31 июл. 2008 г.
Телефон спасения
Итак, в России, если что-то случилось, принято звонить на номера 01, 02, 03 (последнее время вводится номер 001, но судя по всему, не везде он ещё есть). Однако дозвониться до этих номеров с мобильного телефона почти никто не сможет из-за технических особенностей. Поэтому, если что-то произошло, пробуем сделать следующее:
1) Иногда удаётся попасть на нужный номер, добавив дополнительную цифру или символ после двузначного номера - попробуйте позвонить 01* или 011 вместо 01 (я так дозванивался),
2) Иногда помогает набрать код города перед номером службы спасения - вместо 02 можно попробовать набрать 8кодВашегоГорода02,
3) Номер службы спасения 001 вполне может сработать, если ничего не помогает, наберите его (если я правильно знаю, он функционирует пока не во всех регионах),
4) Есть стандарт, по которому сотовые операторы обеспечивают работу номера 112 - позвоните на него, возможно, вас переключат на службу спасения (вроде номер общеизвестный, но не всегда работает),
5) Позвоните своим знакомым, у которых есть стационарный телефон - пусть они позвонят на нужный номер.
Пусть неприятности обходят вас стороной, а эти знания не пригодятся никогда.
Теперь продолжим с задачками на разрезание. Ещё одна задача из сборника Шарыгина представлена справа (если у Вас в rss-читалке не отображаются картинки, перейдите на страницу блога). На этот раз без призов - на интерес :) Но задачка очень симпатичная!
Как обычно, напишите, пожалуйста, в комментариях статус:
1) Решил легко,
2) Решил, но времени ушло много,
3) Уже видел эту задачу.
30 июл. 2008 г.
Постановка: Допинг - зло
Теперь к теме борьбы с допингом в спорте. Каждый год на соревнованиях всё громче слышны голоса представителей антидопингового комитета. И хотя аргументы их очевидны (вполне понятно желание сохранить здоровье спортсменам), зачастую складывается впечатление, что выбранный курс немного странный.
Поймите меня правильно, когда рассказывают жуткие вещи о здоровье спортсменов, которые всего несколько месяцев назад были в потрясающей форме и брали медали, а теперь являются инвалидами на шее своей семьи, то никаких разговоров в защиту допинга быть не может. Но могут быть разговоры против странной борьбы с ним. Конечно, я тоже не поддерживаю доведение здоровых людей до инвалидности, но чтобы судить о запрещённых препаратах, необходимо разобраться, что же происходит в соревновательной деятельности сейчас.
Давайте поймём, а что же такое современный спорт. С молодых лет физически здоровые мальчики и девочки идут в секции, там из них выбирают самых "удачных" - с ними и будут плотно работать. Их специальным образом тренируют, чтобы развить мышцы, нужные для победы в конкретном виде спорта, закачать связки, на которые идёт высокая нагрузка в данном виде спорта, научить накапливать очень много энергии (особенно для передвижения на длинные дистанции), а потом невероятно быстро её высвобождать (особенно в прыжках и коротких дистанциях).
Это всё? Нет! Ещё они привыкают игнорировать боль (почитайте, например, интервью великих пловцов - они говорят, что "быстро плыть - это очень больно"). И это понятно: на соревнованиях надо показывать максимальный результат - организм должен работать чуть мощнее, чем на самой интенсивной тренировке. И эти сверхмощные напряжения весьма ощутимы, но это считается нормальным. Принято, что спортсмен будет терпеть боль, иначе ничего не добьётся (хотя это противоречит заложенным инстинктам - люди стараются избегать боли, чтобы выжить).
А теперь поймём, что делает допинг. Фактически, эти препараты ещё сильнее обманывают защитные механизмы мозга - они позволяют организму перепрыгивать планку допустимой нагрузки (ведь спортсмен подошёл к ней вплотную, да ещё эту самую планку неплохо поднял до этого). Без применения специальных препаратов, добиваться большей мощности тоже можно, но есть свои сложности. Я не биолог, поэтому за точностью формулировок гнаться не буду, но сказать понятно смогу:
1) Если перед соревнованиями спортсмена увезти в горы, то его организм будет вынужден перестроиться на низкое содержание кислорода в воздухе. Если продолжить интенсивные тренировки, то лёгкие спортсмена настроятся на вытаскивание большей доли кислорода из воздуха, а кровь - на передачу большего количества кислорода (вырастет доля красных кровяных телец). Потом, спустившись на соревнования, такой спортсмен будет мощнее, чем до этой процедуры. Но его кровь не будет соответствовать окружающей обстановке - организм со временем выставит правильное содержание клеток в крови (какое и должно быть в этой местности), но это будет сделано постепенно.
2) Если за некоторое время до соревнований у спортсмена сделать несколько заборов крови, а перед соревнованиями влить её обратно (соответственно, забрав немного свежей), то организм "заметит" большую долю повреждённых клеток крови. Это приведёт к тому, что организм начнёт быстро вырабатывать новые на замену. Таким образом, он разгоняется, что позволяет (при правильном подходе) выйти на соревнования в очень хорошей форме. Тоже обман организма, чтобы добиться от него нужных действий.
3) Если за небольшое время перед соревнованиями спортсменка забеременеет, то перестройки в её организме очень положительно скажутся на выступлениях, ведь в этот период организм массово высвобождает резервы, которые просто так тратить не станет. Потом, конечно, приходится эту беременность прерывать, чтобы не ломать спортивную карьеру. И это тоже вполне легальное дело, кто будет запрещать?
И таких "честных" хитростей по обману организма хватает (повторюсь, я не специалист-медик, чтобы внятно объяснить механизмы, но на пальцах примерно понятно). Более того, есть вполне легальные хитрости, которые неспециалисту не понять, поэтому мы их здесь не обсуждаем предметно - главное, что они есть и используются. И чем мощнее воздействие, тем больше вреда можно получить - ведь мы же ещё не всё знаем об устройстве человека.
А теперь давайте ответим на вопрос, чем такие обманы лучше применения допинга. И то, и другое - обман организма, чтобы он выработал чего-то нужного больше (вместо того, что считает правильным). И то, и другое - опасно для здоровья спортсменов. Где та тонкая грань, переступив которую спортсмен становится врагом своего здоровья? Может, эта грань уже находится очень далеко позади? Ведь занявшись профессиональным спортом, человек смиряется с тем, что это вредно и опасно. И если мы признаём это, то стоит ли выдумывать это смешное деление на "легальные хитрости" и "запрещённые, но которые трудно надёжно ловить"?
29 июл. 2008 г.
Задачки на разрезание
Кстати, о лицензионных программах: обращаю ваше внимание на полезную заметку о возврате ненужных программ. В ней автор делится своим успешным опытом возвращения стоимости программ, идущих в комплекте с ноутбуком (а ведь сейчас почти невозможно найти "чистый" компьютер - везде что-то установлено). Оказывается, если правильно действовать, то можно купить ноутбук по меньшей цене (не переплачивая за то, чем вы не собираетесь пользоваться).
