10 февр. 2008 г.

Нет резона включать поворотник, если рядом отсутствуют другие машины

Итак, эта позиция известна, все мы много раз слышали типичные отговорки, которые можно прочитать в постановке этого вопроса.
Давайте поймём, почему автоматическое (рефлекторное, без лишних раздумий) включение сигнала поворота не только никому не вредит, но и явно увеличивает безопасность всех участников движения:

  • Водителю приходится тратить своё внимание на то, чтобы убедиться, что вокруг нет машин (дабы понять, включать сигнал или нет). Пока он вертит головой в поисках окружающих автомобилей, тратится гораздо больше сил, чем на простое включение поворотника. Какой же плюс? Ответ один - экономия электроэнергии в аккумуляторе машины и ресурса лампочки.
  • Далеко не всегда водитель видит тех автомобилистов, которым важно знать о его намерении (повернуть или нет). Классическая ситуация, которая была почти у каждого автомобилиста:
    При выезде на главную дорогу стоит Ваш автомобиль, которому надо повернуть налево. Соответственно, Вы пропускаете, так как справа нет никого, а слева идёт поток. Причём, как обычно, машины идут не плотно, но в разрыв между ними всё равно не успеешь встроиться. И что выясняем? Те водители через одного сворачивают на нашу (второстепенную) дорогу, но они поворотник не включают вообще, или включают, уже начав манёвр (когда и так понятны их намерения). В результате за нами копится хвост из других желающих выехать со второстепенной дороги на главную, начинаются опасные манёвры, провоцируются аварии и так далее.
    Почему так? Оказывается, водители, сворачивающие на второстепенную, "не видели" там машин или не считали, что кому-то важно знать, куда они свернут. То есть, такие водители не только потратили силы и внимание, чтобы определиться, надо ли включать поворотник, но ещё и приняли неправильное решение. Не проще ли было сразу включить?
  • Следующие, кого часто не принимают во внимание такие водители - пешеходы и велосипедисты. В предыдущем примере второстепенную дорогу может начать переходить человек, видя, что никто не собирается сворачивать (так как повороты не включены), и никто не будет выворачивать (ведь по главной идёт плотный поток). К чему это приводит? Правильно - экстренные торможения, крики на пешехода, что он лезет не туда. И хорошо, если обойдётся без травм. Конечно, пешеходы часто ломятся на дорогу, не глядя ни на что. Но это не повод лишать их данных о своих планах.
  • Самая главная причина, почему включение сигнала поворота должно быть автоматическим - это правильные действия в экстремальной ситуации. Представьте, что едет человек быстро в не очень плотном потоке машин, а вокруг ещё и дождь для полноты ситуации, так что видимость слабая. И вдруг впереди видит машину, стоящую поперёк дороги (ДТП там, развернуло кого-то на мокром асфальте). Тормозить не может (поскольку за ним едет вереница), поэтому он как можно аккуратнее уходит в сторону. Если у него есть рефлекс правильно включать сигнал поворота, то следующим за ним водителям он даёт лишний шанс заметить проблему заранее, приготовиться к перестроению, передать сигнал поворота назад следующим. А если он обычно думает, надо ли включать поворотник или никто не увидит, стоит ли дёргать рычажок или поэкономить лампочку, то в этой ситуации такой водитель просто будет спасать себя (что вполне правильно), но даже не успеет захотеть помочь следующим.

Подытожим: есть масса причин включать сигнал поворота в автоматическом режиме, есть множество дорожных ситуаций, когда такая манера спасает жизни, здоровье, нервы и деньги. Какие же остались причины так не делать? Всего две:

  1. Жалко лампочку, кнопочку и электричество,
  2. Лень подумать один раз и понять, как важны правильные действия на дороге.

Первая причина, конечно, вообще не причина. Корень проблемы именно в нежелании отойти от привычки. Человек один раз много лет назад решает (чаще принимает чьё-то мнение на веру), что достаточно включать сигнал поворота при наличии других машин, запоминает этот фасон и не отходит от него. Здесь есть много эмоциональных моментов (например, никто не хочет "выглядеть смешно", включая поворотник на пустынной дороге, не хочет быть "маменькиным сынком", соблюдающим все глупые правила и т.д.). Но в этом блоге мы хотим не столько изучить разные способы прийти к ошибочному взгляду на вопрос, сколько стремимся железно обосновать его ошибочность.

В этом посте мы не коснулись случаев неправильного включения сигналов (включил, но не повернул и т.д.), поскольку они встречаются реже. Впрочем, причина таких ситуаций, как правило, состоит в невнимательности водителей. Заметим, что если человек привык ("настроил руки") включать поворот автоматически, то от его внимательности уже мало зависит - всё будет сделано само. Так что, такой подход к самообучению водителей должен уменьшить количество таких случаев тоже.

