25 апр. 2013 г.

Имитация спешки на краю дороги

Добрый день.

Я люблю ходить пешком. Обычно это приятно и полезно (особенно, если выбрать маршрут, отделённый деревьями или хотя бы домами от основного потока транспорта). Но ещё я люблю ездить на велосипеде, а нередко приходится куда-нибудь выбираться на автомобиле. Поэтому на одни и те же действия мне пришлось посмотреть и из группы пешеходов, и из колонны велосипедистов, и из-за руля машины. Кстати, если кто-то из ваших друзей не планирует покупать автомобиль, но сомневается, не получить ли ему права, то посоветуйте получить их. Потому что в процессе обучения человек наконец-то посмотрит, как бывают опасны действия пешеходов, что позволит ему легко изменить собственную модель поведения на тротуаре рядом с дорогой.

А сегодняшний наш призыв звучит следующим образом — не толпитесь на краю дороги, ожидая зелёного сигнала светофора!

Часто перед регулируемым пешеходным переходом и мужчины, и женщины, и пожилые, и молодые почему-то предпочитают занять место у самой дороги. Иногда они почти сваливаются с поребрика (бывает, что другие пешеходы случайно подталкивают их, а бывает, что они сами не могут удержать равновесие). Это реально пугает и нервирует водителей, едущих на свой зелёный, так как большинство автомобилистов всё-таки не склонны калечить людей (да, они иногда неудачно управляют своими машинами, но это делается не с целью нанести травмы пешеходам, а из-за глупости).

Когда я пешеход, меня тоже раздражают такие товарищи. Потому что они не только плотно выстраиваются вдоль дороги, но ещё и тормозят секунд 5, когда зелёный сигнал светофора уже давно загорелся, а все машины остановились. Понимаете? Они вроде бы только что спешили, поэтому подошли к дороге как можно ближе, а оказалось, что они всего лишь делали вид для себя и окружающих. Они никуда не спешат, а просто бездумно действуют. Но данное моё раздражение — это слабость, с которой надо самостоятельно бороться. Реальная проблема состоит в том, что место у дороги достаточно опасно.

Посмотрите, пожалуйста, на схему справа:
- синие машины хотят повернуть налево,
- но в потоке зелёных нет достаточно большого интервала, поэтому они вынуждены ждать, пока зелёным загорится красный,
- среди зелёных же почти всегда находится человек, у которого каждый день «жена рожает», поэтому ему обязательно надо проскочить под «мигающий зелёный, две секунды назад перешедший в красный»,
- только вот первый из синих может неправильно оценить ситуацию, решив, что очередной зелёный замедляется (так как ему уже и так красный),
- поэтому синий попробует закончить манёвр (повернуть налево),
- а зелёный, пытаясь избежать столкновения, рефлекторно уйдёт чуть правее, собрав на себя пешеходов, толпящихся у дороги (причём, у него будет высокая скорость, так как он специально заранее ускорился, чтобы «проскочить на мигающий зелёный»).

Мне не повезло, аварии с такой схемой я видел два раза. Поэтому я жду своего зелёного сигнала далеко от дороги, внимательно наблюдая за потоком автомобилей (чтобы отскочить в сторону, если торопыга, пролетающий на красный, попытается избежать столкновения с поворачивающим).

Кто тут виноват? Конечно, не пешеходы!
Кто пострадал? Пешеходы.
Значит ли это, что менять своё поведение надо только водителям?

Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Мне кажется правильным работать над культурой и водителей, и пешеходов. В другой типичной автомобильной ситуации тоже гибнут пешеходы по вине автомобилистов, но и эти пешеходы вполне могут существенно повлиять на частоту подобных ДТП. Да, для этого надо привыкнуть прерывать телефонный разговор при пересечении дороги, вынимать наушники, внимательно смотреть по сторонам. Но разве эта большая плата за своё сохранённое здоровье? И разве тот факт, что автомобилиста посадят и разорят штрафами за сбитого пешехода, кого-то порадует у могилы этого самого пешехода?

Берегите себя! И объясните эту схему своим родным, которые привычно свисают с поребрика на дорогу.

11 комментариев:

  1. помоему в последних двух пунктах зеленый и синий перепутаны местами

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный25.04.2013, 10:25

    В последних двух пунктах схемы синие с зелеными перепутались.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень верно подмечено. Постоянно о том же думаю, стоя на переходе. Правда бывает действительно спешу и вперед встаю.:)

    ОтветитьУдалить
  4. Неклассическая ситуация. Обычно синие поворачивают направо, сиреневые налево. Много раз видел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всякое бывает. Но меня не покидает ощущение, что несмотря на чудовищный рост количества автомобилей на дорогах, культура среднего водителя выросла за последние 5 лет ещё сильнее.

      Удалить
  5. Да, сейчас это почему-то стало общепринято.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный01.05.2013, 22:13

    О, да.

    А есть ещё такие, что обгонят и встанут прямо перед тобой. Зеленый загорается, а они стоят. Особенно раздражает, когда с коляской стоишь - не объехать такого тормоза, а каждая секунда на счету.

    ОтветитьУдалить
  7. Кстати, про себя могу сказать, что "толплюсь", дабы избавить себя от проявлений идиосинкразии в отношении курильщиков, то ли считающих, что если они под открытым небом, то никто не почувствует запах их болезни, то ли, скорее всего, просто плюющих на остальных. Правда, помогает это далеко не всегда (мягко говоря), потому что они начинают переходить дорогу на красный свет, если видят, что автомобили тоже встали на красный.

    Есть ещё одно проявление этого же свойства. В метро. В ожидании поезда пассажиры стоят за чертой опасности, но когда перед собой они видят уже мелькающие вагоны останавливающегося состава, начинают медленно подходить вплотную к дверям. Не совсем понятно, зачем. Сделать один шаг — меньше секунды.

    Возможно, всё дело в том, что в этот самый момент (в случае и с переходом, и с метро) появляется дополнительная энергия, как и всегда при "ну вот же, вот сейчас, прямо сейчас оно случится!..", и эту энергию нужно куда-то девать. На что-то тратить. Как вариант, на такие бессмысленные, с рациональной точки зрения, действия.

    ОтветитьУдалить
  8. я такую ситуацию называю "поджим". зачастую во дворе ты и сам не имеешь места для маневра, а тут тебя еще сзади или спереди "поджимают", таким образом нервируя и влияя на адекватность маневров. иногда нескоординированность действий "поджимных" приводит к локальному транспортному коллапсу... особенно в часы пик, когда машины одна за другой появляются на дороге, как яйца в советской электронной игре "ну погоди"...

    ОтветитьУдалить