Поздравляю всех с началом очередного учебного года! Кто-то идёт учиться, кто-то - учить, кто-то - ведёт учиться своих детей. А кто-то пока никак не сталкивается с нынешними школьниками, но догадывается, что скоро они подрастут - и тогда уже точно придётся с ними взаимодействовать. Поэтому первое сентября касается всех.
Часто бывает так: если ребёнка в раннем детстве научили читать и считать, то он верит, что это «получилось само» - он сам собой вырос таким умным. Поэтому через десятилетия такие родители частенько не видят причины отдельно развивать своих собственных детей - ребёнок поздно осваивает базовые навыки, имеет проблемы с учёбой, зубрит вместо общения, потому что не успевает за всеми... А все ещё удивляются, как же у таких умных родителей такое медленное дитя.
Общая формулировка на эту тему звучит так: родители беспокоятся о тех свойствах ребёнка, которые не успели развить в себе, но забывают помочь с тем, что имеют сами.
Если родителям повезло в своём детстве много бегать по двору, лазать через заборы и по деревьям, играть в футбол на ближайшей площадке, часто ходить плавать на речку и так далее, то они имеют развитое и здоровое тело. И они просто не знают многих бед со здоровьем, потому что почти не болеют.
И их дети получают немало родительского внимания в тех областях, где родители чувствуют свои слабости (компьютеры, например). Но этим родителям даже в голову не приходит прикладывать усилия для приобщения своих детей к спорту. Ведь они не помнят, чтобы какие-то усилия прикладывались в их детстве - всё вышло как будто само.
Кстати, дети сутулых родителей нередко оказываются очень физически развитыми (несмотря на вроде бы негативный домашний пример). Я думаю, лет в 25 их родители осознали, что почти всё потеряно, что никакими массажами и упражнениями они себе осанку не вернут, спина всегда будет круглой, а здоровье - слабым. И тогда они решают оградить от этих граблей своих детей. Маленький ребёнок не понимает, что в зрелом возрасте будет очень страдать от неправильной осанки, но почти ничего не сможет с этим сделать (просто потому что с возрастом возможности коррекции ощутимо снижаются). А взрослые всё понимают, но почему-то делают для детей мало (это видно по безумному количеству сутулых детей).
За партой надо сидеть симметрично, плечи не должны быть задраны или наклонены - это всё очевидно. И за этим нужно следить учителям в школе, а родителям - дома. На картинке выше предложена конструкция парты, обеспечивающей ребёнку удобную посадку (идеальный вариант - найти школу, в которой хотя бы в начальных классах парты регулируются). Конечно, идеально было бы регулярно делать правильную гимнастику, развивающую и укрепляющую мышцы спины и живота. Если у ребёнка уже есть проблемы с осанкой, то специальные упражнения просто необходимы (обязательно надо посетить специалиста, потому что для различных нарушений нужны разные комплексы).
Осанка - это привычка, её надо формировать осознанно. Но чтобы дать ей шанс закрепиться, нужны мышцы. Плавание и гимнастика - замечательные виды спорта для развития спины. Но если ребёнок всё это не любит - пусть бегает играть в футбол или волейбол, пусть занимается борьбой или теннисом, пусть катается на лыжах или велосипеде, пусть занимается бальными танцами, пусть ему нравится хоть какая-нибудь активная физическая деятельность. Хорошо, если есть родительский пример, тогда ребёнка проще раскачать на что-то такое. Хорошо, если есть спортивные друзья - они любому привьют хорошее здоровье.
Главное: если у вас лично хорошее здоровье, то обратите внимание на своих детей! Они могут не повторить ваш путь, а потом жалеть об этом всю жизнь (и, вообще говоря, укорять своих родителей за бездействие). Рекомендую на эту тему грамотную статью Хорошая осанка: так держать! с сайта газеты «Первое сентября» (в частности, там описаны общеукрепляющие упражнения).
Здоровья вам и вашим детям!
