-Чтобы мел не писал.
-Но зачем?
-А пусть не пишет!
-Хорошо, но зачем, чтоб не писал?
-А пусть не пишет!
Это совершенно нормально, что людям нравится ощущать свою правоту. Я думаю, это заложено в защитные механизмы, сформированные очень давно. «Если я прав, значит я всё понимаю и контролирую, значит я в безопасности» - естественный ход древней мысли. Неправому же человеку не очень комфортно: он ощущает свою малую осведомлённость, чувствует свою уязвимость - ему страшно.
Сегодня я расскажу три автомобильных истории, которые, похоже, построены на нежелании признавать свою неправоту.
На прошлой неделе я, как обычно, возвращался домой на велосипеде. Дорога знакомая, достаточно широкая, еду свои 30-35 км/ч, не создавая помех обгоняющим автомобилям (на том участке дороги ограничение скорости - 40 км/ч и запрещён обгон). Метрах в пятидесяти передо мной пересечение со второстепенной дорогой, там стоит автомобиль, выражающий своё желание повернуть налево, но встречный поток пока плотный, поэтому ему некуда выезжать. В какой-то момент у меня создаётся впечатление, что мы встретились взглядами с водителем выезжающего автомобиля - я разгледел напряжённое выражение лица и шевеление губ (он что-то произносил, хотя пассажиров в салоне не было). И вдруг он неожиданно разгоняет свой красный автомобиль прямо во встречный поток. Визг тормозов, одна из машин, стараясь уйти от столкновения, заезжает на тротуар (благо, там никого не было в тот момент), остальные имеют возможность экстренно остановиться. К счастью, никто не пострадал. Водитель красного автомобиля тут же уехал, остальные после небольшой паузы тоже продолжили движение.
В другой раз было весьма похоже - автобус стоял на остановке, а слева от него шёл плотный поток машин (скорость была около 40-50 км/ч, так как перед этим был медленный поворот, я же разогнался до 25-30). Формально водители обязаны выпустить автобус из остановочного кармана, так как он включил сигнал поворота. Но поток машин шёл непрерывный, поэтому я тоже решил проехать (всё равно автобусу придётся стоять, пока не образуется достаточного окна). Дальше произошло совершенно неожиданное - как только я подъехал близко к автобусу, он дёрнулся в едущий слева от него поток машин. Благо, у всех хватило реакции: автомобили, двигающиеся слева от автобуса, резко сместились влево, а водители встречного направления мгновенно дали им место, влетев колёсами своих машин в бордюры. Это были очень опасные манёвры, но никто не пострадал.
Возможно, я преувеличиваю желание некоторых водителей показать своё главенство на дороге (выглядело всё так, как будто их главная цель - не пропустить велосипедиста перед собой). Чем-то другим столь опасные действия автомобилистов тоже объяснить можно: водитель красного автомобиля из первого примера мог безумно спешить (и говорить в момент выезда по телефонной гарнитуре с человеком, который его торопит), а водитель автобуса мог просто не заметить множество автомобилей, которые он чуть не снёс...
Можно находить разные объяснения. Но мне кажется, что версия с позицией «докажу, что он ошибается» имеет право на существование. Впрочем, давайте рассмотрим исключительно автомобильное ДТП, в котором всё было чётко замерено и доказано. На «Правильном водителе» опубликован разбор ДТП, в котором грузовой автомобиль сместился в чужую полосу, спровоцировав ДТП. Тонкость в том, что водитель грузового автомобиля утверждал, что не мог предвидеть аварии, а виноват во всём водитель соседней машины, который неправильно рассчитал траекторию. Однако замеры инспекторов ГАИ показали, что виноват именно водитель грузовика.
Мораль в том, что если человек выдумал себе теорию, то он часто будет стараться поддерживать её жизнь, даже если это противоречит разуму. В первых двух случаях водители могли подумать, что «велосипедист медленный, он не успеет доехать, поэтому я его не пропущу» - а о других участниках движения не подумали вообще (потому что изначально так не любят велосипеды на дороге, что забывают обо всём). В последнем случае водитель грузовика подумал, что легковая машина не сможет проскочить, но для надёжности сместился так, чтобы она и впрямь не смогла (дабы оказаться правым в своей теории).
Велосипедистам же на дороге надо не только знать ПДД, но и постоянно ожидать различных некорректных действий (некоторые водители специально выражают своё чувство превосходства, подрезая и опасно прижимая велосипедистов к бордюрам).
Будьте осторожны и берегите себя!
Да уж, тоже часто такое вижу, я бы еще отнес это к мотоциклистам, их тоже не особо любят.
ОтветитьУдалитьP.S. Спасибо за статьи, очень интересно.
