28 июл. 2009 г.

Пешеходов беречь нельзя пропускать

Есть как минимум два плохих варианта с позицией запятой в заголовке этой заметки.

Расскажу коротко: внутри шара радиусом около километра с интервалом в сутки трижды происходили очень похожие ДТП. Каждый день на одном из пешеходных переходов автомобиль первого ряда останавливался перед людьми, желающими перейти дорогу, а водитель автомобиля, движущегося во втором ряду, принимал решение «проскочить».

Есть распространённое суждение в сети о том, что повышение штрафов за помеху пешеходу на переходе очень помогло, так как водители стали пропускать даже там, где раньше никогда не пропускали. И это вполне понятно.

Но обратная сторона медали тоже очевидна: пешеходы и раньше не особо по сторонам глядели, а теперь самые рьяные «доноры органов» ещё активнее бегут на дорогу. Есть мнение, что смертность от этого выросла. И это печально.

Я согласен с повышением этого штрафа, так как меня тоже достали умники, считающие себя королями дороги. Но результаты эксперимента говорят о том, что задачу надо решать полнее - необходима массовая разъяснительная работа с пешеходами и водителями.

В этих трёх ДТП есть два типа виновника:
1. Пожилые женщины и маленькие дети.
2. Молодые женщины за рулём.
(выборка маленькая, поэтому такой сексистский вывод вышел)

Итак, взрослые женщины и маленькие дети чаще недопонимают дорожную ситуацию, поэтому выбегают из-за остановившейся машины (хотя невредно убедиться, что второй-третий ряды тоже пропускают). Детям вообще лучше бы по дорогам не бегать, а держаться за родительскую руку.

А молодые женщины за рулём тоже часто не чувствуют возможных опасностей, поэтому, похоже, думают «И зачем этот дурак в первом ряду остановился, никаких помех же нет! Сейчас я тут проеду... Ой!!!» (предупреждение компилятора тоже не просто так бывают).

Выводы следующие:

1. О таких типичных ДТП имеет смысл рассказать своим родственникам и знакомым, не имеющим водительских прав, чтобы они внимательнее по сторонам смотрели, переходя дорогу. Важно, чтобы они сначала высовывали голову из-за остановившегося автобуса-грузовика, убеждались, что никто там не едет, а уже потом выходили всем туловищем. Лучше потерять пару секунд, чем получить несколько лет в коме.

2. Разборы таких ДТП стоит продемонстрировать знакомым начинающим водителям. Пусть считают, что «не просто так другие притормаживают, даже если причины пока не видно». Начинающим водителям надо несколько раз проиграть этот сценарий в голове, чтобы уменьшить его шансы в реальности.

3. Остановившись перед пешеходным переходом, надо контролировать происходящее в левом зеркале. Если там кто-то мчится, то необходимо попробовать обратить внимание пешеходов на это. Сделать это трудно, так как любой сигнал (звуковой и световой) могут понять соверешенно противоположно задумке: не «Остановитесь!», а «Чего плетётесь, давайте быстрее», что только усугубит ситуацию. Если открыто окно, то можно успеть крикнуть голосом...

Обратите внимание, третий пункт не кажется особо эффективным. Пешеходы часто идут «по инерции», даже если им явно говорят остановиться. Поэтому спасти их в такой ситуации должно быть тяжело. Некоторые водители рекомендуют останавливаться перед пешеходным переходом, занимая два ряда, чтобы не позволить проехать безумным лихачам. Но это тоже может привести к аварии, так как водителю, которому лошадиные силы мешают трезво мыслить, скорее придёт в голову обогнать такое препятствие по встречке, чем остановиться :(

Поэтому лучше напомните своим близким людям, как надо переходить пешеходные переходы, чтобы они поняли важность мероприятия. И покажите начинающим водителям, как надо проезжать пешеходные переходы. Это не просто правила, а правила с кровавыми иллюстрациями.

Полагаю, эти три ДТП, произошедшие буквально на одном пятачке в моём городе, спровоцировали активный обмен опытом между местными автомобилистами и пешеходами. И сам факт массового разбора ситуаций на форумах города является неплохой профилактикой будущих происшествий на этих улицах. Но лучше профилактику проводить вместо, а не после.

Берегите себя!

11 комментариев:

  1. А мне на штрафы как-то всё равно. Я жить хочу. Поэтому перехожу когда всё контролирую.
    Предпочитаю светофоры и дороги с маленьким числом полос.
    И пока не увижу что на следующей полосе творится - не иду.
    За своей жизнью надо самому следить, а не доверятся водителям.

    А может стоит в правилах прописать(если ещё нету) остановку за три метра до зебры, чтобы с других полос раньше было пешеходов видно?

    ОтветитьУдалить
  2. Устраивая нерегулируемый переход на дороге с более чем одной полосой в каждую сторону, надо очень тщательно все взвесить. На оживленных, особенно загородных, трассах это категорически недопустимо, потому что машины часто едут в левом ряду 100-150. Либо подземка, либо светофор. Ну или, если у дорожной службы финансовые проблемы - навесной переход над дорогой.

