Добрый день!
В рамках стратегии «выдели маленькую долю своего времени на освоение вещей, которые не пробовал, чтобы не закостенеть в малюсеньком только тебе интересном мирке», я протестировал сервис вопросов и ответов от Google. Это большая и достаточно удобная система, которая позволяет легко задавать вопросы, отвечать на них, искать похожие, не забывая при этом поощрять активных участников.
Но качество вопросов угнетает безмерно. У меня сложилось впечатление, что большинство участников не понимают разницы между вопросом и набором букв. По этой причине на очень многие «вопросы» ответить невозможно (что не мешает авторам задавать их повторно). Кучу вопросов навалили троечники:
- спрашивают значения слов, которые подробно описаны в википедии,
- просят помочь решить линейное (!) уравнение,
- пересказывают задачку своими словами, потеряв важную часть условия.
Очень многие не понимают смысл своего же вопроса, поэтому не способны отличить правильный ответ на него от наукоподобной болтовни (кстати, как с IQ-тестами). А ведь это важно! Не только учителям нужно уметь проверять правильность решения, но и ученикам. Ведь первый проверяющий - это сам автор решения (если по уму всё делать).
Короче, отсутствие фильтрации по сообразительности приводит к тому, что доля хороших вопросов в системе очень низка. Это, естественно, отвращает многих умных людей, способных ответить на настоящие вопросы. А из-за этого уже и спрашивать там что-то не хочется.
Есть ли выход? Я думаю, специализированные тематические ресурсы тут должны помочь. Например, система «AskDev - вопросы и ответы IT-специалистов» (да, это русский клон StackOverflow) не должна привлекать толпы школьников, потому что один взгляд на вопросы, перечисленные на главной странице, повергает их в сон или уныние. То есть, мы имеем систему, автоматически фильтрующую большую часть неквалифицированных авторов вопросов и ответов. И это правильно: лучше мало, но хорошо, чем много, но неприемлемо. Поэтому профессионалам становится легче найти друг друга, чтобы поделиться своим опытом и мастерством.
А вы пользуетесь подобными системами вопросов и ответов?
P.S.
Это трёхсотая заметка на блоге, поэтому я воспользуюсь правом юбиляра произнести следующую мысль: за последний месяц в яндекс-рейтинге блог «Привычка не думать» улетел со 153-го места уже на 326-ое. Если это у вас тоже вызывает лёгкий дискомфорт и вы можете поставить ссылку со своего блога или дневника на понравившуюся заметку, то, пожалуйста, сделайте это. Было бы интересно понять, что получится. И мне было бы приятно :)
Илья, вы описались - юбиляр :)
ОтветитьУдалитьАлексей, спасибо!
ОтветитьУдалитьУже вроде везде встроены средства проверки орфографии, но проскакивают опечатки :(
> толпы школьников, потому что один взгляд на вопросы, перечисленные на главной странице, повергает их в сон или уныние
ОтветитьУдалитьИлья, да вы меня шокируете :) Не ожидал от вас такого стереотипного отношения к школоле. Впрочим, поддерживаю. ;)
Илья, как мне казалось, вы стараетесь учить людей думать и применять логику. Но в данном посте есть некоторое противоречие тому, что вы сами пропагандируете:
ОтветитьУдалить"Например, система «ххх» не должна привлекать толпы школьников, потому что один взгляд на вопросы, перечисленные на главной странице, повергает их в сон или уныние. То есть, мы имеем систему, автоматически фильтрующую большую часть неквалифицированных авторов вопросов и ответов. И это правильно: лучше мало, но хорошо, чем много, но неприемлемо. Поэтому профессионалам становится легче найти друг друга, чтобы поделиться своим опытом и мастерством."
Ничего этого мы не имеем. Сама система не защищена от откровенно дурацких вопросов (которых в принципе и там и на SO полно, по крайней мере с точки зрения программиста) и от откровенно глупых ответов (которые тоже думаю присутствуют на рекламируемой системе, т.к. на том же SO их много). Она ничего не фильтрует и не защищает от ошибок. Более того - система пропагандирует идею использования заемного знания - быстро получив ответ на любой вопрос - кодер не полезет в документацию и не разберется в сути вопроса. Это точно также как с вашими головоломками - сразу опубликовать ответ в первом комментарии - нет ни прогресса ни удовольствия.
