6 янв. 2011 г.

Только у нас!

Всяк кулик своё болото хвалит.
Народная мудрость

Иногда мне вспоминаются следующие дворовые сцены из детства:

- К дому подходит женщина с сыном/дочерью (из школы), а у подъезда как раз сидят бабушки, поэтому женщина тут же начинает радостно рассказывать: «А сын-то мой идиот, он сегодня опять двойку получил, вы только посмотрите на него! У него же ума вообще нет...». И так далее.

- По улице идут две семейные пары. Сблизившись, они узнают друг друга, поэтому женщины сразу начинают хвастаться: «А мой-то вчера так напился, что до дома никак дойти не мог. Представляете, как я с ним мучаюсь! А ещё вчера этот криворукий вздумал лампочку в коридоре поменять, но, конечно, разбил. Ох и намучилась же я потом осколки по всей квартире собирать!»

Видели такое? Как пожилые люди хвастаются, у кого болячек больше, так вполне молодые и здоровые находят радость в том, чтобы их жалели за то, что они не занимались в детстве с ребёнком, за то, что они себе выбрали пьющего мужа и так далее. Мне кажется, что иногда люди начинают трубить о своём несчастье ещё до того, как проблемы начинаются, чем их и провоцируют.

Но если со второй половиной и детьми у человека всё хорошо, то за что себя можно жалеть? За страну, которая вокруг! Сколько раз в год знакомые рассказывают о какой-то курьёзной или трагической ситуации, произошедшей в России, начиная её словами «только у нас такое возможно».

Давайте коротко пройдёмся по популярным темам последнего года:

1. Многие так усердно смаковали низкое качество уборки снега в Питере и неспособность отправлять в плохую погоду самолёты из аэропортов Москвы, кивая на развитые страны, что власти Нью-Йорка тут же предложили свой контрпример. У нас были проблемы? Да, были. Но зачем говорить, что это бывает только у нас? Чтобы ещё сильнее себя жалеть?

2. С этого года в России начинают собирать налог со всех носителей данных (жёстких дисков, компакт-дисков, флешек...) и с оборудования для записи. Забавно, что эта инициатива позиционируется как исключительно поддержка авторов, хотя из собранной суммы им запланировано передавать всего 15%. Яркое несоответствие дела и слова? Да. Только у нас? Нет. Франция придумала похожий налог - с мобильных устройств не под управлением Windows. Интересно, что ранее во Франции уже был налог с MP3-плееров в пользу правообладателей. Но потом законодатели поняли, что планшеты тоже могут быть MP3-плеерами. И ещё они поняли, что только пользователи Microsoft Windows не станут пиратствовать, а вот пользователей всяких Android, Linux или MacOS надо обложить дополнительным налогом.

3. Ну а сколько разговоров о недоверии правоохранительным органам? Мол, «только у нас население не верит решению суда и действиям людей в форме». Встречаются и обратные утверждения: «Только у нас власть не может навести порядок, если народ разбушевался». Хотя буквально в 1992 году в США с 29 апреля по 4 мая беспорядки в Лос-Анджелесе, начавшиеся после оглашения решения суда, привели к гибели 53-х человек и убытком на миллиард долларов.

4. Можно долго и подробно говорить, почему у нас не биржа, а игра инсайдеров, почему у нас некоторые компании имеют такие привилегии, что им даже стараться не надо, чтобы иметь огромные прибыли. Но правда ли, что такое бывает только у нас? Буквально летом прошлого года структуру Goldman Sachs поймали за интересным мошенничеством бизнесом.

5. Или та же свобода слова: сейчас уже все потихоньку признали, что в 2008-ом году не Россия начала конфликт в Грузии, но во время боевых действий западные СМИ бодро показывали кадры 1994-го года с подписью «Русские танки в Тбилиси». Или то же оперативное фабрикование расследование дел против основателя WikiLeaks?

Ладно, хватит примеров. У нас есть проблемы, в других странах есть проблемы. Про многое мы знаем, а про гораздо большее не узнаем никогда. Надо ли стараться сделать мир вокруг лучше? Мне кажется, что надо. Это и приятно, и полезно.

