12 февр. 2008 г.

Приучение к подчинению

Мы так устроены, что далеко не все процессы в себе контролируем разумом. Здесь ничего не сделать, надо смириться - порой наши реакции опережают решения, принимаемые мозгом (без этого свойства мы бы просто не выжили). Но у такого спасительного человеческого механизма есть и обратная сторона: если кто-либо сформировал в ребёнке какую-то реакцию, то потом выросший ребёнок не очень за неё ответственен (то есть, реально с него спросят за неправильное поведение, но не он себе это прививал).

Один из важных моментов в восприятии ребёнком окружающего мира - это степень доверия (даже не доверия, а "прислушивания") к словам окружающих. Если у ребёнка не взрощен навык самостоятельно анализировать поступающие сигналы, то он становится очень уязвимым. Конечно, родителям первые годы с таким ребёнком легко - он всё будет выполнять (родители робота хотели?) Но что будет потом? А потом этим ребёнком сможет управлять каждый! Именно поэтому надо постоянно помнить о том, что у ребёнка не должно быть привычки не думать.

К чему привычка не думать приводит в масштабах не только одной личности, но и огромного общества, недавно написал у себя Фриц Морген:

Ребёнка постоянно оценивают. Хорошо ли он себя ведёт, хорошо ли он учится, хорошо ли он выглядит. Причём взрослые ведут себя с ребёнком так, как будто их право оценивать его — нечто естественное и само собой разумеющееся.

Родителей можно понять. Им же нужно как-то управлять ребёнком, верно? А оценки — это весьма удобный способ управления. Ну, как с лошадью. Говоришь «Тпру» — лошадь останавливается. Говоришь «Но» — идёт дальше.

Только, вот незадача, ребёнок-то вырастает. А привычка прислушиваться к командам — остаётся. И уже ко взрослому человеку может подойти любой прохожий и отдать команду — «Тпру!». Или «Но!». И взрослый, что характерно, послушается.
Читать заметку целиком...

А мы же свободные люди, мы же как-то научились пропускать мимо себя львиную долю команд от тех, кому мы интересны только в качестве исполнителей их потребностей. Давайте не забывать об этом! Давайте всегда помнить, что нельзя делать из детей роботов, надо поддерживать в них способность самостоятельно решать.

8 комментариев:

  1. Можете мой коммент всерьез не воспринимать=) Ибо мне 16-ть лет=)

    Но то, как влияют оценки на ребенка зависит только от него самого.
    К примеру у меня никогда не было какой-то зависимости от оценок... они были либо показателей моих знаний (хотя сейчас я и без них могу адекватно оценивать), либо "для галочки", так сказать, что бы не выгнали меня из ФизМат лицея=)

    Но есть у меня в классе одна знакомая девушка... вот её родители никуда не отпускают в 16-ть лет. Она и учится на одни пятерки. Но она как-то слепо, глупо живет, хоть и много знает, но только по программе, а то, что по программе знает идеально. У неё, по-моему, есть "привычка не думать" и, честно говоря, когда я рассуждал, почему её мать так её воспитывает, то приходил умозаключениям, похожим на этот пост... Но есть один вопрос. Её мать - психолог. Она ведь должна все понимать! Почему? Почему она так её воспитывает?

    ОтветитьУдалить
  2. Степан, безусловно есть особенные дети, которых никакое окружение не сломает (в этом вопросе). Но такая самостоятельность в понимании себя - большая редкость (я таких очень мало видел).

    Вы пишете про оценки, которые ставят в школе. Мы же здесь начинаем с самого раннего детства: "какой хороший мальчик, покушал" или "плохая девочка, испачкалась" и т.д. Всё начинается с этих оценок, которые ребёнок привыкает получать и учитывать. И считает их совершенно нормальными.

