6 апр. 2009 г.

Пытать удачу

В 2000 году 19-летний юноша стал лауреатом
Премии Дарвина посмертно за игру в
«русскую рулетку» самозарядным пистолетом.

Полной противоположностью желанию не оставить себе даже крошечного шанса на удачный расклад является следующая крайность: тратить свои и чужие силы на реализацию чьего-то нелепого совета «попытай удачу!»

Дело не в том, что не бывает везения. Это как раз в жизни бывает часто. Но очень странно надеяться, что механизм, не рассматривающий удачу, как существующую в природе категорию, вдруг её учтёт.

Пример из эпиграфа понятен, но, к счастью, не очень распространён. Поэтому лучше найти жизненные примеры.

Регулярно участвуя в проверках открытых олимпиад и собеседуя школьников, я сталкиваюсь с безумно слабыми детьми, которые пришли на серьёзное мероприятие, надеясь на удачу. Представляете себе ребёнка 15-16 лет, который не очень твёрдо решает квадратные уравнения? Кстати, этому не так легко научить, как иногда кажется. Или представьте себе десятиклассника, который легко сокращает синусы в уравнении «2sinx=sin3x», получая «2=3x» (не спрашивайте меня, почему справа осталась переменная). При этом я не отрицаю, что данный ребёнок может быть гораздо более способным, чем обещают его родители. Но мы с ним говорим на разных языках, он не понимает моих вопросов, пишет не столько неправильно, сколько «вообще непонятно что»... Какое может быть везение? Он не умеет решать ни алгебраические, ни геометрические задачи, не справляется с простейшими задачками на смекалку. Что я мог такого спросить, чтобы он вдруг ответил правильно? Не было такой возможности. Повторюсь, ребёнок может и не глупый (просто ещё не развит), но он не имел никакого шанса на успех в этом отборе.

У меня есть воспоминание из детства на эту тему. Поступая в ВУЗ, я видел перед экзаменом одного из своих бывших одноклассников (который и в школе с большим трудом учился). Его мама одарила своё чадо напутствием: «Иди, попытай удачу, вдруг поступишь!» Какое такое вдруг? Это письменный вступительный экзамен! В нём не может быть задачек «улыбнись», «помой посуду» («Какой молодец! Можешь же, если захочешь!»), «полежи на диване, посмотри телевизор»... Экзамен простой, но в нём надо было справиться с парой алгебраических задачек, решить одну планиметрию, одну стереометрию, правильно понять и решить текстовую задачку... и ещё несколько. В те годы конкурс был достаточно высоким, поэтому, не на что было надеяться, если не решено хотя бы пять задач. А он мог решить только текстовую (увы, неправильно поняв условие), да ещё переписать условия всех задач (как учат в школе - сначала переписываем задачу, а потом решаем). И вот это «потом» было никак невозможно. Кстати, это потом у него называлось «Не повезло просто!»

Когда мы в лаборатории решаем с переменным успехом сложную алгоритмическую задачу уже более года, систематически продвигаясь вперёд (кроме кода, который справляется с большим количеством типов входных данных, имеем уже большой опыт, интересную тестовую базу, понимаем ограничения многих подходов, которые хочется применить, но не стоит, и так далее), а новый молодой аспирант заявляет, что за неделю-полторы сможет написать новый простой код, который справится лучше нынешнего сложного, то никто его не останавливает. В самом деле, бывают гениальные идеи, которые могут выстрелить. Поэтому надо позволить ему работать: или решит задачу, или поумнеет (научится реальнее оценивать перспективы применения идей, которые ещё мало успел обдумать). Оба результата хороши и для него, и для лаборатории. Но в данном случае есть хоть какая-то польза от движения по этому шоссе с чётким названием «почти нет шансов». А зачем идти туда, где не только шансов нет совсем, но и пользы никакой не предвидится?

Бывают наивные выпускники и студенты ВУЗов, которые бодро пишут в своём резюме, что владеют и теми, и семи технологиями (в лучшем случае, чуть-чуть почитав о них), после чего рассылают эту анкету по всем вакансиям. Конечно, кто-то их может пригласить на собеседование. Но что делать дальше? Ведь работодатель легко выявит проблему при личной встрече! Такой обман не имеет шанса на успех, но зачем-то применяется. Даже пользы почти никакой не будет получено от этого шатания по офисам... (есть случаи, когда обман приносит пользу, но долго он держаться не сможет)

Закончу на позитивной ноте, потому что всё понятно с пытанием удачи в случаях, когда повезти не может вообще. Вчера я изучал карту Кольского полуострова (кстати, там дивные названия озёр: Сергозеро, Ловозеро, Канозеро, Умбозеро и Вялозеро). Случайно скользнув взглядом чуть южнее и восточнее, я обнаружил дивный город Ыб между Чупрово и Благоево. Теперь можно продолжить играть в города, если соперник вероломно предложит Чебоксары! :)

Хорошей недели!

