Давным-давно учитель физики отщипнул немного времени на уроке, чтобы попытаться объяснить, почему мало учиться на тройки. В то время было очень распространено ощущение, что если не напрягаться, если учиться спустя рукава, то можно сэкономить сколько-то сил и времени, но ничего не потерять. Естественно, хорошего преподавателя такое отношение к учёбе не устраивало, поэтому он рассказал, как его хороший друг участвовал в разборе пожара в студенческом общежитии:
Во-первых, пострадавшие - троечники. Хоть они ещё и студенты, но уже утеряли элементарное знание о том, что кислород очень даже способствует горению. Поэтому, как утверждали очевидцы, студенты общежития первым делом начали разбивать окна. Именно из-за этого огонь быстро распространился по всему зданию. А надо было поступать противоположным образом: плотно закрывать окна и двери, чтобы огонь получал как можно меньше кислорода. А дышать надо было прижавшись к полу, а не высунувшись в окошко.
Во-вторых, в пожарной инспекции тоже были троечники. За год до пожара проводились противопожарные учения, ради которых в здании была отключена система автоматического пожаротушения (установили заглушки, чтобы зря не расходовать пенообразователь). Когда инспекторы убедились, что студенты могут быстро выбежать из здания по сигналу, а автоматика надёжно сработала, то так обрадовались, что забыли убрать эти заглушки. Поэтому, когда начался пожар, тушить было нечем, хотя автоматическая система и включилась. А ведь такие вопросы должны проверять несколько независимых и ответственных людей, а не один забывчивый. Что он там вообще делал?
В-третьих, электрик тоже троечник. Увы, этот эмоциональный рассказ о разгильдяйстве был так давно, что я не смог вспомнить, что именно не так сделал электрик. Скорее всего, у меня тогда не хватало понимания электричества, чтобы осознать суть его ошибки. Но запомнилось мне, что комиссия, разбиравшая причины пожара, нашла существенное безразличие к безопасности и с его стороны. Возгорание началось именно из-за его ошибки.
Кстати, это всё вовсе не означает, что учителя не должны ставить детям плохие оценки. Тройки и двойки ставить не просто можно, но иногда обязательно надо. Речь о противоположной стороне: ученику хорошо бы чувствовать отвращение к разгильдяйству, так как часто оно приводит к госпитализации или похоронам.
Дело не в том, чтобы выпрашивать оценки, а во внутренней дисциплине, которая из прилежной учёбы должна перерасти в качественную работу. Редкому человеку пригодятся все знания из школьного курса, например, химии. Но развитый мозг (цепкая память, быстрое мышление, способность применять только что полученные знания), сложившийся в результате обучения, пригождается всегда. Да и воспоминание о способности кислорода участвовать в процессе горения тоже может вовремя выручить.
А как ещё человек может научиться аккуратно создавать сайты банкам и авиакомпаниям, если он не смог научиться аккуратно приводить дроби к общему знаменателю, например? Теоретически, конечно, можно освоить сложное, не умея делать даже простое. Но практика говорит об обратном: надо много раз надёжно сделать простое действие, чтобы приучить голову чётко разбираться с любыми ситуациями.
Кто-то может не понимать, зачем нужны люди с дисциплинированным умом, потому что «скоро везде будет автоматика, которая не допустит аварий». Мол, надо развивать креативность, а не зубрить. Да, тупо зубрить не надо. Но надо понимать, что саму эту спасительную автоматику создают и настраивают люди. Именно по этой причине у человечества до сих пор сталкиваются поезда и самолёты, хоть в их диспетчерских пунктах всё компьютеризировано даже больше, чем можно представить.
Хорошего вам дня!
А дышать надо было прижавшись к полу, а не высунувшись в окошко.
ОтветитьУдалитьНо ведь углекислый газ, выделяющийся при горении, тяжелее воздуха, поэтому лежа на полу можно быстро отдать концы...
"Да и воспоминание о способности кислорода гореть"
ОтветитьУдалитьКислород не горит
h0rr0rr_drag0n, да, в частности, по этой причине эффективны углекислотные огнетушители.
ОтветитьУдалитьЕсли я правильно понимаю, углекислый газ, выделяющийся при горении, утягивается вверх, потому что имеет высокую температуру. А у самого пола как раз ещё есть холодный воздух с остатками кислорода - несколько вдохов сделать можно.
А лежать на полу при пожаре - последнее дело, конечно. Это никто и не предлагает.
Уважаемый аноним, спасибо за уточнени! Я поправил текст.
Хороший пост, разгильдяйство надо бить.
ОтветитьУдалитьЭто в нормальных условиях СО2 тяжелее, а в условиях пожара все это добро вместе с угарным газом (СО) поднимается вверх, т.к. оно горячее.
