20 февр. 2014 г.

Записи опытов и способы увлечь наукой

Здравствуйте.

Несколько лет назад я рассказывал, какие бывают способы улучшить климат в квартире, а недавно автор познавательных технических обзоров Артамонов Олег интересно рассказал о том, как он решает эту задачу. Рекомендую пару его статей о том, «Какой увлажнитель выбрать?» и «Зачем увлажнитель нужен?»

А теперь к главному: последние годы всё больше людей понимают, что youtube можно использовать не только для просмотра развлекательных роликов. Многие догадываются, что можно снимать хорошие уроки на видео, чтобы заинтересовать детей наукой и даже чтобы чему-то научить. В этой заметке мы попробуем собрать коллекцию ссылок на путные ресурсы, посвящённые этому делу. Пожалуйста, оставьте комментарий со своими любимыми сайтами!

Приведу пример из математики, который мне попался только что (конечно, это не столько популяризаторский ролик, сколько демонстрация забавного популяризаторского устройства): «Генератор простых чисел».

А что ещё мы знаем хорошего о попытках дистанционного обучения на русском языке? У меня есть такой список:

- Огромный lektorium.tv — это первое, что пришло в голову. Что значит огромный? На странице со списком лекторов перечислено около тысячи фамилий! Работа проделана огромная, найти можно многое, темы есть самые разные, классификатор удобный, взрослому человеку оторваться трудно, но ребёнка проект едва ли увлечёт, к сожалению.

- У «Научной России» опубликовано мало лекций, причём у меня сложилось впечатление, что все они есть на lektorium.tv. Но там неплохой поток интересных новостей! Некоторые вещи на сайте не очень удобны: отсутствует сортировка по алфавиту в списке рубрик (несколько раз мозг терялся, когда надо было быстро найти, например, «математику»), рядом с тэгом не указано количество элементов, имеющих этот же тэг (это мешает быстро искать материалы по близким темам, так как приходится тратить время на просмотр списков из той единственной статьи, которую я и так уже прочитал). Учиться здесь не получится, но расширить кругозор можно — старшие школьники могут заинтересоваться и подписаться.

- На «Элементах» всегда есть, что прочитать и посмотреть. Например, раздел видеотека содержит много интересных и качественных материалов для школьников. Весьма полезен раздел «Лекции и мастер-классы для учителей» (кстати, такие ролики иногда оказываются детям даже более интересными, чем специально для них приготовленные «завлекалочки»; школьник, задумавшийся о том, как правильнее его учить — это здорово!). Сам сайт очень большой и разноплановый, поэтому приличному школьнику его стоит регулярно посещать.

- Сайт «Простая наука» попадался мне несколько раз, с завлечением детей там дела обстоят неплохо, но я не увидел, «что дальше?» (т.е. что смотреть ребёнку, если он заинтересовался физикой или химией?), а также не нашёл удобного способа оглядеть, что есть ещё (деление роликов на темы достаточно грубое, хорошего способа искать что-либо я не обнаружил). Кроме того, иногда опыты поставлены не очень корректно (не так плохо, как у «Разрушителей легенд», но глаз всё же режет), но это всё на мой взгляд математика.

- Сайт getaclass.ru очень маленький (пара десятков роликов), содержит материалы только по начальной физике, но кажется очень продуманным: в коротких роликах демонстрируется опыт и его объяснение, а также разбираются задачи по пройденной теме. Взрослому человеку смотреть интересно, а школьнику должно быть ещё и полезно. Задача увлечь наукой выполнена умеренно, но это компенсируется познавательностью роликов.

- Особняком стоит naukatv.ru — написано там всё заманчиво, но увидеть мне пока ничего не удалось. Телевизионный формат образовательных передач я не очень понимаю, потому что без возможности нажимать паузу и перематывать воспринимать новое знание должно быть тяжело.

- Есть ещё небольшие, но, как я понимаю, с любовью составленные подборки:
-- статья «Занимательные опыты по физике» в Первом сентября,
-- «Занимательная физика» (пять роликов и ряд текстов),
-- «Уроки волшебства» (описание ряда опытов).

Этот список можно составлять долго, рунет большой. А оценивать, что из этого хорошо, можно ещё дольше. Поэтому я прошу вас продолжить традицию заметки «Что читать?» — напишите, пожалуйста, что стоит показать ребёнку, чтобы заинтересовать его наукой. Зачем? Чтобы увлечённее учился! Ведь только так можно учиться эффективно.

Хорошего дня!

9 комментариев:

  1. Пользуясь случаем, хочу порекомендовать как один из способов увлечения школьников - лучшие заочные подготовительные курсы в ВУЗ по физике, математике и информатике для учеников 7-11 классов - ЗФТШ при МФТИ.

    Вступительное задание на сайте http://www.school.mipt.ru/
    Крайний срок записи до 1 марта.

    В своё время я закончил ЗФТШ, а потом некоторое время работатал там преподавателем, поэтому знаю систему снаружи и изнутри, и поэтому очень рекомендую.

    ОтветитьУдалить
  2. Личный пример. Кружки разнообразные для начала. Знакомство с интересными людьми ( лекции, мастер-классы, открытые уроки, репетиторство ( да-да, вполне возможно найти к.ф.-м. наук чуть дороже вчерашнего выпускника вуза).
    Но сначала - к неврологу, для исключения повышенного ВЧД, расширений желудочков ГМ и прочих препятствий для повышенной умственной нагрузки.

    ОтветитьУдалить
  3. Извиняюсь за оффтоп, но, пожалуй, лучшее, что взрослые люди могли бы сделать сегодня для будущего своих детей - это попытаться разобраться и понять сущность происходящих сейчас на Украине событий, важность которых - особенно для нас, жителей России - трудно переоценить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же медленно они говорят! Эх, не люблю видеолекции без причины.
      Я понимаю, что ради важного дела можно преодолеть любые сложности. Но всё равно хочу, чтобы рядом с подобными роликами был краткий набор тезисов (желательно, с указанием, на какую минуту перемотать, чтобы попасть на обсуждение конкретного тезиса).

      Удалить
    2. Действительно, формат этой «видеолекции без причины» довольно резко отличается от формата ставших уже привычными для нас ток шоу быстро говорящих голов - типа ток шоу Соловьева, Бабаяна, Познера и других народных просветителей. Надо говорить быстро, иначе не успеешь закончить даже первую фразу до того, как тебя перебьет еще более быстро говорящая голова.

      Для тех, у кого нет времени и терпения выслушать медленного Федорова, вот несколько выжимок в тезисной форме (disclaimer: тезисы мои, а не Федорова).

      1. Вещи не всегда выглядят так, как они есть на самом деле.
      2. Надо следить за тем, чтобы в доме не завелись вредные насекомые.
      3. А если уж они завелись, следует проводить фумигацию.

      Другими словами - эта познавательная лекция о пользе домашней гигиены.

      А для тех, кто воспринимает мысль лучше, когда она преподносится в драматической форме, предлагаю короткую выдержку из кинофильма They Live (We Sleep)

      Удалить
  4. Я просто оставлю это здесь =D
    http://habrahabr.ru/post/212997

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ссылку!
      В следующий раз лучше делайте её нажимабельной: http://habrahabr.ru/post/212997

      Удалить
    2. Анонимный04.06.2014, 15:03

      Это свойство ссылок, кнопок, картинок и др. в интернете и, шире, в электронных текстах, давно уже общепринято называется "кликабельность", и по-английски аналогично (собственно, по-английски раньше).
      Если только это не попытка пошутить (вспоминается детское словообразования у Чуковского в "от двух до пяти" ).

      Удалить