Лично я не встречал еще ни одной экспертной системы (не рейтинга фоток на одноглазниках, а именно вменяемой системы экспертных знаний), которая что-то могла бы фильтровать на основе обезличенных рейтингов +1\-1. Они всегда подвержены проблемам:
-мэйнстриму ответов - когда ответы даются не продуманные, а мэйнстримовые, т.е. популярные\распространенные ( и от этого они становятся более популярны и получается положительная обратная связь для распространения некачественных ответов.
-репутационным атакам - когда репутация дает какие-либо преимущества - многие пытаются получить репутацию обходными\обманными путями, а не заработать способом, предложенным администрацией.
В обоих случаях возникает очевидное замусоривание информации - экспертными ответами становятся не те, что реально экспертные а те, автор которых преуспел в обмане системы или штампует очевидные ответы быстрее других.
В общем в реальности нету никакой фильтрующей системы или системы помогающей искать профессионалов, а есть очередной клон очередной социальной сети (правда довольно популярной, ориентированной на программистов).
Кстати сами задайтесь вопросом - сайт якобы отбирает профессионалов в чем? В постоянной тусовке на сайте соцсети ? Да, авторитет таких профи даже не подвергается сомнению..
Или же это проплаченный\заказной пост от AskDev.ru, т.к. вы не первый уже джинсуете на эту тему в последнее время. Тогда уж напишите - попросили прорекламировать ресурс - так будет честнее по отношению к читателям.
На тему рейтингов блогов - статья Анны Вражиной.
ОтветитьУдалитьhttp://www.lenta.ru/columns/2010/03/19/blogs/
homakov, какие стереотипы? Есть проблема траты времени на людей, которые даже не стараются, но при этом просят, чтобы им помогли. Это раздражает.
ОтветитьУдалитьЩербак Алексей, спасибо за такой подробный ответ! Всё верно, система не защищена от откровенно дурацких вопросов. Но она не привлекает толпы беспечных людей, которым нечего делать. Слабые вопросы и ответы будут, автоматика точно не сможет всё отфильтровать. Но пока мусор там не в диких масштабах, что радует.
Я не пишу и не собираюсь писать за деньги, хоть и регулярно получаю такие предложения. Но я иногда рекомендую то, что мне кажется правильным. Ещё раз благодарю за дельные мысли.
Сергей, спасибо за ссылку.
Да, сам рейтинг имеет низкое качество (мы даже недавно это обсуждали), но это не помешало мне заметить такой сильный провал в нём за месяц :)
VolleR, пожалуйста, лучше указывайте на мои опечатки. Я их тогда исправлю. Пока же Ваше заявление выглядит агрессивно, но не очень конкретно.
помнится, некоторое время назад случайным образом вышел через поиск на один и тот же вопрос заданный на этом сервисе от гугла и аналогином на меил ру. во втромо случае ситуация была гораздо печальнее и по части бредовости ответов и изза откровенных ошибок(причем даже несущих вред). кажется подобное повторялось еще пару раз. это конечно слишком мало чтобы сделать какойто вывод но на мой взгляд вполне закономерно :) согласен с абзацем про заемное знание озвученным выше. в последнее время очень удручает ситуация когда человек не желая ни в чем разбираться лезет в интернет и требует решения от других сам не зная что ему надо
ОтветитьУдалить> автоматически фильтрующую большую часть неквалифицированных авторов
ОтветитьУдалитьТ.е начинающие у нас изгои и не имеют права спросить вопрос, и нужно разделять всех на два лагеря? Я не начинающий, но думаю что для некоторых мои знания будут смешными, здесь нет ровной границы и у всех бывают вопросы. Более того, человек может быть профи но не уметь выражать свои мысли и задавать вопросы полностью тупые на вид.
> Она ничего не фильтрует
Ну на сайте вопросы только по IT, это уже в какой-то мере фильтр, что радует.
> В общем в реальности нету никакой фильтрующей системы или системы помогающей искать профессионалов
Это сайт вопросов и ответов не "Найди профессионала"
> Более того - система пропагандирует идею использования заемного знания - быстро получив ответ на любой вопрос
нельзя же вшить всем программерам какой-то чип, который бы измерял время/усилия и не пускал на сайты спрашивать решение, т.е это замечание не имеет смысла т.к нерешаемо.
Как по мне, так этот сайт тот же форум(т.е место для общения), но с другим видом(UI, Look and feel).
И этот вид я считаю более удобным - такая структура не располагает людей к спорам и обсуждениям как на форумах, и не приводит к дискуссии на 20-30 страниц, где потом выловить а была ли проблема решена невозможно, потратив 30 минут на чтение.
@Анонимный: Мне кажется вам стоит перечитать как коммент, так и другие статьи на этом блоге, тогда станет понятна суть замечания.