Ум - очень хороший инструмент, которым надо уметь пользоваться. Кроме того, ум использует базу данных - наши знания. В этой связи, если мы не умеем пользоваться умом или у нас не достаточно знаний, то в отдельных ситуациях это может привести к смерти, а по жизни наше разгильдяйство в школе/институте становится нашим недостатком, который отбирает преимущества использования ума и знаний.
Интересно- сколько троишников в правительстве....?
ОтветитьУдалитьА какая связь между тройкой в школе и разгильдяйством/неумением думать?
ОтветитьУдалитьТройки тройками. Я думаю наводнение обучения системами тестов приведет нас к плачевному результату через некоторое время.
ОтветитьУдалитьВот даже не знаю, удастся ли замотивировать людей (а тем более детей) такими примерами. Мне кажется, большинство людей считают, что если где-то что-то ужасное случается, то уж точно не с ними. А такое убеждение, в свою очередь, является причиной большинства несчастий, происходящих с людьми.
ОтветитьУдалитьВо-вторых, тут ещё и страх с паникой. Зачем ловить капли кислорода с пола, когда окно рядом - вот оно, и свежий воздух за ним. А общежитие… Да гори оно синим пламенем!
В третьих, наверняка у многих есть знакомые троечники, которые хорошо устроились и посмеиваются над бывшими отличниками. Очень сильно снижает мотивацию. Причём как раз у тех, кому эта мотивация нужна. Те, у кого есть та самая внутренняя дисциплина, будут учиться и так. А у кого нет - будут отлынивать при любой возможности. Потому что так проще.
--
lw
Вот ещё что вспомнил:
ОтветитьУдалить-----
http://dirty.ru/comments/283511/
За последние годы каким-то удивительным образом нас приучили верить всему, что говорят или пишут в СМИ. Сказали: Эпидемия! — "Ой, у нас эпидемия! Сказали: "Завтра конец света" — "Ужас! Завтра конец света"! Всюду астрологи, экстрасенсы, гадалки — все, что каких–то 10 лет назад считалось ерундой, сейчас — разве что не официально признанное мнение. Как это произошло? Как случилось, что даже не научное, а просто нормальное, взвешенное отношение к миру, который нас окружает, стало немодным и удивительно редким?
-----
И проблема здесь как раз… в привычке не думать!
То есть, когда ученик сидит на уроке химии, он прекрасно знает, что для горения требуется кислород; на математике он без проблем решает уравнения с дробями. Потому что его как раз недавно этому научили, и он знает, что здесь и сейчас нужно применить именно эти свежеприобретённые знания. А за пределами школы ученику эти дроби с кислородом нафиг не нужны: вся математика ограничивается расчётом сдачи в магазине, а процесс горения и так понятен, чего тут думать… Вот и появляется у него ощущение, что учить дроби нужно лишь для того, чтобы сделать домашнее задание по этим самым дробям. И забыть.
--
lw
ППКС.
ОтветитьУдалитьС каждым годом осознание этой истины удручает все больше, как и того, что среди тех, кто определяет движение общества, таких людей все меньше и меньше. А проявляется процесс везде - и в жизни, а на работе, и т.д.
Желаю вот тем умным, но неустроенным по сравнению с троечниками, больше внутренней уверенности, что делают они полезные вещи и правильно, тем самым возможно спасая чьи-то жизни, а это не купишь ни за какие деньги и насмешки.
Хорошая статья. Надо всегда думать.
ОтветитьУдалитьТолько ведь и учителя последнее время сильно изменились (не все конечно, больше молодые уже не с тем уровнем образования, чтоб других учить), сами не сильно думают.
Как-то мне один преподаватель говорит, мол какую оценку поставить хорошую или плохую (не двойку). А я ему и говорю ставьте плохую. Не потому, что я так себя оценил, а просто смысла в этой оценке нет! Она уже ничего не отражает, по крайней мере у того преподавателя. Так, для отчетности токо.
От ошибок никто не застрахован. Учусь на отлично, но иногда делаю ошибки типа -(-1)= -1. Почему так? Ведь я чётко знаю правильное решение, но обнаруживаю ошибку, только при повторной проверке.
ОтветитьУдалить_____
Меня всегда интересовал вопрос : а как делают свою работу люди, которые заплатили за сдачу экзамена или купили диплом. О чём рассказывает такой преподаватель на уроке истории, как такой врач ставит диагноз, ... и тд.
Пост хороший, вот только пример с троишниками не уместен, что ли. Ведь пожар - это паника. А тут и любой отличник растеряется. Все зависит от человека, а не от его оценок в школе.
ОтветитьУдалитьСпорные выводы, на самом деле. Кажется, что преподаватель просто подогнал факты под свою теорию.