Так зачем же гордиться тем, что «только у нас» что-то могло быть плохо? Это деструктивно (потому что внушаемые люди сразу опускают руки) и часто не соответствует действительности. Я не призываю закрывать глаза на сложности или устраивать праздник из-за каждой миллионной 60-ваттной лампочки, сошедшей с конвейера (но знать о достижениях своей страны бывает интересно). Я всего лишь призываю не нагнетать попусту, гордо делая перепосты в стиле «а мой-то совсем без мозгов живёт, вы только посмотрите на него».

Хорошего вам 2011-го года!
Пусть у близких вам людей всё будет хорошо!
И пусть окружающий мир нравится вам всё больше и больше!

21 комментарий:

  1. Про двойку очень хорошая демонстрация fixed mindset из http://en.wikipedia.org/wiki/Mindset_%28book%29

    ОтветитьУдалить
  2. По 2-му пункту:

    Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
    РАО -"некоммерческая общественная организация". Какое право они имеют собирать налог? Это побор получается, не налог.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень нравится Ваш блог, давно читаю, подписан на РСС. Но этот пост - это что-то... Ваш блог заставляет задуматься, так вот и подумайте: ваши примеры из одной страны, а контрпримеры - из разных. По этому я готов согласится, что Россия таки наконец-то "встанет с колен" и будет "великой державой" при двух условиях: проблем в вашей державе столько же. сколько в остальных вместе взятых и наступит этот светлый час очень не скоро, так как вы эти проблемы даже не спешите решать.
    Тема совершенно не благодарная, Илья, лучше пишите посты о том, за что мы Вас так полюбили. С новым годом и мира Вам.

    ОтветитьУдалить
  4. Целую старницу текста накатал, чтобы увидеть "к сожалению не удалось выполнить запрос".
    Кароче! Автор!. Манипулируешь фактами.
    4uk
    +1

    ОтветитьУдалить
  5. Валентин07.01.2011, 15:31

    http://dirty.ru/comments/301379

    Про атомную промышленность у нас и там.

    ОтветитьУдалить
  6. Целую старницу текста накатал, чтобы увидеть "к сожалению не удалось выполнить запрос".
    Так же как и котов. Я в шоке. Полчаса времени и несколько аргументированных абзацев:(

    Манипуляция фактами детектед, и пойду плакать о тексте:(((

    ОтветитьУдалить
  7. 812 котов, прошу отметить... И все негодуют.
    Я, неоднократно накалываясь на таких же граблях в блогах, обычно делаю "Ctrl+A, Ctrl+X, Ctrl+V", но в этот раз обложался =(((

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный07.01.2011, 20:37

    Совершенно согласен с автором. Подавляющее число стонов и жалоб - чтоб пожалели. Ну и оправдать собственные лень, неудачи, етц в собственных же глазах.

    ОтветитьУдалить
  9. Qrilka и Валентин, спасибо за интересные ссылки!

    MASTAN, да, на первый взгляд это выглядит странно. Впрочем, почему бы государству не поручать некоторые важные функции частным конторам?

    4uk, спасибо за тёплые слова!
    Чему мешают контрпримеры из разных стран? Я всего лишь устал за последние несколько дней слышать "только у нас то, только у нас сё". Тезис всего один - очень многое не только у нас (но это многое, конечно, является проблемой, которую надо решать). Я же не говорю "раз у других есть эта беда, то и у нас не стоит суетиться". Но сколько можно самих себя осознанно мешать с грязью? Уж это точно не помогает справиться с проблемами страны.

    812kotov и Sergy, спасибо за страницу текста, жаль, что я её не увидел. Мне искренне хочется узнать, в каких именно утверждениях я манипулирую фактами. Возможно, я что-то не знаю... Пожалуйста, поясните, если не трудно (можно кратко и тезисно).

    Жаль, что проблемы на серверах/каналах мешают нам общаться в комментариях. Надеюсь, скоро с этим станет лучше. Пожалуйста, сохраняйте текст в буфер обмена перед отправкой формы.

