Добрый день.
Недавно я предложил вам загадку про страну, о которой говорят следующее:
«Система образования с годами приобрела слишком много коммерческих черт»
«Учебными стандартами пренебрегают и школы, и учителя, и ученики, а теперь еще и экзаменаторы — в угоду результатам»
«Как грибы после дождя стали расти защищенные паролем сайты, на которых можно было приобрести информацию о том, что следует выучить к экзамену и по каким учебникам заниматься»
«У каждого экзаменационного совета есть "партнер", который рекомендует использование своих учебников. Такая поддержка чрезвычайно высоко ценится издателями учебников, так как учителя вынуждены покупать их дорогие книги, чтобы ученики, подготовившись по ним, получили высокие баллы. Часто учебники пишет руководитель экзаменационного совета, который потом и определяет содержание экзаменов. В 2005 году был зафиксирован случай, когда в результате такой сделки оборот издателя "подпрыгнул" на (примерно 300 млн. руб.)»
«В одном из расследований было выяснено, что при существующей системе сдачи экзамена дети получают высокие баллы по математике, не зная таблицы умножения и не умея выполнять в уме элементарные действия — сложение, вычитание, умножение чисел»
«Зачастую детей учат именно сдавать экзамен, при этом они используют формулы как готовые "рецепты", без понимания их смысла»
«Коррупция в экзаменационной системе — это всего лишь симптом заболевания под название тирания тестирования»
«Преподаватели вынуждены идти на обман экзаменационной системы для достижения показателей, которые (по общему признанию) не соответствуют действительности и не отражают истинного уровня знаний школьников»
«В (название страны) поклоняются экзаменам и рейтингам. Приоритет отдается числам и баллам, возвышающимся над сердцами и умами детей»
Это цитаты из статьи «Все ли так хорошо «у них», как мы привыкли об этом думать?», опубликованной в журнале «Математика в школе» №9 за 2012 год. Тираж у него очень маленький (около десяти тысяч экземпляров), но журнал путёвый, поэтому я хочу поделиться с вами этим материалом. На сайте журнала тексты статей закрыты (можно купить pdf), поэтому я не могу перепечатать здесь всю статью. Ниже я предлагаю список литературы из этой статьи, чтобы вы могли ознакомиться с первоисточниками (авторы ссылаются преимущественно на материалы газет «The Telegraph», «The Guadrian», «Daily Mail» и «The Huffington Post»):
1. «Teachers 'Paying £230 Per Day For Exam Answer Sessions'»
2. «Exam boards' relationship with textbook publishers to come under scrutiny»
3. «Exam boards: seminars costing £120 per head where teachers are told what will come up in exams»
4. «Scandal of the primary pupils who can get full marks in maths without even knowing their times tables»
5. «Examining the best way to test true understanding of maths»
6. «Teachers 'under growing pressure to inflate exam results'»
7. «Our schools exam system is no longer fit for purpose»
8. «The McKinsey Maxim: “What you can measure you can manage.” HOKUM!»
Очень многое огорчает меня в нашей современной системе образования (и борьба со специализированными школами, и отсутствие заинтересованных в честных экзаменах, и т.д.). Масса последних изменений в системе вызывает как минимум вопросы. Я не призываю отказаться от опыта западных стран, но обязательно надо вникать в суть проводимых изменений. Если «Великобритания не стесняется пробовать советские наработки», понимая свои нынешние проблемы, от почему для нас так важно добить остатки своей системы, чтобы возвести на её месте устаревшие западные механизмы, проблемы которых уже известны?
Тут надо, конечно, понимать, что образование бывает массовое, а бывает очень индивидуальное. Например, многие состоятельные люди отправляют своих детей учиться в английские школы, но не в какие угодно, а в самые лучшие. Кроме того, в этих школах дети богатых родителей общаются не со всеми подряд, а друг с другом, что им тоже упрощает жизнь в будущем (хоть и принято говорить, что успешная карьера — это результат серьёзной учёбы, но нельзя забывать про эффекты школьных знакомств). Я к тому, что один из секретов привлекательности английских школ состоит не только в качестве обучения, но и в «успешном» окружении.
Меня же больше волнует именно массовое образование. И не в Великобритании, а в России. Тут есть и радостные движения, и очень сомнительные. И мне кажется, что сомнительных будет меньше, если люди чаще будут задавать следующие вопросы:
- «А почему вы уверены, что надо делать как в США/Англии/Японии/...?»
- «Точно ли нам надо копировать у них всё?»
- «Или правильнее будет копировать только самое лучшее?»
Ну а если кто-то захочет упрекнуть меня в безоговорочной поддержке советской системы массового образования, то должен огорчить — в ней тоже масса проблем. Простейший индикатор — огромное количество предложений услуги микрокредитования. Вы читали их условия? Обычно предлагают взять от 500 до 10000 рублей под 4% в сутки, но не более, чем на 14 суток (у каждого свои условия, но суть примерно такая). Если брать на эти самые 2 недели, то переплата составит 73%. Очевидно, что пользоваться таким предложением будет только человек с ужасным образованием, потому что каждому очевидно, что гораздо выгоднее было бы воспользоваться кредитной картой (а их последние годы так активно выдают, что трудно удивить кого-то наличием собственной кредитной карты у домашних животных и фонарных столбов).
Людей в космос отправляют единицы (и здорово, что в России удалось их вовремя вырастить), а кредиты под 73% за 2 недели использования берут сотни человек. Нам нужно сохранить и верхнее образование (поддержать специализированные школы, помочь им втянуть в себя лучших школьников и учителей из ближайших городов, потому что стране всегда будут нужны прорывы), и развить массовое образование (чтобы не страдать постоянно из-за того, что большинство не очень умеет подумать, но ходит на выборы, поэтому заставляет политиков заниматься популярной ерундой, а не развитием страны).
Поздравляю всех со старым Новым годом!
Хорошего завершения выходных и начала рабочей недели!
Илья, проблема обозначена.
ОтветитьУдалитьВопрос: как вы видите систему образования, к примеру через 5-10 лет? Что может изменить текущую ситуацию и вывести ее на качественно новый уровень?
Роман,
Удалитьэтот тот случай, когда важно не сказать "надо делать так", а хотя бы попробовать остановить ошибки ("вот так точно делать не надо"). У меня есть представления о правильной системе образования, но я уверен, что они ошибочные (в том смысле, что мне видны слабые места в своих взглядах).
Поэтому призыв достаточно простой:
- не копировать чужое, а анализировать плюсы и минусы чужого, чтобы взять себе лучшее,
- не уничтожать своё старое и работающее, а давать ему спокойно конкурировать с новым, чтобы выявить сильнейшего,
- не игнорировать демонстративно мнение профессиональных учителей (важен диалог, а не умелое отметание вопросов и идей),
- не проводить эксперимент сразу на всей стране, а проводить его в школах/районах/областях-добровольцах (постепенно увеличивая размер, если предыдущий этап эксперимента оказался успешным),
- если эксперимент показал негативный результат, то не распространять его сразу на всю страну, а корректировать идеи, после чего заново тестировать на добровольцах,
- ограничить участие в реформировании образования людей, зарабатывающих на этих реформах (например, руководители издательств, выпускающих каждый год новые учебники, не должны иметь возможности принимать в Министерстве Образования и Науки новые учебные программы каждый год),
и т.д.
Правильная система образования - это очень сложная тема. Только наивный человек может считать, что он понимает, как её надо улучшать (менять каждый сможет, но важно, чтобы изменения приводили к улучшению). Соответственно, чтобы начать двигаться в правильную сторону, надо хотя бы перестать делать очевидные глупости (или постараться внятно объяснить, почему это не глупости, а правильные вещи), надо наладить диалог с профессионалами, а не отмахиваться от напрашивающихся вопросов.
В 2012 появилась еще одна проблема образования, по моему мнению - в основном высшего. Называется она - подушное финансирование. Отчислил 10 студентов - срезали бюджет (точную цифру не скажу, но в школе бюджет срезают, если в новом учебном году учеников хотя бы на 5% меньше, чем в предыдущем,—примерно в такой формулировке). Всвязи с этим у меня в институте (МИФИ) даже злостных двоечников-прогульщиков перестали отчислять (немного утритрую, возможно, но не сильно). С приходом нового ректора (печально известного Стриханова М.Н.) и так почти перестали отчислять, а тут еще и это. Последствия сего факта видны невооруженными глазами - процент плохих и абсолютно никаких студентов на 3 и выше курсах резко вырос.
ОтветитьУдалитьДа, в управление пришли бухгалтеры, поэтому везде расцветают бессмысленные отчёты, неестественные показатели и ни о чём не говорящие рейтинги... И всё это приводит к тому, что люди подстраиваются под эти странные правила, что ухудшает и без того непростую ситуацию. Возможно, есть области знаний, где бухгалтерские методы управления дают хорошие результаты, но в управлении наукой и образованием получается много вреда, к сожалению.
УдалитьУ меня сын ходит в обычную государственную школу во Франции и (экстернат) в школу при посольстве РФ в Париже. И я точно уверена, что французскую систему среднего образования русским школам точно повторять не стоит. Он и во Французской успевает во многом благодаря русской школе, во всяком случае в математике точно (ну что тут говорить, дети в средней школе в 12 лет еще не знают, что такое примеры со скобками, и из года в год повторяют то, что в детском саду выучили).
ОтветитьУдалитьДа, мне тоже знакомые рассказывали, как наш пятиклассник, попав на несколько месяцев во Францию, запросто обгонял французских восьмиклассников на всех контрольных работах, так как знал и умел больше, чем они (особенно забавно было опережать всех на уроках французского языка). Возможно, дело в том, что то была слишком "рабоче-крестьянская школа", а в России этот пятиклассник обучался в школе, входящей в десятку сильнейших в своём городе...
УдалитьНо об этом и заметка: я не хочу, чтобы массовое образование в России приводилось в соответствие с нижним европейским или американским уровнем. Я хочу, чтобы нижний уровень образования в России был выше, чем средний уровень "развитых стран" (это кажется вполне возможным, если не слишком гнаться за устаревшим опытом этих стран).
Илья, по поводу микрокредиитования...
ОтветитьУдалитьК займам в 10000 рублей на две недели, независимо от процентной ставки, прибегают люди из определённых социальных слоёв. Они бы и рады, может, кредитоваться дешевле (а не кредитоваться они не могут, менталитет не тот), но в банке ни один кредитный эксперт в здраовом уме такого кредита не одобрит.
На одной из моих работ девочка с зарплатой 6000 взяла в кредит телефон за 12000. И что прикажете с этой популяцией делать?
Это две разные проблемы:
Удалить- покупать телефон за две зарплаты - это или глупость в стиле "я этого достойна", или жизнь не на зарплату (муж платит за всё остальное, а девочка сбывает себе "мечты"? Это нормальный ход, чтобы ограничить её транжирство её же зарплатой, а заодно научить адекватно обращаться с деньгами);
- не получить кредитную карту с маленькой суммой годового обслуживания и 0% переплаты при нормальном обслуживании долга, а использовать неадекватно дорогого микрокредитования - однозначная глупость, потому что карты эти выдают всем. Достаточно один раз купить самую дешёвую флешку в кредит, аккуратно выплачивая за неё по 50 рублей в месяц, чтобы все банки начали звонить с предложениями "мы на ваше имя уже выпустили кредитную карту, придите к нам в офис, пожалуйста".
>большинство не очень умеет подумать, но ходит на выборы
ОтветитьУдалить>
Если люди будут думать, идя на выборы, то... Буду краток: этого как раз не надо!