Добрый день!
Сделать «интеллектуальный тренажёр» легко, а интеллектуальный тренажёр тяжело. И дело тут не в технической сложности реализации, а в том, что надо понимать, что и как мы хотим развивать. Ведь интеллектуальный тренажёр — это не система тестирования, не весёлая игрушка с приятной музыкой, не помощь в подготовке к ОГЭ и т.д.
Что должно быть в настоящем интеллектуальном тренажёре? Каждый понимает это каким-то своим способом. Я предлагаю исходить из следующего: не должно быть контроля времени, а сложность задач должна соответствовать уровню ученика. Конечно, есть ещё много важных нюансов. Например, хорошо бы, чтобы была «полезность для развития интеллекта», но это ещё более тонкая материя.
К полезным тренажёрам я отношу: Jelly, Sokoban, Euclidea, автобусные билеты, задачки на разрезание (1, 2). Ко многим из них есть критика (в частности, в первых трёх примерах практически невозможно сделать автоматическую генерацию хороших задачек, что благополучно удалось в остальных — это полезно для быстрой подстройки сложности задач под уровень желающего развить интеллект), но идея, полагаю понятна.
В чём беда? Находить жемчужины трудно, ведь в сети есть огромное количества тренажёров, которые называются интеллектуальными. Поэтому искать по этому запросу можно, но толку мало (в это вложены уже десятки часов). Обычно находятся сотни однотипных и полезных только для разработчиков штук (в том смысле, что они научились чему-то, пока реализовывали игрушку), а также много копий давно известных тренажёров разной степени удачности.
Поэтому искать хочется не только в сети, но и в головах тех, кто понимает толк — у вас. Вы же сталкивались с полезными тренажёрами? Или видели, где их обсуждают? Пожалуйста, поделитесь ссылками на них в комментариях! Если не согласны с предложенными критериями интеллектуального тренажёра, пожалуйста, напишите свои и предложите свой список любимых тренажёров!
Хорошей недели!
Elevate, Peak
ОтветитьУдалитьИли вы что-то другое имели ввиду?
Спасибо за названия кандидатов! Я посмотрел видеоролики обеих игр и установил к себе на телефон, поэтому вскоре смогу ответить, насколько это то, что я ожидал.
УдалитьЗабавно вышло, что у Elevate в тренажёре "Error Avoidance" есть какая-то ошибка, из-за которой он падает. В остальном интересная штука для любителей непривычных языковых заданий.
УдалитьПро Peak ещё не всё посмотрел, но в тут главный минус - высока роль контроля времени. Получается, что надо делать много простого, а не мало сложного. В некоторых жанрах нужна скорость (пример - тот же десятипальцевый слепой метод работы с клавиатурой), но от интеллектуального тренажёра хотелось другого.
Научился водить автомобиль, научился жонглировать, осваиваю новые музыкальные инструменты.
ОтветитьУдалитьОт всего этого пользу чувствую.
От головоломок - нет, просто со временем они решаются чуть быстрее и всё.
Спасибо, что поделились!
УдалитьЯ тоже не очень люблю головоломки. Но здесь есть не такая уж тонкая грань между головоломками и интеллектуальными тренажёрами. Впрочем, спорить здесь тоже есть о чём, равно как и обсуждать полезность такой деятельности можно долго.
The Witness https://ru.m.wikipedia.org/wiki/The_Witness
ОтветитьУдалитьСпасибо, изучу!
УдалитьAntichamber
ОтветитьУдалитьhttps://ru.m.wikipedia.org/wiki/Antichamber
Portal 1 & 2
https://ru.wikipedia.org/wiki/Portal
https://ru.wikipedia.org/wiki/Portal_2
The Talos Principle
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/The_Talos_Principle
The Turing Test
https://ru.wikipedia.org/wiki/The_Turing_Test
Quantum Conundrum
https://en.wikipedia.org/wiki/Quantum_Conundrum
Alex, благодарю за подборку! Буду изучать, т.к. я далеко не всё из этого видел.
УдалитьЕсли вам не очень нравятся головоломки, то это наверное не очень подходящий перечень игр. Но мне именно в этих играх нравится тот момент, что почти в каждой есть что-то нарушающее обычные физические законы и принципы, и такого в жизни встретить и испытать не получится. Поэтому для решения этих головоломок нужно немного перестраивать мышление - и это очень необычно и интересно.
УдалитьСказанное Вами мне напомнило симулятор Elasto Mania, в котором вроде бы естественная во многом физика накладывалась на неожиданные спецэффекты (гравитация меняла направление и т.д.). Тоже можно отнести частично к классу головоломок, но добавлен ещё и контроль времени, которого, по-моему, не должно быть в интеллектуальном тренажёре (которым Elasto Mania и не является).
Удалить«Интеллект» в моем понимании - не только знание математики/физики, но и логика, нестандартное мышление, поиск неочевидных решений. Поэтому я и назвал эти игры.
УдалитьТакже не могу не вспомнить по этому поводу серию книг Мартина Гарднера: https://www.ozon.ru/catalog/1138232/?text=%CC%E0%F0%F2%E8%ED+%E3%E0%F0%E4%ED%E5%F0 .
Alex, спасибо, про Мартина Гарднера всегда помним - http://my-tribune.blogspot.com/2011/02/blog-post_15.html
УдалитьНу и конечно Судоку, который отлично можно генерировать на любой уровень сложности и есть для всех платформ
ОтветитьУдалитьhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83
Спасибо, что напомнили. В самом деле, Судоку - хороший пример тренажёра памяти, внимательности, упорства и т.д., предполагающий автоматическую генерацию заданий.
УдалитьМенделеев играл в развивающие интелект игры? А на вопрос хотел ответить lumosity.com но потом вспомниил, что там всё на время.
ОтветитьУдалитьВерно, в Lumosity и ещё нескольких больших проектах есть много разнородных тренажёров. Но среди этих тренажёров практически нет тех, которые мне хочется отнести к классу интеллектуальных. Понятно, что разработчики этих проектов понимают, что они делают (похоже, ради максимизации прибыли упор идёт на более затягивающие людей тренажёры). Я же ищу продукты коллективов, которые концентрируются именно на развитии интеллекта.
УдалитьВопрос про Менделеева хороший, но на него есть и естественные ответы (от "разным людям разное полезно" до "только представьте, как бы он мог продвинуть мировую науку, если бы играл в развивающие интеллект игры")