ОтветитьУдалитьКак выше сказали - поведение студентов вполне может объясняться не незнанием, а паникой. Можно иметь блестящие знания, но не суметь применить их на практике.
Теперь с пожарниками (и видимо электриком). Тут есть незнание. Едва ли, скорее халатность.
Какая связь между троечником и халатностью? Ну видимо тут логическая связка такая. Троечник он потому, что учится спустя рукава, а значит и работать будет так же.
Но обязательно ли это так? Нет.
Допустим студент учит профильные предметы на 5, а вот на непрофильные уделяет ровно столько, что бы сдавать их на 3 и не вылететь из института, зато в освободившееся время занимется самообразованием по профилю, исследованиями, а на старших курсах подрабатывает по специальности и в итоге по выходу из института уже имеет и более глубокие знания по своей специальности, чем другие и умение их применять. Но де-юро он троечник.
P.S. Хотя, возможно, при пожаре ему и помогло бы более глубокое изучение непрофильного БЖД, но далеко не факт.
P.P.S. Опять комментарий удалось к Вам отправить далеко не с первого раза. Хорошо хоть скопировал в буфер обмена в этот раз, а то несколько комментариев раньше так и пропали, а по второму разу их набирать было не охота. :(
псевдологика.
ОтветитьУдалитьЯ уверен что большинство этих троечников было гетеросексуалами - так что же теперь… :) утрирование, но для того что бы выделить логическую ошибку вашего учителя по физике, которая не настолько груба как это преувеличение.
Это я к тому что, если подавляющее большинство троечников, то весьма опрометчиво считать это первопричиной.
Dmitry Kasimtsev, да, всё верно, это было не доказательство, а эмоциональная картина, способная кого-то заинтересовать.
ОтветитьУдалитьЕсли большинство сейчас троечники, то это очень даже может быть причиной множества остальных проблем :(
LisandreL, жаль, что у Вас проблемы с добавлением комментариев, потому что у Вас очень интересное мнение. Спасибо, что находите в себе терпение сохранять текст в буфер обмена перед отправкой!
Ваш пример про троечника, который является большим специалистом в своей области, конечно, корректен. Но можно ли сказать что-то подобное о большинстве троечников?
Alex Tc, подозреваю, что люди, заплатившие за диплом, не идут в преподаватели истории. Но опасения по поводу других специальностей имею :(
Кирюшик, прямой связи в обе стороны между тройками и разгильдяйством нет. В самом деле, можно быть очень собранным человеком, но по идейным соображениям получать тройки (выделяя мало времени на неинтересные предметы, например).
Но вот в обратную сторону всё работает: если разгильдяй, если нет прилежания, то выше тройки получить не должен (а ниже нельзя поставить).
«Чтобы быть богатым и счастливым – не ходи в школу», Владимир Спиваковский, преуспевающий предприниматель, который, по приводимым в его книге словам, очень неважно учился и которого, по его собственному признанию, считали в классе едва ли не «шутом».
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что проблема не только в троечниках, но и в том, что зачастую люди получив специальность идут работать вообще в другую область, в которой они специализированных знаний вообще не имеют.
ОтветитьУдалитьНо можно ли сказать что-то подобное о большинстве троечников?Многие мои одногруппники на старших курсах пошли работать. С материальной стороны зарплата полностью покрывала потерянную стипендию + практические навыки, правда утвержать, что все они усвоили специализированные предметы старших курсов в таком же объёме, как если бы не работали - не возьмусь.
«Но вот в обратную сторону всё работает: если разгильдяй, если нет прилежания, то выше тройки получить не должен (а ниже нельзя поставить)»Взятки, блат... sad but true.
Что до количество троечников сейчас...
Ну, так сейчас в ВУЗы поступают дети девяностых.
И их банально мало. А число мест в ВУЗах не уменьшают (не разгонять же преподавательский состав). Вот и получается, что (при той же средней одарённости) те троечники, которые в былые годы в институт бы не поступили, сейчас там учатся.
RUSSUR28483, в предпринимательстве вполне можно быть успешным благодаря интуиции, деловой хватке, харизме, раскованности (не случайно же он был шутом). То же в какой-то степени относится к творческим специальностям. Но хотели бы вы, что бы вам операцию делал хирург, не ходивший в школу и институт, а такой же архитектор проектировал ваш дом?
Илья, спасибо Вам за мотивирующий пост!
ОтветитьУдалитьRUSSUR28483, выше уже обсудили:
ОтветитьУдалитьналичие троек не является индикатором разгильдяйства,
но разгильдяйство приводит к тройкам.
naden-ko, спасибо за тёплые слова :)
Да правильный подход, но если не было воспитания хорошего в аккуратности и дисциплине сложно как то развиваться дальше
ОтветитьУдалить