Илья, спасибо за напоминание про осанку. Я в свое время исправил сколиоз 2 степени, уже будучи в универе. Просто стал подтягиваться регулярно и в течение полугода довел до 15 раз почти с нуля, плюс свободно держал "уголок" секунд 15-20. Потом, правда, забросил, но результат долго держался, мышцы были достаточно сильными, чтобы держать позвоночник, и он как-то постепенно, пусть и не совсем, но выпрямился.
ОтветитьУдалитьНасчет развития детей. Я все-таки думаю, что если родители интелигентные и образованные, то ребенок научится от них многому, даже просто глядя на пример взрослых. Например, говорить правильно, читать книги и т.п. С математикой посложнее будет, тут действительно надо приложить усилия. И во всех случаях главное - это заинтересовать ребенка в процессе обучения. Иначе большинство усилий будет тратиться впустую. Очень хотелось бы услышать от Вас советы о том, как же заинтересовать ребенка в учебе. Мы сейчас мучаемся с 13-летним подростком (нет, это не наш ребенок :), которому ничего не интересно, кроме компьютера. При этом он очень способный, просто совсем равнодушен к школе. Его родители - хорошо образованные люди. Мать - кандидат наук Института русского языка в Москве, переводчик, отец - выпускник Бауманки, всесторонне образованный человек, имеющий много изобретений. Но так уж получилось, что за работой они как-то не следили за ребенком, не уделяли ему нужного внимания, пока он рос. И вот теперь он изолировался от них, с головой ушел в компьютерные игры и сомнительные уличные компании. "Лупить" его уже поздно. Увещевать - мало толку. Что бы Вы посоветовали?
Хорошая и важная тема, согласен практически со всем высказанным в тексте, кроме одного - в 25 жизнь не кончена и восстановить осанку можно, хотя и многолетним и кропотливым трудом над этим - знаю по себе: идентифицировал свою сутулость далеко после 25, сейчас на взгляд со стороны все ок. Всем успехов и здоровья:)
ОтветитьУдалитьZakharS, людей с игровой зависимостью я разных видел :( Тут трудно советовать конкретный рецепт, так как проблема очень сложная.
ОтветитьУдалитьВ случае с подростком может случайно так получиться, что встретится ему на улице «девочка с золотыми волосами», да так западёт в душу, что её слова «Вчера дочитала Братьев Карамазовых, много думала» толкнут ребёнка на тропу чтения книг, например... А потом ещё куда-нибудь. На это нельзя серьёзно рассчитывать, но такое бывает :)
А если совсем серьёзно, то равнодушие к скучной школе - вполне нормальное и ожидаемое состояние. И оно может усиливаться наличием чрезмерно титулованных родителей. Если ребёнок ощущает, например, что ему уже не перегнать своего отца, имеющего много изобретений (кстати, тут от родителя много зависит - он мог всю жизнь неосознанно внушать ребёнку такую мысль), то можно понять, почему самолюбивый ребёнок ищет свою реализацию в другом («у отца вообще нет персонажей в онлайн играх, а у меня уже перс большого уровня»), а в науке даже не будет пытаться.
Я к тому, что универсального рецепта быть не может. Надо сначала поставить диагноз, понять, почему ребёнок не тянется к познанию. Это же противоречит человеческой природе! И уже потом надо тонко убирать препятствия, открывая дорогу природным способностям... Сложно это.
Sergey, благодарю за оптимистичные мысли о перспективности регулярного кропотливого труда! Я согласен, что это иногда возможно. В детстве это всё было очень просто, а в костенеющем организме требуются огромные усилия для работы над собой. Но стараться, конечно, имеет смысл :)
А как насчет занятий в тренажерном зале? Позитивно ли они влияют на осанку?
ОтветитьУдалитьShooshpanchick, правильный комплекс упражнений в тренажерном зале укрепит нужные мышцы, что должно поддержать осанку.
ОтветитьУдалитьГлавное - не переусердствовать в увлечении спортом.
Хочу обратиться к папам, отдавайте детей в секции кружки и не важно будет то секция бокса или шахмат. Ограждайте своих чад от интернета.
ОтветитьУдалитьИ все будет хорошо. А на счет осанки хочу сказать, что в школах сейчас мало уделяют внимания, тому, как ребенок седит за партой. И многим учетелям на плевать на детей!