31 мар. 2008 г.
Как понимать чужую речь? (ставим ухо)
Год назад я это очень жёстко ощутил - пришлось общаться, почти после каждой фразы обращаясь к собеседнику с просьбой "повторить помедленнее". Поскольку общение было необходимо обоим, то постепенно приноровились. Но тогда я хорошо понял, что "ухо надо ставить". Немного подумав, я нашёл несколько коллекций фильмов на английском языке и скачал к ним субтитры (найти их очень легко - запрос к гуглу с название фильма и словосочетанием "english subtitles" почти сразу показывает, где они есть).
Оказалось, что просто так смотреть фильм с английской дорожкой и субтитрами не эффективно - глаз читает буквы (что хорошо умеет), а ухо почти не напрягается. Чтобы тренировать именно уши, я сделал отставание субтитров на 3-4 секунды (почти все плееры это позволяют). В результате я сначала слышал речь, старался разобрать слова, а лишь потом видел, что на самом деле сказали герои фильма. Трудные места я стараюсь "переслушивать" несколько раз, добиваясь чёткого понимания, где какое слово было "проглочено" (ведь часто многие звуки выпускаются, но носители языка это отлично понимают).
Начинать я рекомендую с мультфильмов - там обычно очень простой английский и чёткая речь. Потом перешёл на фильмы. Выяснилось, что сериал смотреть гораздо проще, чем отдельные фильмы, потому что успеваешь привыкнуть к манере говорить основных актёров. Но фильм зачастую смотреть интереснее, даже если уже видел его на русском.
Результаты:
Ещё не прошло года, как я начал систематически смотреть английское видео. Но при очередном общении с носителями языка, я чувствовал себя гораздо увереннее, понимая не только основные темы, но и возникающие шутки. Оказалось, что фильмы хорошо ставят не только ухо, но и "шаблонные фразы" - многие предложения у меня произносились без напряжения сами, что очень радовало. Другими словами, я не только стал хорошо понимать, что мне говорят, но и живее отвечать (видимо, ещё и с правильными паузами и интонациями - как привыкли носители языка).
Возможно, смотреть фильмы одному тоже хорошо, но я пробовал только с хорошей заинтересованной компанией (надо чтобы понимание языка было примерно одинаковым). Это очень удобно, потому что можно друг другу подсказывать, что же было произнесено, что подразумевалось (если в фильме была непонятная шутка), что значит слово (чтобы в словарь не лезть). Получается, что это не только получение нужного навыка, но и приятное и интересное дело :)
Простой критерий эффективности этого способа такой: я досмотрел сериал "Friends" до 8-го сезона, пользуясь субтитрами. Переходя к 9-му сезону и не найдя близко субтитры, я начал смотреть без них - оказалось, что почти всё понятно.
Была только одна проблема первое время - управление процессом воспроизведения с дивана. Я думал было купить пульт с инфракрасным датчком и настроить систему (кнопок-то надо не много: пауза и перемотка на 3-5 секунд назад), но вовремя одумался. Ведь часто приходилось обращаться к словарю, а для этого уже нужна полноценная клавиатура. Благо, мне вовремя попался "пульт для компьютера" - лёгкий, компактный и удобный. Такое ощущение, что он был создан для обучения иностранным языкам :) После этого дела пошли ещё веселее.
А какими способами вы наращивали свои языковые навыки?
28 мар. 2008 г.
Пульт для компьютера
Поскольку я люблю смотреть фильмы, сидя на диване в 3-4 метрах от монитора, а бегать к компьютеру каждый раз, чтобы нажать паузу или уменьшить громкость, неудобно, то захотелось найти удобный комплект из беспроводной клавиатуры и мыши (мышь не очень нужна, потому что всегда можно включить её клавиатурный эмулятор, но это очень неудобно). Ещё хотелось, чтобы комплект был лёгким и компактным.
Немного поискав, я нашёл удивительный гибрид: крошечная клавиатура (как у ноутбуков) + встроенный джойстик (вполне сносный эмулятор мыши). Как я уже говорил, без везения тут не обошлось. Потому что производитель назвал это всё "Smart for The Internet and Game". Если бы не закралось вовремя подозрение, что это то что надо, то прошёл бы мимо.
Оказалось, что это потрясающий пульт для компьютера всего за 700 рублей. И именно так его надо позиционировать! С него можно делать любые мелочи, не вставая с кресла или не вылезая из кровати. Вот так оно выглядит:
Очень лёгкая и маленькая клавиатура с возможностью управлять мышиным курсором подключилась по USB мгновенно, став "вторым рулём" компьютера (две клавиатуры и две мыши без проблем работают вместе). В комплекте есть драйвера, позволяющие назначать дополнительные кнопки, но мне это было не надо, поэтому всё оставил так.
Кстати, сразу предупрежу: эта клавиатура не для работы, не для сёрфинга и точно не для игр. Она годится, чтобы иногда нажимать управляющие кнопки (при просмотре фильма, прослушивании музыки), запустить или закрыть какую-то программу и т.д. Набрать в ней немного текста вполне возможно (в этом смысле всё полноценно), но гораздо проще дойти пару метров до "нормальной" клавиатуры, если надо печатать много.
В следующей заметке про саморазвитие я расскажу ещё одно применение такого устройства (ради чего оно и покупалось). Хороших выходных!
26 мар. 2008 г.
Постановка: Сократить время школьного образования
Всё чаще можно слышать мнения "без синусов я прекрасно обхожусь", поэтому математику надо сократить хотя бы на геометрию, "квадратные уравнения в жизни не решаю", так что без алгебры будет прекрасно, "по составу слова только в школе разбирают", значит русский язык можно было учить гораздо меньше ("кому нужно нулевое окончание?"). Слышали такое? Мол, кому надо, тот будет читать Перельмана и Гарднера на досуге, а потом устроится в физ-мат класс, а лучше - в физ-мат школу.
А раз "на физкультуре всё равно некоторые даже подтягиваться не научились, а только травмировались", то и эту трату времени надо упразднить. Кому надо, тот сам в секцию запишется, а над остальными глупо издеваться. А что говорить об уроках труда? Мальчики пилят деревяшечки, а потом их сколачивают в табуреточку, а девочки шьют фартучки, чтобы в них потом сварить что-то вроде супа... Ерунда полная?! Или нет? Ведь девочек мамы научат готовит и шить, если те захотят что-то освоить, а мальчикам папы покажут, как вешать полку на стену и менять шаровые. Верно? Значит и уроки труда не нужны, а только отнимают детское время и взрослые деньги на организацию всего этого балагана. Кроме того, связывают у детей в сознании слова "труд" и понятие "заниматься ерундой", что им потом в жизни вообще не помогает.
Литература же вообще не применима в жизни! Есть тысячи людей, которые не дочитали первый том "Войны и мира", но считают себя счастливыми. И есть тысячи, которые прочитали четыре тома несколько раз, но не всему рады в своей жизни. Стало быть, читать было не обязательно. Тем более, многим это очень не нравилось, травмировалась детская психика и всё такое. Многие именно из-за уроков литературы ненавидят книги. А кто захочет, тот ведь пойдёт в библиотеку и освоит там всё. Так?
Что мы ещё забыли? Физика? Это вообще не предмет, а подставляние численных значений в формулы. Настоящие (жизненные) задачи всё равно не решить, так как уровень понимания в школе даётся низкий. А вымышленные задачи решать нет желания. Химия? Кому она нужна в жизни? Часто ли простому человеку надо решить, лить серную кислоту в воду или воду в серную кислоту? А если есть талант к физике или химии, то пусть опять же идёт в физ-мат классы, где этому всему обстоятельно учат. Так что, гнать эти предметы вон из обязательной программы.
География? При живом гугле трудно придумать причину для траты детского времени на это зазубривание кто чья столица, тем более, что всё очень быстро меняется. История? Это ещё хуже литературы, потому что ещё и написано коряво (нету удовольствия от слога хорошего автора), а сюжет скучный (примерно известный или совсем неинтересный). Фактически, на этих предметах проверяется и тренируется детская память, что доводит до слёз учащихся, которые просто не могут всё запомнить. Да и чуждо это всё ребёнку.
