5 сент. 2012 г.

Зачем писать грамотно?

Добрый день.

Каждый сентябрь сотни школьников обращаются к поисковым системам с вопросом: «Зачем изучать математику?» (видимо, им это задают на первом уроке учебного года для разминки). Но ведь кроме математики есть ещё масса важных дел, о которых тоже надо поговорить. Например, есть такой вопрос: «А зачем грамотно писать?»

Распространённое заблуждение звучит примерно так: «Чтобы не показывать свою необразованность». На мой взгляд, куда правильнее с близкими людьми быть искренним и открытым (другими словами, не надо чего-то там скрывать), а с остальными можно почти никогда не общаться. Поэтому ответ о сокрытии своего низкого уровня развития я отвергаю. Можно, конечно, ещё поспекулировать на тему сохранения высокой культуры, но есть куда более понятный и естественный ответ.

Почему же надо грамотно писать? В следующем абзаце я попытаюсь это показать.

Вот представте себе обы4ный текст в интернете. В нём 4асто буквы 3аменены цифрами, при ставки отделены от слов пробелами, а де-фисы испол3уются там, где их не-должно быть итак далее. К стати, можно ещё 3абывать ставить мягкий знак и вне запно обнаруживать с ою3ы и при длоги в на4алах любых слов, то же отделяя их пробелами. Кавы4ки то4ки и 3апятые всякии тоже не надо у потреблять это некогда не мешает легко понимать 4то хотел ска3ать автор отделным пунктом идёт спойсобность ставйть букву й в любойе неожиданойе место. По этому сей час нечего не-мешает быстро понимать идеи, не теряя зря время.

Понимаете? Если под фотографией написано «я с лево», то мозг автоматически пытается понять, с кем же этот «я». Если написано «в двоём», то мозг, видя знакомую конструкцию, пытается найти ответ на вопрос «где?» (в чём?). Если пишут «пол года», то ожидается, что речь идёт о поле. А от строки «во чтобы то не стало» читатель вообще теряется.

Ключевое слово здесь — «теряется». Я написал, что теряется читатель, но на самом деле теряется, конечно, время. Это очень важно. Писать безграмотный текст плохо, потому что читатель вынужден терять много времени на его разбор.

Возможно, со следующим тезисом многие не согласятся, но он мне важен. Мелкие ошибки в длинных словах почти не мешают. Если в слове «дискриминант» какие-то из букв «и» будут заменены на «е», то, скорее всего, большинство не потеряет на это ни мгновения времени. Это длинное слово не может запутать, даже если написать его с небольшой ошибкой. А вот если «берут машину на прокат» или «выбирают какой не будь диван», то время на вытаскивание смысла теряется.

Я не призываю писать длинные слова с ошибками, а пытаюсь расставить приоритеты. Времени мало, а дел много, поэтому приходится выделять самые эффективные направления. Поэтому мне кажется, что очень важно после тся/ться тренажёра сделать упор на следующее:
- «чтобы» и «что бы»,
- «и так» и «итак»,
- «со всем» и «совсем»,
- а заодно пройтись по «к стати», «сей час» и так далее.

Что я предлагаю? Давайте сделаем новый тренажёр «правильных пробелов»! Мне кажется, сейчас уже многие люди понимают, что ставят пробелы как попало, но не могут освоить правила. Давайте поможем им!

Во-первых, мы определим список тем/ошибок, подберём яркие примеры, коротко сформулируем правила.
Во-вторых, мы сформируем тестовую базу (короткие фрагменты из какой-нибудь классической книги), в которых неправильное положение пробела заведомо является ошибочным.
В-третьих, мы постараемся распространить тренажёр по сети.

Кто готов поучаствовать в этом? В комментариях предлагаю пока обсудить первый пункт (список основных ошибок, на которых мы сконцентрируемся).

Хорошего дня!

