Мы почти всё время переводим с одного языка на другой. Это так, даже если мы умеем говорить только по-русски. А почему? Потому что одни и те же слова у разных людей ассоциированы с разными смыслами.
Для кого-то «менять шаровые» - это провести выходные в гараже. А для кого-то - заехать утром на СТО, весь день ездить на такси, а вечером получить свою машину. Для одних людей «решить квадратное уравнение» - это мгновенное действие, не подразумевающее напряжения, а для других - это звонок сыну коллеги, который как раз учится в университете, поэтому сможет справиться.
Когда перед человеком возникает задача, то он её сначала переводит с языка того, кто проблему ставит, на свой язык, чтобы понять её и выработать план решения. Поэтому лучше всего взаимодействие идёт между примерно равными людьми. Если же постановщик задачи и исполнитель очень далеки, то могут возникать неожиданные и сложные недопонимания (их даже бывает трудно обнаружить, так как люди совсем не понимают друг друга). По этой причине важно, чтобы тот, кто формулирует задачу, умел влезть в шкуру того, кто её будет выполнять. Мне кажется, что часто люди недовольны своим начальником именно из-за его неспособности или нежелания помочь с переводом задачи со своего языка на язык исполнителя. Орать на «идиотов вокруг» может каждый, а уметь внятно объяснить, чего надо делать - это обязательный навык для руководителя.
Я, например, обычно плохо понимаю, чего хотят бухгалтеры, врачи, таможенники... Они находятся в своём контексте, используют свой сленг, говорят противоречивые вещи. Доходит до смешного: буквально вчера сотрудница сауны не смогла нормально сказать, где зарезервированный мною номер. Она, махнув рукой в сторону стены с десятком одинаковых дверей, сказала: «Вон та дверь». Ей-то очевидно, какая именно дверь, потому что за некоторыми дверьми скрываются лестницы на другие этажи, за некоторыми находятся швабры и вёдра, а за какими-то уже парятся другие компании. А я всей этой информацией не владею, поэтому не могу понять, какая именно «та дверь» мне нужна... А она не способна понять, почему я не понимаю таких простых вещей.
Классический (пусть и не смешной) пример непонимания:
Человек повторно приходит к врачу, чтобы пожаловаться, что назначенные свечи от геморроя не помогают. «Уже по пачке в день ем, а толку никакого!» - зло говорит пациент. Врач очень удивляется, но на всякий случай переспрашивает: «Вы их ртом глотали?» Пациент злится ещё сильнее: «Нет, в задницу себе засовывал!»
Чему учат книжки о том, как стать успешным/богатым/стройным/сильным/уверенным/счастливым? Они учат, как правильно перевести с русского языка слово, например, «сильный» в примерно следующий набор смыслов: «каждое утро делать зарядку», «правильно питаться», «ложиться и просыпаться примерно в одинаковое время», «выполнять такие-то упражнения», «достаточное время отдыхать, чтобы организм восстанавливался», «продолжать всё это делать хотя бы пару месяцев, а не бросать через неделю, как большинство»...
Ещё один важный момент состоит в том, что разные мозги заточены на разные задачи (или с рождения, или в процессе развития). Одни люди умеют хорошо переводить психологические смыслы (легко понимают чувства других людей, умеют поддержать), другие - чувствуют шахматную доску, легко видят на несколько ходов вперёд. У одних людей не вызывает затруднения прогулка по незнакомому городу, потому что их мозг автоматически строит весьма точную карту, позволяющую легко вернуться в любую точку маршрута, а у других потрясающая память на исторические события или иностранные слова. Одни чувствуют дифференциальные уравнения, а другие пишут стихи. Это значит, что разным людям одну и ту же проблему надо формулировать очень разными способами, чтобы они быстрее и точнее смогли перевести её на свой внутренний язык.
А чем занимаются математики? Они тоже переводят задачи с одного языка на другой. Если задача выглядит сложной и непонятной в одних терминах, то её пытаются существенно преобразовать, чтобы другая её формулировка стала яснее или хотя бы натолкнула на хорошую идею.
Приведу пример, задачи, сформулированной в одной из книг Мартина Гарднера:
На столе рубашками вниз лежат девять игральных карт (одной масти, чтобы было проще): туз, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Два игрока поочерёдно берут со стола одну карту и кладут в свою стопку. Выигрывает тот, у кого первого в стопке найдётся три карты, сумма чисел на которых составляет ровно 15 (будем считать, что туз - это единица). Вопрос у задачки вполне естественный: как правильно в это играть?
Для одних людей эта игра окажется элементарной в такой формулировке, а кто-то предпочтёт переиначить её на более удобный для своего мозга язык. У первых много упорства и высокий порог сложности задачи, что очень круто, а у вторых хорошо развиты лень и интуиция (важнейшие для математика свойства). Скоро в комментариях мы увидим, кого больше.
