31 янв. 2017 г.

Научите не экономить бумагу!

Добрый день!

Дорогие учителя математики, научить школьников решать задачи — дело сложное, но нужное. И совершенно естественно, что концентрация в этом вопросе у нас именно на развитии способности исследовать задачу, выбирать из нескольких способов решения наиболее надёжного (чтобы было меньше шансов ошибиться), проверять качество своего решения и так далее.

Поэтому отбивать желание учиться, навязывая какие-то строгие правила оформления, совершенно нет желания. «Пусть запишут как умеют, но решат задачу» — понятная позиция. В самом деле, нет никакого смысла хорошо оформить отсутствие решения. Гораздо лучше плохо оформить его наличие.

Но, пожалуйста, научите школьников, участвующих в олимпиадах, начинать решение задачи с верхнего левого угла разворота тетради! Начинать же решать с нижнего правого угла разворота (чтобы записать пару-тройку строчек, а затем перевернуть лист — это всё же форма проявления неуважения к проверяющему. А сделать чертёж в нижнем правом углу разворота тетради, а само решение записать на следующем развороте — это уже издевательство!

Я понимаю, что школьники не специально делают, как хуже. Поэтому важно объяснить им, что размещая чертёж на одной стороне листа, а текст решения на другой, они мешают и себе (ведь им и самим сложнее не ошибаться в обозначениях, когда они не видят своего чертежа). Другой аспект, который важно понимать, состоит в следующем: проверяющий олимпиаду должен разобраться, где именно ученик ошибся. Зачем? Чтобы вместо 0 баллов за отсутствие решения задачи поставить 1-2 балла за правильные ходы. А для этого надо постараться так оформить своё решение, чтобы эти ходы были видны.

Школьники, не экономьте считанные сантиметры бумаги — начните решать задачу со следующего разворота!

Ссылки по теме:
- Как решать геометрическую задачку?
- Как решать алгебраическую задачку?
- Как обдумывать задачку?
- Как решать задачу по физике?

Хорошей недели!

4 комментария:

  1. Писать сейчас не учат от слова «совсем». Накорябял пару строчек — молодец! Создал сложноподчинённое предложение — так не всякий сможет! Сформулировал абзац текста — гений!!! А как всё это выглядит на странице не имеет никакаго значения. Буковки же есть, вот и читайте их, раз шибко грамотные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, к счастью, путёвые школьники всё же есть. Но Вы правы, что навыки внятного изложения своих мыслей стоит активно прививать всем, кому возможно.

      Удалить
  2. Я могу ошибаться, но если оставить внизу листа пустое место, то проверяющий может пропустить решенную задачу. Они тоже люди, могут устать, не заметить, торопиться и пр.

    Со стороны школьника нужно предпринимать какие-то действия, чтобы дать понять, что там еще есть другие задачи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Jean, Вы правы, такого рода ошибки при проверке бывают. Но всё же ущерб от них обычно невелик: найти проверяющих олимпиаду, которые не пропускают решённые задачки в тетрадях, гораздо проще, чем тех, кто готов выискивать дельные мысли школьника, когда тот даже не постарался помочь в этом.

      На апелляциях постоянно с этим сталкиваемся: школьник обнаруживает у себя ошибку в обозначениях, которую он сам не заметил во время олимпиады, так как ему приходилось листать туда-сюда. А всё почему? Потому что он сам разместил чертёж на одной стороне, а записывает решение на другой.

      Лучше помочь себе хорошо оформить решение, разместив всё на одном развороте. А если вдруг проверяющие не заметят решения, то это легко исправится на апелляции (но такие казусы бывают очень редко, т.к. тетради при проверке обычно смотрят несколько раз).

      Удалить