17 янв. 2012 г.

Требовать свое

Не повторяйте, что школу нужно облегчать.
Учиться должно быть трудно — только тогда
это будет полезно и может стать радостно.

Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов написал очередную статью об образовании. Мне кажется, с ней стоит ознакомиться каждому, кто растит или планирует растить детей в России.

Приведу несколько цитат.

Начинает автор довольно мрачно. Сначала о последовательности и профессионализме чиновников: «... Этих людей не гонят не потому, что у нас вообще мало кого гонят. Будучи некомпетентны в образовании, они владеют иными, самыми востребованными компетенциями. Они умеют, презрев содержательную сторону любого вопроса (тем легче, чем меньше в ней понимают), сосредоточиться на его даже не экономическом, а бухгалтерском аспекте».

Потом объясняет, почему элиту эта проблема мало задевает: «... поскольку дети Серьёзных Людей всё больше будут обучаться вне России, то нет причины особенно стараться. И то (сравнительно небольшое) количество взаправду образованных спецов, что всё-таки потребуется на этой территории, проще также обучить за границей».

Далее вспоминает о похожем и тоже очень важном пласте проблем: «... Стоит подчеркнуть: ничего уникального наш беглый анализ не обнаружил. Так, обернувшись на реформу здравоохранения, мы увидим всё то же самое: и отсутствие системности, и примат бухгалтерии, и беспардонное верховенство чиновника. И то же яростное нежелание слушать кого-либо, кроме самих себя. Вспомните: весной на Форуме медработников доктор Рошаль посмел — в присутствии самого премьера! — высказать несколько критических замечаний: что, мол, хорошо бы наконец обсудить концепцию развития здравоохранения; что не всё, мол, в порядке с врачебными кадрами и проч. Так заслуженного доктора чуть не сожрали («Да кто он такой, этот Рошаль! Да как он смеет! Да по чьему заказу, да на чью мельницу?») — и сожрали бы, кабы не чуть снисходительное заступничество Путина».

Но не всё так плохо. Цитата: «Сейчас в России, по дружным оценкам самых разных людей, от 10 до 15 процентов школ, где детей действительно учат. Дети там не только сдают какие угодно Минобру тесты, но и взаправду получают знания». Понятно, что этого мало. Но хорошо хоть остались такие места, в которых «хранится знание о том, как надо». Наша задача поддержать такие школы и те, которые к ним стараются тянуться. Тогда может их станет не 10-15, а уже 15-20 процентов.

Александр приводит несколько примеров успешного противодействия опасным инициативам, чтобы подтвердить сомневающимся, что влиять на построение системы образования можно. А раз так, то надо
1) точнее определиться, чего же мы (общество) хотим,
2) влиять не только в запредельных случаях, но и пресекать обычные глупости.

Надеюсь, вы уже прочитали или захотите прочитать статью целиком.

И немножко от себя о слаженной деятельности министерства образования и науки: в прошлом году довелось мне наблюдать очень грустную картину — в институте нашлись ставки только для трети молодых кандидатов наук, поэтому две трети вынуждены были уехать в научные центры других стран (и это не игры со статистикой!). Поясню, чтобы не было сомнений: аспиранты три года работали в институте, разрабатывали свои темы, публиковали содержательные статьи, докладывались на научных конференциях, писали текст кандидатской диссертации, после чего успешно её защитили. Но продолжить работать в своём родном институте они не смогли, потому что последние годы у нас идёт систематическое сокращение ставок. А раз так, то трудоустроить было возможно только треть из этих молодых учёных. Зарубежные же институты не задуряются, а спокойно забирают себе наши свежие профессиональные кадры, в образование которых Россия только что вложила немалую сумму.

Но я, естественно, не критикую иностранцев, потому что в данном случае Россия сама указала на дверь большой группе молодых учёных. И не надо говорить, что эти кандидаты наук могли поискать работу в институтах других городов России. Да, могли. Но если человек уже вынужден существенно менять свою жизнь, то ему может оказаться проще поехать в Европу или Америку (хоть с жильём проблем не будет), чем переезжать в другой город России, где «всё почти такое же, как было дома, только друзья и родные далеко». Простейший способ не вытряхивать из России учёных — не трясти их.

Хорошего дня!

2 комментария:

  1. Отрадно видеть, что есть общее понимание несостоятельности и вредности того мировоззрения, которое формируется сегодняшней системой образования в России. Генерал К.П. Петров, бывший зам начальника космодрома Байконур, метко назвал это ложное мировоззрение, которое навязывается обществу с определенной целью (что и как делается в этой, чрезвычайно важной для всего общества, сфере просто не может быть случайным) импотентным калейдоскопическим мировоззрением: мир случаен и не пытайся даже связать несвязуемые вещи (масло подорожало; доллар упал; СССР распался; законы природы на фундаментальном квантовом уровне имеют случайный характер). Генерал также знает какое мировоззрение является плодотворным. Он называет такое мировоззрение мозаическим: в мире все взаимосвязано; все, что происходит в этом мире, имеет определенную причину; мир не случаен и он, в принципе, поддается познанию (Сидоров поднял цены на подсолнечное масло, МВФ и МБ решили снизить ставку доллара; СССР был расчленен согласно Гарвардскому проекту; принцип неопределенности Гейзенберга - это всего лишь эпистемологический принцип, а не онтологический).

    Но не надо думать, что ситуация с образованием в Америке лучше, чем в России. В чисто техническом плане оно может быть и лучше, но характер мирровоззрения, которое формируется Американским образованием тот же: люди внизу должны знать что необходимо для эффективного исполнения своих функций - не более того. Эту мысль наиболее выпукло выразил популярный Американский сатирик George Carlin (ныне покойный - он слишком много знал): Американская Мечта

    ОтветитьУдалить
  2. Если связка в предыдущем комменте не работает, жмите здесь Американская Мечта (https://www.youtube.com/watch?v=acLW1vFO-2Q)

    ОтветитьУдалить