    Иначе проблему подобных аварий будет очень сложно решить.

    ОтветитьУдалить
  3. Я однажды уже писал на эту тему. Правда не всегда "добрые" люди уступают там, где переход, бывает - и просто посреди улицы. Добрый жест, который закончится ДТП между пешеходом и леводвижущейся машиной.
    Неплохо бы еще и пешеходов для приличия понаказывать, а то как-то односторонне применяются меры.

    ОтветитьУдалить
  4. Suphair, 3 метра - мало :( Надо головы менять, чтобы не надеялись, что "там никого нет", а ожидали "а вдруг там кто-нибудь есть".

    ZakharS, конечно не везде можно ставить переход. Но есть места, где люди всё равно переходят (например, потому что выходят на автобусной остановке, а ближайшего светофора не видно даже. И тогда лучше поставить зебру, чтобы нормальные водители заранее снижали скорость, заметив издали знак.

    Алексей, пешеходов надо и наказывать, и учить с детства. Кстати, в эту сторону можно заметить добрые начинания - недавно мне попалась "Азбука безопасности" проекта "Смешарики". Там как раз внятно разобраны выбегания из-за стоящего автобуса. Но нужные ещё действия (ориентированные на старшее поколение и на молодых водителей), чтобы сократить такие нелепые столкновения.

    ОтветитьУдалить
  5. А зачем вообще что-то делать?
    Чем больше погибнет, тем больше люди задумываться сами начнут.
    То что идёт изнутри лучше дойдёт, чем навязываемые правила.

    ОтветитьУдалить
  6. Suphair, Вы же сейчас говорите не про своих родителей, не про своих бабушек и дедушек, не про своих дядь и тёть, не про родителей своих друзей и так далее, верно? А в заметке речь как раз о них. Я предлагаю напомнить об этой опасности дорогим людям, чтобы они были осторожнее, переходя дорогу.

    Разговоры об естественном отборе легко вести о чём-то отстранённом...

    ОтветитьУдалить
  7. Можно включать поворотник, "сейчас перестроюсь на вторую полосу", едущий сзади притормозит или перестроится в третий ряд.

    ОтветитьУдалить
  8. Вряд ли напасешься правил на всех безбашенных. Но своему сыну рассказал про эту заметку, чтобы водил осторожнее в таких ситуациях. Сам не вожу.

    Еще один момент с правилами. Всяческих ограничений и знаков на дорогах полным-полно. Из них заметная часть или потеряла смысл со времени установки или (возможно) никогда не имела. Например:
    Недалеко от моего дома обозначен знаками пешеходный переход. Раньше там была автобусная остановка. Ее давно перенесли, и люди через дорогу там не ходят. Даже тропинки все на подходе заросли. Но знаки висят.
    В других местах ограничена скорость. Когда-то была ограничена разумно (возможно). Сейчас там построены надземные переходы, стоят барьеры, все путем, спасибо местным властям. Но может быть, можно бы теперь скорость увеличить официально? Ее там регулярно превышают. И это большая беда. Не потому, что это чем-то грозит непосредственно. А потому что это, как бы выразиться, мозги у народа поворачивает в неправильную сторону. Если есть неразумные ограничения, которые можно спокойно нарушить, то в другой раз будет нарушено разумное ограничение.

    Задумывается ли кто-нибудь об опасности излишних ограничений? Боюсь, что они вносят большой вклад в правонесознательность значительной части россиян, говоря им, что власть - враг, и надурить ее при возможности - благое дело.

    ОтветитьУдалить
  9. Виктор, полностью в Вами согласен - к сожалению, ненужные знаки не убирают, что у многих вырабатывает привычку игнорировать любые знаки :(

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный17.03.2010, 17:08

    Пишу со стороны водителя в левом ряду. Очень часто обочины заполнены припаркованными машинами, кроме того, некоторые умники останавливаются прямо на правой полосе "купить сигарет", поэтому не всегда понятно, стоит ли машина стационарно или остановилась перед переходом. Буквально на днях на съезде с эстакады на 6-полосное шоссе чуть не сбила старушку с внуком - честно, они просто не вписывались в реальность, бодро выйдя из-за стоящей машины и не глядя налево. Да, ужасно и да, я молодая женщина за рулем.
    Например, в Норвегии метров за 20 перед зеброй на дороге делают небольшие искусственные неровности - так, что машину начинает чуть потрясывать. Дополнительный сигнал водителю снизить скорость.

    ОтветитьУдалить
  11. Да, проблемы неправильных парковок и неадекватных пешеходов стоят в полный рост. Для этого и заметка, чтобы и пешеходам вспомнить о том, что стоит по сторонам смотреть, и водителям ждать любой глупости от пешеходов и других автомобилистов.

    ОтветитьУдалить