10 комментариев:

  1. Анонимный07.04.2009, 11:08

    а Ыгыатта и Ыныкчанский?:) или их со времен СССР переименовали?

    ОтветитьУдалить
  2. А ещё есть Ыбола и Ындин, если противник позволяет себе упорствовать с Чебоксарами :)

    ОтветитьУдалить
  3. Отличная заметка про горе-испытателей удачи) Мне кажется, такие случаи наглядно показывают разницу в углах, под которыми люди смотрят на мир) Как те мудрецы и слон)
    Ну и для них не очевидно, что попытка провальная)

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный07.04.2009, 15:30

    Ну, "вдруг повезет" - вполне логичная категория.

    Только надо делать так, чтобы _могло_ повезти. Купить лотерейный билет. И подстраховываться на случай, если не повезет. И прикидывать шансы и затраты на проверку удачи. Одно дело - если попытка ничего не стоит. Другое - если на нее надо убить день своей единственной и неповторимой жизни.

    P.S. Не могу не процитировать бородатый анекдот:
    Один очень набожный еврей всю жизнь молился Богу, соблюдал все заповеди и был очень уважаемым человеком. Но была у него мечта - он очень хотел выиграть в лотерею.
    Каждый день он исправно возносил молитву с этой просьбой - "Боже, Ты знаешь, как я верен Тебе, как я все делаю по заповедям Твоим - Боже, дай мне шанс!"
    И вот однажды, когда он очередной раз обратился к Богу, разверзлись небеса и громовой голос сказал:
    - Абрам! Ну дай же мне хоть один шанс - купи хотя бы один лотерейный билет!

    ОтветитьУдалить
  5. aamonster, я об этом же - надо оценивать потенциальные плюсы и реальные минусы, когда принимается решение рисковать или нет.

    Если заведомо нет никаких шансов, то глупо получать все проблемы, не приобретая вообще ничего.

    Удачей можно и нужно пользоваться, когда она сама идёт в руки, можно расставлять для неё сети. Но рыбачить в пустыне - трата жизни.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный09.04.2009, 09:01

    > Ыб

    По коми-пермяцки «поле». В коми много слов, начинающихся на «ы». Но тут Карелия, тогда не знаю :)

    ОтветитьУдалить
  7. Все конечно так, и вы правы что с такими знаниями это не поиск удачи, а потеря времени. Но вот вопрос - почему вы счиатете что эти люди верят/знают, то что на самом деле они ничего и не знают?
    Иными словами, мое мнение таково, что большинство таких проб - основано, я не отличник, но я же умею решать некоторые задачи. И не важно одна за весь год, или две были им решены. Это те которые наоборот себя не топят)

    Плюс, такие экзамены - это возможность научится решать подобные задачи, "вот решу те, что были на экзамене и поступлю", обычно это иллюзия, зато как стимулирует.

    ОтветитьУдалить
  8. motorocker, вроде они везде расселились вокруг Урала, поэтому вполне могло название произойти от "поля" :)

    Ilya, есть такой момент, что они плохо понимают уровень своего незнания, теряя силы на пустые надежды :( А потом говорят, что "экзаменаторы злые, поэтому завалили" или "мне не очень повезло". Или начинают сочинять про то, что "надо было взятку дать, а иначе никого не берут"... Часто же бывает, что достаточно просто решить несложные задачи.

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный04.01.2010, 10:47

    Зашёл по ссылке из сегодняшней записи и не удержусь: искатели искателями, но с олимпиадами (уровня районных - на городе и выше уже всё-таки синусы не сокращают, верно?) очень часто бывает, что просто учитель в принудительном порядке гонит ("Иди на олимпиаду, а то не поставлю [3,4,5 - нужное подчеркнуть]"). Т.е. ученик такой сам бы в жизни не пошёл на ту олимпиаду, ибо ему весь предмет сугубо до лампочки, но учитель из своих соображений (видимо, количество "олимпиадников" как-то учитывается для аттестаций и/или отчётов по внеклассной работе) гонит чуть ли не весь класс. Сам такое кучу раз видел.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный11.02.2010, 08:54

    Удача... она или есть, или ее нет! Кстати,тому бестолковому малому вполне могло повезти: перепутали бы экзаменационные листы.Его и отличника.И получите "везунчика"!

    ОтветитьУдалить