27 нояб. 2018 г.

Вход в шахматы

Добрый день!

lichess.org, practice, checkmate-patterns, Epaulette MateЕсли играете в шахматы, поделитесь, пожалуйста, своим опытом!

Какие упражнения, книги, сайты, приложения помогли вам? Что нового хорошего появилось за последние десятилетия?

Понятно, что начать заниматься шахматами с удовольствием и пользой можно разными способами: кому-то повезло в детстве с тренером, у кого-то дедушка каждый вечер играл с друзьями, а в отдельных школах детям запрещают играть в шахматы на переменах, тем самым подталкивая их в этот запретный мир (собственно, зная об этом случае, я и мечтал о демонстративном запрете Пифагории).

Вот, например, есть упражнения у бесплатного lichess.org, которые без особой подготовки может пройти как ребёнок (первые задания даже переведены на русский язык), так и взрослый человек, решивший чуть-чуть научиться. Построено всё вроде неплохо:
- Сперва идут совсем простые переборные задания, справляясь с которыми, ученик привыкает, как фигуры ходят;
- Потом начинаются шаблоны, причём сперва их демонстрируют в предельно простом виде (см. пример справа), а потом к этому же шаблону предлагают подойти в реальной партии;
- Ещё здорово, что система сразу же предлагает неглупого электронного соперника в этих задачках (другими словами, если не получается сразу поставить мат за предложенные столько-то ходов, то можно попробовать сделать это более медленным способом, поисследовав ситуацию, а также получая краткие комментарии о качестве своих ходов, причём всегда имея возможность отменить свои предыдущие ходы);
- Затем начинаются основы тактики, потом есть ещё куча упражнений, после чего можно переходить и к людям.

Какие вы знаете недостатки этого сервиса? А какие есть более удачные системы? Что порекомендуете детям до 10 лет? А что лучше бы подошло взрослым? Какой сборник задачек стоит установить в телефон? Удобнее ли задачки распечатать на бумаге? Пожалуйста, расскажите про известный вам опыт и типичные ошибки!

Ну а если математические задачки вам интереснее самих шахмат, то предлагаю вспомнить давнюю задачку о справедливости.

Хорошего дня!

6 нояб. 2018 г.

Слонодёмия, понимание времени и автоответчик

Добрый день!

1) А вы слышали про книгу «Слонодёмия» Ильи Панкратова? Оказывается, ей уже более 5 лет, но почему-то мне она раньше не попадалась, к сожалению. Учёные иногда пишут не только научные статьи, но и рассказы для детей (см. Астровитянка). Здесь к.ф.-м.н. и выпускник МФТИ Илья Понкратов обращается к ещё более раннему возрасту (лет с 6-7 уже можно читать, по-моему).

Посмотреть на проект можно на его сайте, но я бы сразу рекомендовал обратиться к фотографиям разворотов книги. Во всяком случае, после прочтения книги сайт мне показался совсем неубедительным (ещё один случай, когда «книга лучше») Возможно, если бы я как-то наткнулся на этот сайт, то и книгу бы не прочёл.

Поэтому всем родителям детей 6+ рекомендую убедиться в уникальности книги, посмотрев развороты, а затем купить книгу. Не только для того, чтобы первоклассники могли в школе выпендриваться, «применяя метод Монте-Карло» (вообще не для этого, конечно), а, например, чтобы раньше встретить хороший учебник. Кстати, было бы интересно посмотреть на учебники, подготовленные этим автором. Увы, таких я не нашёл.

Для меня же главный вопрос в следующем: какие ещё есть удачные книги такого типа? Ранее мы уже собирали списки добрых книг в комментариях, спасибо всем откликнувшимся. Пожалуйста, поделитесь и сейчас!

2) Почему важно осознанно подходить к обучению? Потому что из невнимания к деталям в таком вопросе может вырасти серьёзная путаница. Вот как понимать циферблат, часовая стрелка которого смотрит на цифру 3, а минутная — на 6? (см. иллюстрацию справа) Я бы сказал, что часы сломались или стрелки погнуты. А авторы некоторых обучающих роликов дают однозначный ответ: «Правильно! Три часа и тридцать минут». Но дальше хуже: часовая стрелка показывает на 6, а минутная—  на 9. Это же явно не «шесть часов и сорок пять минут»!

До просмотра ролика дети не знали, как определять время, а после ситуация сложнее — они думают, что знают, но определяют неверно. Зачем так делать? Такое ощущение, что художник, которому поручили это рисовать, сам не в полной мере умеет пользоваться часами. Или всё же в этом есть смысл?

3) Автоответчики сотовых операторов из прошлой записи оказались не так просты (спасибо комментаторам, указавшим на моё заблуждение о бесплатности решения проблемы). Всё выглядит так, как будто это всё же форма заработка: каждый входящий вызов на такой бессмысленный автоответчик приносит оператору сотовой связи деньги, поэтому оператор не станет предупреждать звонящего, что тот напрасно теряет время (в том смысле, что оставленное сообщение никто не будет слушать).

Другими словами, эта «лазейка» наносит ущерб обществу (люди теряют самое драгоценное — время), но не видно, как это могут пресечь рыночные механизмы. Раз так, то, возможно, нужен закон, запрещающий брать операторам сотовой связи деньги за сообщения, оставленные на автоответчики-«чёрные дыры»? Какое у вас на этот счёт мнение?

Хорошей недели!