Рисование? Только лишние расходы - дети приносят свои акварельки и свои гуашки, чтобы на своей бумаге рисовать кувшин на фоне оранжевой тряпки? Многим это не нравится (не все любят рисовать в этом возрасте), многие получают тройки, настроение портится, аппетит опять же пропадает... А желающие могут просто пойти в ИЗО-студию на соседней улице, где им будет весело и хорошо.
Иностранный язык? Кому повезло, тот плохо знает английский (это хоть иногда может пригодиться), остальные - плохо знают немецкий или французский (что вообще никогда никому не помогало). А ведь если бы ребёнка вовремя отвели в английский, испанский или какой ему надо клуб, то он бы прекрасно говорил и понимал язык, который ему интересен. А остальным это всё было не нужно, поэтому и нечего их мучать.
Продолжать? Ладно, хватит, по многим основным тезисам мы прошлись, многое кажется правдоподобным. Полагаю, что почти все видели людей, которые такое произносят вслух и не краснеют (характерно, что даже хорошо образованные люди себе позволяют такое думать и говорить).
Часто предлагается не только убирать имеющиеся предметы (или темы из них), но и добавлять новые ("практически применимые, нужные в жизни"), что кажется разумным. И что мы получаем? Когда человек слышит такой набор аргументов, да ещё и "надо меняться, чтобы успеть за жизнью", "нет безупречных истин", а тем более "нынешняя система образования не совершенна, её обязательно надо менять" (что, конечно, правда), то его очень легко убедить, что надо срочно урезать программу до пяти (а то и до двух) лет, давать детям рабочие профессии, после чего сразу пускать в свободное плавание. Иногда такой человек позволяет себе при детях (!) говорить, что в школе его ничему хорошему не научат, а только заберут себе его 10 лет (а если пойдёт в ВУЗ, то потеряет 15 лет своей жизни). Да и вообще, что учителя ничего в жизни не понимают, потому что умный человек за две тысячи рублей в месяц работать не станет. Поэтому и сильно учиться не надо, ведь знания эти не пригодятся.
Давайте разберёмся с этим вопросом, поймём, где нас обманывают и что вообще не так. Ясно, что у образования очень много проблем. Но это недостаточная причина, чтобы лишать детей шансов заниматься высококвалифицированным трудом, не позволять им составлять конкуренцию образованным индусам и китайцам. Известно, что многие великие учёные не учились в школе, но при этом уважаемы в научном мире. Однако это не может быть основанием для выдавливания всех наших школьников на рынок шитья шапок и мытья машин. В следующих заметках мы постараемся развеять мифы об образовании и сконцентрируемся на деле.
23 мар. 2008 г.
Быстрое чтение без проговаривания
Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.
Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много. Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.
Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).
Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.
21 мар. 2008 г.
Автостоянка с доставкой
Суть понятна: если вечером от стоянки до дома идти далеко, то проще поискать место для машины на газоне у подъезда (и сэкономить время), чем заезжать на стоянку, а потом долго идти к семье. А раз так, то и платить автостоянке нет резону. Поэтому одни ребята придумали развозить клиентов по домам на дежурной машине.
Я это понимаю так: автостоянки рядом с домами редки и дороги, но есть альтернатива - чуть дальше от дома, но за это чуть дешевле. Чтобы выделиться из множества стоянок, не соседствующих с жилыми домами, одна компания решила слегка поднять цену (чтобы хватило на дежурную машину), но за это предоставить услугу - доставку вечером домой (гораздо дешевле такси).
Я думаю, это очень удобная схема, потому что именно вечером особенно спешишь (плотнее пообщаться с семьёй). А утром потратить 15-20 минут на дорогу до стоянки не трудно. Прогуляться по свежему воздуху даже хорошо - лучше проснёшься перед управлением автомобилем. Короче, молодцы ребята.
-----
Сегодня (в пятницу) вечером в 20 часов Москвы пройдёт турнир по игре "банальности". Мне идея игры показалась весёлой, поэтому если успею добраться до компьютера, то буду участвовать. Задача игрока - угадать самые банальные ассоциации с каким-то термином (чем больше слов совпадёт с другими, тем лучше). Рекомендую сыграть пробную игру. Если заценили, то регистрируйтесь.
20 мар. 2008 г.
7x-x=7
Сколько угодно есть статей со смыслом "я спросил школьника, где Канада, а он показал на Австралию, хотя в нашем поколении все географию знали". И это всё, конечно, не очень хорошо. Но такие примеры "худших" знаний ни о чём не говорят. Точнее, говорят о том, что удалось найти очередного слабого школьника, после чего написать слёзную статью "как всё ужасно". Такие примеры показательны, но не являются каким-то приговором, потому что наличие очень слабых - это не самое страшное для массовых систем.
Есть обратные ситуации: например, наши школьники заняли 1 место на 48-ой Международной математической олимпиаде в 2007 году. Наши школьники обошли команду Китая (которая традиционно везде доминировала - у них население на порядок больше нашего, поэтому есть из кого выбрать) и команду Америки (тоже имеющую большие возможности по покупке талантливой молодёжи). Кстати, кто-нибудь слышал эту новость по радио или ТВ? На самом деле, это очень большое достижение! Но оно тоже не говорит о нашем образовании почти ничего. Наличие в России десятка очень сильных олимпиадников (даже сотен), способных бороться на международном уровне с сильнейшими соперниками, никак не характеризует всё образование. Потому что существование очень сильных - это не гарантия высокого уровня всей системы.
Эта заметка о недавнем собеседовании большой группы девятиклассников. Я обычно вижу школьников в последние два года обучения (10 и 11 класс), соответственно, могу судить о изменении уровня всей предшествующей школы. Причём исторически сложилось, что на эти собеседования попадают ребята, которые "чего-то хотят". То есть им (их родителям) мало простой средней школы - они хотят в более специализированную, более качественную и т.д. Обычно в такой выборке бывает несколько призёров/участников городских/областных олимпиад, любителей порешать сборники олимпиадных задач, короче, интересных школьников. Но в последние годы уровень таких "отборных" детей неуклонно падал.
Я уже писал об олимпиадниках, не знающих числа Пи. Похоже, ситуация ещё грустнее: большая группа школьников (которые сами пришли на это собеседование, их никто не заставлял) в процессе решения задачи провели преобразование 7x-x=7 ("иксы сократились"!). Другие задачи они решали не лучше. Например, нынешние школьники считают, что треугольники бывают трёх типов: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные. Причина понятна - готовясь к ЕГЭ, они сталкиваются только с такими треугольниками. Когда я дал обычную задачу про треугольник вообще, то они стали решать её, как будто треугольник равнобедренный (то есть очень сузили условие).
Конечно, есть "звёзды", которые решают, как "нормальные дети" (как 5 лет назад решали школьники такого же возраста). Но тогда знать алгебру и геометрию было абсолютно нормально. А не решить просто уравнение с модулями было странно - если уж пришёл на собеседование, то значит, что-то умеешь. А сейчас школьники, которые считают, что 7x-x=7, не удивляют, а умеющие правильно раскрывать модули вообще выделяются из общей массы.
Читая в ЖЖ ФДО, что "учительница математики, преподававшая в матклассе(!), утверждала, что правильный семиугольник не существует, так как 360 на 7 не делится", а также про "преподавателя сельской школы, которая учит, что дроби складываются по правилу "отдельно складываем числитель и отдельно знаменатель", потому что "детям так понятнее", я в это верю, потому что вижу этих детей. Они есть, с каждым годом их всё больше.
И печально это именно из-за того, что эти дети - далеко не самые слабые в своём поколении. Это ребята, которые учились в неплохих школах (лучших в районе), тянулись вверх (участвовали в олимпиадах), читали книжки, старались. Но их уже учат так плохо, что руки опускаются. Безусловно, есть очень хорошие учителя. Но их уже не хватает, чтобы помогать проявиться достаточному количеству школьников. Кроме того, их опыт очень редко передаётся (новые учителя редко учатся у опытных мастеров, а талантливые люди реже идут в педагогику).
Короче, я не согласен с падением высокого уровня нашего образования. Если вы знаете хоть какую-то зацепку, хоть один аргумент, что всё наладится, то, пожалуйста, напишите его в комментарии. Потому что рядом с такой деструктивной заметкой обязательно должны быть пояснения, что "автор излишне драматизирует", "не всё так плохо" и "вон там-то уже налаживается".
19 мар. 2008 г.
Печатаем быстро
Я английскую раскладку освоил, когда учился программировать - надо было писать много английских букв, не отвлекаясь на их набор, поскольку все ресурсы головы шли на освоение языка программирования. Уже этого хватило, чтобы почти не смотреть на клавиатуру (только для русской раскладки, которой пользоваться почти не приходилось).
Потом, когда пришёл интернет, появилась потребность быстро писать по-русски (хотя бы электронные письма). Оказалось, что внятно сформулировать сколь-нибудь сложную идею, например, заказчику - это 15 минут утомительнейшего действия. А хотелось бы тратить на это пару минут. И тут подвернулась под руку программа "Соло на клавиатуре" какой-то пятой версии. Можно спорить, в какой мере правильно описана в ней постановка руки, какими пальцами какие кнопки нажимать, но одно я могу подтвердить - уже через неделю я набирал тексты быстро и с маленьким количеством опечаток (видимо, помогли имеющиеся навыки от английской раскладки). Другими словами, мне эта программа помогла узнать теорию и пройти небольшую практику.
Кстати, поставленные таким образом руки уже и английские тексты стали вводить легко и непринуждённо. Мне кажется, важный момент в быстром наборе - это непрерывность действия. То есть, когда мысль может литься свободно, не спотыкаясь о "поиск буквы на клавиатуре" и исправление опечаток. Это заметно облегчает жизнь и работу, высвобождая дополнительное время и силы.
Если вам интересно узнать численный результат, то воспользуйтесь быстрым on-line тестом. У меня получилась скорость чуть выше 250 символов в минуту - для расслабленной работы хватает :)
Поэтому, если вы решили вложиться в себя временем, но ещё не очень легко печатаете, то пройдите любую программу с упражнениями, которая покажется вам разумной. Удачи!
17 мар. 2008 г.
Плотнее встаём, места-то мало!
Хорошо сделать перерыв в работе - поглядеть в окно, отдохнуть глазами. Только что я увидел потрясающую по идиотизму и скучнейшую из-за большой распространённости картину. Характерна она прежде всего тем, что двое из трёх участников присутствуют в ней неосознанно. То есть, они хоть и едут по этой же дороге, хоть и выполняют манёвры, но мозг их отключен, руки привычно крутят руль, а ноги давят педали. Другими словами, они так крепко спят за рулём, что я не удержался и нарисовал этот комикс из четырёх картинок для наглядности.
Итак, начало банально: красный автомобиль, желая повернуть налево, уже начал манёвр, но тут подъезжает зелёная машина. Что делает её водитель? Подсказка: не будет же он позволять кому-то проехать перед своим носом. Поэтому зелёный автомобиль прижимается к красному, оставив очень маленький зазор (сантиметров 20-30), тем самым блокировав ему возможность завершить свой манёвр - повернуть налево. Кстати, зелёный сейчас тоже проехать не может, потому что красная машина частью своего капота перекрывает его полосу.
Следующий акт: водитель красного автомобиля решает отъехать назад, видимо надеясь, что сможет разрешить ситуацию: пропустить зелёного перед собой или проехать перед ним (теоретически и такая ситуация была возможна). Но зелёный водитель не лыком шит! Увидев перед собой свободное пространство, он тут же кидается в бой - скорее проезжает на образовавшуюся половину метра асфальта. Заметим, что дорога узкая, поэтому красный автомобиль всё ещё не смог освободить полосу зелёной машине.
Узнав, что где-то стало тесно, появляется очередной спящий мозг - водитель синего автомобиля. Видя, что ему перегородила дорогу красная машина, он сразу же решает прижаться к ней как можно плотнее - так, очевидно, удастся быстрее проехать. Зелёный автомобиль продолжает напирать, притираясь к бамперу красного всё плотнее, хотя проехать перед красным шансов уже нет, потому что тот не сможет сдать назад из-за синего.
По счастливой случайности, больше никто не приехал. Поэтому минута громких матов с понятным смыслом "что ты встал?", "а ты отъедь назад", "а ты мне не указывай", "тогда я здесь подожду" и "а что ты такой дерзкий?" заканчивается разумно: зелёный сдаёт на метр назад, красный уезжает в свой поворот, после чего синий с зелёным благополучно разъезжаются.
К чему это я? А к тому, что проблема пробок во многом определяется неразумным планированием дорог со стороны власти и всем таким. Но нехилую часть проблем создают такие зомби за рулём, не способные видеть ситуацию целиком. Водители, действующие по простому пробочному принципу "видишь впереди метр асфальта - скорее займи его", пробки создают очень легко на ровном месте. Характерно здесь и то, что у них ушла целая минута, чтобы разобраться с "пробкой" из трёх машин. Если бы каждые 10-15 секунд подъезжали новые участники, то они бы там до вечера следующего дня стояли.
Понятно, что научить в автошколах избегать таких ситуаций почти невозможно (хотя разбирать аналогичные примеры не вредно). Ведь качество обучение проявляется только в бодром состоянии. А как научить спящую голову разумно крутить руль? Мы ведь не надеемся, что все вдруг сразу начнут сосредотачиваться на период управления машиной...
В любом случае, разумных вам соседей на дорогах!
16 мар. 2008 г.
Быстрое чтение - снимок страницы
В следующей программе предлагается увидеть за короткий интервал времени четыре цифры - две слева и две справа от вертикальной черты. Если тренирующийся их правильно рассмотрел и ввёл (вводите именно эти четыре цифры, а потом нажимайте пробел), то ему сразу же будет предложено более сложное задание (цифры будут на чуть большем расстоянии). Таким образом, одновременно с тренировкой скорости считывания и наращиванием угла восприятия, происходит замер текущего угла, что тоже интересно.
(в рассылке эта программа отобразится не у всех, поэтому даю прямую ссылку на файл)
Я пользовался этой и предыдущей программой пару раз в день (благо, почти в любой работе бывают перерывы, когда можно 3-5 минут посвятить своему развитию). Уже скоро я заметил, что совсем не трудно отчётливо видеть все 16 чисел в первой программе, не сводя взгляда с красной точки. Аналогично и в этом упражнении - сначала было тяжело разглядеть широко расставленные цифры, но со временем расстояние между ними только увеличивалось.
Немного потренировав глаза и мозг на широкий угол и мгновенность считывания, мы перейдём к следующему шагу: отказ от проговаривания читаемого текста. Ведь когда у нас глаза схватывают строку целиком, а мозг настроен на её мгновенный анализ, долгое произнесение каждой буквы про себя - это и есть самый медленный этап. Через неделю я расскажу, как мне удалось это победить. А пока я желаю вам удачи в тренировках.
14 мар. 2008 г.
Привычные иллюзии
Поняв, что порой (далеко не каждый раз!) перед нами вполне преодолимое препятствие (про которое многие привычно говорят "нечего и пытаться"), мы существенно расширяем пространство своей жизни. Если мы знаем, что Кощей всегда приносит сопернику самый сильный яд N10, мы можем перед дуэлью выпить любой другой. Таким образом, мы превратим его яд в противоядие, благодаря чему спасёмся.
Вторая половина задачи учит симметрично: даже если ты сильнее, заранее всё продумал, изучил врага, убедился, что у него нет даже шанса на победу, то это вовсе не значит, что всё и в этот раз пройдёт так же гладко, как уже 100 раз проходило. Аргумент "мы всегда так делаем" вообще очень опасный, потому что выглядит как настоящий, но ничего не доказывает. Перед нами новое препятствие, которое может чем-то отличаться от предыдущих похожих (да оно может быть абсолютно таким же, просто везение внесёт коррективы). Если Кощей уверен, что ему принесли яд с номером от 1 до 9 (просто до 10-го никто добраться не мог), то он пойдёт домой и выпьет 10-ый. Он всегда так делал. И всегда оставался жив. Стало быть, если ему принести обычную воду, то он себя отравит тем, что считает противоядием.