У Гранина было в подобном ключе: "стоит человеку произнести 'нет', все его самолюбие будет направлено к тому, чтобы держаться за это 'нет'"
ОтветитьУдалитьПо первому случаю - когда едешь на велосипеде надо быть готовым уступать там, где по правилам не обязан - а потому, что тебе же будет больнее. Это чисто животная психология - кто дороже, больше, сильнее(нужное подчеркнуть) тот и прав. Это правило касается не только в отношении авто - вело, но и между автомобилями. Чем больше разница в транспорте, тем сильнее выражается такое неуважение.
ОтветитьУдалитьНасчет второго случая с атобусом - все еще проще. Только подумайте, водитель автобуса весь день едет по определенному маршруту, и каждые 5 минут делает остановку. И КАЖДЫЙ раз его не хотят пропускать, стараются проскочить, так как думают что всеравно автобусу придется ждать окна. Кому угодно нервов не хватит. Вот он и поступает так - включил поворотник досчитал до десяти и поехал. Сам за себя не постоишь, никто не постоит, да и закон на его стороне - грех не воспользоваться.
Max, спасибо за тёплые слова!
ОтветитьУдалитьУважаемый аноним, благодарю за то, что напомнили эпизод из "Иду на грозу"
EvilPartisan, совершенно с Вами согласен - ехать надо именно по принципу сохранения здоровья (при этом стараясь соблюдать правила), а не рассчитывать на то, что все будут их соблюдать.
Отмечу, что в первом случае не я не пропускал красный автомобиль, а встречный поток машин плотно шёл. Во втором же случае я не разделяю Вашей позиции о том, что закон был на стороне водителя автобуса. Дело в том, что по правилам он обязан убедиться, что его пропускают, а только потом трогаться. Если бы произошло столкновение, то его бы признали виновным, поэтому он сильно рисковал. Поэтому данный способ однозначно помогает не постоять за себя, а потерять работу.
Да у нас отношения водителей и велосипедистов специфичные. Помню первый раз когда увидел велосипедиста едущего по проезжей части по кольцу, во второй полосе, дико за него испугался, и сам пробирался по пешеходным дорожкам, и ждал светофоры пешеходные.
ОтветитьУдалитьА сейчас посмотрел как с эти делом Венгрии, мост через Дунай, по средней полосе едет велосипедист, водители притормаживают аккуратно обгоняют, никто не бибикает. И это при том, что на этом мосте есть пешеходная дорожка. Я думаю, это как с пешеходами, понадобилось много времени чтобы большинство водителей стали их пропускать - эдакая мода. Будем ждать)
Я не автомобилист, но всё же придерживаюсь мнения, что велосипедистам не место на проезжей части, это так же не естественно как кататься по ней на самокате или на танке. Однородность по идее способствует безопасному передвижению всех участников.
ОтветитьУдалитьА где ж им ездить-то, если нету ни воло дорожки ни тротуара???
ОтветитьУдалитьБолее того, по правилам велосипедисту запрещено ездить по тротуару, а только по велодорожке, или крайней левой полосе.
ОтветитьУдалитьНо самое смешное, что также запрещено делать левый поворот на дороге с более чем одной плосой - тоесть нам предлагается ездить только вокруг своего квартала.
Короче велосипедисты - самые бесправные участники дорожного движения.
EvilPartisan по крайней правой...
ОтветитьУдалитьА чтобы повернуть налево, нужно на время стать пешеходом, только такой выход.
У нас отсутствует культура на дорогах, и то что в Европе само собой разумеется пропустить пешехода на переходе, или уважать велосипедистов и делить с ними проезжую часть, то у нас это единичные случаи.
Сам 3 года уже добираюсь на работу на велосипеде, через весь город, чего только не видел...
Илья, хорошая заметка, спасибо за неё! :) Тема взаимоотношений участников ДД неисчерпаема...
ОтветитьУдалитьНебольшая правка: версия с позицией «докажу, что он ошибкатеся» имеет право - в "ошибается" очепятка.
Publ, Ваша позиция понятна. Увы, других способов передвигаться по городу на велосипеде не предусмотрено - велодорожек очень мало :( И закон формально запрещает передвижение велосипедиста по тротуарам (хоть и редко наказывает за это).
ОтветитьУдалитьEvilPartisan, да, если движение очень напряжённое, то дорогу правильнее всего пересекать на провах пешехода - катить велосипед рядом. Это и безопаснее, и не провоцирует неадекватные реакции.
McDEN, есть регионы, в которых автомобилисты очень аккуратно относятся к велосипедистам. Будем надеяться, что из этих рассадников культура разнесётся по всей стране :)
Александр Поливаный, спасибо за опечатку - исправил.
Я автомобилист, я ЛЮТО ненавижу велосипедистов на дороге, не из-за них самих, случай:
ОтветитьУдалитьтрасса м/у городами, я еду никому не мешаю, на встречу обгоняя кого-то выскакивает (в мою полосу) встречный автомобиль. дабы избежать столкновения (лобовое, на 100+100кмч) виляю НЕ СИЛЬНО вправо, в сторону обочины, НЕ ВЫЕХАВ на обочину ломаю зеркало об велосипедиста ехавшего там.
Я БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА за то что я не вильнул на 5-10-15 см правее. Мне жутко до сих пор представить, что могло бы произойти...
Мы хотя бы железкой защищены, вы НИЧЕМ! Не место вам на дороге! это просто ОПАСНО! Люди же не ходят по дороге. А чё?! Ходили б в правой полосе и стояли б на светофорах... махали руками когда перестраиваются...
И ещё! Когда едете по дороге, ЕДЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА НА ВСТРЕЧУ движению! Вы так хотя бы видеть ситуацию будете! Хоть чуть чуть контроля! Не мните себя полноправными участниками движения! ПРОШУ ВАС! Ради обоюдной безопасности!!!
heXes, могу представить, что Вы пережили! Это и впрямь очень страшно. Но Ваш совет ехать по встречке очень опасен (мы это уже обсуждали). Во всяком случае, у него есть масса минусов :( А настойчиво рекомендовать такое можно только имея статистически достоверные данные о том, что по встречке ехать безопаснее.
ОтветитьУдалитьЯ понимаю, что Вы имели очень сложные переживания, но ехать по встречке очень опасно, потому что водительские привычки не заточены на быстро перемещающиеся объекты по встречной полосе (речь о всевозможные выездах с второстепенных дорог и пересечении перекрёстков). Надо всё хорошо взвесить, чтобы так менять правила.
Да, увы велосипедисты ещё не полноправные участники дорожного движения, им надо быть на порядок осторожнее, для контроля ситуации сзади пользоваться зеркалами, обязательно включать задний и передний фонарь при движении в тёмное время суток (чтобы дать шанс себя заметить). Будьте внимательными и осторожными!
По поводу встречки я имел ввиду, в продолжение рассказа, пример с трассой! А ваши доводы относятся к городу со множеством перекрестков!
ОтветитьУдалитьПрочёл комменты к посту про движение по встречке, присоединяюсь к "анониму"! Так во много раз безопаснее!
ОтветитьУдалитьНи разу не катался на велосепеде по трассе, но представляю какой поток с завехрениями идёт после фуры проезжающей мимо на 100кмч... К этому нужно быть готовым...
heXes, по трассам вообще лучше не ездить на велосипеде - там скорости машин и велосипедов очень отличаются. В городе разница всего в полтора раза (а если хорошо продумать маршрут, то на многих участках ещё меньше). А а на трассе автомобили летают так, что врагу не пожелаешь ехать по оживлённой трассе (я предпочитаю второстепенные дороги, где машины велосипедиста обгоняют реже раза в минуту).
ОтветитьУдалитьА с анонимом в той заметке я тоже согласен. Удачи на дороге! :)
"Если человек выдумал себе теорию, то он часто будет стараться поддерживать её жизнь, даже если это противоречит разуму"
ОтветитьУдалитьЧем, в общем, "страдает" и автор ;), приписывая этим ситуациям на дороге именно ненавистью к велосипедистам. Вот и ещё одно подтверждение.
Эти ситуации можно ведь объяснить по-разному. Допустим в первом случае он просто решил обнаглеть и влезть: "Надоело стоять, а тем более там велосипедист, значит едет медленнее, значит успею проехать". А во втором EvilPartisan уже писал: "считаю до 10 и влезаю".
Со стороны водителя мне велосипедисты абсолютно не мешают, хотя, возможно, это только потому что у нас в Киеве их поменьше или потому что я редко езжу в крайней правой, обычно по широким дорогам езжу.
Единственное что напрягает - ночью в зеркало их действительно плохо видно и нужно постоянно следить где он там чтобы не вильнуть вправо когда не нужно.
BuHTuK, вопросов нет - конечно, я тоже склонен отстаивать истинность тех теорий, которые выдумал. Но иногда успеваю поймать себя на этом. Ваше возражение имело бы смысл, если бы я прямо не написал, что это лишь теория. В заметке есть конкретные слова, показывающие это: "Можно находить разные объяснения. Но мне кажется, что версия с позицией «докажу, что он ошибается» имеет право на существование" :)
ОтветитьУдалитьЯ вот за рулем недавно (4 месяца), до этого всякий разный опыт был на разном транспорте, проблем с самим вождением нет. Как и с самомнением впрочем.
ОтветитьУдалитьЕдинственное правило на дороге - будь умным. Умный человек всегда пропустит пешехода/велосипедиста, всегда постарается выпустить автобус из кармана, всегда будет стараться держаться подальше от подозрительных ситуаций. Ну и пресловутое правило трех Д никто не отменял.
Есть, кстати, другой аспект приведенных Вами примеров. В большинстве своем водители - вполне адекватные участники дорожных отношений, а вот такие вот из ряда вон выходящие случаи наоброт помогают им всегда быть начеку.
Что касается доказательства всем остальным своего преимущества - пусть доказывают, лишь бы другим не мешали.
Уважаемый аноним, побольше бы таких водителей! :)
ОтветитьУдалитьВелосипедисты и водители - враги в большинстве случаев.
ОтветитьУдалитьКогда я ездил на работу на велосипеде, я старался держаться правой стороны, а по возможности вообще ехал на тротуаре. Водители совсем игнорировали меня, хотя очень сложно не заметить большой двухподвес с человеком в шлеме и огнями. Как то еду я по правой, слева машина без поворотника резко перемещается на меня и паркуется. Только умения прыгать на бортики спасло меня от трагедии.
Сейчас преимущественно передвигаюсь на автомобиле, и теперь меня жутко бесят велосипедисты, которые маневрируют между машин в плотном потоке. Они не смотрят на поворотники и едут непредсказуемо. К тем, кто едет по прямой траектории в правом ряду - претензий нет.
heXes, что-то какая-то нестыковка в вашем рассказе. Вы говорите, что ехали по трассе, следовательно ехали быстрее велосопедиста, смещаясь к обочине вы ударили его сзади зеркалом, тут как раз ваша вина, раз вы не видели его, догоняя его сзади. Ночью еще ладно, но днем то его заметить вы должны были.
ОтветитьУдалитьМихаил, я тоже ненавижу невменяемых автомобилистов, когда еду на веле. И ненавижу невменяемых велосипедеров, когда еду на машине. Короче, ненавижу невменяемх!
ОтветитьУдалитьПо поводу автобуса - мне кажется Вы сами же страдаете описанной в заметке болезнью. Вы же сами не пропустили автобус, мигающий поворотником. Видели, что мигает, знали, что нужно пропустить, но решили, что Вы успеете. То есть решили что автобус пропустит Вас, так как забоится возможного ДТП. То бишь, как раз (может подсознательно) решили что вы "самее" на дороге...
ОтветитьУдалитьПо поводу виновности в ДТП - он подал сигнал и начал маневр, Вы обязаны были его пропустить, но не пропустили. Вы говорите, что он должен был убедится, что его пропускают... По такой логике когда я еду на зеленый свет светофора, и вбок мне въезжает машина, это не он проехал на красный, а я не убедился, что меня не пропускают... Так что виноватым в этом ДТП по правилам водитель автобуса бы не был. Если только по понятиям "он же видел, что я еду". Ну и с учетом того, что вред для автобуса был бы минимальным. увольнение ему не грозила даже если бы какой-нибудь злостный ГАИшник дал бы ему "обоюдку".
PS: Сам не святой за рулем. Блог Ваш нравится.
(автор предыдущего комментария)
ОтветитьУдалитьИзвините, почему-то показалось, что Вы были за рулем (не заметил велосипеда на картинке). Первую часть комментария можно не читать, это не Вам :)
Да, всё верно - я был на велосепеде в полной готовности пропустить автобус (что и сделал, когда он попытался снести легковую машину).
ОтветитьУдалитьА пункт правил о том, что водитель, имеющий право проехать, всегда должен убедиться в том, что его пропускают никто пока не отменял. Но я понимаю, что есть разница между законом и тем, как этот закон исполняется :)
Если применять этот пункт везде и всегда, то невиновными в ДТП за редким исключением будут только машины, припаркованные по правилам и находящиеся в этот момент без водителя :)
ОтветитьУдалитьУважаемый аноним, не совсем так. Если водитель нарушил правила, то это не делает его виновным в ДТП автоматически.
ОтветитьУдалитьИ автобус (которого были обязаны пропустить), и автомобиль из первого примера (который обязан был дождаться), провоцировали очень опасное ДТП.
А автомобили, не пропустившие автобус, нарушали ПДД, не производя действий, которые прямым образом ведут к ДТП. Они тоже виноваты, но в другом. Рекомендую по этой теме почитать о применении закона о самообороне: добивать напавшего просто так нельзя, даже если он перед этим сам пытался убить, так как самооборона - это не право мстить. Так и здесь: запрещено специально врезаться в того, кто нарушил ПДД (нет такой статьи, что это можно, поэтому за такое действие наказывают).