    ОтветитьУдалить
  10. Насчёт второго пункта: на Хабре, в комментариях передали суть новости без «журнализЪма»: «Налог „на копирование“ уже есть, но его хотят расширить ещё и на таблетки. А вот, насчёт расширять или нет, и будут голосовать 12 января», «…в тексте закона говорится о „системах, которые изначально разрабатывались для мобильных систем“. То есть Windows mobile, к примеру, так же будет подпадать под налог, а если, к примеру, выйдет планшет на Mac OSX, то он налогом не будет облагаться».
    Кроме того, «в соседних статьях, на том же сайте, говориться, что Conseil d'Etat (высший админ. суд, насколько я понял) уже два раза отменял этот налог, на основании того, что почему-то платят все, независимо от того копируют легальный или нелегальный контент (есть ещё адекватные люди в этом мире!)».
    Так-что, имхо, второй контрпример подходит только в качестве «да, у них там такой закон уже давно есть», но не в нынешней формулировке «а у них там, ещё „умнее“ наших, умники и умницы есть», хотя в целом с идеей поста согласен.

    ОтветитьУдалить
  11. это все от неспособности решать свои личные проблемы. кто-то ж должен быть виноват в том что жизнь не такая как хотелось бы ( и это относится к 99% населения - http://newspape.livejournal.com/59799.html ). если близких не в чем обвинить, остается обвинять только страну

    ОтветитьУдалить
  12. Обычно всегда сохраняю:(
    Я в общем исходил из семейного сравнения, и приводил пример мужа, избивающего жену, и соседок на лавочке запрещающих ей жаловаться и вызывать милицию, чтоб не выносила сор из избы.

    И высказывал надежду что вы все же будете обходить такие темы стороной, потому что математика и около гораздо интересней, а люди разные, и лично мне эта ваша позиция чересчур глубоко чужда, а блог тем не мене очень интересен. Но тот комментарий был убедителен и красив (по крайней мере мне таким казался), а этот нет:(

    О манипуляции, - ну к примеру и в американской армии есть hazing, и в российской (украинской, в которой я служил рядовым) есть дедовщина. Сравнивать эти явления, оправдывая дедовщину советского разлива - манипулировать фактами, имхо.
    Хотя намеренно мешать себя с грязью ради самой грязи, конечно же, не стоит.

    ОтветитьУдалить
  13. Kaener, спасибо за пояснение!
    Оказалось, что мой пример с Францией не полностью корректен. Это не отменяет наличия у них сборов с MP3-плееров, которые хорошо соответствуют нашему нововведению, но с поддержкой не windows устройств всё не так просто. Ещё раз благодарю за точные цитаты.

    Sergy, странно получается! Вы пишете, что у нас с Вами позиции через чуждые, но далее полностью повторяете мою:
    - оправдывать дедовщину нельзя ни дедовщиной в других странах, ни чем-либо ещё,
    - сравнивать дедовщину и hazing - манипуляция фактами (этого не было в моей заметке, но тут я согласен),
    - мешать себя с грязью ради грязи не стоит (это было, и это Вы повторили).

    Т.е. получается, что Вы согласны с моими тезисами, но не хотите их читать в этом блоге? Напишите, пожалуйста, моё утверждение, с которым Вы не согласны. Вполне возможно, что я его никогда не подразумевал.

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный09.01.2011, 11:52

    Sergy, причем тут вынесение сора из избы и муж, избивающий жену? В заметке у Весеннего о другом же. Нечего придумывать левые примеры, чтобы облажать автора. Он сам порой лажается :-)

    ОтветитьУдалить
  15. Фразой "ваши примеры из одной страны, а контрпримеры - из разных" я имел ввиду, что вы перечислил список проблем одной, Вашей страны, а контрпримеры привели из несколькиз зарубежных стран. Т.е., дескать, у меня, допустим, 10 недостатков, а у 10 других людей по одному, после чего делаете вывод: я не хуже их. Вот с этой позицией я и не согласен. Я считаю, что у России огромная куча не решенных проблем (хотя, наверняка, слега субъективен, так как сам украинец), но их надо решать, а не ныть - тут согласен. Т.е. каждая в отдельности из этих проблем не "только у вас", но "только у вас" они все собранны в одном месте.

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный13.01.2011, 00:20

    У Вас, Илья, замечательный и очень интересный блог. Пишу сюда очень редко, но читаю постоянно. Буду считать, что я этого поста у Вас не видел...

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный17.01.2011, 12:44

    В этом нет ничего удивительного. Представьте, что есть два человека, которым нужно передать максимум информации о своей жизни за минимум времени. Какой самый оптимальные алгоритм? Разумеется, передавать самые крайние случаи, поскольку они несут в себе максимум информации.

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный18.01.2011, 10:30

    1. Жалующиеся на мужей/детей женщины подают друг другу сигнал "я свой", сообщая о своих неудачах. Не в нашей традиции хвастаться успехами, хвастовство в принципе осуждается (см. пословицы, сказки и т.п.). Сообщая о своей неполноценности, индивид как бы говорит "я неопасен", "я такой же неудачник, как и вы" - "чтоб не сглазить" в том числе (ощущение постоянного злого умысла окружающих/вселенной).

    2. Зачастую "кухонная критика" - это единственный способ "сбросить пар" для тех, кто не желает тратить свое время и силы на "исправление вселенной" вне рамок своей профессии/семьи. Подобная стратегия приносит выгоду как индивидууму (психологическая разрядка), так и системе (она остается неколебимой реальными действиями).

    3. Также существует определенная категория людей, которых критикуемые "на кухне" аспекты касаются лишь косвенно. Эти люди пока молоды, здоровы, живут в спокойном районе, имеют хорошее образование и анлим :). Собственно, к таковым себя отношу. Так вот для меня подобные разговоры - это способ НЕ ЗАБЫВАТЬ и НЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ. Потому как положение это в любом случае весьма шатко: страна, в которой могут жить исключительно молодые, здоровые и умные (и то, разумеется, не все) - это страна дикого уровня развития. Это страна, в которой каждый может положиться только на себя и товарища, а ни о какой ответственности государства перед гражданами, которые его кормят, нет (да, у нас государство и граждане, Россия и россияне - это разные понятия). Да, любое гос-во - это корпорация, так вот у нас корпоративной этикой и не пахнет.

    Я далека от иллюзий по поводу прочих стран, и даже допускаю, что взращенные и воспитанные здесь во мне черты характера и привычки окажутся все же более применимыми в РФ, а не где-то еще. Но к другой стране я буду более лояльна просто потому, что исходно полагаю: страна не моя, они имеют право на свои порядки. Возможно, такой подход и позволяет успешно эмигрировавшим радоваться своему выбору и считать его единственно верным.

    В общем, я тоже против скоропалительных выводов, нужно пробовать, нужно проверять. Но и держать глаза и уши открытыми также стоит.

    ОтветитьУдалить
  19. Хороший пост, милый Анон

    ОтветитьУдалить
  20. Кстати, полностью согласен с 812kotov - аноним очень чётко и дельно высказался.

    ОтветитьУдалить
  21. Интересно, что с момента написания этой заметки мне пришло несколько писем в стиле "А теперь всё понятно, Илья Весенний - патриот, поэтому не видит, какая вокруг разруха". Зачем путать розовые очки и желание хороших изменений в стране? Неужели каждый, кто хочет, чтобы в России что-то улучшалось, уже автоматически становится "безнадёжным человеком, который ничего не понимает"?

    Нет, я старался не вступать в такие разговоры, потому что религиозные споры - очень опасное дело (любым словом можно запросто смертельно обидеть, совершенно не подразумевая ничего плохого).

    Но тяжеловато осознавать, что многие люди вокруг любят тех, кто настроен всё в России разломать, но не любят желающих улучшать и строить.

    На эту тему только что прочитал статью Быкова http://www.izvestia.ru/bykov/article3150537/ - рекомендую.

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний