11 авг. 2008 г.

Как учить читать

Учить читать по слогамСегодня мы разберём недавнюю задачку о взвешиваниях и поймём, как нельзя учить ребёнка читать. Кроме того, вспомним, как бесплатно получить качественный тренажёр слепого набора.

Итак, разберёмся с задачкой о взвешиваниях. Судя по комментариям, многие поняли, в чём ловушка. В самом деле, видя число 8, хочется начать делить пополам (как и в задачке о шариках). И что получается? Получается, что первым взвешиванием мы кладём четыре монеты на одну чашу весов, а четыре - на другую. Фальшивая монета окажется в более тяжёлой чаше. Во второе взвешивание делим кучку из четырёх монет пополам - какая пара монет тяжелее, та и содержит фальшивую монетку. И, проведя последнее взвешивание, из двух монет выбираем искомую. Значит, трёх взвешиваний заведомо хватает.

Но можно ли меньше? Мы же не журналисты и не политики, чтобы считать что-то истинным только за то, что мы это придумали. Как правильно сказал Sophist в комментариях к задачке, нужно смотреть на объём информации, который даёт одно взвешивание, и объём информации, который нужно выяснить. Оказывается, одно взвешивание даёт «бит с тремя состояниям» (меньше, больше или равно), а получить надо одно из восьми состояний (номер фальшивой монеты) - это выразимо двумя такими битами. Более того, как верно заметили BAleks и Aamonster, двух таких бит хватит и для девяти монет. Это означает, что теоретический минимум - два взвешивания. Мы умеем справиться с задачей за три взвешивания. И мы знаем, что меньше двух точно мало. Попробуем тогда решить задачу за два приёма.

На каждую чашу весов положим по три монеты, отложив ещё две в сторону. Если весы покажут, что вес в чашах одинаковый, значит фальшивая монета среди отложенных. А иначе - в той чаше, которая тяжелее. Таким образом, всего за одно взвешивание мы уменьшаем количество «подозреваемых» в три раза. Аналогично, вторым взвешиванием можно выбрать из трёх или двух монет одну. Что нам и было нужно. Этот тип задач хорош тем, что тренирует чёткость и скорость мысли. Единственное, что надо помнить - бывают задачи, в которых теоретическим минимум недостижим.

Теперь про чтение. Раньше детей читать учили живые люди, показывали им слоги, писали вместе с детьми «ма-ма», «па-па», «ме-ди-а-на» и «ус-ко-ри-тель» :) И, естественно, это прекрасно работало. Теперь же мы «такие занятые», что эти базовые вещи доверяем телевизору и компьютеру. Но в телевизоре давно уже нет профессионалов, а компьютерные программы пишут программисты, а не детские педагоги (конечно, и на телевидении иногда бывают мастера, но их очень редко пускают делать детские передачи, поэтому часто видишь что-то бездушное и формальное).

Поэтому со всех сторон на ребёнка сыплются разные ценные знания - например, что буква «Л» произносится как «ЭЛЬ» (это скажут и компьютер, и телевизор). И как быть бедной девочке Лене? Её имя читается, оказывается, «ЭЛЬ-ЙЕ-ЭН-А». А имя её друга в садике - «ША-У-ЭР-И-КА». Как ей это понять?

Товарищи, названия букв человеку не нужны! Потом когда-нибудь в школе ребёнка зачем-то заставят выучить эти названия. Это понять трудно, но можно - чтобы все называли буквы единообразно. Но зачем это маленькому ребёнку? Одного того, что технические средства позволяют произносить буковку, на которую ребёнок навёл мышь, мало, чтобы так дико этим пользоваться. Бедная девочка не знает, кому верить. Ей со всех сторон твердят названия букв, а не учат читать. Начинать учиться удивительному человеческому навыку - чтению - надо с того, что пригодится, а не с набора бесполезных констант, которые только путают. Нельзя подходить к этому формально, ведь мы не хотим, чтобы ребёнок считал нас странными и противоречащими себе людьми.

Напоминаю, что завтра (во вторник 12 августа) в 14 часов по Москве будет проведён конкурс с полезным призом. Для желающих научиться быстро печатать приготовлен клавиатурный тренажёр VerseQ, обучающий набирать аккордами. Программа адаптируется под тренирующегося, давая ему задания, соответствующие его особенностям (сочетаниям букв, которые особенно трудно даются). И это позволяет быстро повышать скорость печати, полностью пропуская нудные однообразные упражнения.

Приходите завтра на блог в 14 часов по Москве - будет интересно!

8 комментариев:

  1. Анонимный11.08.2008, 14:10

    Так всё-таки два взешивания! Я был не прав.

    ОтветитьУдалить
  2. Aka-bgd, а этом же смысл! Неинтересно решать задачку правильно. Интересно ошибиться, а потом понять, в чём. И дальше жить с этим опытом, став более аккуратным и опытным :)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный11.08.2008, 14:34

    Да, согласен. Не пойму только, зачем же был дан ответ в виде http://www.google.com/search?hl=ru&q=%281-%281%2F2%29%5E2%29*Pi%2Farcsin%28sqrt%282%29%2F2%29&lr=

    ОтветитьУдалить
  4. Aka-bgd, были случаи, когда люди случайно прочитывали ответ до того, как доходили до условия. И потом были огорчены, что мы не дали подумать.
    Чтобы такого больше не было, я ответы стараюсь публиковать в скрытой форме, чтобы случайно было не увидеть :)
    Если придумаете лучше - говорите. Хочется простую и надёжную форму, но пока не удалось придумать.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный13.08.2008, 12:38

    Да, ответ в виде формулы - это хорошо. Но результат формулы-то был 3! А ответ правильный - 2. Это на столько скрытая форма? :)

    ОтветитьУдалить
  6. Aka-bgd, дык я и написал, что это неправильный ответ. Чтобы те, у кого он получился, подумали ещё раз :)

    Мне кажется, знать, что твой ответ неправильный гораздо полезнее, чем знать правильный ответ. Конечно, здесь я речь веду об обучении.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный31.08.2008, 15:10

    " одно взвешивание даёт «бит с тремя состояниям» (меньше, больше или равно), а получить надо одно из восьми состояний (номер фальшивой монеты) - это выразимо двумя такими битами"

    1. Почему "одно из восьми состояний" = "номер фальшивой монеты"?
    2. Почему "одно из восьми состояний (номер фальшивой монеты)" "выразимо двумя такими битами"?

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный01.09.2008, 12:39

    Анонимный,
    1. Потому что под "состояниями" мы подразумеваем различные ситуации, когда одна из монет фальшивая: первая, вторая, ..., восьмая. Таким образом, "состоянию" соответствует номер фальшивой монеты.
    2. Два троичных бита представляют собой систему с девятью (3^n) состояниями: 00, 01, 02, 10, 11, 12, 20, 21, 22. Поэтому для описания исходной системы с восемью состояниями и будет достаточно двух троичных битов, если мы каждому состоянию исходной системы поставим в соответствие состояние системы из двух битов. И ещё одно лишнее останется даже :)

    ОтветитьУдалить