегда приходят именно те, кого устраивают заявленные цены. И такие преподаватели обычно сами начинают вести отбор по исходным талантам ученика (а денежный фактор у них становится несущественным).
Если же мы говорим об "учителях" (специально написано в кавычках), которые читают вслух учебник, принесённый учеником, то проблема острая: полезность их работы мала, а это значит, что их цены все считают завышенными. И они как раз думают, как бы так и цены не опускать, и учеников оставить. Эта классификация звучит грубо (и не покрывает всех случаев, конечно), но показывает грани проблемы, что важно.
При этом я, к сожалению, согласен с Вашей оценкой состояния нашего нынешнего образования. Но это не тема данной заметки. Об образовании на этом блоге мы уже беседовали, в ближайшее время ещё будут о нём заметки (тема тяжёлая, но важная). Я думаю, там мы и продолжим этот разговор.
"Потому что ради нескольких людей, которым кабельное телевидение не нужно, тянуть отдельный провод с маленьким количеством каналов не очень выгодно." - что значит маленький провод? Т.е. по большому и толстому проводу пролазит много разных каналов, а тем, кто не согласен, тянут отдельно тонкий кабель?! :)
ОтветитьУдалитьПаноптикум...
a13x4ndr, дело не в толщине кабеля, а в самом факте существования второго кабеля, подключив который пользователь получит мало каналов.
ОтветитьУдалитьЯсно, что проще плюнуть на нескольких халявщиков, чем закупать дополнительное оборудование.
Просто у нас 1 кабель, по которому передают базовый набор каналов, а за отдельные деньги можно подключить доп. пакеты, без прокладки другого кабеля. Поэтому это было для меня несколько странно.
ОтветитьУдалитьa13x4ndr, я правильно понимаю, что у вас к каждому клиенту идёт индивидуальный кабель? Ведь только так можно рулить количеством каналов, которые сможет получать клиент.
ОтветитьУдалитьА у нас сделано наоборот: один кабель на весь дом + много разветвителей. Соответственно, для обеспечения бесплатного режима (когда мало каналов) нужно провести ещё один кабель.
Да, все правильно. По одному кабелю идет ТВ, интернет и телефон.
ОтветитьУдалитьНабор каналов ТВ можно регулировать как через декодер, так и через интернет. Телефон мы не подключали, хватает мобильников. Я про это вот тут писал: http://zapizki.blogspot.com/2008/10/blog-post_16.html
Есть целое большое направление в экономике, которое процветает именно на бесплатных услугах.
ОтветитьУдалитьВот тут как-то я об этом писал
http://www.prosheprostogo.com/?p=730