Когда за дело берётся проходящий мимо зритель мультфильмов (в которых он, конечно, видел китов несколько раз), то сразу почему-то прорезаются очень категоричные мнения.
Дело в том, что если человек знает мало, то он думает, что и не знает он тоже мало.
Если же человек знает много всего, то он осознает, что не знает чудовищно много.
Если же человек знает много всего, то он осознает, что не знает чудовищно много.
Проиллюстрируем это парой диалогов с bash.org.ru (хоть это и не кладезь мудрости, но пусть в начале недели поднимет настроение и пояснит нашу мысль).
Пример первый:
- А мы вчера с Ленкой ходили в спорт-бар. А там за соседним столиком какие-то
молодые люди так громко разговаривали и постоянно говорили «Марадонна». Я сначала молчала, молчала... А потом подошла и сказала, что правильно говорить «Мадонна». Один из них на меня так долго сначала смотрел, а потом попросил мой телефон. Сказал, что будет звонить и спрашивать, как правильно говорить. Наконец-то хоть кто-то подумал, что я умная!
- Это да... )
Второй пример (разговор в чате):
vlad11: у кого Хичкок есть?
ALENo4kA: вообще-то Хэнкок
Baton: ALENo4kA, отожгла, молодец
Малый кругозор приводит к тому, что люди просто не догадываются о том, что слова, значение которых они не знают, могут иметь какое-то значение. Это простые примеры, поэтому их легко понять. Как только непонимание становится сложнее значения слов, иллюстрации подобного явления становятся узкоспециальными. Например, героини этих двух диалогов не знали известнейших персонажей футбола и кинематографа, поэтому они не поняли бы сути заметки. А раз так, то показать человеку, мало знающему о мире, что он чрезмерно верит чуши, которую сам говорит - крайне сложная задача. А квалифицированному человеку и так ничего не надо показывать, потому что он и сам всё может увидеть.
Мне это напоминает следующий школьный эффект: настоящий отличник может проверить свою контрольную (в том смысле, что может убедиться в правильности своих решений и выявить недочёты), а слабому школьнику на ошибки должен указать учитель (потому что ребёнок, имеющий низкую подготовку, зачастую не имеет достаточного для проверки понимания материала).
Короткая формула, выражающая эту мысль: невозможно объяснить дураку, что он дурак, а умному теоретически можно, но совсем не нужно, ведь он и так умный.
Надеюсь, у вас сложится хорошая неделя. Сам я сейчас должен быть во Франции (заметка была написана заранее), но скоро вернусь - расскажу свежие впечатления о контрастном восприятии Европы после Азии.
И напоминаю тем, кто ещё не успел оценить: проект Вебдиктор озвучил 9 заметок с этого блога, несколько сотен записей из других блогов и актуальные материалы серьёзных информационных сайтов (кстати, можете проголосовать за то, что лично вам интереснее - как я понимаю, они смотрят на результаты голосования, когда выбирают материалы). Этот сайт помогает проводить время с пользой людям, совершающим длительные пешие прогулки или вынужденным стоять в пробках.
Хорошей недели, успехов!