В качестве характерной иллюстрации предлагаю три истории Стива Джобса, которые он рассказал перед выпускниками Стэнфорда. В одной из них его - одного из основателей компании Apple - уволили из его же компании (потому что совет директоров перешёл на сторону компаньона). Казалось, что это окончание всего и крупнейший провал. Но он тогда нашёл в себе силы понять, что всё это только к лучшему:
Тогда я этого не понимал, но оказалось, что увольнение с Apple было лучшим, что могло произойти со мной. Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего, менее уверенного в чём-либо. Я освободился и вошёл в один из самых креативных периодов своей жизни... Читать целиком
13 мар. 2008 г.
Вера в предопределённость
Сегодня мы продолжим традицию задачек с подвохом и рассмотрим одну из причин массовых поражений и причитаний по этому поводу.
Вера в то, что всё просчитано так идеально, что ничего плохого случиться не может - штука хорошая, но опасная (заглядевшись на свою победу, можно проиграть из-за ерунды). Но сейчас речь о другой крайности: слепая вера в то, что победить в какой-то ситуации невозможно.
Много раз люди говорят "там всё схвачено", "там беспринципные жулики", "ничего не получится", даже не попробовав подумать хорошенько. Фактически, победу над ними никто не одерживает - они проигрывают сами (по неявке).
В то же время, такое смирение с предопределённостью негативного исхода - это именно то, чего добивается сторона противника. Чем больше людей будут верить (и пересказывать друг другу в красках), что где-то всё безнадёжно, тем проще будет "врагу" удерживать там своё иллюзорное лидерство.
Давайте рассмотрим разминочную детскую задачку об этом.
В дремучем Муромском лесу из земли бьют десять источников мёртвой воды: от N1 до N10. Из первых девяти источников мёртвую воду может взять каждый, но источник N10 находится в пещере Кощея, в которую никто, кроме самого Кощея, попасть не может. На вкус и цвет мёртвая вода ничем не отличается от обыкновенной, однако, если кто-либо выпьет из какого-нибудь источника, то он умрёт. Спасти его может только одно: если он запьёт ядом из источника, номер которого больше. Например, если он выпьет из седьмого источника, то ему надо обязательно срочно запить ядом N8, N9 или N10. Если же он выпьет не седьмой яд, а девятый, ему может помочь только яд N10. А если он сразу выпьет десятый яд, то ему уже ничто не поможет.
Кощей был мерзким типом, поэтому неугодных вызывал на следующую дуэль: участники приносили с собой по стакану воды друг для друга. Кощей всегда приносил воду из 10-го источника, поэтому его жертва заведомо гибла. Сам же он запивал любую принесённую ему воду своей - из источника N10. Поэтому его никак не могли победить.
Казалось бы, полная безнадёга? Условие задачи так устроено, что предопределённость победы Кощея очевидна. Однако в данном случае, как и во многих других жизненных ситуациях, уверенность соперника в своей гарантированной победе позволяет с ним расправиться.
Пожалуйста, напишите в комментарии две вещи:
1. Статус по этой задаче: "знал давно", "не знал, но сразу решил", "не знал, не сразу решил", "пока не понял".
2. Аналогичную жизненную ситуацию. Дело в том, что я не могу по этическим соображениям рассказать подобные случаи, которые мне известны. Но наверняка есть нейтральные ситуации, демонстрирующие победу трезвого разума над не очень обоснованной самоуверенностью. Было бы здорово, если бы вы рассказали о них. Спасибо.
12 мар. 2008 г.
Когда надо брать кредит?
Кредиты можно делить на две больших категории: для бизнеса и для потребительских нужд - "человеческий". Кроме того, я делю кредиты на запланированные, форс-мажорные и блажь. Итого мы имеем следующие шесть случаев:
Бизнесу-запланированный: На нашем предприятии работает 8 швей, очередь заказов уже очень большая, есть масса постоянных клиентов. Чтобы расширить производство, необходима большая сумма денег, поскольку надо арендовать дополнительное помещение, купить/арендовать новые станки, закупить сырьё и т.д. Это всё возможно, но надо копить деньги 6 месяцев (оценка сделана на основании текущей прибыли). Если мы возьмём кредит, чтобы удвоить количество швей, то прибыль почти сразу вырастет вдвое (потому что у нас уже много заказчиков). Плюс такого кредита очевиден - удвоив прибыль, мы скопим необходимую сумму в два раза быстрее (хоть и потеряем некоторые проценты из-за кредита). В результате, уже через три месяца мы рассчитаемся с кредитом и будем иметь двойную прибыль. А могли копить 6 месяцев, чтобы достичь того же результата.
Человеку-запланированный: Каждый месяц у нас остаётся $2К неизрасходованных денег (нам есть куда их вложить, но можем этого не делать). Есть желание купить машину за $20K. Легко посчитать, что на это можно скопить ровно за 10 месяцев. Но если взять эту же машину в кредит (выплачивая каждый месяц банку $1K), то за 20 месяцев + ещё некоторое время на проценты мы погасим кредит. Плюсы очевидны: 1) машину получаем сразу, а не через 10 месяцев; 2) на другие траты у нас остаётся неизрасходованные $1K в месяц - можем инвестировать в нужные нам направления, не затягивая пояс на длительный срок.
Бизнесу-форс-мажорный: У нашего давнего крупного заказчика небольшие сложности, поэтому он просит двухнедельной отсрочки платежа. Мы ему доверяем и хотим пойти навстречу, чтобы не портить отношения и поддержать хорошего клиента в трудную минуту. Но сами-то мы должны вовремя оплатить аренду помещения и выплатить зарплату. У нас есть резервы, которые смягчают ситуацию, но их не хватит, чтобы оплатить все счета. Поэтому принимается решение взять кредит на недостающую сумму, чтобы не терять лицо (ни перед владельцем здания, ни перед своими работниками). Кстати, я видел, как в такой ситуации верхние менеджеры решили добровольно отложить на 15-20 дней получение своей зарплаты, чтобы компания не брала кредит в банке (фактически, компания заняла у своих управленцев под 0%) - тоже грамотный ход, показывающий доверие в небольшом коллективе.
Человеку-форс-мажорный: Простейший случай - безнадёжная поломка бытовой техники (холодильника или стиральной машины). Нет никакого резона откладывать покупку нового, копя деньги, поскольку совершенно неразумно тратить время на ручную стирку или менять рацион, отказавшись от портящихся продуктов. Конечно, в такой ситуации у человека опять же есть резервы, но их может не хватить, потому что только что на часть этих резервов, например, отправляли своего ребёнка с классом путешествовать по музеям столицы нашей страны. В этот же день разумно взять кредит, чтобы восстановить комфорт в доме.
Бизнесу-блажь: "А давайте на день защиты детей всем нашим 300 клиентам отправим по килограмму-другому конфет курьером" - говорит директор в хорошем настроении. Прикинув, понимают, что выйдет тысячи по полторы на клинета, т.е. около 450 тысяч рублей на всё мероприятие. Но у нас же на счету сейчас есть более миллиона - скорее-скорее делаем. И только через неделю выясняется, что не из чего платить зарплату, не из чего платить аренду и так далее. И тогда берётся кредит, чтобы держать лицо (и не надо путать этот кредит с форс-мажорным). В совсем патологическом случае, даже на саму отправку конфет клиентам приходится взять кредит, так как у компании в тот момент нет достаточных средств. Благо, такие компании долго не живут, поэтому случаи такого типа не очень распространены.
Человеку-блажь: А вот это уже было описано в руководстве по залезанию в долги. Человек не понимает, что делает, набирая пачки кредитов для удовлетворения ненасытной тяги к крутой жизни.
Как видим, всё формулируется очень просто: кредит надо брать тогда, когда понимаешь, что делаешь. И в бизнесе, и в простой человеческой жизни это означает одно - необходимо внятное планирование. Запланированные кредиты - самые разумные и выгодные. Потому что всё делаешь так, как хочешь, заранее зная результат. Кредиты, берущиеся по форс-мажорным причинам, выдают ошибку планирования (маленькие резервы), но позволяют спасти ситуацию малой кровью, поэтому тоже являются хорошим инструментом. Именно эти две категории мы относим к разумным кредитованиям, отметая любую блажь с негодованием.