8 комментариев:

  1. Еще один типичный пример: перекресток со светофором. По крайней левой можно прямо, можно на лево. Машина впереди включает поворотник слишком поздно (например, перед самым зеленым): приходится либо ждать пока человек пропустит встречный транспорт, проедет сам; либо перестраиваться в соседний ряд (туда, естественно, не пускают, поскольку все хотят успеть на зеленый).

    А насчет самообучения... чтобы оно было, нужно чтобы человек прочувствовал, что это проблема. На это ему может указать товарищ или знакомый, либо человек, имеющий авторитет. Например, помню где-то читал про слова одного из раллийных пилотов которого гаишник обвинил в не включении поворотника: "как я могу не включить поворотник, если я его мысленно включаю когда в туалет иду".

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный12.02.2008, 10:47

    Ага, у меня дед включал поворотник, даже когда в гараж заезаж. Я тогда на всю жизнь запомнил его фразу: "Лучше 100 раз включить без причины, чем один раз не включить с причиной"!

    ОтветитьУдалить
  3. Браво! Нет, правда! Читаешь такие тексты и радуешься, что хоть на одного нормального (мыслящего) человека в мире больше, чем представлялось буквально минуту назад.

    Спасибо =)

    ОтветитьУдалить
  4. [[В предыдущем примере второстепенную дорогу может начать переходить человек, видя, что никто не собирается сворачивать (так как повороты не включены), и никто не будет выворачивать (ведь по главной идёт плотный поток). К чему это приводит? Правильно - экстренные торможения, крики на пешехода, что он лезет не туда. И хорошо, если обойдётся без травм. Конечно, пешеходы часто ломятся на дорогу, не глядя ни на что. Но это не повод лишать их данных о своих планах.]]

    Во-первых, простите за занудство. Во-вторых, я ПДД учил давно и могу ошибаться, но вроде бы в такой ситуации как раз пешеход в своем праве, а поворачивающий водитель обязан его пропустить. Или я неправильно понял описанную ситуацию?

    (И кстати, хорошо бы, если бы тег для цитирования можно было использовать на подобные случаи).

    ОтветитьУдалить
  5. Виктор, Ваш вопрос понятен. Если водитель не пропустил пешехода, нарушив правила, то к этим нарушению добавляется ещё и претензия за выключенный сигнал поворота. Вменяемые пешеходы смотрят на эти сигналы, чтобы выбрать наиболее безопасное действие. И автомобилисты, скрывающие своё намерение повернуть, рискуют чужими нервами и жизнями :(

    ОтветитьУдалить
  6. Как вы хорошо написали, спасибо! А-то я уже думала, что только я - одна ненормальная, которая показывает поворот всегда.
    Каждое утро веду детей в сад, подходим к перекрестку, плюс еще въезд во двор, плюс на обочине стоят авто, из-за которых обзор ограничен, простите но не одна сволочь еще ни разу не показала поворот при въезде во двор, я чертыхаюсь каждое утро, бесит до невозможности человеческая тупость или наглость, не знаю...

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный08.05.2018, 21:44

    «… Водителю приходится тратить своё внимание на то, чтобы убедиться, что вокруг нет машин (дабы понять, включать сигнал или нет). Пока он вертит головой в поисках окружающих автомобилей, тратится гораздо больше сил, чем на простое включение поворотника. Какой же плюс? Ответ один - экономия электроэнергии в аккумуляторе машины и ресурса лампочки. …»

    \@

    — Дальше можно уже не читать, этого пассажа хватит, чтобы сказать, что на дорогу тебе лучше выезжать пореже. Водитель всегда обязан контроллировать дорожную ситуацию, и да — даже крутить головой. В буквальном смысле — крутить, не ограничиваясь зеркалами, ибо мертвые стоят^W зоны.

    Поворотники в ситуации, когда маневры кратковременны, не вызывают необходимости ответных действий у других участников ДД, включать бессмысленно. Это как вытирать задницу, зайдя в туалет руки помыть. Гигиенично, вроде, только на самом деле — тупо.

    Более того, учитывая сколько людей не умеет пользоваться поворотниками (важнейшее требование «не вводить в заблуждение»), но, при этом, получают оправдание и дурацкое чув-во выполненного долга — «я же включил поворотник», так вот, учитывая все это, лучше бы они вообще их никогда не включали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что проиллюстрировали важность более ясного изложения мыслей!

      В этой заметке я сначала перечислил разные аргументы за и против, а потом сформулировал вывод, который, насколько я могу судить, совпадает с Вашим.

      Вы же увидели только первый юмористический аргумент, из-за чего отвергли весь дальнейший текст, в котором как раз и предложено включать сигналы поворота всегда, не задумываясь о том, видит их кто-то или не видит.

      Ещё раз благодарю за то, что обратили внимание на этот момент!

      Удалить

Понравилась заметка? Подпишитесь на RSS-feed или email-рассылку.

Хотите поделиться ссылкой с другими? Добавьте в закладки:



Есть вопросы или предложения? Пишите письма на адрес mytribune АТ yandex.ru.

С уважением,
      Илья Весенний