P.S.
Всем, кто обнаружил ошибки в тексте выше, отдельная просьба: пожалуйста, напишите примерно такой комментарий: «Как может делать тренажёры грамотности человек, который сам не умеет нормально писать?»

53 комментария:

  1. Анонимный05.09.2012, 17:23

    «Как может делать тренажёры грамотности человек, который сам не умеет нормально писать?»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гм. Я ещё надеялся, что Вы перечислите обнаруженные ошибки, чтобы я мог их исправить... (естественно, кроме специального пятого абзаца)

      Удалить
  2. Анонимный05.09.2012, 18:58

    Меня раздражает отсутствие дефисов в что-то, кто-либо, где-нибудь, кое-когда, всё-таки, из-под и из-за. На это хорошо бы сделать отдельный тренажёр. Но как его делать я не знаю, поэтому помочь не могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за идею. Вы напомнили об очень распространённой ошибке, которую тоже надо будет постараться выправить (благо, правила очень простые). Но сейчас мне кажется, что мы будем это делать после "чтобы/что бы".

      Удалить
    2. Анонимный07.09.2012, 20:53

      Еще, бывает, частицы «ли», «бы» пишут с дефисом. Эти примеры можно добавить в тот же тест.

      Удалить
    3. Анонимный20.02.2015, 12:55

      Частицы "ли" и "бы" ВСЕГДА пишутся раздельно, без дефиса, насколько мне известно.

      Удалить
  3. Илья, день добрый. Примеры оставлять прямо в комментариях или отправлять на какой-нибудь другой адрес?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена,
      если примеров мало, то, пожалуйста, добавляйте в комментарии. А если у Вас есть большая подборка, то присылайте письмом на адрес mytribune@yandex.ru.

      Удалить
  4. Анонимный05.09.2012, 19:21

    А меня раздражает слово "ложить", его у нас в конторе употребляют все от замов генерала то рядовой шушеры. Невольно ловишь себя на мысле - неужели правила поменялись со времен "доживем до понедельника"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный06.09.2012, 07:05

      80 прОцентов наших дОцентов ложут докУменты в пОртфель

      Удалить
    2. Анонимный01.04.2013, 02:11

      в слове "ложить" нет ничего ужасного . олег даль например включил его в свой словарь . а "класть" - слово с узконаправленным смыслом и применением . его не всегда можно употребить . ты можешь сказать "я кладу" , но обратишься к другому человеку иначе : "положи" . несложно проследить связь между ложить - положить . это однокоренные слова и смысла отрицать существование слова "ложить" нет .

      Удалить
    3. Анонимный20.02.2015, 12:57

      Корень -ЛОЖ- без приставок НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ! Есть несколько исключений: это слова "ложка", "ложа", "ложе", "ложиться". Их нетрудно запомнить.

      Удалить
  5. В эстонском языке пошли другим путем - если грамматическая ошибка очень распространена (например ее часто делают на госэкзамене в сочинениях), то ее просто узаконивают и она становится правилом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Путь понятный, но спорный. Аналогичная практика есть и в России (да почти во всех странах) - реформы языка идут всюду. Подозреваю, что эстонцы узаконивают далеко не все распространённые ошибки.

      Удалить
  6. Анонимный05.09.2012, 19:48

    "Всем, кто обнаружил ошибки в тексте выше[,] отдельная просьба:"
    По-моему так (придаточное предложение заканчивается). Хотя, конечно, это не относится к тексту выше :).

    А по поводу частых ошибок (не только про пробелы):
    — "в течение" и "в течении".
    — "не" с прилагательными и причастиями (многие пишут его по вбитому в начальной школе правилу про "не" с глаголами).
    — притча во языцех — "одеть" и "надеть".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, поправил.

      Путаница "одеть"/"надеть" глаз хоть и режет, но встречается редко. Вот "в течение" и правда бывает в текстах довольно часто, причём сильно сбивает... Впрочем, про две эти ошибки я не понимаю, как делать тренажёр. Уж больно простое и однобокое всё. Надо подумать.