Кстати, про желание покупать всякие элитные вещи: рекомендую заметку Не в деньгах счастье, а в “икспириенсе”, рассказывающую о том, чего на самом деле хочется, когда покупаешь дорогое и ненужное. И ещё одно предостережение и советы для желающих взять кредит от Макса Крайнова.
10 мар. 2008 г.
Быстрое чтение - ширина поля зрения
1) почти очевидно, что их наращивание никак не вредит, а, наоборот, улучшает жизнь,
2) для их роста требуется воля, время и силы.
Другими словами, здесь мы попробуем сформулировать простые рецепты, как обменять ресурсы и время на будущие блага, если для этого хватит воли. Плюс этих рецептов в том, что их на себе уже проверил хотя бы один человек :)
Итак, практически в любой области интеллектуальной деятельности приходится много читать. Более того, в нынешнюю эпоху это стало чрезвычайно актуально - интернет позволяет по любому вопросу получить несметные мегабайты информации, которые надо срочно фильтровать. То есть, надо не просто быстро читать, но и попутно быстро структурировать, пропускать ненужное, замечать важное. А раз так, то отметим для себя, что быстрое чтение - полезный навык.
Конечно, в рамках этого блога мы не будем подробно разбирать курс увеличения скорости чтения (есть масса специализированных ресурсов на эту тему). Но одно-два простых упражнения разберём. Если это понравится, то желающие со временем продолжат совершенствование этого навыка.
Первая мысль такая: чем шире поле нашего зрения, тем больше информации "за один взгляд" мы можем выхватить из текста. Ребёнок читает по слогам не только из-за того, что его так научили. Одна из причин как раз в узком угле зрения - ребёнку трудно увидеть слово целиком. Мы же можем вырастить в себе это свойство, чтобы читать не словами, а строчками, с помощью несложного упражнениния с таблицей Шульте:
(Выше вставлен код, вызывающий swf-файл. В рассылке он, скорее всего, не виден, поэтому даю ссылку на этот 20 килобайтный файл)
Сделайте себе закладку на эту страницу, чтобы один-два раза в день делать перерыв в работе, тренируя своё восприятие. Или сохраните на свой рабочий стол файл с этой программой, легко вызывая её во время небольшой паузы. Вы потеряете всего 3-5 минут в день, но получите интересный результат: уже через неделю-полторы станет ясно, что поле зрения увеличилось. Это не приводит сразу к скачкообразному росту скорости чтения, но увеличение будет заметно.
Через неделю мы продолжим делать очень простые и действенные вещи для наращивания скорости восприятия информации.
9 мар. 2008 г.
Первый месяц
Итак, прошло 30 дней после старта проекта, это 24-ая заметка. За прошедшее время было сделано почти 50 комментариев (часть из них мои), что очень приятно. Вообще, оказалось, что реакция на блог приносит радость.
Перейдём к конкретным цифрам.
За прошедший месяц:
- посетителей блога всего: 1700 (данные liveinternet.ru) и
- просмотров страниц: 5100 (кстати, неплохое соотношение - три просмотра на человека),
- максимум rss-подписчиков: более 60 (по данным feedburner.com).
Самое главное в этом - это уверенность, что аудитория есть. То, что кроме меня эти записи видело ещё 1700 человек, из которых несколько десятков решили оставить комментарии - это крайне важно. То, что 20 человек подписались на получение рассылки электронной почтой, а ещё три-четыре десятка добавили блог в свои rss-reader'ы - ещё важнее.
Теперь рассмотрим этапы этого маленького пути.
Было сделано два шага: первый - чтобы "интернет узнал про блог", второй - чтобы появились первые заинтересованные читатели. Это было трудно планировать (по эффекту и срокам), но было очевидно, что второй шаг необходим для старта блога (писать, не имея читателей - думаю, для многих это очень сложно). Получилось всё гораздо лучше, чем ожидалось:
1. Только-только создав блог и написав первые заметки, я увидел конкурс Андрея Зарубина. Мне повезло, потому что я зарегистрировался первым и Андрей принял этот крайне молодой блог в конкурс. Конкурс дал блогу следующие результаты: 45 переходов со страницы конкурса за весь месяц (не много, но, возможно, так я получил постоянных читателей) и ссылки на блог. Скорее всего, именно это послужило причиной быстрой индексации блога поисковыми системами. Мораль: участие в конкурсе может быть полезным, даже если победа не ожидается. Особенно эффективно это двум категориям блогов: молодым (потому что даже небольшое внимание - это уже много) и потенциальным победителям (победа в конкурсе - это и достижение, и новые заинтересованные читатели). Кстати, на конкурсе за блог проголосовало 18 человек, что на таком раннем этапе очень поддерживает.
2. Параллельно с этим возникла гораздо более эффективная тема: в рамках блога была опубликована задача с подвохом (первое простое решение оказывается неправильным, а понять ошибку не так легко). Я и мои знакомые создали тему об этой задачке на нескольких форумах, что дало потрясающий отклик (за одни сутки блог посетили 584 человека, на следующие сутки эффект ослаб, но был очень заметен): на форумах обсуждали решение задачи, сотни людей ознакомились с блогом и многие добавили его себе в закладки, в программу чтения rss или подписались на блог электронной почтой. Очень важно здесь то, что такой подход позволяет найти именно свою аудиторию (по-моему, этот блог может быть интерсен людям, которые заинтересовались алгебраической задачкой с подвохом). Два блоггера написали об этой задаче у себя (видимо, узнали с форумов), что дало дополнительные переходы и ссылки с их блогов (http://fdo-eq.livejournal.com/ и http://dfyz.livejournal.com/, спасибо). Мораль: один интересный пост может найти большую целевую аудиторию.
3. А остальное уже было без каких-то специфических действий. Я просто писал в блог то, что давно хотел зафиксировать, чем хотел поделиться. Надеюсь, именно близость взглядов и заинтересованность в заметках подтолкнула ещё два блога поставить ссылки, которые я обнаружил, анализируя статистику переходов: Простота и Мозг (молодой блог по близкой тематике) и Дилберт по-русски (качественные переводы классических комиксов). Мораль тут понятна - нужны интересные темы, но это сказать проще, чем сделать. Я постараюсь.
Я уже собирался опубликовать эту заметку, но увидел переходы с очень сильного блога Макса Крайнова (Максим: "Занятно, что в статье прозвучала цитата из моей (на тот момент ещё не опубликованной) статьи, написанной для украинского журнала “Деньги UA” - Кредит не делает тебя богаче!"). Я думаю, что среди читателей Максима должно быть много людей из моей аудитории, поэтому отдельно благодарю его за такую серьёзную поддержку.
Прежде чем поблагодарить за внимание, я прошу вас написать в комментарий, что вам понравилось и особенно не понравилось в моих заметках. Мне было бы это интересно узнать.
Спасибо.
8 мар. 2008 г.
Саморазвитие
Смысл этого дела такой: бывет, в один прекрасный момент человек понимает, что всё у него вроде хорошо. То есть, на впопрос "как дела?" искренне отвечает, что "хорошо".
Но что тревожит? А то, что не видны ориентиры, куда дальше двигаться. Например, если человек зарабатывает достаточно, чтобы спокойно жить, но не может не напрягаясь откладывать больших сумм для дальнейшего увеличения уровня жизни (удовольствия от жизни), то можно инвестировать (есть различные инструменты). Это не очень просто, но вполне возможно. Со временем, у такого человека скопятся активы, которые будут приносить небольшую прибыль (не надо серьёзно надеяться, что на это можно будет жить), давая дополнительное ощущение уверенности. Такой фонд поможет в нужный момент осуществить мечту (купить или улучшить жильё, начать свой бизнес, о котором давно думал, совершить интересные поездки и так далее) или просто спокойнее смотреть в будущее. Но про деньги много всего уже написано, поэтому не будем даже останавливаться на них.
Говорить будем об инвестировании своего времени и сил (в частности, денег, конечно) в себя, чтобы достигнуть того же эффекта - увеличения удовольствия от жизни.
Сразу оговорюсь, что будет только понятная конкретика. Другими словами, мы не будем садиться в круг, представляя, что солнце светит нам в лицо, не будем пытаться силой мысли распрямить себе чакры, не будем специальным образом дышать, оптимизируя энергетические потоки внутри и вокруг туловища. Всё будет только явное.
Итак, у нас есть чуть-чуть свободного времени, сколько-то свободных денег, немного сил и понимание, что хочется стать лучше в каком-нибудь смысле.
Если так, то поехали смотреть по пунктам, во что можно вложиться.
Во-первых, в здоровье. Здесь есть целых три направления:
1. Вылечить то, что знаем. Самое понятное - стоматология. Ну и вообще, пройти диагностику у путного спеца - это добавить спокойствия в своё будущее.
2. Улучшить себе питание. Киви, яблоки или апельсины по утрам - это хорошая идея. Регулярная еда без всякий разговоров, что "работа не ждёт" - тоже хорошо. Это все понимают, но большинство не делает. Если решили инвестировать в себя, то вложиться в это - просто, приятно и очень полезно.
3. Укрепление организма. Прежде всего, речь не о профессиональном спорте, а исключительно о любительстве. Годится всё, что есть рядом и при этом нравится - бассейн, настольный теннис, велосипед, волейбол, бег, футбол, лыжи... Главное, это всё для души (кроме приятных физических нагрузок ещё и позитивное общение). Если есть возможность ездить на велосипеде на работу, то это просто здорово!
Во-вторых, свойства. Тема сложная и неочевидная. Кому-то хочется быть собраннее и не отвлекаться на мелочи, кому-то - хорошо понимать других людей, одним - добавить себе рассудочности, другим - эмоциональности. Чтобы менять свои свойства, надо очень много желания, сил и времени. Дело это трудное, короткими советами здесь не справиться. Но некоторые свойства, нужные для эффективной работы, мы попутно рассмотрим.
В-третьих, умения. Вот тут-то мы и развернёмся. У меня в своё время был период, когда я не знал, куда применить время и силы. Когда нормально успеваешь в учёбе и работе, то может быть совсем не понятно, какой свой навык можно "прокачать", чтобы от этого почувствовать себя лучше. А была именно такая потребность - обменять силы и время сейчас на удовольствие потом. Я думаю, что если бы я тогда нашёл удобную для меня подборку направлений развития, то потерял бы меньше времени на поиски. Так что, в рубрике "саморазвитие" будет о пользе отдельных умений и их усилении.
Первое, что будем качать - быстрое чтение.
7 мар. 2008 г.
Паразит из прошлого
Есть масса плюсов в потребительских кредитах. Но есть и трудноуловимые риски. Мы сейчас не говорим об обманах при кредитовании (когда клиенту обещают 0% годовых, но не упоминают о 2% комиссии каждый месяц, что обеспечивает ставку 24% готовых), не говорим про холодный разум (человек заранее знает, что ему нужны деньги, чтобы увеличить прибыль, поэтому берёт кредит, заранее понимая, когда сможет вернуть) и не говорим про разовую небольшую покупку (это не сказывается на бюджете радикально). Мы говорим про реальное залезание в долги.
А бывает это обычно так: человек приходит в магазин купить новый холодильник вместо старого, который только что сломался. И видит хороший вариант, подходящий по качеству и цене. Он сразу прикидывает, что надо будет занять у тех и этих знакомых, чтобы его взять прямо сейчас. Но вдруг видит вывеску "кредит на месте" и решает подойти и поглядеть, что это и на каких условиях. До этого момента всё хорошо.
И вот человеку объясняют, что он может за этот холодильник каждый месяц выпалчивать 400 рублей в месяц в течение трёх лет. Здорово же! Всего 400 рублей каждый месяц, а холодильник уже его, причём не надо беспокоить знакомых. И в этот момент тоже ещё не всё плохо. В самом деле, есть ситуации, когда такой кредит является хорошим способом вернуть в дом необходимый механизм - без холодильника же крайне тяжело живётся.
Но тут человек понимает, что 600 рублей в месяц - тоже не очень много, а холодильник можно взять гораздо круче. В нём будет специальная секция для шампанского, снаружи краник для холодной воды, сверху два экранчика показывают температуру в холодильной и морозильной камере. Короче, гораздо круче. А различие всего на 200 рублей в месяц. А рядом стоит такой же холодильник, но у него в дверцу вмонтирован плоский телевизор! И тоже дороже всего на 100 рублей. И вот человек оформляет кредит и начинает выплачивать 700 рублей каджый месяц в течение трёх лет за это чудо.
Через год мы видим, что у этого человека дома есть профессиональная аудиосистема ("всего за 1000 в месяц"), ноутбук ("за жалкие 600"), горные лыжи ("вообще повезло - всего два года отдавать 300 рублей"), фото-принтер и новый фотоаппарат, очередной ЖК-телевизор на стене, естественно, вся семья со смартфонами, поменяли старые пластиковые окна на новые ("которые гораздо лучше, сам посмотри"), обязательно железная дверь ("столько ценного дома")... Можно было бы долго продолжать, если бы в доме было что есть. Оказывается, знакомые и соседи уже перестали давать в долг, потому что поняли, что им не вернут. Человек взял уже несколько кредитов на погашение старых долгов, потому что своих доходов ему не хватает, чтобы платить проценты по уже взятым кредитам. В этот момент всё уже очень плохо. А тут ещё и коммунальные платежи и проезд на транспорте выросли. Когда банки перестали давать новые кредиты, человек стал обращаться в "потребительские кооперативы", где дают деньги всем, но уже под 30-40% годовых. Оказывается, какой-то малознакомый человек накупил всякой ненужной ерунды, которая и жить не помогает (каждая идиотская покупка давала всего несколько дней радости), и проблем добавляет.
У вас тоже есть такие знакомые? И тоже только недавно они стали понимать, куда залезли? Сейчас будем разбираться, почему так выходит.
Во-первых, поймём, почему кредиты не делают богаче покупателя. Ну это-то совсем просто: если покупка в кредит не приводит к дополнительным доходам, то она менее выгодна, чем такая же покупка сразу (не в кредит). Потому что покупка в кредит почти всегда предполагает дополнительную комиссию (которая вычитается из будущих доходов человека). Вроде ясная мысль, но как люди рвутся к кредитам, не чувствуя, что купив много сейчас, они лишают себя возможности купить ещё больше потом (и хорошо, если потом хватит хотя бы на элементарные нужды). В самом деле, если рассмотреть все деньги, которые человек зарабатывает за жизнь, то индивид, живущий без кредитов, не имеет статьи расходов "на оплату комиссий". То есть, он экономит эту сумму на какие-то другие нужды.
Тут подкованный человек меня остановит, сказав, что есть же инфляция. И пока такой человек копит, отказываясь от кредита, его деньги пожираются увеличением цены товаров. И это, конечно, имеет место быть. Но согласитесь, что если бы покупка в кредит была такой супер-выгодной для сбережения средств от инфляции, то все магазины покупали бы товары друг у друга в кредит, чтобы потом продать людям дороже за живые деньги. Почему-то мы этого не наблюдаем. То есть, магазины поступают противоположно - радостно продают в кредит, но не покупают друг у друга. Может быть, это из-за того, что от инфляции так не спастись?
Во-вторых, поймём, почему люди на это попадаются. Да тоже всё просто - всем хочется жить лучше, чем зарабатывают. И когда перед носом размахивают этой морковкой, то логика отключается напрочь. Будут говорить, что "весь цивилизованный мир живёт в кредит" (у цивилизованного мира как раз кризис невыплат вовсю бушует), будут рассказывать, как восхитятся все знакомые новой плазменной панелью (это-то человек и сам уже представил). И он начинает верить, что отдать свободу распоряжаться своими будущими доходами - это именно его желание. А когда имеешь уже несколько кредитов, то следующие брать психологически гораздо проще. Да и как отказаться от сотового телефона с камерой 5 мегапикселов, когда уже имеешь электронную записную книжку со словарём на 250 тысяч слов?