Перед тем как предложить вам сами задания, постараюсь настроить на победу (в рамках "спортивной справедливости"):
1. В минувшие выходные в Рио-де-Жанейро наша мужская волейбольная сборная обыграла сборную Бразилии (которой до этого проигрывала). Увы, наша команда не могла сражаться за золото, потому что не справилась с быстрой игрой сербской команды до этого (сербы мастерски играли от края нашего блока, организуя очень скоростные атаки). Но то, что ребята завелись на очередной игре с бразильцами - огромный плюс перед Олимпиадой.
2. Опять же, в эти выходные закончился очередной Тур-де-Франс. Никогда ещё не было такого, чтобы наши спортсмены так заметно участвовали в гонке! Денис Меньшов взял четвёртое место (всего 40 секунд не хватило до пьедестала). Более того, ещё двое наших спортсменов вошли в двадцатку сильнейших! С нетерпением ожидаем появления нашей команды в следующем году :)
3. Наша женская сборная по водному поло выиграла очередной чемпионат Европы, победив сборную Испании в ночь на воскресенье. Что характерно, как и волейболисты, наши девушки победили соперника на его территории (игра проходила в Испании).
А теперь задачки:
(чёрные клетки - это дырки)
Решение задач принимаются таким образом: скачиваете файл с изображением, отмечаете клетки одной из отрезанных фигур для решённой задачи (прямо в задании), сохраняете в формате GIF, после чего отправляете на адрес mytribune AT yandex.ru. Пример решённой задачи показан ниже - полагаю, всё понятно.
Момент решения будет определяться по времени получения письма (дублируйте в комментариях факт отправки решения на почту - пишите, какие из задач смогли одолеть.
Первый, справившийся со всеми тремя задачами, объявляется победителем. Но не отчаивайтесь, если какая-то задачка слишком упирается - отсылайте решение одной или двух.
Удачи!
26 июл. 2008 г.
Шкала радости
А сейчас речь пойдёт о различии шкал восприятия. Мне кажется, это очень важная тема, понимание которой позволяет идти по жизни, не спотыкаясь. Проще всего это можно объяснить на следующих примерах (кому что ближе):
1. "Суровый" начальник входит в кабинет к сотруднику, привычно начиная на него кричать, что надо срочно делать то, то и то. Более того, он обращает внимание на одну очень важную задачу, которую необходимо успеть сделать за ближайшие три часа. Но сотрудник давно думает о чём-то своём, не вслушиваясь - он заранее знает, что им будут недовольны, как бы он ни старался, он знает, что "очень приоритетными" называют все задачи, которые он может делать, поэтому выполняет их в том порядке, который ему удобнее. И особо не торопится, потому что от его темпа не зависит ничего - он всё равно будет виноват. Такой начальник теряет возможность хоть как-то рулить своими подчинёнными, потому что они его давно уже не слышат. Они знают, что все противоречивые требования не выполнишь, поэтому совсем перестали напрягаться. Кто имеет отношение к армии - скорее всего, сталкивался с таким типом взаимодействия: в 19 часов даётся указание расчистить площадку от строительного мусора до 18 часов. Это принципиально невозможно, поэтому вообще никто никуда не торопится - работа длится почти неделю.
2. На скамейке сидит заплаканная девушка, ожидая встречи с молодым человеком. Он приходит, спрашивает, что же случилось, а она отвечает: "Да что ты понимаешь!". Он проявляет настойчивость, стараясь аккуратно понять суть проблемы, чтобы её решить, но не тут-то было - девушка занимает оборону, добавив слёз! Потом выясняется, что причина переживаний - встреча с подругой, которая себе купила "точно такую же блузочку". Конечно, это серьёзная беда, парень смиряется с этим... Но на следующий день он видит те же слёзы - не проходит и двух часов, как он узнаёт, что девушка забыла дома заколку. На пятый день он уже не обращает внимания на эти переживания, зная, что если час-два потерпеть, то всё само пройдёт. Но однажды причина переживаний оказывается настоящей - автоавария с участием родственника. Однако накал страстей получается прежний - максимальный. Молодой человек привычно пропускает мимо ушей все всхлипы и слова - ему уже давно всё равно, он думает, что не сможет это выносить. И он понимает, что дело не в том, что девушка очень эмоциональная (это-то его и зацепило в своё время), а в том, что она чёрно-белая - если всё идеально, то счастливо улыбается, но если хоть малейшая проблемка, то сразу становится безутешной.
3. Кстати, мы здесь не говорим о случаях полного несоответствия шкал. Например, в теме о решении автобусных билетиков я назвал три билета "очень простым", "простым" и "средним", но для кого-то мой "средний" оказался самым простым, а "очень простой" - самым трудным. Но этот пример ещё и показывает характерный сдвиг шкал - я имею большой опыт решения автобусных билетиков, поэтому очень многие задания считаю простыми, хотя их можно ещё долго классифицировать по решаемости. Таким образом, в рамках определённого диапазона я почти потерял способность что-то различать. Аналогичные эффекты проявляются почти во всех областях знания.
В следующей таблице я попробовал представить типичные шкалы людей:
Сразу оговорюсь, что это не какие-то статистические данные, а мои домыслы. И нарисовал я это исключительно с одной целью - показать яркие примеры. Шкалы у людей разные, но понимание этого, к сожалению, является большой редкостью.
Мне кажется, что если иногда вспоминать об этом, то жизнь будет идти гораздо правильнее, потому что почти исчезнут пустые конфликты. Сколько себя помню, всегда было очень легко общаться с другими людьми: в садике, в школе, в универе, с коллегами... И подозреваю, что это связано с тем, что мне всегда была видна не только своя шкала, но и шкала собеседника.
В школьном буфете типичной была фраза "колечки с орешками - полный отстой, который невозможно есть, самое лучшее - шоколадная полоска" - тот, кто в этот момент ел колечко, терялся - он не знал, что его колечко подходит оратору на 99% (а тот это называет "полным отстоем"), поэтому нет резона переживать. И из-за такой ерунды начинались глупые конфликты - росла неприязнь из мелочей.
В той же школе, характеризуя нового человека в компании, могли сказать "он путёвый парень", а потом удивляться пьяной драке с серьёзными травмами - оказывается, пригласивший его почти не знал, просто он про всех говорит "путёвый" (если человек срока за убийство не имеет, конечно). Необходимо чувствовать, что шкала у говорящего очень занижена, да ещё и недетальна - это позволило бы адекватнее понять его заявление.
В универе экзаменатор мог сказать "студент абсолютно ничего не знает" (хотя это была явная "твёрдая четвёрка", которая потом успешно добывалась на пересдаче). А ведь всего лишь надо было понимать, что этот экзаменатор тоже чёрно-белый (умеет ставить "отлично" за идеальный ответ или "неуд" за всё остальное), к нему просто не следовало попадать (а если увернуться невозможно, то нельзя из-за этого переживать).