      "Не" с прилагательными - для меня это планы далёкого будущего. Там и правила очень сложные, и аргументации в пользу грамотного написания меньше. Но я про это помню, спасибо.

      Удалить
    2. «Одеть можно покойника. И то после того, как его вымоют».

      Как правило, после этой фразы пионеры мои начинают нервно подёргиваться. Да, немного жёстко. Но ведь запоминают.

      Правило-подсказка: не знаете, как верно сказать, говорите «надеть», не ошибётесь.

      Удалить
    3. Анонимный05.09.2012, 20:24

      Илья, про редкость путаницы "одеть" и "надеть" не могу с Вами согласиться. По крайней мере, мне она встречается постоянно. Естественно, только в сторону "одевания одежды". Поэтому подсказка Елены абсолютно правильная. Есть еще про "Одеваем Надежду - надеваем одежду".

      Удалить
    4. Гм. Да, с "редко встречается" я погорячился. Точнее будет так: редко замедляет чтение.

      Удалить
    5. Анонимный20.02.2015, 13:04

      Есть такое стихотворение-подсказка: "Одеваю я Надежду - НАдеваю ей одежду". А насчёт того, что "говорите "надеть" - не ошибётесь"... Можно ошибиться, и очень серьёзно! Можно НАдеть, например, ребёнка, домашнее животное или куклу? Куда, на что Елена Воронина собирается их НАдевать?

      Удалить
    6. Об этом и речь: никто в здравом уме не скажет «Надень куклу». А если задумался, что делать, например, с платьем, то верный выход говорить «надеть».

      Удалить
  7. Очень раздражает часто встречаемое "учаВствовать"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный06.09.2012, 20:54

      Мнемоническое правило: "Чувкать можно, чавкать нельзя".

      Удалить
  8. Анонимный05.09.2012, 20:22

    Мне еще "режет слух" неправильное употребление частиц "не" и "ни" (например, повальное употребление "где бы ты не был" вместо "... ни был"). Но это настолько распространенная ошибка, что к ней даже не понятно, с какого конца подступиться.

    Вообще, спасибо за эти соображения. Действительно, основная беда безграмотного текста - в том, что он требует больше времени и усилий со стороны его читателей. Равно как и транслит; равно как и "оллбанский"; равно как и прочие средства интернет-самовыражения типа литспика (эmо к0гgа 3а|\/|еняюm нормальные буквы не пойми чем).

    Но. Тренажер реально поможет только тем, кто, во-первых, осознает свой низкий уровень грамотности; во-вторых, понимает, что этот низкий уровень мешает другим при письменном общении с ним; и в-третьих, готов тратить время и прилагать усилия для исправления положения.

    И вот тут-то и зарыта собака: многим "авторам" просто жаль тратить хоть какие-то усилия на облегчение понимания написанного ими текста. Заглавные буквы, знаки препинания, раскладку клавиатуры переключать, на translit.ru заходить - зачем всё это, это же надо время тратить, а его жалко. За это время можно "еще пять каментов оставить".

    А настоящая беда в том, что это даже не признаки неуважения к читателю. Это признаки того, что в восприятие автора читателя не положили изначально. Автору текста важно самовыразиться через сам факт написания: он написал - он молодец. А то, что написанное им будут, представьте себе, читать, и, кто бы мог подумать, стараться понять, - эта мысль в голову "писателя" как-то вот не приходит. И читать написанное другими он не любит.

    И в этом - бич современных social media: там так много написанного "для ради себя любимого", что продраться через это становится очень сложно. И как это положение изменить, понятно пока не очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одно дело - комментарии из пары слов в социальных сетях, а другое дело - статьи на хабре (где ошибка "чтобы"/"что бы" очень распространена, к сожалению). Я думаю, многие авторы статей тоже устали получать в личку сообщения "а ещё тут поправьте", поэтому готовы учиться, если им предложить простой способ.