Хорошего вам окончания выходных дней!
27 февр. 2011 г.
15 февр. 2011 г.
Мартин Гарднер
И вдруг оказалось, что для создания компьютера совершенно нет необходимости в микросхемах, паяльнике и электричестве. Обычный школьник может попросить у родителей пустые спичечные коробки и наделать дыроколом одинаковые бумажные кружочки... Так я давным-давно сделал вычислительную машину, способную обучаться игре в крестики-нолики.
Понятно, почему это сначала показалось чудом:
- оно работает, хотя я не сделал ничего сверхъестественного,
- ученик каких-то начальных классов построил целую вычислительную машину у себя дома (сенсация, 16 шокирующих фотографий!).
Естественно, сейчас мы понимаем, что это была достаточно простая забава. Но тогда было чрезвычайно интересно понять, как и почему это работает, почему это не является волшебством. Возможно, по этой причине сейчас я не вижу многих других «чудес» вокруг: распознавание голоса, поиск изображений, программы, играющие в шахматы и Jeopardy, танцующие роботы, 3D-принтеры... Да, это круто. Но оно не волшебно, так как его можно понять (во всяком случае, создателям таких систем пришлось во всём разобраться).
Мне кажется, важно в раннем возрасте осознать, что многое можно понять, что не стоит отмахиваться от всех тем словами «это слишком сложно для меня», «это мне не пригодится».
Мартин Гарднер написал очень много книг и статей, но в нашей стране большинству он известен по переводам его колонки о математических развлечениях в журнале «Scientific American» (или книг, написанных по мотивам этих статей). Со всей Америки к нему приходили письма с интересными идеями и математическими вопросами, а он на протяжении двадцати пяти лет регулярно готовил интереснейшие и при этом очень ясные заметки. Сколько мог он писал и издавал понятные и увлекательные книги (это важное сочетание не только для детей).
А что может быть интересным? В умелых руках - всё!
Он много писал о всевозможных фокусах. Заметим, что ловкость рук - это не самое интересное. В описанных Гарднером карточных фокусах видна существенная математическая часть (другими словами, фокус «сам почему-то получается, хотя не должен бы», а самое интересное - понять его). Или можно вырезать вроде бы странные кусочки бумаги, а потом склеивать или сворачивать их, чтобы получать удивительные флексагоны (как же интересно было найти все спрятанные поверхности, вращая флексагон!). А можно на простой клетчатой бумаге обычным карандашом играть в «Жизнь», искать стабильные конфигурации, пробовать модифицировать правила этой игры, чтобы стало ещё интереснее... Детство - прекрасное время, потому что на всё есть время!
Недавний опрос показал, что четверть проголосовавших читала книги этого великого популяризатора науки, каждый седьмой слышал о нём, но ещё не читал, треть ничего о нём не слышала, а оставшаяся четверть не знает, но постарается узнать.
Надеюсь, что после этой заметки соотношение поменяется, так как мне кажется, что очень глупо пропускать мимо себя эти книги. А ещё глупее - утаить их от детей. Конечно, сейчас все они легко доступны в интернете (и это прекрасно), но иногда бывает приятнее листать бумажные книги, доставшиеся от родителей (а им - от их родителей :)
Ну а теперь вернёмся к забавным задачкам. В прошлой заметке о переливаниях мы пытались получить ровно один литр водки, пользуясь трёх- и пятилитровой бутылками. А сможете ли вы получить раствор с равными долями воды и спирта? То есть, дано озеро воды и озеро спирта, две ёмкости 3 и 5 литров, а надо получить один литр (или хоть сколько-нибудь) 50%-го раствора. Как это сделать?
Понятно, почему это сначала показалось чудом:
- оно работает, хотя я не сделал ничего сверхъестественного,
- ученик каких-то начальных классов построил целую вычислительную машину у себя дома (сенсация, 16 шокирующих фотографий!).
Естественно, сейчас мы понимаем, что это была достаточно простая забава. Но тогда было чрезвычайно интересно понять, как и почему это работает, почему это не является волшебством. Возможно, по этой причине сейчас я не вижу многих других «чудес» вокруг: распознавание голоса, поиск изображений, программы, играющие в шахматы и Jeopardy, танцующие роботы, 3D-принтеры... Да, это круто. Но оно не волшебно, так как его можно понять (во всяком случае, создателям таких систем пришлось во всём разобраться).
Мне кажется, важно в раннем возрасте осознать, что многое можно понять, что не стоит отмахиваться от всех тем словами «это слишком сложно для меня», «это мне не пригодится».