В-третьих, придумаем, как избежать такого негативного сценария. А тут и придумывать много не надо, потому что всё уже есть до нас. Обязательно нужно финансовое планирование и учёт. Если семья несколько месяцев будет вести протокол трат, то она получит чёткую картину, какая сумма остаётся неизрасходованной по итогам месяца. Разумно часть этой суммы откаладывать на решение неожиданных проблем (здоровье, затопление соседей, поломка микроволновки). Каждый месяц откадывать небольшую сумму легко, погоды она не сделает, но в критической ситуации накопления могут очень выручить. И только на остаток (и то не на весь) можно планировать кредитные выплаты. Все эти надежды, что можно "затянуть пояса", чтобы выгадать чуть-чуть денег на очередной кредит, надо срочно оставить! Потому что бывают же незапланированные увеличения расходов (подорожание транспорта, например), которые тогда нестерпимо сожмут пояс. Прошло время, когда о финансовой безопасности граждан заботилось государство. Теперь это сугубо задача каждого.
Легко сказать, но трудно реализовать нормальное планирование и учёт. Человечество уже придумало разные способы визуализировать свои доходы и расходы, чтобы не перешагивать через опасный рубеж. Один из удачных методов - правило четырёх конвертов, очень рекомендую прочитать. Метод хорош тем, что не предполагает дотошного собирания всех чеков и внесения мелких расходов в книгу учёта (только особый тип людей может этим заниматься долго). Кроме учёта необходимо ещё и планирование трат. Заранее зная, что и когда нужно будет купить и оплатить, можно оптимально распланировать расходование заработков. А имея план, уже можно будет легко отказывать улыбающимся менеждерам в торговых залах, предлагающим "замечательный ноутбук по супер-цене для вашего ребёнка". Если вы точно решили, что и когда купите, то так просто сдвинуть себя уже не дадите.
Полагаю, очень хорошо об этом написал Макс Крайнов, рекомендую подборку его статей о разумных целях и средствах в личных финансах (очень коротко и ясно об основных заблуждениях о деньгах и способах избежать проблем). К сожалению, таких статей нет ни в школьных учебниках, ни в университетских курсах.
Другими словами, кредитование - это замечательный инструмент, который, к сожалению, часто попадает в неумелые руки. Нечестность состоит в том, что "по ту сторону" стоят профессионалы, которые впаривают кредит самым внушаемым и неподготовленным. А "по это сторону" очень мало специалистов, готовых грамотно этим пользоваться. Покупать в кредит может быть удобно и выгодно, если хорошо знаешь, что делаешь.
Есть ли у вас знакомые, которых вы смогли вытащить из кредитно-долговой ямы, взяв на себя управление их расходами?
-----
Содержательная статья о переплате за ипотеку, хитростях банков и способах оптимизировать покупку квартиры.
Продолжение этой темы: Когда надо брать кредит?
6 мар. 2008 г.
Постановка: кредиты - благо
- Получаешь нужный товар или услугу сейчас, а не потом. Жизнь коротка - надо радоваться каждому мигу,
- Пока копишь деньги, они обесцениваются. А так - сразу получил желаемое, а деньги выплачиваешь постепенно,
- Иногда просто невозможно накопить - деньги всё время уходят, как вода сквозь пальцы. А если взял что-то в кредит, то точно выплатишь,
- "Где я сейчас столько денег возьму? А потом-то заработаю",
- "Весь цивилизованный мир живёт в кредит"- абсолютный аргумент.
Сразу оговорюсь, что речь идёт именно о потребительских кредитах. В самом деле, для развития бизнеса кредиты - очень разумный инструмент, если всё делать правильно. Или, например, та же ипотека - для многих возможность начать жить в квартире сейчас бесценна, поэтому платить за неё в течение 20-30 лет немалую часть дохода - это не так страшно, ведь уже счастливо живёшь в своей квартире.
В следующей заметке будем говорить именно про потребительские кредиты на сотовые телефоны, фены (если брать не парикмахеру), фотоаппараты (если покупать не фотографу), телевизоры, компьютеры (взятые не для работы), шубы, диваны и т.д. Речь обо всём, что явно не приносит пользу, без чего можно обойтись некоторое время, а берётся "чтобы было".
5 мар. 2008 г.
Делаем балдахин
Спасибо всем, кто откликнулся на призыв прислать интересные задачки, выявляющие тенденцию отключать мозг, когда кажется, что всё просто. В следующих заметках мы их рассмотрим.
Ну а теперь перейдём к основной сегодняшней теме. Говоря про вынужденные подарки и их неправильность среди близких людей, я не предложил хороших решений (мельком упомянул wishlist-сервисы, позволяющие принимающей стороне перечислить свои желания, чтобы дарители договорились, кто что выберет в подарок, но это тоже мало). Попробую исправить это, предложив неуниверсальную, но очень позитивную штуку.
Разве не здорово прикрыться балдахином, избежав назойливого жужжания комаров летом? Разве не чудесно спать, будучи укутанными в уют и безопасность? И согласитесь, засыпать и просыпаться в красивой и романтической кровати - одно удовольствие. Специфика балдахина в подарок состоит в том, что угодить второй половине не так просто. Поэтому это решение подойдёт скорее не в качестве сюрприза (например, ткань лучше выбирать совместно). Но замечательный подарок и интересное совместное времяпрепровождение обеспечено.
Итак, если вас заинтересовала эта идея, то смотрите, как всё просто. Оказывается, в магазинах уже продаётся всё нужное:
1. П-образная рамка для ванной комнаты (наивные создатели предполагали, что на ней будет занавеска) - это каркас. В комплекте идёт крепление к стене (бывает на одном, бывает на нескольких шурупах) - 200-500 рублей,
2. 8-9 метров подходящей ткани (надо выбирать такую, чтобы обоим нравился цвет и проницаемость для света) - 700-1500 рублей,
3. 6-7 метров тюли.
Всё. Теперь по шагам: зайдя в обычный хозяйственный магазин, я удивился количеству разнообразных пластмассовых и железных приспособлений для крепления занавесок для ванных. Выбрал самую лёгкую из железных, крепящуюся к стене на один шуруп (в обеих точках). Не стал брать блестящую, потому что белая рамка на фоне белого потолка выглядит гораздо адекватнее. Выглядело это всё хлипко, но уже третий месяц эксплуатации пошёл - держится замечательно.
С тканью было всё сложнее, потому что их ещё больше самых разных. Техническое ограничение только одно - выбирать надо лёгкую. А всё остальное зависит только от вкуса - надо, чтобы обоим нравилось, как выглядит (цвет и проницаемость). Зоркие глаза моей подруги быстро выделили среди сотен всевозможных тканей в магазине интересное решение - тёмно зелёный успокаивающий цвет, переливающийся фиолетом (на фотографии это должно быть видно). Ширина ткани была 145 сантиметров, длины хватило 8 метров. Помните, что часть ткани уйдёт на петельки (сантиметров 30-50). Но тут всё зависит от размеров кровати и высоты потолка (если сомневаетесь, то берите чуть больше - будет красивее).
Тюль нужна, чтобы закрытый балдахин свободно проветривался и не пускал внутрь комаров. Между непроницаемой тканью и стеной оставлен зазор (расширяется вверх), который сверху прикрыт тюлью. В результате - полное ощущение комфорта (прозрачность тюли не мешает, поскольку "она смотрит" на стену") и свежий воздух - идеальное решение.
Кстати, с петельками можно сильно не запариваться - на первое время мы закрепили ткань парой десятков булавок (только надо надёжно крепить, чтобы булвки не упали на кровать :-)
И это всё! Балдахин уютен и комфортен, чудесно выглядит, интригует гостей. Он имеет закрытое (для сна) и открытое (дневное) состояние, в котором тоже очень облагораживает комнату. Хотите ощутить себя королями? Удачи!
На днях этому блогу исполнится месяц. За это время удалось перепрыгнуть отметку 50 подписчиков, что очень приятно. Были дни, когда заходило более 600 человек на страницы блога (благодаря задачке) - я планирую про это написать в ближайшее время. Спасибо всем читателям и писателям комментариев! Это очень ободряет и поддерживает!
Всех с наступившей весной!
3 мар. 2008 г.
Трудности перевода
Итак, решая задачу, мы переводим её с одного языка на другой. Это мозг делает почти самостоятельно, что порой очень облегчает понимание проблемы. Те, кто занимались настоящей наукой, наверняка подтвердят, что удержаться исключительно в своей предметной области крайне трудно (да и не очень надо). Чуть что-то новое, так сразу надо много читать о смежных областях знаний, консультироваться со специалистами по ним... неизбежно переводя свою задачу на их язык. У больших задач много соседей, поэтому и переводить приходится очень много.
Чтобы было понятно, почему этот процесс так важен и к чему может привести некорректный перевод, давайте разберём задачу про стеклянные шарики из предыдущей заметки. Судя по всему, у большинства никаких проблем не возникло, что и хорошо. Однако поскольку я живьём видел разговоры про метод деления пополам (да и в комментариях его вспоминали), будем считать этот пример неплохим для демонстрации низкой критичности к наукоподобным словам и своим выкладкам.
Как это происходит: мозг на вход получает постановку задачи "Какой минимум шариков придётся разбить, чтобы выяснить предельную высоту, с которой можно ронять шарики целыми?" После этого голова
- понимает элементарность вопроса, сразу же давая правильный ответ, или
- меняет формулировку на "Какой минимум бросков надо сделать, чтобы узнать, с какой максимальной высоты можно бросать?", от которой уже легко получаем перевод на язык ступенчатых функций: "За какое наименьшее количество обращений к монотоной ступенчатой функции определённой для натуральных чисел от 1 до 100 и принимающей только два значения 0 и 1 можно найти аргумент x, при котором f(x)=0 и f(x+1)=1?" Сразу оговорюсь, что у каждого свои тараканы в голове, но по моему опыту этот ход решения является типичным для программистов и школьников-олимпиадников, не ожидающих простого решения.
Незамутнённый разум же берёт первый шарик и бросает его с первой ступеньки (минимальной высоты). Если шарик не разбивается, то попытка повторяется на второй ступеньке. И так далее. Когда шарик разобьётся, эксперементатор будет точно знать высоту, с которой шарики бросать безопасно. При таком подходе он затратит всего один дорогостоящий шарик.
Почему же мозги, читавшие в детском садике Вирта и Кнута во время тихого часа, иногда дают такие сбои?
Во-первых, потому что они провели некорретный перевод задачи с внешнего языка (на котором задачу сообщили) на внутренний (на котором человек внутри себя будет думать). Эта ошибка часто вылазит не только в сложных проблемах, но и мелких бытовых (где всё тоже кажется абсолютно очевидным). Что характерно, при решении сложной задачи есть много этапов проверки (да и существенное количество участников провоцирует дополнительные верификации), поэтому такого сорта недопереводы быстро ловятся. На бытовом же уровне сознание зачастую дистанцируется от аргументов, из-за чего объяснить кому-то причину недопонимания почти невозможно (даже когда сам всё понял).
Во-вторых, мы склонны искать подтверждение своему мнению, а не пытаться найти контрпример или контраргумент, разрушающий его. И это понятно, ведь наше мнение - это наше детище. И мы его от всех защищаем. Даже от себя. В данном случае, можно было задать себе вопрос "а можно ли использовать повтороно неразбившиеся шарики?" и честно на него ответить. Ну да об этой теме мы уже говорили, поэтому не будем терять время, а перейдём к очередной лингвистической задачке.
Переведите корректно с русского на английский язык следующую фразу: "Это предложение невозможно корректно перевести на английский язык".
Знаете ли вы задачи, похожие на эту про шарики? Было бы очень интересно найти аналогичные простые задачи, притягивающие сложное и неправильное решение.
Когда высокие технологии мешают?
В подразделении японской компании, отвечающем за здоровье персонала, кто-то вдруг додумался, что, посещая туалет, честный японец подвергается страшной угрозе. Оказалось, что как бы он ни мыл руки до и после туалета, в самой кабинке он вынужден хвататься за ручку, которую до него потрогали уже не очень стерильными руками.
Угрозу оценили. За инициативу дали премию, вычислили круг компетентных и заинтересованных (оказалось, что вся компания) и устроили конкурс проектов по решению данной проблемы. Целый месяц в недрах различных рабочих групп (в нерабочее, естественно, время) зрели идеи. Провели предварительную фильтрацию, объединили схожие решения и устроили слушание по выбору концепции. Слушание проходило как положено: в большом зале при куче народа с микрофоном и слайдами на экране. Каких только разнообразных предложений не породили японцы! Одни предлагали запорное устройство с двумя ручками (одна для грязных рук, другая - для чистых). Другие предлагали кнопки со сменными салфетками. Третьи - каждому выдать по персональному радиобрелку (как от автомобильной сигнализации), и чтобы радиоуправлять можно было чем угодно. Но всем понравилось другое решение. Оно было сложное, дорогое, но ОЧЧЧЕНЬ технологичное. Замок должен быть электрическим и управляться компьютером. В туалете вешается камера, а у двери ставится датчик движения ближнего радиуса, от которых компьютер понимает, что в туалете не только есть тело, но к тому же, что оно входит или выходит. Решение было супер. Правда, пришлось бы немножко удлинить кабинки за счет коридора, чтобы исключить случайные срабатывания датчика движения, ну и решить ряд этических проблем...
В общем, на финал этого заседания после очередного перерыва заглянул наш соотечественник Андрей... Японцы напряглись. И правильно сделали.
Пришло время выбирать. На вопрос "у кого вопросы?" все покосились на Андрюшеньку. Ему ничего не оставалось, как выступить. Вот пересказ его монолога:
- Я мол очень сожалею, что не присутствовал в начале слушания, может тогда бы у меня не было вопросов. Поэтому заранее хочу извиниться... Но как я понял, задача в том, чтобы человек изнутри не запирал рукой дверь тем же устройством, которым другой ее отпирал. Так? А раз так, то сделайте устройство для ноги.
[японцы оцепенели! прошла долгая минута. ]
Понимая, что его не понимают, Андрюша начал пояснять.
- Ну вставьте в дверь педаль и соедините ее тросом с замком. Один раз нажал - закрылась, другой раз нажал - открылась.
[тишина]
- Ну хорошо, если не хотите механическое решение, сделайте большую кнопку для ноги. Повесьте ее на стену. Или положите на пол. Наступил - электрозамок закрылся, еще раз - открылся.
[абсолютная тишина]
- Ладно. Если вы хотите автоматики, положите у двери коврик, а уже под него эту кнопку. Вошел человек - нажалась. Выходит - нажалась опять. Андрюша ждал минуту. Все подавленно молчали. И тут он уже не сдержался.
- Ну если вы так уж хотите новых технологий...!! Сделайте коврик с распознаванием веса! Пусть он по радиосвязи сообщает центральному компьютеру вес облегчения, компьютер по радио открывает дверь, а заодно вычисляет объем воды, которую надо пролить в унитазе!!! Поклонился и ушел.
P.S. Проект похоронили. Судя по всему, расстроил он их крепко.
Мы только что наглядно убедились, что наличие большого количества технических средств, развитость электроники и безграничное финансирование может подавлять вполне смышлёные мозги. Давайте сохранять свежесть взгляда, даже получив всё это.
Ну и под занавес задачка на эту тему:
Есть стакан с очень дорогими одинаковыми хрупкими шариками из очень прочного материала. И есть лестница с сотней ступенек. Какой минимум шариков придётся разбить, чтобы выяснить предельную высоту (число от 1 до 100 - бросаем со ступенек), с которой можно ронять шарики целыми (т.е. чтобы они не разбились)?
Меня уже критиковали в комментариях за то, что я заранее предупреждаю о небольшой ловушке в задаче, поэтому эксперимент получается не очень чистым. Однако другой формы я ещё не нашёл, поэтому давайте попробуем пока так.
Пожалуйста, напишите в комментарии один из следующих статусов:
- Я знал эту задачку; когда первый раз увидел, то сходу решил правильно.
- Я знал эту задачку; когда первый раз увидел, то сходу решил неправильно, а потом просёк.
- Первый раз вижу задачку, сходу решил правильно.
- Первый раз вижу, но решил неправильно, а потом всё понял.