      Удалить
    2. ЧТОБЫ можно заменить составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.
      В случае с ЧТО БЫ частицу БЫ можно отбросить или переставить. Значит, не очень крепко держалась и пишется раздельно.

      Удалить
    3. Отличное понятное правило! Предстоит написать такие ещё для
      - «и так» и «итак»,
      - «со всем» и «совсем»,
      - «к стати» и «кстати»,
      - «сей час» и «сейчас»,
      ... (ещё несколько аналогичных есть, надо их вспомнить)

      Удалить
  9. Помните гуляющий по просторам рунета «Эффект Кембриджского университета»? (про то, что неважно в каком порядке идут буквы в слове, кроме первой и последней, что правда не совсем соответствует действительности)
    Вот примерно такой же эффект в вашем «обы4ном тексте» - если наткнувшись на какое-то несоответствие не пытаться осознать ошибку, а читать текст дальше, то читается легко и без проблем.
    Так что чем больше человек склонен придираться к неправильному написанию, тем сильнее он выискивает ошибки, чем больше он выискивает (пусть даже неосознанно) ошибки, тем сложнее ему читать такой текст, чем сложнее ему читать, тем больше человек склонен придираться к неправильному написанию. Вот такой вот замкнутый круг.
    Ну и на мой взгляд замена на числа всё же не очень характерна для рунета (транслит не в счёт), остальные ошибки да + албанизмы. Но цифры - это всё же намного больше бич англоязычного сектора на ровне с сокращениями типа u, r, luv.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гм. В заметке я осознанно привёл примеры, которые лично меня замедляют. Чтение из "автоматического" (т.е. восприятия смысла без трат усилий на разбирание букв) превращается в "ручное" (приходится мозгом специально читать слова, пытаться их скорректировать, чтобы понять идею автора). Это как медицинские справки читать - очень медленная дешифровка (и постоянные сомнения в правильности прочтения).

      Если убрать замена букв на цифры, но ставить пробелы как попало, то читать будет всё ещё очень тяжело (мне, во всяком случае). И мне кажется, что я не склонен придираться. Я склонен "читать легко" (автоматически). И если что-то в тексте ломает этот настрой, но раздражаюсь.

      Удалить
  10. Анонимный06.09.2012, 07:10

    lurkmore.to/Расстрельный_грамматический_список

    Несмотря на неоднозначность ресурса, приведённая статья таки весьма и весьма полезна всем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, статья хорошая.
      Но нам сейчас надо не огромный список дел, а маленькое узкое направление, на котором сконцентрируемся.

      Удалить
  11. Анонимный06.09.2012, 12:19

    Не совсем конечно по теме первого пункта, ибо все основные ошибки уже были перечислены выше и добавить мне нечего, но промолчать не могу.

    Только вчера, мягко говоря, удивился, увидев на главной странице интернет портала города миллионера, в рубрике "статья дня", в первом же абзаце кривое, резавшее глаз, употребление слова "в течение". Сегодня, к сожалению, а может и к счастью, ошибки этой уже не нашел, предложение было перефразировано. Видимо, не мне одному ошибка резала глаз, но и исправить слово автор не смог, поэтому попросту убрал его из текста.
    Я это все к чему, уж если автор большой статьи серьезного интернет портала не может грамотно составить текст, а редакторы пропускают такое в сеть, (уж точно не знаю как у них там заведено, но полагаю, что кто то должен проверять тексты перед размещением, ведь так?) то чего ждать от простых смертных?

    Каюсь, сам далеко не идеален, по молодости и глупости "пейсал на олбанском" и сейчас могу написать слово намеренно не правильно, но повторюсь намеренно и осознанно, понимая, что это все лишь для развлечения и самовыражения. Наверное это потому, что когда "падонкаффский слэнг" начал распространяться по сети, школу я уже заканчивал, и на мою грамотность это тогда критичного влияния не оказало.

    Однако сейчас, с повальным распространением неграмотности, и более того с появлением "лжеграмотности"(т.е. принятия самых распространенных в обществе ошибок нормой) стал замечать и за собой глупые ошибки при чисто механическом наборе текста, без использования мозга. Благо, есть привычка всегда перечитывать только что написанное.
    Однажды заметив за собой "ться", там где нужно "тся", я просто ужаснулся =) искренне надеюсь что это была просто опечатка. (В вашем тренажере мой первый результат был чуть более двух секунд без ошибок, немного потренировавшись я его еще улучшил, но речь совсем не об этом)

    Длинный какой то комментарий получился, видимо накипело. В общем не радует меня текущая тенденция, и кажется мне, что дальше будет только хуже.

    P.S. Всегда приятно читать ваш грамотный блог, поэтому свой ответ я постарался тоже составить максимально грамотно, и после написания прочел дважды (sic) =) Но школьная программа давно забыта, да и пунктуация всегда была моим слабым местом, так что с удовольствием приму любые отзывы.

    P.P.S. Еще раз спасибо за ваш труд, наткнулся на этот блог пару месяцев назад, постепенно осваиваю статьи, уже за 2010 год) Благодарю за отличные задачки, книги, идеи подарков и так далее. Желаю роста и процветания вашему блогу!

    Сергей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, у многих накипело. Но я думаю, что такой пессимизм здесь чрезмерен. Ситуацию можно улучшать, только не надо надеяться, что везде станет лучше. Стать лучше может в выбранных частях окружающего мира, если этими частями заниматься.

      Спасибо большое за тёплые слова! Добро пожаловать на блог :)

      Удалить
    2. Анонимный07.09.2012, 14:21

      Илья, пытаюсь оставаться реалистом и понимаю, что ситуацию улучшить можно, лишь бы были заинтересованные в этом люди, а вот здесь я уже вижу проблему, потому как государству оказывается не выгодно иметь 100% хорошо образованных и думающих людей в обществе, достаточно и 10%.
      И что еще печальнее, потом, под действием толпы, грамотные люди тоже начинают деградировать.

      Но согласен, винить всех подряд это не выход, и начинать всегда нужно с себя и своего окружения =)

      Сергей.

      Удалить
  12. Немного не в тему.
    "Каждый сентябрь сотни школьников обращаются к поисковым системам с вопросом: «Зачем изучать математику?»"
    http://cs316727.userapi.com/v316727066/3231/-M9WvcfO7CA.jpg

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный06.09.2012, 22:03

    О, а как же "так же" в роли союза? Это просто эпидемия какая-то!
    Каждый раз передёргивает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, эту пару обязательно надо добавить в такой тренажёр.

      Удалить
  14. Татьяна Шарапа06.09.2012, 23:35

    Да, обязательно нужно про также/так же! Причём здесь, по-моему, беда не только в том, что это неграмотно и замедляет чтение. Смысл разный! "Так же" - сравнение чего-то с чем-то, "также" - добавление информации. Выходит, что люди, пишущие неправильно, ещё и сами не знают, что хотят сказать. Мне бы в таком случае помогло именно понимание смысла, а не механическое правило, хотя, возможно, полезно и то, и другое.

    Совершенно согласна, что пишущие неграмотно не учитывают читателя (попросту не уважают его). Порой проверяю контрольные работы студентов-заочников, рукописные (перевод с английского на русский). Ошибок бывает много, но не всегда. А вот что странно - через одного пишут без точек в конце предложений (про запятые и не говорю). Очень удивляются, когда объясняю, что знаки препинания - это знаки уважения к читающему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ТОЖЕ = ТАКЖЕ = И. Про то, что И — это союз, мы знаем точно. Раздельно его написать нет никакой возможности.

      Зловредную частицу ЖЕ можно удалить без ущерба. Предложение не обидится. Значит, не очень крепко держалась и писалась раздельно.