Мартин Гарднер написал очень много книг и статей, но в нашей стране большинству он известен по переводам его колонки о математических развлечениях в журнале «Scientific American» (или книг, написанных по мотивам этих статей). Со всей Америки к нему приходили письма с интересными идеями и математическими вопросами, а он на протяжении двадцати пяти лет регулярно готовил интереснейшие и при этом очень ясные заметки. Сколько мог он писал и издавал понятные и увлекательные книги (это важное сочетание не только для детей).
А что может быть интересным? В умелых руках - всё!
Он много писал о всевозможных фокусах. Заметим, что ловкость рук - это не самое интересное. В описанных Гарднером карточных фокусах видна существенная математическая часть (другими словами, фокус «сам почему-то получается, хотя не должен бы», а самое интересное - понять его). Или можно вырезать вроде бы странные кусочки бумаги, а потом склеивать или сворачивать их, чтобы получать удивительные флексагоны (как же интересно было найти все спрятанные поверхности, вращая флексагон!). А можно на простой клетчатой бумаге обычным карандашом играть в «Жизнь», искать стабильные конфигурации, пробовать модифицировать правила этой игры, чтобы стало ещё интереснее... Детство - прекрасное время, потому что на всё есть время!
Недавний опрос показал, что четверть проголосовавших читала книги этого великого популяризатора науки, каждый седьмой слышал о нём, но ещё не читал, треть ничего о нём не слышала, а оставшаяся четверть не знает, но постарается узнать.
Надеюсь, что после этой заметки соотношение поменяется, так как мне кажется, что очень глупо пропускать мимо себя эти книги. А ещё глупее - утаить их от детей. Конечно, сейчас все они легко доступны в интернете (и это прекрасно), но иногда бывает приятнее листать бумажные книги, доставшиеся от родителей (а им - от их родителей :)
Ну а теперь вернёмся к забавным задачкам. В прошлой заметке о переливаниях мы пытались получить ровно один литр водки, пользуясь трёх- и пятилитровой бутылками. А сможете ли вы получить раствор с равными долями воды и спирта? То есть, дано озеро воды и озеро спирта, две ёмкости 3 и 5 литров, а надо получить один литр (или хоть сколько-нибудь) 50%-го раствора. Как это сделать?
8 февр. 2011 г.
Третий год!
Внезапно исполнилось три года этому блогу, поздравления принимаются.
Но ещё с большей охотой принимается голосование по одному важному для меня научно-популярному вопросу, начатое несколько дней назад. Пожалуйста, найдите время, чтобы зафиксировать свою позицию в правом столбце любой страницы блога (сейчас проголосовало всего 7% подписчиков, что слишком мало для получения примерного представления обо всех четырёх тысячах читателей). Заранее благодарю!
Когда я смотрю в прошлое, то слегка удивляюсь, так как уж очень быстро пролетел очередной год, так мало сделано из запланированного. При этом я понимаю, что сделал многое из того, что гораздо важнее старых планов. Другими словами, прошедшим годом я доволен, но планы в очередной раз не выполнил.
Два год назад энергия била ключом, у меня выходило почти 150 заметок за год (видимо, накопилась энергия :)
Год назад стало хорошо видно, что темы меняются, а темпы падают. Было много интересного и несформулированного. Тогда, как и сейчас, я оценивал это как правильные изменения.
Сейчас количество заметок упало ещё сильнее, но, полагаю, вы здесь не ради объёма. Иногда меня упрекают в том, что я стал реже писать. Но тут есть понятный ответ: у меня постоянно висит несколько десятков недописанных заметок, которые хочется доработать, а не выпускать сырыми. И я благодарен вам за то, что вы это понимаете. Есть блоги, большинство заметок которых я прочитываю за 3-5-10 секунд. А есть такие, которые периодически хочется перечитать. Честно говоря, мне хотелось бы, чтобы часть моих заметок попадала во вторую категорию.
Кстати, о том, что порой хочется перечитать: не все знают, что я периодически размещаю заметки на блоге с отобранным юмором. Там, конечно, специфическая подборка получается. Но я осознал, что порой очень приятно открыть страничку за прошлый год, чтобы вспомнить, что же меня тогда заставляло улыбнуться... Короче, рекомендую глянуть или подписаться тем, кто ещё не пробовал :)
Спасибо всем читателям за ценные комментарии и точные реакции!
Авторам блогов спасибо за перепечатывание и ссылки на мои заметки (иногда в комментариях незнакомого блога или форума удаётся найти очень интересные мысли, например, об опубликованной у меня задачке, поэтому я с большим интересом их ищу)!
Хорошего вам дня!
Но ещё с большей охотой принимается голосование по одному важному для меня научно-популярному вопросу, начатое несколько дней назад. Пожалуйста, найдите время, чтобы зафиксировать свою позицию в правом столбце любой страницы блога (сейчас проголосовало всего 7% подписчиков, что слишком мало для получения примерного представления обо всех четырёх тысячах читателей). Заранее благодарю!
Когда я смотрю в прошлое, то слегка удивляюсь, так как уж очень быстро пролетел очередной год, так мало сделано из запланированного. При этом я понимаю, что сделал многое из того, что гораздо важнее старых планов. Другими словами, прошедшим годом я доволен, но планы в очередной раз не выполнил.
Два год назад энергия била ключом, у меня выходило почти 150 заметок за год (видимо, накопилась энергия :)
Год назад стало хорошо видно, что темы меняются, а темпы падают. Было много интересного и несформулированного. Тогда, как и сейчас, я оценивал это как правильные изменения.
Сейчас количество заметок упало ещё сильнее, но, полагаю, вы здесь не ради объёма. Иногда меня упрекают в том, что я стал реже писать. Но тут есть понятный ответ: у меня постоянно висит несколько десятков недописанных заметок, которые хочется доработать, а не выпускать сырыми. И я благодарен вам за то, что вы это понимаете. Есть блоги, большинство заметок которых я прочитываю за 3-5-10 секунд. А есть такие, которые периодически хочется перечитать. Честно говоря, мне хотелось бы, чтобы часть моих заметок попадала во вторую категорию.
Кстати, о том, что порой хочется перечитать: не все знают, что я периодически размещаю заметки на блоге с отобранным юмором. Там, конечно, специфическая подборка получается. Но я осознал, что порой очень приятно открыть страничку за прошлый год, чтобы вспомнить, что же меня тогда заставляло улыбнуться... Короче, рекомендую глянуть или подписаться тем, кто ещё не пробовал :)
Спасибо всем читателям за ценные комментарии и точные реакции!
Авторам блогов спасибо за перепечатывание и ссылки на мои заметки (иногда в комментариях незнакомого блога или форума удаётся найти очень интересные мысли, например, об опубликованной у меня задачке, поэтому я с большим интересом их ищу)!
Хорошего вам дня!
5 февр. 2011 г.
Задача Менделеева-Пуассона
Добрый день!
Мне эта задача известна под названием «Обобщённая задача Пуассона», но вы скоро поймёте, почему пришлось вспомнить Менделеева. Все вы наверняка знаете классическую задачу Пуассона: Пользуясь двумя ёмкостями с объёмами 3 и 5 литров, а также краном с неограниченным количеством воды, получить ёмкость, в которой ровно один литр воды (естественно, излишки воды можно выливать).
Если вы эту задачку ещё не решали, то остановитесь на минутку. Дело в том, что следующая формулировка обобщённой проблемы предполагает, что вы уже хорошо умеете переливать из одной ёмкости в другую и так далее...
Раз вы читаете этот абзац, то классическая задача Пуассона уже решена, поэтому мы можем перейти к задаче Менделеева-Пуассона: Пользуясь двумя ёмкостями с объёмами 3 и 5 литров, а также двумя кранами с неограниченным количеством воды и чистого спирта, получить ёмкость, в которой ровно один литр водки. Поясню, что это математическая задача, поэтому мы не вникаем в сложности получения 100%-го спирта, а водкой называем смесь воды и спирта в соотношении 60 к 40.
Это уже не очень простая задача, но её можно ещё чуть-чуть усилить, если стараться получить искомый литр за минимальное количество действий. Поэтому предлагаю в комментариях писать, за какое количество операций (наполнений ёмкости из под крана и переливаний из одной ёмкости в другую) вы смогли получить литр смеси.
Хороших вам выходных!
Мне эта задача известна под названием «Обобщённая задача Пуассона», но вы скоро поймёте, почему пришлось вспомнить Менделеева. Все вы наверняка знаете классическую задачу Пуассона: Пользуясь двумя ёмкостями с объёмами 3 и 5 литров, а также краном с неограниченным количеством воды, получить ёмкость, в которой ровно один литр воды (естественно, излишки воды можно выливать).
Если вы эту задачку ещё не решали, то остановитесь на минутку. Дело в том, что следующая формулировка обобщённой проблемы предполагает, что вы уже хорошо умеете переливать из одной ёмкости в другую и так далее...
Раз вы читаете этот абзац, то классическая задача Пуассона уже решена, поэтому мы можем перейти к задаче Менделеева-Пуассона: Пользуясь двумя ёмкостями с объёмами 3 и 5 литров, а также двумя кранами с неограниченным количеством воды и чистого спирта, получить ёмкость, в которой ровно один литр водки. Поясню, что это математическая задача, поэтому мы не вникаем в сложности получения 100%-го спирта, а водкой называем смесь воды и спирта в соотношении 60 к 40.
Это уже не очень простая задача, но её можно ещё чуть-чуть усилить, если стараться получить искомый литр за минимальное количество действий. Поэтому предлагаю в комментариях писать, за какое количество операций (наполнений ёмкости из под крана и переливаний из одной ёмкости в другую) вы смогли получить литр смеси.
Хороших вам выходных!