ОтветитьУдалитьНо скорей всего вам будет лень, поэтому вкратце поясню:
Я писал не про идею или организацию AskDev, я писал про то, что Илья немного заблуждается (и вводит в заблуждение читателей), утверждая что система автоматически что-то фильтрует.
В том числе тут присутствует подмена понятия - понятие "завсегдатай системы" почему-то заменяется на "авторитетный программист", на что я и хотел указать последним вопросом.
Я нигде не упоминал что начинающие - изгои или что-то другое ( это уже вы прочитали так как хотели, в туннеле своей реальности). Но да, я утверждаю, что такая система приносит больше вреда чем пользы, особенно в крайней степени ее использования (когда вообще все вопросы пишутся на форум и ждется готовое решение). Собственно как и любой вспомогательный форум (а текущая система действительно ушла от форума не очень далеко), такая система порождает вопрос - "дать рыбу или удочку" (дать готовый ответ или научить отвечать на такие вопросы самостоятельно). Да, "рыба" бывает полезна, особенно когда есть краткосрочные проблемы или сомнения в решении. Но если давать только рыбу, то через некоторое время, "рыбовкушающие" сами начнут раздавать рыбу, причем более низкого качества. Хоть система и позволяет отсеять полезное знание от мусора путем голосования и отмечания ответов, она решает только локальную сиюминутную проблему, при этом в большинстве случаев - усугубляя глобальную.
Сами плюсы и минусы такой системы (которая есть специализированная социальная сеть) - это больше тема отдельной статьи, а не обсуждения в комментариях.
@Щербак Алексей
ОтветитьУдалитьУ всех свое мнение и видение.
Автор высказал свое мнение, вы свое и я свое, я не пытаюсь спорить, так как нет смысла.
В ваших словах есть правда, но указывая на проблемы хорошо было бы видеть то, что вы знаете и возможные пути решения.
А так, выбирать надо лучшее. Вот stackoverflow хоть и "плохая" система, но лучше других. Тут ключевой фактор - лучше. Когда появится что-то еще лучше - обязательно станет популярным, но пока еще такого нет.
А сравнить тот же askdev с другими ВИО в рунете - для программистов он сделан лучше других, лучше чем у гугла а про mail.ru лучше вообще и не упоминать. Так что, думаю у проекта есть будущее, не такое конечно как у stackoverflow, но есть.
Выбирать надо исходя из целей, чего хотите добиться... По поводу того же AskDev - его ниша мне очень непонятна. Цель - понятна, подняться на популярности SO. А ниша - ну не знаю. Толковые программисты более-менее сносно знают английский язык, так что могут общаться на том же СО, тем более присутствие экспертов на сайте - способствует общению именно там (но эксперты там появились из-за пропаганды Спольски и Этвуда, а никак не потому что эта система их отфильтровала и выбрала).
ОтветитьУдалитьТ.е. получается что те, кто не могут воспользоваться СО - идут на АскДев. Это или те кто не знает язык (с трудом представляю себе даже среднего программиста, кроме 1С, без знания языка) или те кто хочет общаться на русском. В первую категорию ИМХО попадают не очень сильные программисты, во-вторую - надменные ( которые не снисходят до языка, почему же они будут благостно снисходить до ответов ?). В общем ни первая ни вторая группа меня лично для общения не привлекает.
Да, есть еще и третья - авторы сайта и их друзья. Они могут быть экспертами и по-дружбе тусоваться на АскДев, но к сожалению долго по-дружбе никто работать не будет, а без серьезной экспертной поддержки - ИМХО ресурс выродится, также как выродились десятки форумов по продуктам Microsoft, когда сама компания открыла форумы и начала там осуществлять серьезную экспертную поддержку. Сейчас проще пойти на форумы MS и задать вопрос там, чем на всяких expert-exchange - потому что там отвечают сотрудники МС и им за это платят деньги ( а не на энтузиазме).
Не пользуюсь никакими системами для задавания вопросов. Даже форумами.
ОтветитьУдалитьP.S. Впрочем где-то раз в год-два задаю набор вопросов на специализированном форуме.
P.S.S. Предпочитаю спрашивать знакомых.
Илья, удаляйте спамерские комментарии, иначе обрастете ими! VolleR - явный спамер. Он не читал заметку и комментарии, а просто роботом отправил свой тупой наезд. У Вас в прошлых заметках тоже много спама.
ОтветитьУдалитьУважаемый аноним, спасибо, что указали на момент, который я раньше не замечал. Жаль, что ввод капчи их не останавливает :(
ОтветитьУдалитьСейчас удалю спам в недавних заметках (увы, все уже просматривать нереально).
1) Ответы что от гугла, что от мэйл.ру действительно страдают описанными проблемами, однако ответ на вопрос там можно получить (если он не очень узкоспециализированный).
ОтветитьУдалитьНеверные ответы присутствуют, но обычно и верные тоже.
Большинство вопросов прекрасно «гуглится», но это уже отдельный вопрос. Может пользователям приятнее получать ответ от живых людей.
2) Теперь по AskDev.
Я понял, что, судя по вашим словам, я - школьник (явно не в хорошем смысле этого слова), ибо вопросы меня повергают если не в сон, то уж точно в уныние:
«Пытаюсь зайти в кошелёк вебмани, выдаёт ошибку -2147467259» - да, да, вы всё правильно делаете. Тех. поддержка WebMoney именно на этом сайте.
«Доброго времени суток», «Здравствуйте! Так случилось, что», «Целый лень бьюсь», «Люди, помогите, опять торможу... Или посоветуйте литературу для чайников» - зачем весь этот словесный мусор?
Про орфографию даже заикаться не буду.
Проблему заёмных знаний выше уже описали.
Многие вопросы не такие уж сложные и прочитанных мануалов вполне хватило бы. Для многих из оставшихся хватило бы немного погуглить, а иногда и просто подумать (для программиста - это вообще полезное занятие).
По моему скромному мнению, это те же овалы, только в профиль. Те же невнятно сформулированные вопросы, те же неверные ответы, только по IT тематике (вероятно остальные удаляются).
3) Блог не веду, так что ссылку вставлять некуда.
4) «Жаль, что ввод капчи их не останавливает.»
Капча - это не только защита от ботов, но и неудобство и отпугивание для добросовесных пользователей. Раз уж задумываетесь о рейтинге - подумайте об этом.
Мне, например, иногда приходится вводить её 3-4 раза на этом сайте: иногда опечатаюсь, иногда просрочу её (так как комменты часто сравнительно длинные), иногда форма отправки может просто повиснуть.
Всё это огорчает. Заметки тут интересные, но из-за капчи всё чаще хочется перейти в read only.
4) «Сейчас удалю спам в недавних заметках (увы, все уже просматривать нереально).» - тут нет системы просмотра последних комментариев (вне зависимости от темы)?
5) сарказм «просят помочь решить линейное уравнение»
А зачем это уметь делать, если за вас это может сделать поисковик (причём не просто выдать ответ, но и показать ход решения):
http://nigma.ru/index.php?s=%287x-9%29%2B%282x-8%29%3D1
LisandreL, спасибо за такой подробный отзыв! Я пробовал отключить капчу. Увы, это совсем не вариант, потому что спам заваливает сразу :(
ОтветитьУдалитьСвежие комментарии можно получать через RSS: http://my-tribune.blogspot.com/feeds/comments/default (соответственно, легко можно сделать перенаправление на электронную почту)
Есть достойный англоязычный сервис вопросов и ответов vark.com. Вопросы можно постить самой разной тематики, они будут адресованы пользователям, которые считают себя знатоком по заданной теме. Ответ обычно получаешь довольно быстро, в течение часа. Если он не удовлетворил поискам, можно запросить еще ответы. Правда русских пользователей на ардварке не очень много, поэтому вопросы типа «Где в Челябинске оптом купить укроп?» там маловероятно получат ответ, а в остальном - очень даже полезный сервис
ОтветитьУдалить>> Многие вопросы не такие уж сложные и прочитанных мануалов вполне хватило бы
ОтветитьУдалитьЭто как - никто не хочет открыть хлебопекарню, все хотят открывать булочную. Булочки ведь пахнут лучше, выглядят эстетичнее. Но чтобы заработать бабло надо пекти хлеб.
так и там, простые вопросы это то, что люди ищут, с чем сталкиваются. И всем пофиг, что вопрос избит 100 раз. Раз уже человек пришел тусить на сайте, он будет задавать вопрос там.
Не страдайте перфекионизмом, никакая система не способна вылечить людей. Орфографию сама исправит? Уберет весь лишний шум из текста? это люди у нас такие - это мы люди эти.
Как по мне, то клон удался с технической части. А систему судить не буду, выше уже все и так много мнений. Но людей пока мало, очень.
Felegz, спасибо за ссылку. Я ещё не пробовал такой сервис.
ОтветитьУдалитьРаз уж упоминалось об поисковой системе, решающей линейные уравнения, то грех не упомянуть о WolframAlpha.
ОтветитьУдалить