      Удалить
  15. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Комментатор молодец. Невероятно блеснул интеллектом, покрыв матом автора блога. Конечно, он умнее всех здесь собравшихся вместе взятых, и это достигнуто исключительно игрой в "онлайн игру" и общением в её чате с такими же интеллектуалами.
      Продолжайте в том же духе.

      Удалить
    2. mika, спасибо за мнение! Я его скрыл, так как у нас не матерятся.

      Ваш тезис о том, что все примеры читаются легко не соответствует моему восприятию. Скорее всего, есть люди, которые спотыкаются о плохой почерк или неграмотный текст (например, я), а есть люди, которым легко удаётся читать, что угодно (например, Вы). И это хорошо, что бывают разные люди. Но странно, что Вы считаете, что если Вам что-то легко, то это всем легко.

      > Истинная причина зачем нужно знать как пишутся слова, потому что есть язык официального общения и он очень и очень нужен почти на любой работе и местами в жизни. Возможно для этого использовать гугл, но вот это действительно потеря времени

      Т.е. Вы считаете, что научиться грамотно писать из уважения к читателю (чтобы он не терял зря силы и время) - это менее достойное дело, чем ради соответствия чьим-то представлениям о правильном работнике?

      Работодателей разных очень много. Кому-то нужны только грамотные, а кто-то и сам писать толком не умеет, поэтому ему всё равно. Есть места, куда не берут людей, умеющих не материться через слово. Я это к тому, что можно менять не себя, а найти подходящего работодателя. Разве не так?

      Удалить
  16. Граммотность - это проявление уважения к своим читателям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный26.09.2012, 16:22

      Да, но пишется она через одну букву "м".

      Удалить
  17. Анонимный26.09.2012, 18:37

    У нас, в Таллиннской школе,был очень хороший учитель русского языка, слава Богу!

    ОтветитьУдалить
  18. Очень часто пишут "убедительная просьба". Довольно забавно, на мой взгляд :)

    ОтветитьУдалить
  19. Приведённое ниже стихотворение лично мне было довольно сложно прочитать с первого раза. Вероятно, причина именно в том, что хочется прочитать слова правильно, но правильное прочтение противоречит ритму, и приходится читать каждую букву.

    В худой котомк сложив ржаное хлебо,
    Я ухожу туда, где птичья звон,
    Я вижу над собою синий небо,
    Косматый облак и высокий крон.

    Я дома здесь, я здесь пришёл не в гости,
    Снимаю кепк, надетый набекрень,
    Весёлый птичк, помахивая хвостик,
    Высвистывает свой стихотворень.

    Зелёный травк ложится под ногами,
    И сам к бумага тянется рука,
    И я шепчу дрожащие губами:
    «Велик могучим русский языка!»

    А. Иванов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отличный пример!
      Мне тоже первую половину было тяжело читать, так как глаза сами исправляли слова. А вот последние строчки уже удалось прочитать без запинок. Человек ко всему может привыкнуть :)

      Удалить
  20. Иногда просто удивляет, как можно перепутать "чтобы не" и "что бы ни". Вот, скажем, из расшифровки устного выступления ученого-египтолога (расшифровывал не он): "Тем, кому нравится верить в чудеса, вы же не запретите, чтобы мы не говорили, они все равно будут верить."
    Здесь же явно: "что бы мы ни говорили, они..." И, кстати, перед "что бы" точка напрашивается, иначе мысли сбиваются в невнятный комок. Но это уже другая история.

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный02.03.2013, 00:14

    file://localhost/E:/В%20А%20Р%20И%20А%20Н%20Т%20%20№%203.jpg А вы такое видели?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый аноним, Вы прислали адрес картинки "Вариант №3.jpg", лежащей на Вашем диске. Только Вы можете видеть саму картинку.

      Удалить
    2. Анонимный02.07.2013, 16:25

      Ещё надо добавить про написание "спросони" и "с просони".
      Даже не знаю, что меня бесит сильнее.

      Удалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний