А кто-то может справедливо возразить: нельзя же всё время быть правильными, выверяя с линейкой и транспортиром каждое слово и дело! Да, я тоже думаю, что не получится, даже если очень хочется. Мы все иногда ошибаемся. Просто иногда глупости бывают осмысленными, а иногда совершенно бесполезными.
Как они могут быть осмысленными? Да легко! Помните, например, как в фильме «Терминатор 2» отрицательный герой из будущего почти мгновенно замёрз, оказавшись в луже жидкого азота? Умом мы прекрасно понимаем, что гораздо эффективнее было бы забирать тепло обычной водой, а не азотом. Но тем же умом мы осознаём, что с водой такой трюк не пройдёт. Ну не будет злой робот из будущего крошиться на льдинки, попав в воду. А с жидким азотом вроде более правдоподобно, хоть тоже нереалистично (любой человек, поигравший в детстве с термосом азота или интересовавшийся вопросом, прекрасно чувствует эту невозможность). Но поскольку мы говорим про фантастический фильм, то было бы странно критиковать его за нефизические моменты, верно?
Я хочу сказать, что если по федеральным каналам в популярных программах или рекламе будут рассказывать о том, как большие железяки за считанные секунды становятся хрупкими, соприкоснувшись с жидким азотом, то это будет большим злом (так как прививает неправильные массовые представления). А если в фантастическом фильме происходит какая-то существенная для сюжета ерунда, то это ещё можно считать допустимым.
Ладно, давайте я воздержусь от возобновления разговоров о том, что хотя бы крупные телеканалы должны распространять грамотную речь, а лучше поздравлю всех причастных с 1 сентября. Хорошего вам года! А родителям напоминаю о том, на что обращать внимание (речь не только об осанке, а о проблеме игнорирования тех вопросов, с которыми у самих родителей не было проблем).
Кстати, полагаю, именно по причине начала учебного года на табличке справа вы можете видеть, как увеличилась популярность поисковых запросов о том, зачем нужна математика (есть подозрение, что учителя просят пятиклассников приготовить доклад на эту тему). Три года назад я написал свой вариант ответа на этот вопрос в заметке «Зачем изучать математику?»
А как вы отвечаете на этот вопрос?
А зачем люди учат английский?) Математика -- язык, использующийся в множестве наук и приложений, и чтобы с ними общаться. надо уметь этим языком пользоваться.
ОтветитьУдалитьА по поводу азота -- помнится, отдельные студенты моего вуза, правда с других специальностей, делали круглые глаза и упорно отказывались мне верить, когда я говорил им, что каплю азота можно катать по ладони некоторое время.
Видео в тему. "Нужно ли учить школьников математике?"
ОтветитьУдалитьhttp://www.youtube.com/watch?v=pAuti68vHso
Очень хочется, чтобы это оказалось шуткой.
Тоже вспомнил это видео. А потом эти девочки, которые "не верят в математику", пытаются что-то вкусненькое приготовить, пользуясь обычным рецептом. Но как это сделать, если нет элементарной соображалки?!
ОтветитьУдалитьПример - http://answers.yahoo.com/question/index?qid=20100413153008AAqsKYN
Кому лень ходить по ссылке, вот перевод:
Вопрос: Сколько надо четвертей чашки, чтобы получилась полная чашка?
Обнадёживающий ответ: 47. Надо 47 четвертей чашки, чтобы получилась одна чашка. Неужели этому уже не учат в школе?
(такой ответ указывает на то, что на сервисах вопросов-ответов бывают не только безнадёжные люди, но хотя бы шутники, хоть как-то понимающие трагедии :-)
>> Обнадёживающий ответ: 47. Надо 47 четвертей чашки, чтобы получилась одна чашка. Неужели этому уже не учат в школе?
ОтветитьУдалитьУ меня батхерт случился, пока не понял в чем подвох.
А в чем подвох?
ОтветитьУдалитьМатематика безусловно нужна, но боюсь не в рамках советской школьной программы (так уж случилось, что учился в школе я при советской власти), а более сокращённо. Ибо интегралы-дифференциалы это безусловно полезная штука, но IRL оные знания пригодятся хорошо если 1% обучаемых. А вот мозг выворачивается наизнанку всем школьникам.
ОтветитьУдалитьУчась в школе, заметил (за собой по крайней мере) такую физиологическую особенность как порог восприятия информации (так назовём, за незнанием профессиональных терминов). Т.е. сначала новая информация воспринимается легко и даже осмысливается, но к середине учебного дня, а в случае с тяжёлыми для понимания предметами (к коим безусловно относится математика) и даже к середине первого урока - в одно ухо влетает, в другое вылетает. Причём независимо даже от искренего желания понять и усвоить.
Не осмысливается и хоть ты тресни. Зазубрить ещё как-то можно - понять, только дома после отдыха. Но много ли вы выдели детей которые корпят над учебниками дома ? В лучшем случае - как можно быстрее сделали домашнее задание и всё. Можно возразить, что дом. задание не получится сделать не поняв тему. Отвечу - да запросто, не обязательно понимать суть предмета, достаточно нарыть решённые примеры и сделать по аналогии. Это конечно даст кое-какие навыки (навыки, а не знания) в обращении с формулами, но понятия сути предмета, т.е. для чего вообще нужны интегралы-дифферинциалы в природе, не даст ну никак. А без базовых понятий ситуация не прочувствуется, соответственно практически сразу после школы всё это моментально выветрится из головы и получим человека с пятёркой в атестате, но с околонулевыми реальными знаниями.
Вообщем поменьше нужно в школе преподавать "матана" и давать знания попроще и доходчивей (но тут уж больше от конкретного преподавателя зависит).
Как живой пример. Наравне с помянутыми интегралами-дифференциалами, мне лично в школе также была непонятна всякая разная тригонометрия. Ну да, была 4-ка по ней (как не странно), да умел доказывать разные теоремы (хотя не понимал накой это надо, а зазубрить доказательство не трудно), но суть этого всего не понимал. Понял потом, спустя годы. Когда пригодилось в жизни. Сел за учебники и опять же, чувствую - не въезжаю. Въехал внезапно, когда понял, что синусы и косинусы это банально тень (проекция по научному) по горизонтали и по вертикали. И всё, после этого тот практический жизненый вопрос благополучно разрешился.
А интегралы-дифференциалы в жизни до сих пор не пригодились, соответственно до сих пор так и не знаю для чего они нужны :(
Или наоборот, от того что незнаю для чего, от того и не пригодились, может применил бы уже если бы знал для чего они...
Но поелику в школе не потрудились доходчиво объяснить практическое их применение, а преподавали только горы пятиэтажных формул, то даже любопытства ради не возникало желания самостоятельно изучить вопрос.
С Уважением, Павел.
PS Извините за многобукв.
Уважаемый аноним, Вы правы: иногда глупости из фантастических фильмов слишком глубоко залезают в головы людей. Но начинать, мне кажется, надо с увеличения грамотности не в фильмах, а в программах новостей и научно-популярных передачах.
ОтветитьУдалитьГав, ролик мрачный. Но, как я понимаю, все эти разговоры про "не верю в математику" возможны в среде совершенно необразованных людей, у которых даже не хватает логического аппарата, чтобы понять, что они постоянно пользуются плодами математики. Кстати, в ролике они часто говорят слово "математика", а, похоже, подразумевают арифметику (фразы про "учить только сложение, а не это... как его... умножение") и т.д.
Думаю, в России тоже таких неграмотных девиц найти можно. Главное, чтобы они не стали большинством (и не мешали своим детям учиться).
Вопрос про чашки я ещё в прошлых комментариях видел (а до этого в rss-reader'е).
Павел, спасибо за много букв!
Причина проблемы, мне кажется, не в избытке матана, а в недостаточно увлекательном преподавании. Если учитель разбирается в математике (и сам регулярно использует те же интегралы в своей работе), то он и рассказать о ней хорошо сможет (не всегда, конечно).
Но понятно, что хороших учителей на всех не хватит, из-за чего для многих школьников уроки становятся мучительными и бесполезными. Уменьшив количество сложных тем, можно снизить муку, но не удастся поднять пользу, я думаю. Если класс "не тянет", то учитель сам дольше остаётся на базовых темах, не успевая начать сложные. И это все понимают, это всех устраивает.
Другая проблема - рост бумажной работы (отчёты, планирования и т.д.). Иногда это вынуждает учителя давать не ту тему, которую надо (например, закончить начатое на прошлом уроке), а ту, которая должна быть по "утверждённому сверху графику". Тогда и учитель, и школьники понимают, что (зани)маются ерундой. И не выучатся, и время потратят. Но, опять же, проблема не в тригонометрии, а в кадрах (в школах и министерстве).
Вспомнился мой пост в ЖЖ (пятилетней давности, правда), для чего в хозяйстве может пригодиться арктангенс...
ОтветитьУдалитьА именно http://honeyman.livejournal.com/50685.html
ОтветитьУдалитьhoneyman, отличное применение арктангенса!
ОтветитьУдалить