31 авг. 2010 г.

Интересное в октябре

Добрый день!

Сегодня последний день августа, поэтому мы не только прощаемся с календарным летом, но и вспоминаем некоторые материалы из архива блога - за октябрь прошлого года. В тот месяц мы говорили о треугольниках, логике, здоровье и ненормативной лексике, но начали с детской научной фантастики:

1. Книга «Астровитянка» Горькавого удивительна моментом своего появления. Казалось бы, сейчас распространено мнение об отсутствии спроса на детскую литературу, предполагающую думающего читателя... Но нет, находится человек, который решается написать детскую фантастическую книгу, содержащую массу интересных знаний о физике, биологии, астрономии и так далее. Если кому-то это покажется нудным, то он ошибся книгой. Но я видел детей, которых было не оторвать от чтения этих книг (а автор запланировал трилогию). Есть ли у книги недостатки? Да, конечно: автор - доктор наук, а не писатель, поэтому местами изложение кажется «не очень литературным». Но это мелочь на фоне, например, желания достоверно передать интересные моменты из истории науки.

2. Сомневаетесь в адекватности IQ-тестов? Правильно делаете! В заметке предложены фрагменты из статьи, демонстрирующий ошибки составителей тестов (они сами не смогли правильно решить свои задания). Другими словами, IQ-тест измеряет не развитость мышления, а сходство тестируемого с авторами неверных ответов (максимальный балл можно набрать, если сделать те же ошибки).

3. Прямоугольные треугольники не так просты, как кажется: то у них площадь «плавает», то сумма катетов неожиданно совпадает с длиной гипотенузы. Очевидно, что в предложенных «доказательствах» есть ошибка. Но очень полезно её найти и понять, а не просто отмахнуться от «бреда», так как способность находить ошибки в правдоподобных выкладках нужна при анализе нового знания. Например, недавно в сети появилось очередное доказательство неравенства классов P и NP, которое разослал сотрудник исследовательской лаборатории Hewlett-Packard Деолаликар. Ну а поскольку на данный момент эта задача не является решённой, то и считать данное доказательство верным или ошибочным на основании его вывода нельзя. Остаётся только вникать в сам текст, а это около сотни страниц. Кстати, математики из разных стран за несколько дней обнаружили сомнительные фрагменты в доказательстве, а автор пока не предложил хороших «заплаток», но уже готовит улучшенную версию текста.

4. Год назад опрос на блоге показал, что только 3% проголосовавших любят читать тексты с использованием ненормативной лексики, а 2/3 предпочитают грамотный текст без мата. Более того, каждый четвёртый признал, что иногда он не может поделиться с друзьями и родными ссылкой на прочитанный материал, потому что им было бы неприятно читать некоторые слова. Выводы понятны: если хочется иметь успех у 3% читателей этого блога, то надо материться, но тогда четверть читателей не сможет рекомендовать даже очень талантливые и интересные заметки своим друзьям или родным.


Хорошего дня!

Запись о заметках прошлых месяцев стала традиционной, поэтому перечислю предыдущие выпуски: интересное в сентябре, интересное в августе, интересное в июле, июне, мае, апреле, марте, феврале, январе 2009 года, интересное в декабре, ноябре, октябре, сентябре, августе, июле и июне, интересное в первые три месяца жизни блога.

8 комментариев:

  1. Кстати, вышла в бумаге третья часть астровитянки. жду в магазинах нашего города!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня как раз заказала третий том, жду доставки 15 числа :)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный02.09.2010, 16:28

    Илья, мне, и наверное, большинству ваших читателей будет очень интересна ваша реакция и мнение по поводу этой довольно занимательной статьи http://fritzmorgen.livejournal.com/329435.html
    Хотелось бы увидеть ответ человека, причастного к образовательному процессу :)

    ОтветитьУдалить
  4. Владик, вопрос понятен. Я постараюсь на него подробно ответить в первой половине сентября (увы, сейчас очень мало времени).

    ОтветитьУдалить
  5. Задача Берём квадрат 5x5 и заполняем его числам, просто подряд:
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25


    Теперь выбираем любое число из этого квадрата и пишем в сторонке. Далее зачёркиваем строку и столбец, в которой было это число. Продолжаем этот процесс, пока есть числа. Какова сумма выписанных в сторону чисел? (она не зависит от способа их выбора).

    ОтветитьУдалить
  6. alexsmail, спасибо за формулировку задачки.
    Пятиклассникам дам как-нибудь :)

    ОтветитьУдалить
  7. Владик, пусть не в первой половине сентября, а в первой половине ноября, но частичные ответы даны (1, 2).

    По части пунктов я с Фрицем согласен (например, "если родители не видят смысла гнобить ребёнка и делать из него отличника, школа практически бессильна"), по части не согласен (например, "работа современного учителя, по сути, заключается в заботе о ввереном ему на время рабочего дня имуществе — о детях").

    Разумное зерно в рассуждениях есть, но местами видны перегибы "ради красоты теории", мне кажется. Но такие дискуссии, в любом случае, интересны, поэтому их стоит вести. Нам (родителям, ученикам, учителям, теоретикам и практикам, ...) надо друг друга понимать.

    ОтветитьУдалить