    Что касается той женщины-психолога, то похоже, что в ней преобладает женщина в этом вопросе. Она подсознательно хочет удержать дочь рядом с собой (чтобы та никогда никуда не ушла), поэтому не позволяет ей социализироваться. Я видел такие случаи - женщина внушает своей дочери, что мужчины - грязные животные, с которыми нельзя иметь дело. Ну а пока маленькая - учись изо всех сил. В результате, вырастает золотая медалистка, у которой нет друзей. И хорошо, если она вовремя это поймёт и сможет себя перепрограммировать. Иначе, всё её будущее пройдёт рядом с матерью (которая её ещё годам к сорока начнёт упрекать в том, что она внуков до сих пор не родила). Короче, люди противоречивые существа. А знание психологии ей только помогает в манипулировании.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень странно, что таких как я мало...

    А вот девушка имеет друзей, имеет подруг. Да и из-за её весьма выразительной внешности (мягко сказано) она точно найдет себе мужа....

    В жизни она проводит границу (в основном это касается естественно парней) какую-то - "эти хороши", а "эти плохи", причем с "плохими", она не общается вообще, и, как мне кажется, "хороших" в её понимании не осталось или очень мало. Так теперь она вместо того, что бы общаться в школе, она просиживает часы в вконтакте... хотя, я не могу не согласится, что она как-то постепенно выбирается из сети в реальность, но не осознанно, но и на этом хорошо=) плохо только то, что она полностью осознает свою привязанность к вконтакту и к сети в целом...
    Вот можно попросить вас написать что-нибудь про влияние Сети на человека?=) Буду очень благодарен за статью=)

    ОтветитьУдалить
  4. Степан, конечно, мы искренне желаем этой девушке счастья (тем более, что ставить негативные диагнозы, да ещё и заочно, вообще глупо). Однако я видел много девушек с чудеснейшей внешностью, неспособных счастливо жить :( Поэтому, я бы не считал аргументом её выразительную внешность - согласитесь, не только это требуется для счастья. А разговоры о том, что перевелись настоящие мужчины и женщины были всегда.

    Про рабов социальных сервисов и сети вообще я планировал написать в ближайшее время, так что всё будет :)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный29.05.2010, 16:48

    Статья – бред сивой кобылы.
    «Вопрос. Зачем нужно было Ане получать этот удар кнутом (плохую оценку) от подруги?
    Ответ. Потому что Аню долго и последовательно к этому приучали.»

    Уж даже не знаю как объяснить. Особенность друга такова, что он в определенный момент может высказать тебе правду, которая тебе не заметна или заметна, а ты намеренно ее не замечаешь. Что по вашему, каждый человек, услышавший укор от своего друга тут же его принимает? В одних случаях принимает (если укор обоснован), в других – нет. У меня бывали не раз случаи, когда меня друг укорял и я этот укор принимал, бывало и наоборот: я его укорял, а он был согласен со мной. Бывало, что в ответ на укор от того же друга я его просто посылал и конечно же объяснял, почему он не прав, и бывало что он вел себя так же, когда я его укорял.


    «С какого это хлора женщина должна нравиться именно всем?»
    Должно быть автор плохо себе представляет психологию женщин. Если мужчине, как правило, нужно нравиться определенной женщине – той, которая нравится ему, то женщине хочется нравиться всем. Ей нравится, когда она идет по улице и на нее засматриваются, пусть этих людей она не знает и никогда не узнает, пусть у нее есть возлюбленный и ни с кем другим она знакомится не захочет – все равно она хочет всем нравится, ну на крайний случай – многим.

    Ну и наконец хотелось бы посоветовать автору немного познакомиться с возрастной психологией. Есть определенные стадии формирования психики. Когда человек еще мал, он нуждается в наставнике, который понимает в жизни больше чем ребенок. Когда же формирование психики завершается, то человек сам уже решает, что хорошо, а что плохо. Что касается несамостоятельный и неуверенных в себе людей, то это уже вопрос чрезмерного контроля со стороны родителей.

    P.S.
    Заметка откровенно глупая.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемый аноним, спасибо за интересное мнение. Увы, я не очень его понял.