Один коллега может говорить, что проект на грани провала (как потом выяснится, потому что запас по времени сократился с трёх недель до двух), а другой будет формулировать, что всё хорошо (хотя если вникнуть, то он успеет доделать задачу за 35-40 дней, а крайний срок - послезавтра). Надо знать их шкалы, чтобы по их словам понимать, что имеется в виду. И не будет конфликтов, не будет провалов общих дел. А будет хорошее рабочее взаимодействие.
Примеров может быть много, но полагаю, всё и так понятно. Надо помнить, что всё, что можно оценить, люди оценят по-своему. И с этим ничего нельзя сделать (невозможно заставить всех мерить своим мерилом), надо просто это хорошо знать. Так можно будет дистанцироваться от людей, глядящих на мир через очки, не совместимые с вашими. И, что гораздо важнее, так удастся приблизиться к людям с похожей шкалой радости.
А теперь об обещанном конкурсе: не так давно мы говорили о быстром и безошибочном наборе текста десятипальцевым слепым методом. Если Вы хотите получить этот навык для себя или помочь освоить десять пальцев кому-то из знакомых, то появилась интересная возможность - Вы можете бесплатно получить качественный тренажёр, поставивший руки на клавиатуру тысячам пользователей компьютера от создателя программы "Соло на клавиатуре". Для этого надо первым справиться с интеллектуальным заданием.
Следующая заметка выйдет во вторник (29 июля) в 11 часов по московскому времени. В ней будет предложен очередной яркий класс задач с интеллектуальных боёв - задачки на разрезание. Приведу характерный пример из книги "Математический винегрет" Игоря Шарыгина: надо разрезать по клеточкам на четыре одинаковые части представленную фигуру. Предлагаю справиться с задачкой до конкурса - пусть это будет разминкой.
Вообще, есть различные постановки: "разрезать на две/три/четыре одинаковых фигуры", "разрезать на две пары одинаковых фигур", "разрезать на две/три одинаковых фигуры и составить квадрат" и так далее. Задачи такого типа очень полезны для развития "неожиданного мышления", скорости перебора и интуиции. Во вторник я предложу вам решить кое-что из этого ряда, чтобы получить лицензионную версию программы Соло на клавиатуре 9-ой версии. До встречи!
25 июл. 2008 г.
О важности приоритетов
когда у Вас нет времени,
чтобы решить те проблемы,
которые отнимают у Вас все время?
Если предстоит дело, которое займёт считанные 20 секунд - 2 минуты времени, то его надо сделать сразу же, а не откладывать. Потому что, отложив решение этой задачи, мы будем несколько раз в течение дня вспоминать о ней (прикидывая, чем оптимальнее сейчас заняться), потратим время и силы на занесение её в список дел на сегодня (если ведём такой), несколько раз напряжёмся на вспоминание деталей мероприятия и так далее. И всё это съест времени и сил гораздо больше, чем требуется, чтобы справиться с этим делом. Другими словами, устранимые расходы не должны превышать сам объём задачи. Более того: устранимые расходы надо уменьшать до тех пор, пока силы на их сокращения не начнут превышать размер этих расходов.
Именно об этом я думал, когда заходил толкаться в очередях в поликлинике на этой неделе. Ведь ясно же, что бОльшая часть людей хочет получить очень маленькую часть внимания врачей. То самое правило 80-20: 20% времени врачей уходит на обслуживание 80% пациентов. В моём случае всё было очень просто: надо было периодически заходить на перевязку, а потом вовремя снять шов (его наложили в травмпункте - кстати, сделали всё очень быстро и здорово - там обслуживают только свежие травмы, поэтому очередей почти не бывает).
Но поскольку "сейчас лето", то из четырёх врачей этого направления остался только один. Поэтому, посещая поликлинику в разные дни, я сталкивался с очередью длиной от 40 до 70 человек. Один раз даже честно почитал в очереди книжку 30 минут - прошло полтора человека (двое вошли, один вышел). Стало очевидно, что прорываться через такие толпы имеет смысл, только если есть какая-то очень серьёзная проблема... Бедные мамаши, которые привели детей с загипсованными руками и ногами, оттесняли здоровенных мужиков (тоже в гипсе) от заветной двери - это бой не на жизнь.
Поэтому логично, что перевязку я себе проводил дома - это простое дело, если организм здоровый. Но надо было когда-то снять шов, ведь для этого нужны инструменты и опыт. Поэтому через 5 дней я зашёл в платную клинику, когда почувствовал, что "пора". И оказалось, что они всё сделали за 100 рублей и 5 минут. Открыли на моих глазах чистый комплект инструментов (программа "антиспид" или что-то такое), минутку провозились над швом, после чего пожелали удачи. Кстати, поэтому я рекомендую с мелочами ходить именно в платные клиники - это достаточно дёшево, но ощутимо быстрее и проще.
Если я правильно понимаю, проблема поликлиники в том, что они не могут нанять дополнительную пару медсестёр на обслуживание "простых случаев" (которых большинство) - это бы ощутимо сократило очереди и разгрузило специалистов (потому что к тем попадали бы только сложные больные).
Аналогичные проблемы мы видим в салонах бытовой техники - вечно нет продавцов, но присутствует толпа "менеджеров по кредитам" (кому они нужны в таком количестве?). Аналогично в ОВИРах - половина очереди стоит лишь для получения бланков. Если бы было отдельное окошко для этого, очередь заметно бы укоротилась (хорошо, хоть некоторые догадываются делать ксерокопии бланков у уже взявших) - я в своё время скачал из интернета. Аналогично во многих заведениях общепита - быстро проходишь раздачу (там несколько девочек быстро раскладывают еду), но застреваешь на кассе (очевидно, туда сажают самую медленную сотрудницу). То же самое в банках - самая длинная очередь к окошку, где принимают платежи по кредитам (процедура простая и быстрая), если сделать ещё одно такое окошко, то можно вообще избавиться от этой толпы в зале.
И продолжать можно очень долго.
Ставьте правильные приоритеты! От этого мир станет лучше.
Хороших вам выходных!
22 июл. 2008 г.
Доведение до ...убийства
Наверное, многие слышали эту "новость" в разных интерпретациях. В нескольких репортажах даже было сказано, что на этом вокзале из всех касс последнее время работала только одна (ещё бы, лето - период отпусков и у кассиров тоже), что многие проводили по 40 минут, пихаясь локтями в дикой толпе, чтобы купить себе билет на электричку! Но почему-то нигде не было внятно произнесено, что в этом "хулиганстве" с травматическим пистолетом виновата и железная дорога тоже.
Здесь даже умысел какой-то увидеть нельзя - мужчина заведомо совершал идиотский поступок: калечил другого человека, наживая себе проблем, но не получая никакой пользы. Никакими длинными очередями, никакой жарой, никакой спешкой нельзя оправдать глупость человека, который стал стрелять в женщину, сделавшую ему замечание. Но когда вполне состоятельная организация (а по шикарным ремонтам вокзалов в России легко видеть, что железная дорога сейчас не бедствует) создаёт людям очень тяжёлые условия "просто так" (нанять ещё двух кассиров - не самое трудное дело!), это не лезет ни в какие ворота.
До чего дошло - некоторые из-за этого случая стали говорить о необходимости запрета травматического оружия! Да что это изменит? Если бы не было у этого мужика пистолета, то приложил бы он женщину головой об пол или ещё как-нибудь - тоже травма (может, и ещё тяжелее). Дело в том, что он не смог себя контролировать (как и многие срываются, если их загонять в угол), а не в наличии оружия. Нормальные люди не должны порождать нетерпимости вокруг себя, тогда и причин для таких потерь контроля будет меньше. Конечно, надо уметь сдержать свою сильную разрушительную эмоцию - над собой надо работать. Но и не надо специально провоцировать окружающих людей на проявление негатива. Если бы был простой способ приобрести билеты через автоматическую кассу, через интернет, через СМС-сервис или ещё как-то, то очередь была бы короче, а проблем меньше. И должны быть люди, которые об этом думают.
Кстати, об ограничении оборота оружия - предлагаю интересную статью о том, как маленькая группа людей смогла разоружить Англию, ощутимо повысив в ней уровень преступности. Взгляды на этот вопрос могут быть разные, но статья познавательная.
21 июл. 2008 г.
Надо ошибаться!
Поэтому, когда я вчера допустил техническую ошибку, двигаясь на велосипеде (поцарапал чуть-чуть асфальт :), то очень обрадовался. Ещё бы, я уже больше года не проверял адекватность реакций при сложном раскладе (не подтверждал свои правильные навыки для себя же). А тут опять были эти волшебные ощущения "замедленной съёмки" (важно, что никакой паники и лишних движений):
1) постепенная потеря контроля над велосипедом,
2) ясное понимание, что 200 метров дороги сзади чисты (ни одной машины), поэтому надо приземляться не быстро, а мягко,
3) медленное и аккуратное отталкивание велосипеда в сторону (удалось почти положить его, чтобы ничего не поломалось и не поцарапалось) - это позволяет спокойно сложиться, не боясь покалечиться о своего железного коня,
4) вытянул руки вперёд, чтобы кистями мягко встретить асфальт (чисто волейбольный рефлекс, который здесь шикарно сработал), чуть-чуть оттормозился руками, слегка подбросив переднюю часть тела вверх (потому что под плохим углом "заходил на посадку"),
5) ещё раз прихватил асфаль кистями (тем самым ещё сбросил скорость), продолжил скольжение по нему на груди до полной остановки.
Всё, приземление прошло успешно. Повреждения: грязная майка (всё же на ней пришлось проехаться), царапина на одном колене (не успел его спрятать), царапина на подбородке (не успел достаточно задрать голову, скользя на груди, поэтому слегка разодрал кожу).
Но пользы-то гораздо больше:
1) Убедился, что рефлексы почти всё отработали идеально (в самом деле, приземление получилось очень мягким, хотя ситуация была довольно неприятной),
2) Получил хорошую тренировку, которая сделала организм ещё разумнее (в следующий раз подбородок уже так не подставится, потому что "ему это тоже не понравилось"),
3) Хорошо проанализировал свою техническую ошибку (соответственно, уменьшил шансы следующего подобного падения) - то есть, если бы я тогда смог удержать велосипед, а не упал, то не проникся бы пониманием того, как важно было в той ситуации концентрироваться.
К чему я это говорю? К тому, что надо позволять детям делать ошибки. И чем раньше, тем лучше. В детстве мы с друзьями бегали по крышам гаражей и лазали по стройке. И поэтому я теперь имею большой опыт (на уровне мышечной памяти) выхода из разных мелких неприятностей. Чем позже такой опыт приобретается, тем это происходит болезненнее. Приведу пример: когда я учился классе в восьмом, меня попросили открыть верхнюю створку окна, чтобы наконец подышать весенним воздухом после длинной зимы. Я встал на подоконник, открыл защёлку, после чего начал медленно падать на спину, держа створку в руках. Правильные рефлексы позволили тут же развернуться в воздухе (чтобы встретить пол ногами), удобно перехватить створку (чтобы стекло не разбилось), после чего мягонько приземлиться. Конечно, надо за такое наказывать школу, в которой петли оказались не прикручены (створка держалась только на защёлке), но согласитесь, гораздо лучше выходить из таких ситуаций без травм, чем ломаться, а потом судиться.
Чтобы было хорошо понятно, что я не призываю к безбашенным действиям:
Позавчера в Пензе на тренировке погиб Денис Кудашев (в возрасте 27 лет). Это мастер спорта международного класса по велогонкам на шоссе, трехкратный победитель Кубка Франции, чемпион России, член сборной страны, участник Тур де Франс. Его в этот момент вообще не должно было быть в России, но по странному стечению обстоятельств он не смог вовремя вылететь во Францию - автоавария в Пензе прервала жизнь большого спортсмена.
Вчера (на 15 этапе Тур де Франс), спускаясь с первой горы (на перевале "Col d'Agnel"), Оскар Перейро сломал плечо и бедро. Там очень крутой спуск, очень узкая дорога, крутые повороты (да ещё и невовремя пошёл дождь) - всё это обязывало профессионала перейти в аккуратный режим прохождения трассы. Увидев это падение, все гонщики пелотона ощутимо сбросили скорость (за время этого спуска они на 5 минут отпустили отрыв из четырёх человек, проскочивший перевал до дождя! но все уже понимали, что лучше приехать живым с отставанием).
Риск есть всегда, его обязательно надо правильно оценивать. Но если никогда не позволять себе ничего опасного, то даже при небольших неприятностях (от которых невозможно застраховаться), человек не сможет справиться. И будет тот же негативный результат, только из-за ерунды.
Я не могу пожелать этого всем, потому что не всем это надо. Но если вы хотите стать более устойчивыми, надёжными и уверенными, то я желаю вам падать! И позволяйте делать это своим детям. Падайте вовремя (безопасно и с пользой для своих навыков) и не давайте себе нагрузку больше той, к которой готовы. Как говорят японцы на своих тренировках, нельзя себя жалеть, но необходимо беречь. Удачи!
18 июл. 2008 г.
Полезные подарки
Итак, первая тема сегодня - BookReader. Если человек
1) много читает,
2) хоть иногда жалуется, что глаза устают читать с монитора,
3) страдает от того, что дома много книг, которые уже не станешь перечитывать, но "не выбросить же" (при этом постоянно покупает новые, потому что "долго ждать, когда они в интернете появятся"),
то очень стоит посмотреть в эту сторону.
При выборе устройства важно не сбиться на ложный путь из-за уверений продавца, что "TFT-матрица без подсветки это столь же хорошо, как бумагоподобный экран". Может быть, если мало читать, то глаза с такой матрицей не будут уставать. Но я вижу мелькание на экранах таких "дешёвых" устройств, поэтому не считаю такой выбор допустимым при длительном чтении (по сути, будет так же плохо, как и при чтении с монитора). Потому выбор для меня очевиден - только бумагоподобный экран (ведь мы начали с того, что одариваемый много читает).
Кстати, сделаю небольшое лирическое отступление о том, как я покупал такую читалку электронных книг. Главный недостаток, я думаю, состоит в том, что в комплекте с самим планшетом идёт ещё много ненужных вещей:
1) Отвёртка - вообще-то, чтобы установить аккумулятор, но у меня уже есть отвертка,
2) Card-reader - теоретически понятно, что может возникнуть желание работать с картой памяти, прямо подключая её к компьютеру, но практически - сам планшет хорошо справляется с этой задачей (кроме того, у многих уже давно есть такое устройство),
3) Переходник USB-miniUSB - почти у каждого человека, владеющего фотоаппаратом, mp3-плеером, мобильным телефоном уже есть такой провод (и не один). Зачем и сюда пихать?
4) Плохие наушники. Опять же, производители сотовых телефонов, mp3-плееров, а теперь и book-reader'ов считают своим долгом положить в комплект наушники, которые дают плохой звук и ломаются через неделю. Человеку всё равно придётся покупать нормальные наушники - с какой целью эти кладут в набор?
5) Пластиковая коробочка для SD-карты. Зачем? Ведь можно было сразу поместить карту в устройство, не увеличивая количество лишних предметов.
Все эти мелочи увеличивают стоимость товара и, кроме того, добавляют проблем владельцу, если вдруг что-то сломается. Ведь по условиям гарантии, чтобы товар обменяли, необходимо будет всю эту кучу мелочи сложить в коробочку из-под него (то есть всё это надо где-то хранить, пока не истёк гарантийный срок). Но поскольку "маркетологи" и "экономисты" сейчас правят миром, нам будут продолжать впаривать кучу такого добра "в нагрузку". И это будет называться ростом экономики, а не паразитированием.
Ладно, лирическое отступление закончено. Несмотря на сказанное выше, этим устройством нельзя быть недовольным! Это удобнейшая и нужнейшая вещь - больше не надо так много читать с экрана, потому что можно перелить нужные тексты на BookReader (раньше иногда печатал, но как-то неприятно переводить бумагу на тексты, которые хочешь прочитать один раз). Больше не надо покупать бумажную книгу, потому что можно купить электронную (и места займёт меньше, и стоит дешевле). Ладно, хватит хвалить - кому надо, тот уже понял :) Единственное ограничение у подарка - он относительно дорогой. Поэтому, чтобы не вызывать дискомфорта у счастливчика, которому его вручат, лучше как-то объединиться в большую группу.
Вторая тема - брелок-фонарик. Полная противоположность предыдущему подарку - в том смысле, что в комплекте ничего лишнего: только сам фонарик и бумажка с его названием. Вещь потрясающая - светит очень ярко (научились делать сверхъяркие светодиоды), батарейку он, похоже, вообще мало ест (у меня 4 месяца отработал - никаких признаков голода), удобно крепится ко всему (прищепка вертится во все стороны, держится цепко - железо всё-таки). Главный недостаток - очень трудно найти в магазинах (важно: не покупайте дешёвые китайские фонарики, которые выглядят похоже - они очень тускло светят и очень быстро разряжают батарейки, хотя и стоят в несколько раз дешевле). Я, честно говоря, не представлял раньше, что такие штуки бывают (мне друг подсказал, случайно обнаружив эту дивную вещь). Долго говорить тут не о чем - если удастся найти, то надо покупать (тем паче, что 100 рублей стоит, а пользы с него явно больше).
И третья идея - комплект "доменное имя + хостинг". Если одариваемый не очень близок к интернету, но начал проявлять интерес, то достаточно купить ему доменное имя Фамилия.RU (я бы сказал, это будет "доменная фамилия" :), настроить надёжный хостинг (первое, что надо - создать учётную запись на почтовом сервере Имя@Фамилия.RU), чтобы уже проявилась масса радости. Конечно, всё от человека зависит, но вы только представьте, какие возможности это открывает:
1) Нормальный почтовый адрес - легко запомнить, легко произнести по телефону (от одного этого получается фейерверк восторгов),
2) Нормальный почтовый сервер - всё можно настроить так, как хочется (например, чтобы письма от друзей заведомо не стирались спам-фильтром),
3) Возможность создать свой простой сайт - не на каком-то глючном бесплатном хостинге, а на своём - надёжном, со всеми возможностями установить свои скрипты и работать с БД.
Это может быть очень сильный шаг в сторону освоения интернета (если этого хочется), не заморачиваясь стоимостью (да и деньги там смешные - за 1000 рублей в год можно всё это организовать - можно брать самые дешёвые тарифные планы, так как большой нагрузки на сервер не ожидается).
На этом я заканчиваю делиться идеями успешных подарков, призывая вас продолжить это в комментариях. Хороших выходных!
15 июл. 2008 г.
Неуверенная самоуверенность
то порой кажется, что это поплавок смотрит на тебя.
Везёт мне нынче на странных людей, поэтому продолжим традицию автокомиксов. На этот раз речь о ребятах, которые оптимизируют своё движение не по времени, а по чувству собственной важности. Это, как вы понимаете, бывает не только на дороге, но здесь оно особенно заметно.
Итак, едут по узкой "тропке" шириной в полторы машины два товарища навстречу друг другу - чтобы не путаться, один на зелёной машине, другой - на голубой. Дорога с обоих сторон ограничена забором, поэтому шибко разъехаться у них не получится. Но в заборе есть разрыв (как раз может зайти одна из машин), чтобы пропустить другую. И что мы видим? Зелёная машина обозначает, что повернёт налево, тем самым, пропуская голубую. Но водитель голубого автомобиля включает дальний свет, проезжает чуть-чуть вперёд (блокируя дорогу зелёному), после чего останавливается. Залёный, конечно, посигналил, что мол хорошо бы ему отъехать назад, но голубой проявил принципиальность - включил громкую музыку, помигал фарами, после чего минуты 3 медленно плёлся до ближайшего расширения дороги (потому что зелёный был вынужден красться задним ходом, что не может быть быстро). Водитель зелёной машины понял, что напротив него упёртый человек, которому недавно прищимили его самоуверенность - он хочет отыгрываться при первой же возможности. И готов для этого потерять много своего и чужого времени. Поэтому, ему проще сразу уступить, чем терять время на споры, а уступить уже потом.
Или другой пример: купил человек в магазине нужную ему вещь, пришёл домой, радостно распаковал. И оказалось, что ему достался товар с браком. И это нельзя было обнаружить раньше. Ну он грустный возвращается в магазин (с товаром, упаковкой, чеком и паспортом), но не тут-то было! Выясняется, что в этом магазине замена и возврат товаров проводится только по субботам с 14 до 16 часов. А сейчас как раз среда. И покупателю тоже приходится возвращаться "пятясь" - посещать ещё раз это же место в строго определённое время. Получается, что магазин действует точно таким же образом: 1) и покупателя заставил потерять время и силы на лишние хождения, и 2) себе в убыток поработал - ведь этот покупатель теперь выберет другое место для следующих покупок, да ещё и расскажет всем своим знакомым, куда ходить не надо. Опять же - вред обоюдный, а всё для удовлетворения непонятных эмоций.
И это можно встретить где угодно. Но поскольку есть положительные примеры, то не всё потеряно! За последний месяц мне пришлось дважды менять товар в магазинах - и оба раза всё было безупречно (хотя я слышал от знакомых, что проблемы с этим бывают). Сам факт необходимости что-то менять не очень приятен, но рука не поднимется винить магазин, если он без лишних вопросов (даже без предъявления паспорта) всё обменял или вернул деньги. А с автомобилистами последнее время вообще чудеса - порой такие жесты доброй воли увидишь, что диву даёшься. Кстати, чтобы веселее себя чувствовать, надо стараться ожидать, что всё будет чуть хуже... Тогда, когда всё пройдёт на достойном уровне, будет ощущение приятного сюрприза :) А если вдруг какой провал, то мы к этому были морально готовы. И всё будет хорошо.
А вообще, сегодня отличный день! У меня, например, племянник родился :) Хорошей середины недели и вам!
11 июл. 2008 г.
Кратчайший путь?
Ну да вернёмся к настоящей физике :) Если резко крутануть головоломку, положив её на стол, то "неведомая сила" растащит штыри в разные стороны, освободив детали друг от друга. Решение быстрое и изящное. Немножко потренировавшись, можно делать это у себя за спиной - зажав игрушку пальцами одной руки, резко провернуть второй. Рекомендую эту конструкцию делать самостоятельно (надо деревяшек, 4 толстых гвоздя и клей), но и в продаже такая головоломка встречается иногда.
Теперь к движению по кратчайшей дороге. Недавно мы запустили тренажёр грамотности тся/ться, получили интересные отклики (спасибо всем приславшим замечания и предложения!). Мы стараемся сделать этот проект как можно лучше, поэтому анализируем высказывания о нём на различных форумах. И оказалось, что почти везде есть люди, которые пишут "тренажёр не нужен, потому что правило очень простое". Казалось бы, мы открытым текстом написали, что проблема не в том, что люди не могут запомнить правило (что там запоминать?), а в том, что надо научиться его вовремя применять. Но они упорно говорят "запомните 2 вопроса, что тут сложного?".
Тонкость тут в том, что не всегда решение, которое описывается меньшим количеством слов, является лучшим. В одной книге по педагогике я читал про эксперимент, который невольно провёл молодой учитель математики. Дело было так: в программе было выделено 12 уроков на освоение школьниками квадратных уравнений, но он не понимал, зачем надо так много. И решил справиться за два урока. Прежде всего он написал на доске "ax2+bx+c=0", формулу дискриминанта и корней. После этого предложил детям решать различные уравнения по предложенной схеме у доски (естественно, помогая решить первые примеры). И всё получалось! Весь первый урок дети успешно справлялись с квадратными уравнениями, хотя ещё недавно ничего о них не знали.
На этом уроке присутствовал опытный преподаватель (молодой попросил его оценить удивительную эффективность своей работы). На перемене молодой учитель подошёл к опытному, чтобы получить похвалу за "новаторство". Ведь за один урок удалось достичь того, на что программа выделила целых 12 занятий! И тогда профессионал предложил провести контрольную, чтобы убедиться, что получены твёрдые знания.
Задания были примерно такие (если у Вас не видны формулы, перейдите на страницу блога):
1. ax+bx2+c=0 (просто переставлены слагаемые, но дети не заметили),
2. a+bx+c=0 (простое линейное уравнение),
3. ax2+bx2+cx2=0 (простейшее уравнение),
4. a+bx+c+dx=0 (опять простое линейное уравнение),
...
Вместо a, b, c и d стояли конкретные числа, но натренированные дети надёжно выделяли среди них коэффициенты квадратного уравнения (с уравнением под номером 4 тоже легко справились - просто не стали никуда привлекать коэффициент d), вычисляли дискриминант, находили корни.
Мы видим простые уравнения, которые можно было решить в их возрасте (а часть из них дети умели решать до этого урока!). Но дети путались, не находили связи между тем, что знали до этого урока (тем, чему их учил прежний учитель), и новыми "волшебными знаниями". Тогда стало ясно, что для исправления ситуации надо провести большую разъяснительную работу - разобраться с получившейся кашей в головах. После чего нужны положенные 12 уроков, чтобы понять, как выделять квадрат, какая природа у параболы и так далее.
Это я к тому, что научить даже простой вещи не так легко, как иногда кажется. Иногда для усвоения короткого материала надо прочитать или выслушать много слов и пройти занятия на тренажёре. А иногда достаточно одного озарения - увидеть простое правило если есть мягкий знак в вопросе о возвратном глаголе, то "ться", иначе - "тся". Люди разные, восприятие у всех своё.
10 июл. 2008 г.
Что думать? Трясти надо!
усиленно трясет дерево с бананами, а они не падают.
Тогда первая пытается подсказать: "Слушай,
может, надо подумать? может палку взять в руки?".
А та ей отвечает: «Что тут думать, трясти надо!».
В заметке про хорошие подарки я обещал рассказать о головоломке, которую сделал мне добрый друг. Она имеет прямое отношение к эпиграфу, показывая типичный подход к решению :)
Игрушка состоит из двух одинаковых деревянных деталей. Конечно, изначально виден только собранный крест (и с ним вообще ничего не понятно), но когда "фокусник" за считаные мгновения разбирает его у себя за спиной, то получаем в руки две идентичные детальки. На второй картинке справа Вы можете видеть примерную схему такой детали. В нижней части есть сквозное отверстие, а в верхней - два штыря, которые свободно ходят (на рисунке - влево-вправо), но не выпадают наружу, так как закреплены внутри деревянного корпуса.
В собранном состоянии получается надёжно скреплённый крест, ведь штыри одной детали входят в отверстия второй (и наоборот). И как бы мы ни поворачивали головоломку, если сила тяжести выводит одни штыри из отверстия, то противоположный штырь тут же опускается внутрь.
Предложивший головоломку ждёт минут 15-30, наблюдая за разными махинациями (лишь бы физическую силу особо не прикладывали)... А потом намекает, что открыванию такого креста была посвящена целая длинная тема на уроках физики примерно в 8 классе. Одних это озадачивает, других - раззадоривает. После этого трясти игрушку начинают ещё активнее. В это время и вспоминается какая-нибудь вариация анекдота из эпиграфа.
А теперь, как обычно - опрос. Напишите, пожалуйста, в комментарий один из следующих статусов:
1) игрушку такую давно знаю, в своё время быстро справился,
2) игрушку такую давно знаю, в своё время справился, но пришлось повозиться,
3) первый раз вижу, но понял уже, о какой теме на уроках физики речь,
4) первый раз вижу, ещё не понял принципа открывания,
5) не понял, как устроена головоломка (чертёж и описание не подробны).
Скоро будет разбор этой головоломки. Кстати, она является хорошим подарком ещё и по той причине, что её можно сделать своими руками :)
8 июл. 2008 г.
Тся-ться пиши через "я"!
привычку делить людей на категории, и тех,
кто не имеет такой привычки.
Смысл этой цитаты неожиданный: грамотно писать возвратные глаголы могут все. Но люди делятся на тех, кому неважно, есть ли мягкий знак в слове "получается", и тех, кому он очень режет глаз, не вовремя втиснувшись между «т» и «с».
Небольшое отступление: Эта заметка – не очередная жалоба на проблему, мы не будем сетовать на жизнь и советовать "всем учить русский язык". Вместо этого мы предлагаем работающее и эффективное решение проблемы – разработанный нами интерактивный тренажер.
Итак, многие тысячи людей каждый день натыкаются на раздражающую ошибку, которую очень легко проверить. Особенно неприятно, если такой ляп встречается на хороших блогах, где "не ждёшь пакости". Судите сами, заходим на очень интересный и содержательный блог Not a kernel guy, а нам там с первой же строчки: "Эта неделя началась замечательно, - а именно с безуспешных попыток выяснить, почему валиться билд"... Потом идём на Блог об IT бизнесе, а нам там сразу: "Итак, почему мне это не нравиться?"... Желая отвлечься от технических подробностей, идём к американцу Ромеро, но там та же беда: "стиль их игры ему не нравиться". И это очень распространено! А ведь люди, которым такие ошибки режут глаз, могут разочароваться в этих блогах и больше не захотеть заходить туда.
Что это? Можно сказать, "не нравится - не читай", но согласитесь, здесь иная постановка. Тексты хорошие, интересные, просто автор ещё не знает, как важна эта мелочь для многих читателей. В самом деле, мы же не на форумах лингвистов, где банят на год за пунктуационные ошибки :) Мы нормальные люди. И хотим победить эту беду.
Напомним правило (наверняка вы его знаете): Когда мы пишем глагол, в котором возможно сомнение "тся/ться", то надо спросить себя, а на какой вопрос отвечает этот глагол. Если этот вопрос "что делает?/что сделает?", то и глагол должен быть без мягкого знака ("он качается", "она скоро соберётся?", "мне эти идеи не нравятся", "они же засмеются!"). Если же вопрос "что делать?/что сделать?", то и в глаголе нужен мягкий знак ("уже пора собираться", "как эта идея может не нравиться?", "прекратите смеяться!").
А теперь – самое интересное: почему это простое правило не помогает. Мы спрашивали людей, делающих ошибки, знают ли они это правило. Да, зачастую знают, и признают, что им самим неприятно делать такую ошибку, но они ничего не могут поделать. Дело в том, что человек, пишущий текст, концентрируется не на том, как правильно написать глагол, а на том, чтобы хорошо донести мысль до читателя. И отвлечься на проверку – значит, возможно, потерять мысль. Да и вообще нужно постоянно помнить об этой ошибке и не забывать себя проверять, а это не так просто.
Но откуда берутся люди, которые не ошибаются? Это несложно объяснить – многие из них, например, много читали в детстве, и таким образом выучили правило подсознательно. Именно поэтому им и бросается в глаза неправильно написанный глагол – им не нужно проверять никакие правила, мозг реагирует автоматически, и сами они не делают ошибок. Как же добиться такого же результата людям, которые по каким-то причинам упустили это? Как уже упоминалось, мы не будем советовать больше читать или учить правила (хотя и это все, конечно, тоже дело), но мы предлагаем работающее и эффективное решение в виде интерактивного тренажера, основанного на вручную обработанной нами большой базе цитат из классической литературы.
Идея в том, чтобы развить навык, аналогичный тому, которым обладают люди с "врожденной грамотностью", то есть внести правило в подсознание. Для этого вам потребуется всего лишь выбирать правильный ответ между «-тся» и «-ться» в предлагаемых фразах, но делать это как можно быстрее – вашим результатом будет среднее время, которое вы думали перед ответом на вопрос. Конечно же, ошибки делать не рекомендуется, и поначалу вам, возможно, придётся задумываться «что делать? или что делает?», но через некоторое время вы сможете отвечать автоматически.
Оговоримся, что мы не хотим равнять всех под одну линейку: результаты конкретного человека будут зависеть и от других параметров, таких как скорость реакции или способность к скорочтению. Поэтому здесь важно не то, какого наилучшего абсолютного значения вы добились, а то, насколько вы улучшили ваш собственный результат, а также стабильность хорошего результата. В любом случае, мы будем рады видеть ваши улучшения и результаты в комментариях.
Если у вас сразу не получается отвечать на все вопросы правильно, не расстраивайтесь - мы встроили в тренажер также таблицу рекордов "с ошибками", где вы можете сделать до 3-х ошибок. Тем не менее, не забывайте, что в конце концов важно умение писать без ошибок, и именно результат "без ошибок" – количественная мера того, насколько уверенно вы это делаете. Мы не гарантируем "мгновенный результат", но, вернувшись к этому тренажеру несколько раз, вы и сами заметите улучшения.
Кроме того, если у вас хорошие результаты, вы можете устроить интересное (и полезное!) соревнование с вашими друзьями или коллегами. Например, у меня лучший результат без ошибок – менее 1.5 секунды, а у автора идеи и флэш-приложения 7vies – менее 1 секунды. А на что способны вы?
Сам тренажёр грамотности
Если обнаружите ошибки или неоднозначности, то, пожалуйста, пишите нам (кстати, текст вопроса можно просто выделить мышью, чтобы скопировать в буфер) - мы сразу же всё исправим. Спасибо большое Aamonster и Нихто за помощь в улучшении тренажёра!
Если у вас возникли проблемы с приложением или какие-то вопросы, а также предложения, пишите на адрес mytribune AT yandex.ru, а свои результаты оставляйте в комментариях этой записи.
Для пользователей VKontakte.Ru мы разместили этот тренажер и там, чтобы вы могли добавить его на свою страницу - пройдите по ссылке http://vkontakte.ru/apps.php?act=s&mid=3732937&id=192468.
Добавьте эту страницу себе в закладки:
BobrDobr - RUmarkz - Memori.ru - Проголосуйте за эту заметку на News2.ru и smi2.ru
Вам помог этот тренажер или вы знаете людей, которым он может быть интересен? Разместите его у себя на блоге! Просто вставьте следующий код:
Вы можете сохранить файл swf на свой компьютер (всего 62Кб) или разместить на своём хостинге!
Давайте вместе решим одну из давних проблем рунета, мир станет лучше!
7 июл. 2008 г.
Водонагреватель
Государство не сдаётся - отключили холодную воду...
(с) bash.org.ru
Смириться с тем, что дома нет горячей воды можно, если живёшь один. Но когда дом полон гостей (родственники на лето приехали, например), то необходимость конструкции, схема которой изображена на рисунке, становится очевидной - просто хочется быть гостеприимным.
Важно здесь вот что: горячая вода будет поступать из бака водонагревателя, если есть напор холодной воды (в баке сделана специальная труба для забора воды из верхней части). Смысл конструкции такой: даже если почему-то не будет поступать холодная вода, нагревательный элемент не окажется без воды (и не сгорит, что хорошо). Это значит, что использовать воду в баке невозможно, если вдруг отключат холодную воду.
Кстати, а почему вода не вытекает из бака по холодной трубе (синей)? Потому что установлен клапан-предохранитель - он допускает движение воды только вверх (вторая его функция состоит в сбросе воды, если давление в баке очень высокое - это защита от неправильной эксплуатации). Получается простая конструкция, обеспечивающая нас горячей водой, если есть холодная вода и электричество. Бака на 60 литров хватает, чтобы помыться нескольким людям, все довольны, ура!
Получить такой бак стоит следующих денег:
- 3-4 тысячи рублей за сам бак,
- 500 рублей на шланги и переходники,
- 1-1.5 тысячи за "установку мастером" (очередь на установку почему-то 2-3 недели во всех магазинах, как будто вообще безработица в стране исчезла).
Кран (на рисунке справа) надо прикрутить между баком и клапаном-предохранителем. Обратите внимание, это легко сделать во время установки (пока бак пустой), но сложнее, если внутрь уже запущена вода (придётся всё сливать через клапан - это процедура долгая для больших баков). Дальше просто - прикручиваем на третий выход этого крана (он смотрит вниз-влево на данной фотографии) шланг, второй конец которого отправляем к смесителю.
Что у нас получилось?
1. Полноценный водонагреватель (никакой функциональности мы не потеряли),
2. из которого можно быстро слить воду, не мучаясь с медленным клапаном (даже добавили новую возможность),
3. Большую ёмкость для воды, подключенную к смесителю (а вот это уже здорово!).
За лишние 150-200 рублей на покупку лишнего крана, шланга и переходников (всё это легко выбрать, глядя на стойку сантехнического добра в хозяйственном магазине), мы получили дополнительный комфорт во время аварийных отключений холодной воды. Единственное, что надо помнить, такую воду нельзя пить (из-за защиты от накипи внутри бака), поэтому питьевую придётся добывать дополнительно. Но эта вода годится, чтобы умыться утром, помыть посуду, что-то постирать, можно даже быстро принять душ. Понятно, что 60 литров - это не очень много, если совсем не экономить. Но это очень много, если неожиданно остался без воды. Такая небольшая перестраховка помогает веселее переживать катаклизмы (раз уже в прошлый раз мы говорили про подход МЧС).
Хорошего вам лета! :-)
2 июл. 2008 г.
Метод МЧС
Методом МЧС я называю незамедлительное начало действий, как только мы придумали хоть какое-то решение. Понятно, что спасая людей из под завала, специалист не может тратить десятки минут, чтобы выбрать самый лучший порядок обхода территории (хотя было бы здорово, если бы он мог это сделать мгновенно - так бы удалось больше людей найти за меньшее время). Прибыв на место, спасатель начинает сразу действовать (корректируя свои шаги на основании получаемых данных). Аналогично, пожарные не имеют права долго думать, с какой стороны горящего здания каждому из них следует разместиться - первое попавшееся решение сразу считается хорошим, если не является очень плохим. И его сразу начинают реализовывать, не проводя голосований, не дожидаясь кворума и так далее. У всех есть опыт, все примерно знают, кому что делать - под данный случай подстраиваются в процессе. Любая кризисная ситуация вынуждает действовать молниеносно, ведь каждая минута, потраченная на размышления, уменьшает полезность этого "самого лучшего" решения (потому что оно будет позже).
В современном мире очень интенсивно навязывается "стиль жизни МЧС" (а ведь не всем надо так действовать!). "Не думай, а делай", - часто говорят руководители, призывая подчинённых как можно быстрее переключиться с поиска наилучшего решения на "работу". И часто это приводит к необходимости всё переделывать (из-за чего стоимость задачи ощутимо вырастает). Повезло тому человеку, который это понял рано - многие ошибки не были им совершены по "привычной спешке". Но чаще происходит наоборот: люди не просто отказываются думать, если нашли хоть какое-то решение, но ещё и гордятся этим. Кстати, недавно мы вспоминали типичный пример - некоторых журналистов, принципиально не проверяющих "факты", если уж нашли их.
Я коротко расскажу, как это понимание надёжно пришло ко мне. На одной из игр "Что? Где? Когда?", в которой участвовали команды школьников и студентов, был задан такой интересный вопрос: "что скрыто за белым квадратом на данной картинке Лебедева" (речь о картинке из верхней части этой заметки). Вопрос заинтриговал, потому что было ясно, что в нём есть характерный юмор, а, кроме того, было очевидно, что догадаться очень даже можно.
Один из игроков нашей команды быстро придумал вариант "To: На Берлин!" - нормальный такой заголовок электронного письма. Времени оставалось ещё секунд 30 - думать было можно. Но вариант "To:" уже был, касался очень логичным и правильным. "Думалка" уже отказывалась искать другое решение. Я очень хорошо помню тогда свои ощущения - "что думать? ответ есть - надо сдавать". Потом-то стало понятно, что если бы мы чуть больше напряглись, то догадались бы, что ещё логичнее и красивее выглядит "Re: На Берлин!". Согласитесь, это ещё естественнее. Однако был выбран "очень хороший" ответ вместо "лучшего" - что в данной игре равносильно неправильному.
И тогда стало ясно, что я очень много раз не добивался результата, потому что не допрыгивал совсем чуть-чуть. Если наша задача - найти лучшее решение (и только оно считается достижением), то надо дожимать до максимума. Зачем быстро бежать на вокзал, если поезд успеет отойти на несколько минут раньше? Надо бежать очень быстро (чтобы всё-таки успеть) или не бежать вообще - это имеет хоть какой-то смысл. Я помню это состояние, помню, как хорошо это ощутил. И после этого моя жизнь поменялась. Вроде бы простая вещь, но её надо не просто знать, а чувствовать, чтобы жить иначе.
Хороших выходных!