    Моё утверждение звучало так (цитата): «надо постоянно помнить о том, что у ребёнка не должно быть привычки не думать».
    Кому-то эта мысль может казаться бредом, но было бы здорово эту позицию хотя бы обосновать. Пожалуйста, поясните, с чем именно Вы несогласны.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный30.05.2010, 09:16

    Попробую объяснить понятнее. Приведенные в статье «примеры не думать» - откровенно бредовые. Если следовать логике автора, то никто никого не должен критиковать, потому что это есть ничто иное, как попытка поруководить. Да и вообще никто никому не должен высказывать свое мнение, потому что если это мнение не совпадает с мнением каких-либо людей, то они должны это высказывание воспринимать как попытку поруководить ими.

    Психология - это не математика; способность думать не имеет какого-то устойчивого состояния, т.е. это не то, что либо есть либо нет. Эта способность появляется у человека в очень раннем возрасте и постоянно развивается. А вот скорость развития этой способности во многом зависит уже от воспитания. Нормальному родителю не нужно постоянно помнить о том, что у ребёнка не должно быть привычки не думать. Если ребенок не желает думать над поступками, которые его ум уже способен понять, то это сразу бросается в глаза и любой сколь-нибудь адекватный родитель это обязательно заметит. Для того чтобы ребенок умел «правильно» думать, у него должны быть «правильные» исходные данные. Например, ему родители говорят: «нужно хорошо учиться», «нельзя в позднее время гулять на улице» и др. Ему рано пока знать о том, почему «нельзя», хотя какое-нибудь объяснение, пусть глупое, порой нужно дать. Последствия плохой учебы он пока еще не в состоянии в полной мере осознать, а истории про педофилов и торговцев детскими органами ему нельзя рассказывать. У него есть эти исходные данные и он на их основании уже мыслит: «хочу поиграть, но нужно уроки учить, потому что нужно хорошо учиться», «хочу на улицу, но я не пойду, потому что уже поздно, а поздно гулять нельзя». Человек, как и большинство животных, обладает подражательным инстинктом и на весь период формирования его психики он будет подражать другим и в первую очередь своим родителям. Представьте себе львицу, которая охотится и доставляет пищу своим львятам, но не позволяет им самим попытаться поохотиться, даже тогда, когда они достаточно взрослые. В результате вырастут абсолютно беспомощные львы, которые скорее всего не выживут. Также и с человеком: он сам на определенных стадиях пытается самостоятельно мыслить и принимать решения, просто есть такие никудышние родители, которые постоянно беспокоятся о том, что ребенок может принять неверное решение и поэтому постоянно его контролируют, постоянно дают ему указания, даже в тех ситуациях, когда он и сам в состоянии принять верное решение. В результате вырастает беспомощный человек, который полностью зависит от чьих-то указаний. Иными словами: ребенком обязательно нужно управлять, просто нужно знать границы и большинство родителей эти границы чувствуют; беспомощные, очень неуверенные в себе люди лично мне редко попадались. А что касается того, что будет, если ребенка не контролировать, то поинтересуйтесь беспризорниками – это как раз тот самый случай.

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемый аноним, спасибо за такой подробный ответ.
    Но складывается впечатление, что мы с Вами говорим об одном и том же. Ведь Вы сами пишете «просто есть такие никудышние родители, которые постоянно беспокоятся о том, что ребенок может принять неверное решение и поэтому постоянно его контролируют, постоянно дают ему указания, даже в тех ситуациях, когда он и сам в состоянии принять верное решение. В результате вырастает беспомощный человек, который полностью зависит от чьих-то указаний», повторяя исходную идею о том, что нельзя всё решать за ребёнка, а надо позволить ему вырасти человеком, способным самостоятельно справляться с жизнью. Ваш пример с беспризорниками как раз показывает, что нельзя перебарщивать в этом направлении. Но пример со львами показывает, что нельзя и чрезмерно ограничивать ребёнка (если нет планов решать все его проблемы всю его жизнь).

    ОтветитьУдалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний